• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Коммуникативное качество речи

Опубликовано Кабирова Анфиса Нурихановна вкл 20.03.2022 - 14:26
Кабирова Анфиса Нурихановна
Автор: 
Венгилевских Анастасия, Хатымова Лейла

Коммуникативные качества речи. Особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_kachestva_rechi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ: ЯСНОСТЬ

Выполнили:

Венгилевских Анастасия

Хатымова Лейла

Руководитель:

Кабирова А.Н.

Бирск 2022

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ.

«Кто ясно мыслит, ясно излагает»

Цицерон

Коммуникативные качества речи – это тот набор характеристик речи, который способствует наиболее продуктивному взаимодействию в процессе общения. Коммуникативные качества представляют собою свойства речи, что определяются умением правильно употреблять языковые единицы разных уровней: фонем, морфем, слов, предложений.Одним из важнейших качеств речи является ее ясность. Мы должны затрачивать минимум мыслительных усилий при восприятии речи для ее понимания. Что же нужно знать и что нужно уметь для того, чтобы избежать ошибок в речи, когда нам говорят: «Не совсем понятно, что вы хотели сказать».

Безусловно, проблема понимания речи собеседниками не исчерпала себя.

Актуальность нашего исследования определяется практической значимостью нашего исследования: анализ речевых ошибок при нарушении коммуникативного качества речи – ясности – поможет избежать их в речи.

Цель работы: проанализировать случаи наличия двусмысленности в речи с тем, чтобы:

  1.  выявить ошибки в употреблении языковых единиц;
  2. не допускатьнарушения ясности речи.

Какими же свойствами определяется ясная речь? Ясная речь – это речь, не допускающая непонимания ее смысла.

Ясность – коммуникативное качество речи, предполагающее незатрудненноепонимание слушающим или читающим смысла высказывания.

Рассмотрим причины появления подобных ошибок в речи.

Двусмысленность как ошибка, нарушающая ясность речи, проявляется на трех языковых уровнях:

- лексическом;

- морфологическом;

- синтаксическом.

Очевидно, что рассуждая о нарушении ясности речи на лексическом уровне, мы будем говорить о неудачном употреблении слова как лексической единицы русского языка, на грамматическом уровне – грамматической формы слова, на синтаксическом уровне – непродуманном порядке слов в предложении.

Например, в предложении: «Врач обошел седьмую палату», – неясно: врач миновал палату, т.е. прошел мимо, или обошел все пространство палаты, всех больных осмотрел. Неясность создается ввиду неудачного употребления многозначного слова «обойти». Обратимся к толковому словарю, где находим: «обойти» – 1) пройти стороной, огибая, минуя кого-либо, что-либо; 2) пройти по всему пространству чего-либо, побывать всюду, у всех, переходя от одного к другому. Употребление слова в «неуточненном» значении ведет к непониманию смысла высказывания. А это значит, что нередко многозначность (полисемия) может служить причиной нарушения ясности речи, как в нашем предложении. Иначе говоря, употребление многозначного слова в одном из его значений требует и определенного словесного окружения, чтобы значение этого слова понималось однозначно.

В другом предложении: «Еще немного – и экипаж будет готов», – неясно, какой экипаж – команда транспортного средства или само транспортное средство, к примеру, карета, – будет готов. В этом случае причиной, создающей двусмысленность в понимании, является омонимия. И опять-таки нужно уточнение слова, чтобы слушатель или читатель без труда определились со смыслом высказывания, например: «Еще немного – и экипаж, включая пилотов и бортпроводников, будет готов».

К двусмысленности может привести неясность при понимании значения формы слова. В предложении: «Учителю приходилось многое объяснять», – непонятно: объяснения требовались ученикам, и поэтому учитель дополнительно что-то им объяснял, или же сам учитель чего-то не понимал, и ему требовались дополнительные разъяснения. Этот случай можно назвать речевой недостаточностью:нужна дополнительная информация, чтобы однозначно понять смысл предложения.Добавляем недостающую информацию, в результате высказывание становится понятным: «Учителю приходилось много объяснять ученикам».

На грамматическом уровне к двусмысленности может привести неясность при понимании значения словоформы. Так, омоформы (например, совпадение именительного и винительного падежей существительного) могут привести к неправильному пониманию смысла, например: «Август празднует в силу вошедшее лето» (И.Снегова). Эта строка стихотворения может быть воспринята так «август (он – Им.п.) празднует», и по-другому: «лето (оно) празднует август (его – Вин.п.). Таким образом, смешение грамматических форм слов приводит к нарушению ясности речи.

На синтаксическом уровне особое внимание следует обратить на порядок слов в предложении.Например, в предложении: «Назначение врача было правильным»– смысл может быть интерпретирован двояко: врач назначил какое-то лекарство или врача назначили на новую должность? Как же исправить? Внести изменения в строение предложения: «Назначение, сделанное врачом, было правильным». В этом варианте смысл ясен.

Таким образом, для того, чтобы не допускать нарушения ясности речи, необходимо владеть такими понятиями как: многозначность, омонимия, понимать, что такое омоформы, уметь правильно выстраивать предложения в соответствии со смыслом высказываемой мысли. А это значит: для того, чтобы наша речь была понятной, ясной, недостаточно знать наизусть правила русского языка, нужно тренироваться и тренироваться в их использовании. Только знание теории и уверенные практические навыки позволяют нам в совершенстве овладеть замечательной русской речью в совершенстве!

Источники

  1. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи» – М., 2014.

Поделиться:

Осенняя паутина

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Рисуем кактусы акварелью

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Почта