• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Сколько весит здоровье ученика?"

Опубликовано Урбагарова Елена Дамбиевна вкл 24.11.2021 - 12:10
Урбагарова Елена Дамбиевна
Автор: 
Бадмаев Сергей, Сангадиева Эржена

     Общаясь с ребятами в классе и школе, мы заметили, что портфели у нас самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Некоторые ребята не знают, как называется их портфель. Мы решили провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали. В данном исследовании мы рассмотрим такие вопросы:  Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец?  Как правильно выбрать ранец?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skolko_vesit_zdorove_uchenika.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Хилганайская СОШ им.Э-Д.Ринчино», республика Бурятия Баргузинский район с.Хилгана ул.Очирова,29 ; тел: 8(301 31)93-396; e-mail: hilganaschool@mail.ru

                           Исследовательская работа

                « Сколько весит здоровье ученика ?»

                     

                                                                        Выполнили работу: Бадмаев Сергей и

                                                                                                         Сангадиева Эржена

                                                                                                            ученики 3 класса

                                                                            Руководитель:     Урбагарова Е.Д,

                                                                                              учитель начальных классов

                     

2017г

Оглавление:

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Использованная литература

5.Рецензия

 

1.Введение

ВЫБОР ТЕМЫ

     Общаясь с ребятами в классе и школе, мы заметили, что портфели у нас самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Некоторые ребята не знают, как называется их портфель. Мы решили провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали. В данном исследовании мы рассмотрим такие вопросы:  Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец?  Как правильно выбрать ранец?  

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

     Выяснить, соответствует ли выбор портфеля и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению портфелей на следующий учебный год.

ЗАДАЧИ

     1. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

     2. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

     3. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

     4. Предложить свои способы решения проблемы.

 

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

      Объект исследования: человек.  Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.  Участники исследования: ученики 3 класса начальной школы «Хилганайской средней общеобразовательной школы»

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

   Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.    

Методы  исследования

    Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Сбор информации. Работая по данной теме мы использовали различные источники информации, такие как, интернет, материалы, собранные в кабинете здоровья нашей школы. Заведующая кабинетом здоровья Дамбиева З.В.  

2.Основная часть

     Зимой по улице бежит,

     А летом в комнате лежит.

     Но только осень настает,

     Меня он за руку берет.

     И снова в дождик и в метель.

     Со мной шагает мой портфель.

                                             ( В. Берестов)

     

     

      История портфеля. Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец. Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников для книг и учебных принадлежностей, в армии как часть походного снаряжения).

      Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80– х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс)- это узкая, коробкообразная сумка с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по- прежнему носили ранцы и портфели.

       Советы врача. Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель формируют у ребенка неправильную осанку.

      Правильная осанка формируется в первые  годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

      Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели.

Выбираем ранец

    Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

    При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но  прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец  затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На всё есть  свои нормы

      Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5 -6 кг, что  в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1- 4 классов – 300г;

- 5 – 6 классов – 400г;

-7-8 классов – 500г;

- 10 -11 классов – 600г.

       Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий  для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм.

      Изделия для детей начальных классов должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.

Что касается остальных требований к школьным рюкзакам, то они отражены в таблице

Показатели

Безопасный уровень*, мм

Длина (высота)

300-360

Высота передней стенки

220-260

Ширина

60-100

Длина плечевого ремня, не менее

600-700

Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее

35-40


Подводя итог вышесказанному, можно выделить главный аспект:

«Изделия должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям», поэтому необходимо всегда смотреть на то, что мы приобретаем. Обращайте внимание на этикетки, там обязательно должна быть информация о том, что изделие соответствует требованиям СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 и (или) требованиям Технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» с соответствующим знаком

.                                  Угроза за спиной

       Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

        Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носил поклажу, весившую 10, 20 и 30 % веса их тела. Выяснилось, чем тяжелее она была, тем выраженнее  становились боли в спине. Начиная  с 20% давление  ранца  на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое- 110 мм рт.ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

       Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

         Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало        человек.

                                     

План эксперимент

   1.Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно- двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2 .Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их  с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

 -- самый правильный ранец (до 0,5 кг)

-самый лёгкий портфель;

-самый тяжёлый ранец;

-самый тяжёлый ранец с принадлежностями;

-самый лёгкий ранец с принадлежностями;

-самый тяжёлый учебник;

-самый «тяжёлый» учебный день;

-самый «лёгкий» учебный день.

6. Дать рекомендации  детям, родителям и учителям.

      Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что:

      2 - человека с нарушением осанки;

      1 -человек со сколиозом;

      5 -человек здоровых.

    Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

     Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т. е.  вес ученика (в кг) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблице №1.  

                                                                                                                        Таблица №1.  

Ф.И.О. ученика

Год рождения

Вес тела (кг)

Вес пустого ранца(кг)

Правильный вес ранца (кг)

Реальный вес ранца(кг)

Выводы

1.Бадмаев С.М

2004г

40кг

500г

4 кг

3кг500г

норма

2.Будаева Б.С

2004г

39кг

1000г

3 кг900г

4кг200г

слишком тяжёлый

3.Гомбоев З.Р

2004г

24кг

800г

2кг 400г

2кг

норма

4.Гомбоева Т.

2004г

28кг

600г

2кг 800г

2кг 600г

норма

5.Монтоева А.Р

2005г

24кг

1000г

2кг 400г

3кг200г

тяжёлый

6.Раднаева А.В

2005г

23кг

1000г

2кг 300г

4кг100г

слишком тяжёлый

7.Сангадиева Э.О.

2004г

28кг

600г

2кг 800г

3кг200г

тяжёлый

8.Жигжитов Д.Б

2005г

25кг

800г

2кг 500г

4кг 300г

слишком тяжёлый

Мы увидели, что вес « правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу. Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице №2.

                                                                                 

                                                                                                            Таблица №2.

Ф.И.О. ученика

Вес пустого ранца

Выводы

1.Бадмаев С.М

500г

норма

2.Будаева Б.С

1000г

тяжёлый

3.Гомбоев З.Р

800г

тяжёлый

4.Гомбоева Т.

600г

норма

5.Монтоева А.Р

1000г

тяжёлый

6.Раднаева А.В

1000г

тяжёлый

7.Сангадиева Э.О.

600г

норма

8.Жигжитов Д.Б

800г

тяжёлый

Выводы

      Мы увидели, что у  3    учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг.  Однако у  5  учеников вес ранца превысил гигиеническую норму.

     Ранцы - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами - легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

    А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?

    Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и  взвесили их:

«Литературное чтение» -200г

Рабочая тетрадь-50г

«Математика» -230г

Рабочая тетрадь- 50г

«Русский язык» - 300г

«Окружающий мир» -320г

« Английский язык» - 220г

Рабочая тетрадь – 50г

Дневник – 100г

«Бурятский язык» -330г

«Турэлхи  хэлэн»» -330г

     

 

    Все книги  соответствовали гигиеническим нормам – 300г для учеников начальной школы.

    Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в   понедельник  (без дополнительных книг). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Вес тяжеловеса в эти дни достигал  4кг. Так что в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

 Самым лёгким ранец оказался в  среду и пятницу.

Рекомендации ученикам

-Не носите лишнего в ранцах.

-Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

-Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.

-У ваших детей от  тяжёлых нагрузок портится осанка.

-Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации читателям и работникам школ

     -Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким  образом профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

-найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников ( один - в школе и один – дома);

-при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

-организовать хранение спортивной одежды, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и др. в помещении школы;

-организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

    Правила для поддержания правильной осанки: Для укрепления осанки мы используем на уроках различные физминутки и специальные упражнения на уроках физкультуры и внеурочных занятиях.  

Упражнения для формирования правильной осанки:

 1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

 2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

 3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться  в  и. п. и   положить  обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

 5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.  

3.Заключение

       Наша гипотеза, относительно влияния веса ранца на здоровье ученика, полностью подтвердилась. Вес ранца действительно влияет на осанку школьника, а соответственно и на здоровье всего организма в целом. Мы будем продолжать отслеживать вес ранца в течении  года и принимать меры для снижения веса наших портфелей.  Будем активно применять упражнения, способствующие укреплению осанки.    

   Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота  ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

 

 

Использованная литература:

1.Иванов В.И «Исправление осанки у детей»

2.М.Н.Лацман, Б.И.Бородулин «Формирование правильной осанки у детей»

1.Интернет – ресурсы: http //ru.wiripedia.org/wiki

2. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова.

         

                   

                                                               Рецензия

          Рецензия на научно – исследовательскую работу по теме « Сколько весит здоровье ученика начальной школы» учеников 3 класса МБОУ «Хилганайская средняя общеобразовательная школа им.Э-Д.Ринчино» Сангадиевой Эржэны и Бадмаева Сергея.

    Выбранная тема интересна и актуальна.


Поделиться:

Два петушка

А теперь — мультфильм

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Рисуем простой осенний лес в геометрическом стиле

Акварельные гвоздики