• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение особенностей реки Унгуры

Опубликовано Зинаида Викторовна Ильина вкл 25.02.2022 - 15:00
Зинаида Викторовна Ильина
Автор: 
Семенов Семен

Работа посвящена изучению реки Унгуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_reka_ungura.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция  « Человек и окружающая среда»

Исследовательская работа: Изучение особенностей реки Унгуры

География работы: река Унгура Баяндаевского района

Автор: Семенов Семен Васильевич,

ученик  9 класса

МБОУ Хоготовская

СОШ им. А.О. Бороноева

.

Руководитель: Ильина

Зинаида Викторовна,

учитель географии

Хогот 2017

Введение

Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека!

Река - это история, а история человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших её даров - водой.

А что для меня значит река?

Река Унгура – моя родина. Меня  тревожит проблема: чистая или грязная вода в реке, можно ли купаться в ней, не опасно ли для здоровья, как используют ее жители?

По этим причинам я решил исследовать состояние реки Унгура

Объект изучения: река Унгура

Предмет исследования: состояние воды

Цель работы: изучение исторической и практической роли реки в жизни  окрестных сел, исследовать качество воды .

Задачи исследовательской работы.

  1. Изучить материалы по состоянию окружающей природной среды в окрестностях реки Унгуры.
  2. Определить водный режим, геологию берегов реки.
  3. Проанализировать значения реки в жизни людей

 

  1. Актуальность данной работы заключается в том, что человечество оказывает огромное влияние на изменение окружающей среды, атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу, в общем .Я живу на берегу такой красивой  реки, и вижу наша река претерпевает большие изменения в последнее время и не в лучшую сторону. Река очень сильно обмелела, появились огромные отмели, острова, заблудшие протоки. А ведь река играла и играет большую роль  в жизни людей. И нужно нам живущим на ее берегах постараться возобновить и сохранить этот дар природы для будущих поколений, которые смогли бы нас вспоминать только с огромной благодарность

 1. Водные ресурсы.

1.1 Вода в природе.

Всякий раз, когда речь заходит о возможности жизни на других планетах, нас интересует на них присутствие воды. Без воды существование жизни невозможно. По словам учёного Э.Х. Фрицмана: «Вода есть то, из чего происходит всё».

      Вода - самое  распространённое на Земле вещество. Она занимает около 70% всей поверхности, и содержится в океанах, морях, озёрах, реках, водохранилищах, подземных водах, почве, ледниках.

                   Объёмы воды (в км3) в природе (по М.И. Львовичу)

Мировой океан  1370000  

Вода земной  коры  340.000    

Подземные воды  60.000        

Ледники30.000    

Озёра  750  

Почвенные воды  75  

Речные  воды   1,2

       Однако возможность жизни на суше определяется наличием пресной воды, содержащей очень малое количество солей (не более 0,01 %). Сегодня пресной воды на земном шаре совсем немного, не более 1% от всего запаса влаги. Поэтому пресная вода - очень ценный природный ресурс, который человечество часто безумно растрачивает и загрязняет.

       Вся вода на Земле находится в состоянии круговорота, включающего поступление воды в атмосферу при испарении с поверхности океанов, морей, рек и озёр, а также в процессе её испарения растениями. Круговорот замыкается в результате обратного выпадения атмосферных осадков на поверхность Земли. Выпадающая на землю вода может следовать двумя путями: либо впитываться в почву, достигая грунтовых и подземных вод (или удерживаться в почве и возвращаться в атмосферу в результате испарения её с поверхности  или растениями); либо стекать по поверхности в болотно-овражную сеть, а затем до поверхности водоёмов.

    Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, снова поступает в него, но самыми разными путями - по руслам рек и под землёй. Так замыкается водоворот воды в природе. Этот процесс сложный, многообразный, никогда не затухающий происходит во всех оболочках Земли - атмосфере, гидросфере, литосфере.

       Реки в этом механизме замыкающее звено. Поэтому остро стоит вопрос не только в количестве, но и в качестве поступающей воды в их русла.

1.2 Реки нашего района..

      Реки нашего Баяндаевского района относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Через территорию района проходит  водораздел рек Енисей и Лена.  В западной части района протекают речки: Тамара, Мурин, Ишин-гол, на северо-востоке – Унгура, Ходанца.

2  Река Унгура

2.1. Водный режим реки

      Река Унгура относится к речной системе реки Лена и считается рекой третьего порядка, так как сама она впадает в р. Манзурка,  Манзурка в Лену, а Лена в  море Лаптевых (Северный Ледовитый океан).приток  левые- Каргатуй, Замарянский, Угурхан, Ада, Ходонца. Притоки правые- Затхун,Ехан, Марик 1, Марик 2, Марик 3, Харья, Лагушкин. Унгура берет начало на Онотской возвышенности. В окрестностях реки Унгура расположены деревни Духовщина и Кайзеран и нежилая Унгура.

        Название реки Унгура  (унга - в переводе с бурятского «река»). Направление реки от истока с востока на запад, в районе деревни Духовщина поворачивается на север. Длина приблизительно 105 километров. В некоторых местах река сильно меандрирует. Правый берег  реки крутой, левый - пологий. Ширина реки небольшая -2, 5- 5  метров, в некоторых местах глубина средняя - 50 см. Среднемноголетний расход воды в 68 км от устья 9,4 м3/с, что соответствует объёму стока 0,297 км3/год. Питание реки снеговое и дождевое. Для водного режима характерны весенне-летнее половодье, сменяющееся обильными летне-осенними паводками, по расходам воды сопоставимыми с половодьем. Максимальный пик половодья приходится на май, максимальные расходы в паводочный период года – на июль. Унгура замерзает в октябре–ноябре, вскрывается в марте–апреле.

2.2. Геология берегов реки

           

        Вдоль берегов в нескольких местах на них выступают скалы кварцитов и известняков;  однообразная формация мелкозернистых граувакковых песчаников и глинистых сланцев, выступающие на всем протяжении долины р. Унгуры, кроме первых верст от ст. Хогот, где видны были еще выходы известняков кембрия. Выступающие на крутом склоне скалы, или лучше говоря косые гребни, состоят из сланцеватой мелкозернистой породы, издающей глинистый запах и вскипающей от кислоты. Они состоят из округленных зерн кварца, полевого шпата, роговой обманки, хлорита, чешуек белой и черной слюды, связанных между собой глинисто-известковым цементом. Это порода относится к серой вакке, т.е. к древним песчаникам, происшедшим от разрушения древних кристаллических породархейской системы - гранитов, гнейсов и кристаллических сланцев. Вследствие сланцеватости Обручев дает ей название сероваккового сланца, тем более, что выше по Унгуре встречается плотная, плитковатая серая вакка, а на верховьях той же реки серовакковый конгломерат.

2.3. Доисторическая находка

   

        Кости и особенно коренные зубы мамонтов встречаются весьма часто в отложениях ледниковой эпохи Европы и Сибири .Мамонты появились в плиоцене и жили 2 млн — 9000 лет назад в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. Найдены многочисленные кости мамонтов в стоянках древнего человека каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком. Окрестности Унгуры не исключение. Осенью 2012 года мой папа- Семенов Василий Яковлевич поднимаясь вверх по реке Унгуре на берегу и кромки воды нашел зуб крупного животного. Зуб замерили рулеткой. Оказалось, высота составила 20 см, ширина- 14,5 см, диаметр жевательной поверхности 7,5. Младший научный сотрудник НИИ «Байкальский регион» Валентина Новосельцева,  после проведенных исследований пришла к выводу, что это молочный зуб совсем маленького мамонтенка и это указывает, что в данном месте можно искать следы каменного века.

2.4. Культурно-хозяйственное  использование

   Сегодня мало воды в реке из-за осушения её источника, в результате вырубки леса, засушливое лето. В конце прошлого века в деревне Духовщина работал лесозаготовительное хозяйство. Раньше много было рыб: щука, ленок, хариус, пескарь , гольяны, ельцы, налим, окунь. Сейчас рыбалка практически сведена к нулю. Рыбе на дают дойти до истока, вниз по течению ставят многочисленные сети. В хозяйственной деятельности берега реки используют как сенокосные угодья и пастбища.  Население производит сбор съедобных дикорастущих растений по берегам реки (дикий чеснок, лук- болотный, черемша, красная и черная смородина, брусника, земляника, голубица, шиповник). Сбор съедобных дикорастущих растений позволяет населению делать заготовки на зиму и продавать на рынке.

     Население села Хогот постоянно испытывает нехватку хорошей воды.        Вопрос о проблеме воды в селе Хогот по- прежнему остается открытым. Жители  продолжают нуждаться в чистой и полезной для здоровья воде. Вода  в селе Хогот жесткая, обладает неприятным запахом, поэтому летом организован подвоз воды с Унгуры. В 2017 году сельская администрация приобрела новую водовозку. В последние годы из-за засушливого лета река Ходонца не может набрать достаточное количество воды, поэтому зимой практически не стало льда. Лед для питья заготавливают на реке Унгура.

       Живописная природа, целебный воздух, кристально- чистая вода Унгуры  привлекают внимание многочисленных туристов. По берегам реки расположены 4 места организованного отдыха: удобные места для купания, построены стола для пикника, кострища. Главной проблемой таких мест является мусор, оставленный после отдыхающих. Весной мы планируем в этих местах организовать просветительские стенды для того чтобы река наша оставалась всегда чистой.

Каждый из нас в ответе какую Землю мы оставим детям!

Все мы хотим загорать на чистом пляже и купаться в чистой речке! Какой берег оставишь ты?

Увези свой мусор !

Чисто там , где не мусорят!

Если любишь край родной

Береги природу!

Для потомков сохраним

Чистый лес и воду!

Сравнительная характеристика реки в прошлом и настоящем.

характерные черты для реки

в прош

лом

в  настоящем

  1. полноводность

+

-

  1. много рыбы

+

-

  1. использование берегов для с/х угодий

+

+

  1. сбор съедобных дикорастущих растений по берегам реки

+

+

  1. культурно-хозяйственное использование:

      -отдых

   -рыбалка

    - вода для питья

    - заготовка льда

   -вода для полива и

    др. технических

    нужд

 

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

Заключение:

  • Нам жителям своего села надо активнее включаться в природоохранную деятельность, чтобы сохранить реку для своих детей, внуков, правнуков. Течёт вода в реке., меняется, обновляется.
  • Я исследовал реку Унгура  с трех сторон:
  • с экологической ( выяснив качество воды в реке),
  • географической (изучив водный режим)
  • и с исторической ( показав роль реки в жизни села).

В результате своей деятельности:

  • я изучил материалы по состоянию рек в, районе, селе;
  • овладел методиками по исследованию качества воды реки;
  • изучил историю значения реки для села.

Моя работа носила научно-практический характер, охватывающий разные сферы деятельности:

- работа с педагогами школы, учащимися, родителями;

-встречи со старожилами села, администрацией;

-походы в библиотеки,

-освоение новых информационных технологий (работа на компьютере, выход в Интернет, фотосессии).

Исследование реки - это изучение фактов и явлений, сбор и анализ информации по данной проблеме через чтение литературы, опыты, наблюдения, организации встреч с людьми, изучение архивных документов, социологические исследования.

  • Проблемы реки Унгура.
  1. обмеление русла реки из-за вырубки леса в бассейне реки и засухи
  2. образование свалок, отходов хозяйственней деятельности местного населения по берегам реки .

  • Исследуя историю реки, я узнал, что жизнь людей села неотделима от её берегов и вод

Река даёт людям : воду для питья; прекрасные пастбища и сенокосы; окрестности богаты ягодой, грибами; хранит тайны.

Рекомендация:

  1. Вести экологический мониторинг за рекой, который включает наблюдения за химическим составом воды, физическим (уровень воды), биологическим (разнообразие биологических видов) и за последствиями, вызываемыми этими изменениями;
  2. Разработать схему санитарной очистки реки и её берегов от заиленности и бытовых отходов.
  3. Обратиться к жителям села, с просьбой не загрязнять реки.
  4. Создание  просветительских стендов в местах отдыха жителей
  5. Создать рекреационную базу

На будущее я планирую продолжить изучение истории, экологии нашей реки:

Главная задача для нас сегодня – это сохранение  реки и поддержание чистоты её вод. Ведь человеческому разуму нет предела, нет предела его возможностям. Хочется верить, что современный человек, вооружённый знаниями, сумеет преодолеть все трудности, которые возникли во взаимоотношениях с природой, окружающей средой. И тогда вода в реке станет неисчерпаемой.


Поделиться:

Распускающиеся бумажные цветы на воде

Спасибо тебе, дедушка!

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью