проектная работа по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 549.93 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение ”Лицей №13 ”
Научно-исследовательская работа на тему
“Влияние интернет - сленга на речевую культуру подростков”
Работу выполнила:
ученица МОУ лицей №13
9 Б класса
Корешкова Юлия
Руководитель:
Суркова Ольга Сергеевна
Петрозаводск
2020
Оглавление
Введение.........................................................................................................……………..2
Интернет-сленг и его происхождение…….................................................……………..4
Влияние Интернет - общения на речь подростков....................................……………...5
Анкетирование учащихся............................................................................……………...10
Заключение..................................................................................................……………….22
Список литературы........................................................................................……………..23
Приложение (словарь Интернет - сленга учащихся, примеры употребления Интернет-сленга в социальных Сетях)
Введение
Интернет давно уже стал средством общения для многих людей. На сегодняшний день Интернет – это колоссальный источник информации для всех современных интернет пользователей. Быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. В Интернете можно обмениваться фотографиями, аудио и видеозаписями, что очень привлекает новое поколение молодых людей. Конечно, социальные сети могут оказывать влияние на культуру языка их пользователей, особенно на культуру речи подрастающего поколения. Поскольку я сама являюсь пользователем сети Интернет и мне не безразлична судьба русского языка, я решила выбрать именно эту тему для своего исследования.
В школе мы начинаем изучать русский язык, познаем правила написания слов, предложений, текста. Обогащаем нашу речь чтением художественной литературы, проникаемся русским духом. Раньше наш язык был «великим и могучим», а теперь с каждым годом растет безграмотность населения, особенно молодежи. Современная молодежь старается общаться на более упрощенном, доступном языке, зачастую не задумываясь о правильности письма. Некоторые подростки пишут без заглавных букв, без знаков препинания. В виртуальном Интернет-пространстве можно заметить, что слова русского языка зачастую употребляются подростками не по правилам, что приводит к негодованию педагогов, родителей, представителей всего старшего поколения.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что существуют проблемы, которые возникли с появлением Интернет - сленга и не решены до сих пор: сетевой язык уже превратился из модного течения в новый стиль общения, и в переписках, блогах и чатах наличие орфографических ошибок уже входит в привычку и становится причиной снижения грамотности. Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у образованных людей. Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь школьников, вследствие чего учащиеся допускают много ошибок в устной и письменной речи.
Стремительные негативные изменения, происходящие в русском языке, заставляют многих говорить о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину, красоту. Большинство исследователей сходятся во мнении, что причина негативных тенденций в развитии русского языка заключается в активном проникновении в него разговорного,
просторечного языка (в частности интернет-сленга).
Действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности подростков? В чем причины и каковы последствия этой проблемы? В своей проектной работе я постараюсь дать ответы на эти вопросы.
Цель работы: исследовать влияние Интернет-общения на речь учащихся моей школы, пользователей сети Интернет и определить, действительно ли употребление Интернет-сленга ведёт к снижению устной и письменной языковой грамотности.
Я выдвинула следующую гипотезу: неправильное написание слов при общении в Интернете и отсутствие знаков препинания в предложениях негативно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения между подростками.
И поставила перед собой следующие задачи:
1.Изучить различные Интернет - сайты, на которых часто общаются ученики лицея;
2.Провести анкетирование учащихся 9х классов;
3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
4.Составить словарь Интернет - сленга;
5.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок;
6.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
Предмет исследования: слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые учениками ошибки.
Объект исследования: материалы Интернет - сайтов, речь школьников 9 классов.
Методы исследования:
1. аналитическое чтение;
2. теоретический анализ литературы;
3. поисковый, контекстуальный анализ;
4. сравнительный анализ;
5. обобщения;
6. анкетирование, опрос.
Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Интернет-сленг и его происхождение
Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, увлечений.
Основными причинами появления молодежного сленга является большое влияние западной культуры. Молодежный сленг подобен его носителям, он служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.
Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, конечно же, стремительное, "прыгающее" развитие самих компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые разработки. И в условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название. А так как почти все они появляются в Америке, то, естественно, получают его на английском языке. Когда же об этих разработках через какое-то время узнают в России, то для их подавляющего большинства, конечно же, не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют русский язык. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа компьютерного сленга.
В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным толчком для появления новых слов.
Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, молодые люди определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре, стилю жизни.
Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Влияние Интернет-общения на речь подростков
Существуют разные точки зрения по поводу проникновения интернет-сленга в литературный язык. Большинство исследователей сходится во мнении, что данное явление приведет к «умиранию» русского языка и призывает решительно бороться с ним. Другие ученые считают, что интернет-сленг – это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно.
Основой синтаксиса Интернет - сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского языка. В Интернет - сетях школьники не расставляют запятые. Это связано с незнанием правил русской пунктуации, с неумением определять границы простых предложений в составе сложного. Запятые помогают понять смысл фразы, а их отсутствие в предложении вызывает затруднение в понимании смысла текста. Школьники, в целях экономии времени, не расставляют знаки препинания в предложении, не отделяют каждую реплику в диалоге и т.д. Это затрудняет прочтение и восприятие текста. Можно использовать сленг в том случае, если вы в совершенстве владеете нормами современного русского литературного языка и знаете все правила орфографии и пунктуации.
Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Он позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.
Но есть и отрицательные стороны интернет-общения: из-за частого использования Интернет-сленга подростки пишут с ошибками, испытывают трудности в изложении своих мыслей, особенно при устных ответах на уроках. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка. Иногда мы говорим об обычной неграмотности пользователей Интернета: учащиеся элементарно не знают правил орфографии русского языка и допускают одинаковые ошибки и в школьных тетрадях, и в переписке в Интернете. В последнее время на просторах Интернета стал популярен так называемый «аффтарский» язык. Суть его заключается в том, что слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дарога»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О и наоборот («кросафчег», «с празднегом»). Конечно, такое общение не приносит никакой пользы, а напротив, засоряет язык и приводит к его оскудению.
Анкетирование учащихся
Для получения более объективного представления о взаимодействии русского языка и сленга, я провела анкетирование среди моих одноклассников и пользователей социальной сети Инстаграм. Ответить нужно было на следующие вопросы:
Опрос показал, что Интернет-сленг пользуется популярностью у учащихся нашей школы, но также показал, что подростки при всем этом стараются сохранять культуру речи.
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем,
как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка
отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают
использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой,
разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества
иностранных слов.
Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не
должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Работая над темой, я пришла к выводу, что запрещать употреблять жаргонизмы и сленговые выражения бессмысленно (это не приведет к желаемому результату), но и невозможно не видеть опасной тенденции засорения и искажения литературного языка. В результате изучения теоретического материала и проведённых исследований я пришла к выводу, что чрезмерное употребление слов Интернет-сленга в речи подростков отрицательно влияет на их речевую грамотность. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Общаясь друг с другом в сети, нужно обязательно соблюдать сетевой этикет.
Прежде всего, нужно следить за грамотностью. Следует проверять свои сообщения на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Недопустимо употреблять бранные и ругательные слова. Необходимо соблюдать такт в общении, и выражаться максимально точно, чтобы вас понимали. Для этого нужно избегать флуда (множества бессмысленных сообщений).
Можно сделать вывод о том, что интернет-сленг расширяет возможности общения современной молодежи, делая ее более коммуникабельной и открытой, раскрепощенной. Но есть и отрицательные стороны общения. Погружаясь в виртуальность, мы порой забываем о реальности, а интернет-сленг засоряет нашу речь в повседневности. Мне хочется верить, что молодежь научиться ценить русский язык, что модным станет образованность и грамотное изложение своих мыслей, а не общение в стиле Интернет-сленга.
Русский язык - самый красивый, мелодичный и богатый язык в мире. Мастера слова на протяжении многих веков оттачивали могучее, великое русское слово. Нельзя засорять достояние, переданное нашими предками.
Список используемой литературы
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. С.419.
2. БЭС - Большой энциклопедический словарь. Языкtознание. М.: Российская энциклопедия, 1988. С.161.
3. Гальперин И.Р. О термине "сленг" // Вопросы языкознания. No 6.1956. С.107-114.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. РИПОЛ классик. 2006. – 752. – (Золотая коллекция).
5. Константин Мильчин. Афиша: Книги недели: "Самоучитель олбанского", "Китай. Как стать сюнди" и др. Русский репортёр (23 апреля 2013).
6. Кудинова Т.А. "Общий жаргон" // Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". - 2010. - № 5 - Филология.
7. Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. — М., 1997. — № 3
8. Ресурсы Интернета http://encyclopaedia.bid[a]
Приложение 1
Словарь Интернет - сленга учащихся
Слово | Значение |
Рил | реально |
Изи | Просто, легко |
Фастом | Быстро |
Хайп | Слава, шумиха |
Фан | Веселье |
Чекнуть | Проверить |
Угар | Веселье |
Комп | Компьютер |
Чувак | Человек |
Рофл | Шутка |
Поки | Пока |
Гул | Гулять |
Хикка | Одинокий |
Денсить | Танцевать |
Капец | Эмоции удивления |
Ясн | Понятно |
Чс | Черный список |
Вк | В контакте |
Мак | Макдональдс |
Ору | Смеюсь |
Жесть | Ужас |
Топ | Очень хорошо |
Аффтар | Автор текста |
В натуре | На самом деле |
Фейс | Лицо |
Чилить | Отдыхать |
Родаки | Родители |
Няшно | Мило |
Тема | Мне нравится |
Тьмок | Целую |
Плиз | Пожалуйста |
Здорова | Здравствуй |
Пасибки | Спасибо |
Треня | Треня |
Тож | Тоже самое |
Спец | Специально |
Тя | Тебя |
Кд | Как дела |
Ти | Ты |
Всм | В смысле |
Гик | Фанат |
Шара | Случайность |
Инет | Интернет |
Троллить | Шутить над кем-то |
Булить | Издеваться над кем-то |
По кд | По определенному времени |
Чат | Переписка |
Сеня | Сегодня |
Прив | Привет |
Винда | Windows |
Дрова | Драйвера |
Искалка | Поисковая система |
Глюк | Неправильная работа программы |
Баг | Ошибка |
Голова | Процессор |
Пипюлькин | Антивирус |
Прыскалка | Струйный принтер |
Позитифчег | Позитив |
Пиши исчо | Пиши еще |
Скока | Сколько |
Лол | Очень громко смеяться |
Кнш | Конечно |
Ржунимагу | Очень сильно смеюсь |
Супер | Здорово |
Приложение 2
Примеры употребления Интернет-сленга в социальных сетях:
Нарисуем попугая цветными карандашами
Красочные картины Джастина Геффри
Ералаш
Финист - Ясный сокол
Три загадки Солнца