• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Особенности погребального обряда племен ямной культуры". 2019 г.

Опубликовано Надбитов Руслан Константинович вкл 27.07.2021 - 14:51
Надбитов Руслан Константинович
Автор: 
Фоменко Екатерина, СОШ № 20 г.Элисты

Данная учебно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются личности ученых, внесших свой вклад в археологические исследования на территории Калмыкии и близлежащих регионов. Во второй главе рассматриваются погребальные обряды ямной культуры. В заключении имеются необходимые выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_pogrebalnogo_obryada_plemen_yamnoy_kultury.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Элисты

         XVIII республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм», посвященная 140-летию со дня рождения О.И.Городовикова

Секция: «Археология»

Тема работы:

«Особенности погребального обряда племен древнеямной культуры»

       Подготовила: Фоменко Екатерина,

учащаяся 9 «а» класса

 МБОУ «СОШ № 20». Элисты,

обучающаяся туристско – краеведческого клуба «Компас»

 БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»

               Руководитель: Надбитов Руслан Константинович,

педагог дополнительного образования

Элиста 2019

Оглавление

Введение        3

Основная часть:

I……………………        

II..        

III.        11

Заключение         19

Список использованной литературы        20

Приложение        21

Введение

Однажды на одном из телевизионных каналов я просмотрела передачу об археологических раскопках захоронений древнеямной культуры и узнала, что курганные группы существуют и на территории Калмыкии. Я захотела подробнее узнать о «древнеямниках».

В процессе исследования я изучила литературу по теме в библиотеке им. А.М.Амур-Санана. Большую поддержку оказал научный сотрудник отдела археологии Калмыцкого научного центра Российской Академии наук Кекеев Эрдни Анатольевич, помог разобраться в данной теме, рассказал о древнеямной культуре и о том, как проводятся археологические раскопки.

На территории юго-востока Европейской части России – степей Волго – Донского Междуречья, а также Заволжских районов Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей и Калмыкии в разное время обнаружено множество различных археологических памятников, наиболее многочисленными из которых являются курганы. В данной работе мы рассмотрим группу курганов в Калмыкии, оставленную племенами так называемой ямной культуры.

Цель учебно-исследовательской работы: изучить основные особенности погребальных обрядов и ритуалов племен древнеямной культуры.

Задачи исследования: 1) показать вклад известных ученых-археологов в изучение погребальных традиций «ямников»; 2) рассмотреть технические и конструктивные приемы погребальных сооружений; 3) выявить основные погребальные обряды и ритуалы племен ямной культуры.

Этапы исследования:

  1. изучение сведений из литературы и периодических изданий об археологических раскопках ямных погребений;
  2. поиск информации в сети Интернет;
  3. подготовка учебно-исследовательской работы на основе имеющихся материалов.

Сроки проведения исследования: апрель – октябрь 2019 г.

Данная учебно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются личности ученых, внесших свой вклад в археологические исследования на территории Калмыкии и близлежащих регионов. Во второй главе рассматриваются погребальные обряды ямной культуры. В заключении имеются необходимые выводы.

  1. Этапы становления древнеямной культуры

В степной полосе от р. Эмбы до р. Днепра, а в некоторые периоды до Днестровско-Прутского междуречья в середине III тысячелетия до н. э. сложилась культурно-историческая общность, которую часто называют древнеямной культурой.

О происхождении древнеямной культурно-исторической общности нельзя говорить в целом: каждый ее вариант явился результатом длительного взаимодействия различных культур и племенных групп. Уже огромные размеры самой территории исключают возможность единого происхождения и единого развития. Но, вероятно, можно сказать, что единство основы древнеямных племен в том, что она всюду была местной неолитической. Древнейшим вариантом древнеямной общности является Волго-Уральский. На его формировании сказалось влияние Восточного Прикаспия, где еще с мезолита наблюдались сходные формы кремневой индустрии, а в свое время появилась остродонная или круглодонная керамика. Возможно, там же был центр одомашнивания животных, в первую очередь мелкого рогатого скота. Волго-Уральское междуречье было той территорией, где начался процесс обособления скотоводческих племен, который затем охватил всю древнеямную территорию с востока на запад и от Приазовья до Самарской Луки.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства. Скотоводство в степях хотя и было еще пастушеским, но появляется в настолько сложившемся виде, что освоение степей иногда объясняют потребностями хозяйства. Степь открывала возможности общения человеческих коллективов и широкого распространения всех культурных явлений. Развитие скотоводства привело к накоплению богатств в родовых и племенных коллективах. Распространение скотоводства было связано и с освоением пахотных участков, но продуктов земледелия, как думают, было мало.

II. Археологические исследования в Калмыкии в ХХ в. и личности ученых–археологов

Крупнейшие археологические исследования на территории нашей республики (в том числе и памятников ямной культуры) приходятся на прошлое столетие.

В 20-30-е гг. ХХ в. археологические раскопки в Калмыкии организовывал Павел Сергеевич Рыков, который еще в царское время после успешной защиты диссертации получил звание ученого–археолога. Это был разносторонне развитый человек. Изначально Рыков занимался исследованиями славянских древностей (памятников славян–радимичей и славян–вятичей), затем – латышей–латгальцев. Он работал в Курской архивной комиссии, хранителем музея древностей при публичной библиотеке г. Вильно, в Уездном отделе народного образования Рязанской губернии[1].

С 1920 г. П.С. Рыков переехал жить и работать в г. Саратов. С этого времени начинается период расцвета его научной, организаторской и общественной деятельности. Вскоре Рыкова избирают доцентом Саратовского университета и заведующим кафедры археологии, учрежденной по его инициативе при педагогическом факультете. После сдачи магистерских испытания он получил звание профессора. Тогда же был создан историко-археологический институт, который в 1924 г. получил название Краеведческого института изучения Нижне-Волжской области. Директором этого института Рыков был бессменно в течение 15 лет.

Основные свои силы и знания Рыков посвятил исследованиям территории Нижнего Поволжья, богатство которого археологическими памятниками привлекло к себе внимание ученого и определило направление его научных исследований. Павел Сергеевич обладал кипучей энергией и сумел быстро собрать группу энтузиастов из музейных работников и студентов. В 1928 г. он организовал большую экспедицию с целью археологического обследования правобережья р. Ахтубы от Сталинграда до Астрахани.

Археологические исследования Рыкова приходятся на первый период изучения археологических памятников на территории Калмыцкой автономной области. В 1929 г. экспедиция произвела разведывательные работы и раскопки в районе поселков Калмыцкий Базар, далее, через Яшкуль, к тогда еще селу Элисте, до озера Ханата. Предметы, собранные в ходе первых раскопок курганных групп, в том числе и ямной культуры, хранятся сегодня в фондах Саратовского областного музея краеведения.

К сожалению, дальнейшая судьба ученого сложилась трагично. В 1937 г. профессор Павел Сергеевич Рыков был арестован в причастности к «правотроцкистской контрреволюционной группе». В расцвете творческих сил ученый был приговорен к тюремному заключению, которое отбывал без права переписки во ВладЛаге, в г. Ворошиловске (Уссурийск) Приморского края. Здесь Рыков и умер в 1942 г. В 1956 г. он был посмертно реабилитирован[2].

Все материалы, добытые в экспедициях Рыкова, были введены в научный оборот. По этим публикациям стал более четко вырисовываться процесс исторического прошлого Нижнего Поволжья. Край, ранее почти неизвестный в археологическом отношении, благодаря энергии и трудолюбию П.С. Рыкова стал более понятен историкам.

При содействии П.С. Рыкова в 1932 г. в Элисте был создан Историко-этнографический музей калмыков, куда вошли экспонаты, добытые в его экспедициях. Всего же до начала Великой Отечественной войны были исследованы 124 кургана с 250 погребениями. К сожалению, большинство из экспонатов бесследно исчезли по время фашистской оккупации 1942 г. [Очир-Горяева 2008: 33].

Следующий этап археологических исследований в республике начался в 60-е гг. ХХ в. Калмыкия отстраивалась после военных разрушений, люди возвращались к культурной жизни. Было решено организовать Калмыцкий краеведческий музей. Археологические раскопки 60-х гг. были связаны с реализацией проектов по строительству участка железной дороги Элиста — Дивное и сооружением дамбы будущего Чограйского водохранилища. Значительная часть долины реки Маныч, насыщенная археологическими памятниками, должна была уйти под воду. Поэтому в короткие сроки проводилось большое количество спасательных археологических экспедиций. Самые крупные исследования были проведены в 1961-1972 гг. экспедицией профессора Саратовского университета И.В. Синицына.

Иван Васильевич Синицын родился в 1900 г. в бедной крестьянской семье, в с. Дьяковка Саратовской губернии. С малых лет работал в хозяйствах зажиточных крестьян, но сумел получить начальное образование. После окончания учительской семинарии работал в сельской школе. Грамотного и талантливого юношу быстро заметили новые власти. В 1920 г. обком ВКП (б) командировал Синицына на учебу в Саратовском университете. После окончания университета И.В. Синицын учился в аспирантуре, был ученым секретарем в Институте краеведения, а с 1937 по 1939 г. – директором этого же института. С 1935 г. Синицын работал на историческом факультете Саратовского государственного университета. Он заслуженно считался и считается одним из самых археологов нашей страны[3].

В научном отношении И.В. Синицын являлся учеником и преемником археолога Павла Сергеевича Рыкова, который сумел на всю жизнь привить ему страстную любовь к археологии. Еще со студенческой скамьи Синицын был непременным участником всех экспедиций Рыкова.

Первые самостоятельные шаги И.В. Синицына связаны с исследованиями в Калмыкии и Астраханском крае. В 1930 г. по поручению Института истории материальной культуры Академии наук СССР (в дальнейшем – Институт Археологии) им была обследована совершенно неизученная область от дельты Волги до нижнего течения реки Кумы. Исследования Синицына, вместе с данными, полученными П.Рыковым и другими археологами, позволили наметить основные вехи исторического процесса эпохи бронзы в Нижнем Поволжье, установить закономерность в развитии местных племен и их культурно-хозяйственные связи с населением сопредельных районов. Так, стало совершенно очевидно, что ямная культура положила начало формированию более поздней, срубной культуры. Его работы уже тогда давали возможность говорить о расселении совершенно особой этнической группы племен катакомбной культуры из калмыцко – манычских степей – центра их обитания – на север, в пределы территории нынешней Волгоградской области. Большую помощь в археологических исследованиях в Калмыкии И.В. Синицыну оказывал историк У.Э. Эрдниев.

Урюбджур Эрдниевич Эрдниев родился в 1910 г. в семье бедного калмыцкого скотовода. После смерти родителей проживал у родственников, работал пастухом. С 1924 по 1927 г. сирота Урюбджур обучался в Калмбазаринской интернатной школе около Астрахани. В 1927 г. он поступил в Калмыцкий педагогический техникум, где проучился до 1930 г. С 1933 по 1938 г. – студент Московского института философии, литературы и истории. А в 1938 г. он преподавал в пединституте г. Астрахани, стал деканом историко-филологического факультета. С началом Великой Отечественной войны Урюбджур Эрдниев был призван в ряды Красной Армии. В годы депортации калмыков работал вначале учителем истории в сельской школе, затем старшим преподавателем по курсу древней истории и археологии и деканом исторического факультета Новокузнецкого педагогического института. В 1959 г. Урюбджур Эрдниевич Эрдниев вместе с семьей возвратился в Калмыкию. Здесь, в родной Калмыкии, по настоящему, по настоящему раскрылись способности У.Э. Эрдниева как видного ученого, археолога и этнографа[4].

С 1961 по 1970 г. экспедицией И.В. Синицына и У.Э. Эрдниева был раскопан 761 курган. В них обнаружено 2040 погребений и огромное количество вещественных материалов. Широкие археологические изыскания открыли новое видение на культуру, быт и обычаи древних народов, издревле населявших Калмыцкую степь.

III. Погребальный обряд племен древнеямной культуры

Курганные могильники, вскрытые И.В. Синицыным и У.Э. Эрдниевым у поселка Лола, в урочище Архара, близ города Элисты, а также в долине Восточного Маныча (зона затопления Чограйского водохранилища), дали многочисленный и разнообразный материал, характеризующий ямную культуру на разных этапах ее исторического развития. В результате были выяснены наиболее характерные особенности погребального обряда и ритуала племен ямной культуры.

В пределах юго-востока России бескурганные могильники племен ямной культуры до сих пор практически неизвестны; древнейшими погребальными сооружениями здесь остаются курганы. Они пока остаются единственным источником знаний о духовной и материальной культуре племен ямной культуры. Открытые материалы позволяют говорить о близком сходстве похоронных обычаев древних кочевых племен всего юго-востока. Вместе с тем можно отметить целый ряд особенностей, присущих данной культуре.

Почти все курганы ямной культуры содержат впускные погребения более поздних исторических эпох, иногда погребения бывают разграблены, а сами курганы распаханы. Поэтому установить их первоначальные размеры иногда очень трудно. Немногие сохранившиеся представляют собой невысокие, сильно расплывшиеся насыпи овальной или круглой формы диаметром от 15 до 20 метров и высотою от 50 см до 1,5 метра. Почти все они опоясаны кольцевыми рвами, которые сейчас сильно заплыли и их можно узнать только по более густой и зеленой траве.

Структура насыпей однородна – она состоит из степного суглинка или чернозема. Курганы с преднамеренным включением в насыпь каменных глыб, завалов или набросок над могилами встречаются очень редко. Так, в Ростовской и Астраханской областях подобные примеры практически неизвестны, зато в Калмыкии и Предкавказье они встречаются чаще, хотя и процент таких могил к их общему числу невысок[5].

В эпоху освоения металла данный обычай бытовал у многих племен и народов, причем на Кавказе он восходит к глубокой древности. Поэтому можно предполагать, что «ямники» юго-востока заимствовали его именно с Кавказа. Обычай, связанный с широким использованием камня в погребальном обряде и ритуале вряд ли мог возникнуть самостоятельно в местности, бедной камнем.

Одной из особенностей похоронных обычаев племен ямной культуры на территории ее расселения следует считать перекрытие могилы бревнами, плахами, досками или жердями. В прибрежной полосе Волги и Дона могилы с деревянным настилом составляют свыше 80 %. В открытых степях Калмыкии, Предкавказья и Маныча процент могильных ям с перекрытиями значительно ниже. Скорее всего, это обстоятельство можно объяснить отсутствием леса, а не спецификой обряда или ритуала, присущего только для населения этих районов[6].

Технические и конструктивные приемы погребальных сооружений довольно просты. Все грунтовые могилы могут быть разделены на несколько типов. Преобладают ямы удлиненно-прямоугольной формы с отвесными, тщательно обработанными стенками, с прямыми или слегка округленными углами. Исследователь В.А. Фисенко еще в конце 60-х гг. ХХ в. отмечал, что на их долю приходилось около 90 % всех могил, вырытых в грунте. Такие могилы чаще всего оказываются в кургане основными. Вместе с тем, на юго-востоке известны и другие формы погребальных сооружений. Так, одной из разновидностей простых прямоугольных ям являются могилы с боковыми уступами или заплечиками. Но они крайне редки. Такие уступы могли служить в качестве опоры для накатника. Это подтверждается тем, что часто на уступах обнаруживались остатки плах от перекрытия.

Кроме прямоугольных, были обнаружены ямы овальной и трапециевидной форм. Но они встречались гораздо реже. Овальных ям было открыто около 20, а трапециевидных всего 3. Погребальные сооружения с катакомбами встречаются уже совершенно оформившимися, а это значит, что степи юго-востока не являлись родиной для этих племен. Но нельзя полностью утверждать об отсутствии у племен ямной культуры Калмыкии обычая хоронить своих покойников в могилах с катакомбами. В ходе исследований И.В. Синицына и У.Э. Эрдниева было найдено свыше 60 погребений, которые устроены в могилах с катакомбами, но с соблюдением важнейших особенностей обряда и ритуала «ямных» племен. В некоторых могилах были обнаружены круглодонные горшки и молоточковидные булавки. Носителям ямных традиций юго-востока, и Калмыкии в частности, на определенной стадии их исторического развития был не чужд обычай сооружать в могилах катакомбы.

Захоронения ямной культуры в грунтовых могилах с боковыми могилами – катакомбами не являются аргументом в пользу генетической связи или родства племен ямной и катакомбной культур. Скорее, они наводят на мысль о хронологическом и территориальном контакте носителей двух различных культурных традиций, а также о заимствовании «ямниками» обычая устраивать в могилах катакомбы у своих новых соседей. Следует отметить, что в настоящее время вполне отчетливо выделяется группа погребений ямно-катакомбного типа, устроенных в простых четырехугольных ямах. Эти погребения сохраняют важнейшие особенности обряда и ритуала «ямников», но сопровождаются инвентарем катакомбной культуры.

Внутреннее оборудование ямных могил особым убранством не отличается. Дно, как правило, покрывалось растительной подстилкой, кошмами или шкурами, а стены иногда обвешивались циновками. Такие погребения отмечались в Калмыкии П.С. Рыковым в урочищах Элиста 7/2 и 7[7], а также И.В. Синицыным и У.Э. Эрдниевым в урочищах Архара 2/6,7,8, Энчин-Толга 8/6 и Элиста 2. Сами циновки не сохранились, но их отпечатки в сырой глине были отчетливо видны на стенках могилы.

В одном случае (Энчин-Толга 8,7) в стенках на разной высоте были обнаружены горизонтально расположенные ямки с остатками заостренных колышков. Несколько таких же колышков было забито в дно ямы вдоль самих стенок. С помощью этих колышков циновки крепились к стенкам. В связи с этим П.С. Рыков выдвинул предположение, что «ямникам» Калмыкии был не чужд обычай хоронить покойников в шалашах, устроенных в могиле. Правда, данное утверждение до сих пор считается сомнительным[8].

Иногда в могилах обнаруживаются следы кольев, вбитых в дно ямы по углам – их следы хорошо прослеживаются по полуцилиндрическим выемкам с остатками древесины на них. Диаметр кольев достигает 10 см и более, а высота их соответствует глубине могилы. Назначение этих кольев не вполне ясно. Видимо, они служили для поддержания циновок.

Ориентировка погребений древнеямной культуры в общем довольно однообразна и устойчива. Чаще всего покойники положены головами на восток или северо-восток. На долю этой группы приходится до 70 % учтенных погребений. Довольно часто умерших хоронили головою на юго-восток. Эта категория составляет больше 10 %. Ориентировка покойников на юг, юго-запад, запад, северо-запад и север встречается значительно реже.

Если сравнивать ориентировку в древнеямных погребениях в нескольких регионах, то здесь присутствуют некоторые различия. В прибрежной полосе Волги и Калмыкии доминирует восточная и северо-восточная ориентировка. В Астраханской области ориентировка неустойчива. Здесь встречаются впускные захоронения. Они перекрывают собой более ранние могилы, покойники в которых положены в согнутом или вытянутом виде на спине, головой на восток или северо-восток.

Говоря об обряде и ритуале захоронений ямной культуры, следует указать и на обычай посыпать покойников красной краской. Иногда краски так много, что она толстым слоем покрывает как костяк, так и дно могилы. Наиболее интенсивно окрашивались череп, таз и ступни ног. Иногда вместо краски в могилах встречается мел, известь или уголь, но подобные примеры не столь многочисленны.

И, наконец, одной из наиболее выразительных особенностей похоронных обычаев представителей ямных культурных традиций степного юго-востока следует признать исключительную бедность или полное отсутствие заупокойного инвентаря. Он представлен незначительным количеством глиняных горшков или их фрагментов, изделиями из камня, кости и металла. Изредка при покойниках встречаются кости жертвенных животных – коровы или овцы. Возможно, население ямной культуры не отошло еще от погребальных традиций тех времен, когда снабжать покойника всем необходимым инвентарем не полагалось. Ведь орудия труда, предметы домашнего обихода и скот принадлежали не одному лицу, а находились в пользовании всего родового коллектива и поэтому отчуждению не подлежали.

В более позднее время стали выделяться патриархальные или даже моногамные семьи. Положение изменилось: отдельные семьи располагали своим личным имуществом и могли распоряжаться им по своему усмотрению независимо от желания родового коллектива. Видимо, этим и объясняется тот факт, что на позднем этапе развития ямной культуры появляются парные – мужские и женские – погребения, сопровождающиеся более разнообразным инвентарем. Таковы наиболее выразительные признаки погребального обряда и ритуала племен ямной культуры степного юго-востока. В развитии ямной культуры прослеживаются 3 периода. На раннем этапе (1-я половина - середина 3-го тысячелетия до н. э.) были распространены захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, с ориентировкой головы на восток; остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в т. ч. зооморфные «скипетры»). Характерно почти полное отсутствие металла. Поселения представляли собой временные стоянки скотоводов. В этот период некоторые группы племён ямной культуры проникли в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тысячелетия до н. э.) образуются локальные варианты культуры.

В степях Юго-Восточной Европы встречаются погребения, в которых прослеживаются включение предметов и ямной, и катакомбной культур. Скорее всего, катакомбники сменили древнеямников мирным путем. Практически не существовало следов разрушений центральных погребений древнеямников представителями катакомбной культуры. Впускные погребения они устраивали в южном и восточном секторах курганов, оставляя нетронутым центральный сектор. В степях Причерноморья появляются погребения на боку с головой, ориентированной на запад, яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На западе происходит частичный переход к оседлости, возникают постоянные поселения (Михайловское, Скеля Каменоломня и другие поселения на Нижнем Днепре).

На последнем третьем этапе (конец 3 - начало 2-го тысячелетия до н. э.) локальные различия становятся всё более чётко выраженными. Архаичные обрядовые признаки и инвентарь ямной культуры сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. На западе появляются погребения с костяками, зачастую неокрашенными охрой, без определённой ориентировки, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Распространяются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты), своеобразные костяные украшения с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. Усиление локальных различий и распространение новых культур привели к постепенному исчезновению ямной культуры. Её позднейшее население сыграло основную роль в формировании срубной культуры. На западе произошла ассимиляция носителей ямной культуры племенами катакомбной, среднеднепровской и усатовской культур.


Заключение

Археологические исследования курганных групп на территории Калмыкии и соседних регионов продолжаются сегодня. Ученые Калмыцкого научного центра РАН и Калмыцкого государственного университета ежегодно выезжают на раскопки, проводят полевые научные работы. В современных условиях в совокупности с традиционными приемами в археологии активно используются новые технические средства, компьютерная графика и моделирование, ГИС-технологии и др. Но сведения, полученные в результате исследований П.С. Рыкова, И.В. Синицына и У.Э. Эрдниева остаются актуальными и сейчас. Именно в ХХ в. археологи провели наиболее масштабные исследования в нашем крае, в том числе и курганных захоронений ямной культуры.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Практически единственными источниками изучения материальной и духовной культуры представителей древнеямной культурно-исторической общности являются курганные могильники;
  2. Конструктивные приемы при сооружении погребений и курганов у «ямников» довольно просты и в своей массе однообразны;
  3. Погребальный инвентарь очень скудный, это говорит нам о том, что предметы быта были чрезвычайно ценны, также есть вероятность того, что это особенность погребального обряда, когда с умершим можно было помещать только определенные, штучные предметы.
  4. Особенность помещения в погребение циновок, развешивания их по стенам могилы, своеобразное украшения погребального пространства.
  5. Обычай посыпать тело погребаемого охрой, наиболее интенсивно окрашивались череп, таз и ступни ног.
  6. В степях Юго-Восточной Европы произошла мирная смена населения, этот факт подтверждает информация, полученная в процессе исследования курганных могильников, представители катакомбной культурно-исторической общности (они сменили «ямников») исключительно редко разрушали центральные погребения в курганах «ямников», впускные погребения в курганах располагаются в южных и восточных секторах.
  7. Еще одним косвенным признаком мирного сосуществования является факт отсутствия следов боевых ранений на костных останках представителей культур раннего и среднего бронзового века на территории современной Калмыкии.
  8. Также в пользу того, что смена культур произошла мирным путем — наличие погребений со сходными признаками ямной и катакомбной культур.

 

Список использованной литературы:

1. Павел Сергеевич Рыков (1884-1942). Библиографический указатель. Саратов, 2009.

2. Рыков П.С. Раскопки курганного могильника в районе города Элисты. Саратов, 1936.

3. Рыков П.С.Погребения в шалашах. – ИГАИМК. Вып. 100. М., 1933. - с. 203

4. Фисенко А.В. Погребальный обряд племен ямной культуры юго-востока. //Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып.8. Серия историческая. Элиста, 1969. - с. 129

5. Очир-Горяева М. А. Археологические памятники волго-манычских степей (свод памятников, исследованных на территории Республики Калмыкия в 1929-1997 гг.). Элиста: Герел, 2008. - 298 с.

6. Очир-Горяева М. А. Древние некрополи Ергенинской возвышенности. Элиста, КалмНЦ РАН: 2017. – 420 с.

7. Кореневский С.Н. Рождение кургана. М., 2012. – 256 с.

8. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век: учебное пособие для студентов МГУ. М., 2002. – 226 с.

9. Археологическая карта Республики Калмыкия. Ч. 1. (Ики-Бурульский, Приютненский, Черноземельский, Целинный районы). / Под ред. П.М.Кольцова. Элиста, 2016. – 300 с.

10. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 – х т. – Элиста, 2009. Т. 1. – 848 с.

11. Археологическое наследие Волгоградской области. К 100-летию Волгоградского краеведческого музея. Под ред. Скрипкина А.С. Волгоград, 2013. – 288 с.

Интернет-ресурсы:

Саратовский центр археологических исследований. // https://lektsii.org

К 70-летию Ивана Васильевича Синицына. // http://ancientrome.ru/publik

Список использованной литературы

Отечественные археологи и антропологи. ХХ век. Эрдниев Урюбджур Эрдниевич. // http://ethnographica.kunstkamera.ru/

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=703183
© Библиофонд

 


[1] Павел Сергеевич Рыков (1884-1942). Библиографический указатель. Саратов, 2009.

[2] Саратовский центр археологических исследований. // https://lektsii.org

[3] К 70-летию Ивана Васильевича Синицына. // http://ancientrome.ru/publik

[4] Отечественные археологи и антропологи. ХХ век. Эрдниев Урюбджур Эрдниевич. // http://ethnographica.kunstkamera.ru/

[5] Фисенко А.В. Погребальный обряд племен ямной культуры юго-востока. //Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып.8. Серия историческая. Элиста, 1969. С. 129

[6] Там же. С. 130.

[7] Рыков П.С.Раскопки курганного могильника в районе города Элисты. Саратов, 1936.

[8] Рыков П.С.Погребения в шалашах. – ИГАИМК. Вып. 100. М., 1933. С. 203


Поделиться:

Любили тебя без особых причин...

Знакомые следы

"Не жалею, не зову, не плачу…"

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Именинный пирог