Как человек, преданный идеалам своего народа, Надежда Сергеевна всячески пропагандирует культуру народов Севера, гордится тем, что родилась и выросла в тундре, впитала с детских лет культурное наследие в виде устного народного творчества, рукоделия. Пересказанные ею знания о традициях, мифы, легенды, сказания – это взгляд изнутри.
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogrannoe_tvorchestvo_n.salinder.docx | 25.08 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Тазовский районный Дом детского творчества»
Районный конкурс экскурсоводов музеев и музейных комнат образовательных организаций Тазовского района, посвященный
истории культуры Тазовского района.
Тема экскурсии
«Многогранное творчество Надежды Салиндер»
Продолжительность экскурсии – 15 минут
Подготовили: Насыртдинова И.Э. Методист Дома творчества Вакилова Галина Валентиновна
Тазовский
2017 год
Тема экскурсии:«Многогранное творчество Надежды Салиндер»
Цель:знакомство с жизнью и творчеством Надежды Салиндер.
Задачи:
- познакомиться с условиями жизни, в которых прошли детство и юность писательницы;
- выяснить, как воспитание повлияло на формирование писательских наклонностей;
- познакомиться с творческой деятельностью писательницы;
- проанализировать наиболее понравившиеся произведения.
Вид экскурсии: тематическая, школьная, передвижная.
Форма: рассказ экскурсовода
Методические приёмы: показа и рассказа, локализации событий, драматизации событий, экскурсионной справки, ссылки на очевидцев, персонификации истории, показ презентации.
Экспонаты: фотографии, документы, книги, фильм.
Маршрут:1. Краткая биографическая справка.
2.Многогранное творчество Н.Салиндер.
3. Сказка – легенда.
4. Выводы.
Текст экскурсии:
Добрый день, уважаемые гости музея! Мы приглашаем вас на экскурсию, которая расскажет об интересном и талантливом человеке, чье многогранное творчество посвящено родному краю, родному Тазовскому району.
Салиндер Надежда Сергеевна родилась в 1955 году в посёлке Антипаюта. Она была вторым ребёнком в семье. Когда родился маленький братик, то старшая сестра стала ухаживать за ним, а поскольку рождение и воспитание сына в ненецких семьях считается более важным делом, то маленькую девочку отдали на воспитание дедушке и бабушке. Они жили в тундре, в чуме, уединённо от своих соплеменников. Как позже узнала внучка – это было потому, что дедушка был шаманом. Шаман у ненцев – это колдун, человек, обладающий незаурядными способностями, который может общаться со сверхъестественными силами. На самом деле шаманы у ненцев при длительном отсутствии письменности были единственными хранителями национального культурного наследия: традиций, обрядов, мифов, легенд, сказаний.
Долгими зимними вечерами дедушка рассказывал девочке сказки, пел песни, знакомил с национальным наследием, и Надежда Сергеевна впитывала все эти крупицы родной культуры, запоминала, красочно рисовала в своём детском сознании образы национального быта, жизни людей в дружбе с природой.
В 7-ми летнем возрасте девочка была привезена в Тазовскую школу-интернат. Она вспоминает, что бабушка не хотела отдавать её в школу, прятала от учителей. Училась хорошо, но пища, проживание, взаимоотношения в интернате ей очень не понравились. Дети, попавшие в чуждую им обстановку, часто замыкаются, испытывают сильное эмоциональное потрясение. Видимо поэтому Надежда Сергеевна заболела, и в третьем классе её отправили в Санаторно-лесную школу города Салехарда, где она училась до 6-го класса. Педагоги санаторно-лесной школы сумели пробудить душу девочки к новой жизни, помогли ей раскрыться. Именно здесь происходит первая проба пера, которая была замечена и оценена учителями.
После окончания школы поступила в Медицинский колледж, но учиться не смогла, не её это было занятие, и Надежда вернулась в родную тундру, помогала бабушке и дедушке.
Через два года дедушка и бабушка ушли из жизни, а Надежда Сергеевна вышла замуж и переехала в посёлок Антипаюта. Активно писать начала после смерти первого мужа. Второй муж поддержал её в мысли, что творчество, которым она занималась с детских лет нужно дарить людям.
В 1999 году по предложению главы района Харючи Н.Н. Надежда Сергеевна приезжает на работу в Тазовский районный центр национальных культур.
По словам Надежды Сергеевны, она ничего не сочиняет специально, всё, что она пишет, приходит ей на ум откуда-то свыше, из космоса. «Моя любовь к устному народному творчеству – это заслуга наших стариков. Тогда не было ни радио, ни телевизора. Вечерами они собирались в одном чуме, пели эпические песни, сказки рассказывали. Я внимательно слушала песни стариков, переживала, где-то даже уши закрывала, когда о битве рассказывалось. А когда вышла замуж и жила в тундре, там уже свекровь и свёкор вечерами пели эпические песни и рассказывали легенды. Песни были о героях, о борьбе сил добра и зла. Еще тема – сватовство, межплеменные войны. Там люди могли превращаться в животных, птиц, могли летать по воздуху. Там присутствует весь Север – и наши соседи долганы, тунгусы, и коми-зыряне, и ханты. Это не только ненецкие, это северные сказки».
Солнечный зайчик
Прыгнул к нам на парту,
По доске побегал,
Перешёл на карту.
Тише стало в классе,
Радостней чуть-чуть:
Никому зайчонка
Не хочется спугнуть.
Надежда Сергеевна Салиндер написала это стихотворение во втором классе, а когда училась в пятом классе, её стихи были опубликованы в газете «Красный Север» № 2 от 20.05.1969 г.
«Я стараюсь сохранить язык – не упрощенный, а богатый ненецкий язык, который мне передали старые люди в тундре. Поэтому я написала сказку для детей, называется «Легенды Мынику». Использую тот язык, который мне передали старые люди. Я была маленькой, нам в интернате так тяжело было учить «родной» язык. Мы не понимали многого. И главное – не понимали, зачем нам так говорить, мы ведь разговариваем по-другому.
А вообще молодое поколение уже не владеет ненецким языком. Многие дети, даже живущие в тундре, в чуме, уже общаются преимущественно по-русски. Это очень больно. Это с того периода, когда наших старших братьев и сестер силком забирали в интернат, заставляли говорить на русском. Тогда оборвались корни. Мы заговорили на русском, наши дети заговорили на русском».
Свои произведения на русском языке Надежда Сергеевна пишет для людей других национальностей, она хочет показать всем, как мудр её народ, как богато наследие ненецкого устного народного творчества, как тонко чувствуют ненцы красоту своей природы, как умно и бережно относятся к родному краю.
«Моя работа связана с наследием моих предков. Я очень тепло и бережно отношусь к нему, оно у меня в крови. Я ставлю театральные постановки, пишу книги, занимаюсь рукоделием. Набралась целая папка дипломов и грамот, их мне вручали не только на Ямале, но и в других регионах нашей страны – я много езжу, популяризирую культуру моего народа. Мое счастье в том, что моя работа приносит мне удовлетворение».
«Август в тундре. Марево и ветер.
Аргиши кочуют вереницей,
За грибами бегают олени,
И в траве густой щебечут птицы.
Девушки примерили наряды,
И парням – глаза не отвести.
Пастуха, гоняющего стадо,
Раздаются звонкие свистки.
Долгая дорога. Мысли…мысли…
Каждый думает о чём-то о своём.
Стланникцепкий, реки и озёра,
Да небес лазурный окоём».
Надежды Сергеевны пишет стихи, рассказы, сказки, прекрасно рисует, и многие свои книги иллюстрирует сама. Она прекрасная рассказчица и исполнительница ненецких народных сказок и песен. Надежда Сергеевна владеет уникальными способностями горлового пения - сложного интонирования мелодии на одном дыхании. Дар сказительницы она унаследовала от своего деда – шамана. Она замечательная рукодельница. Ненецких детей с 5-6 лет приучают к рукоделию. Надежда Сергеевна не стала исключением. Она умеет вырезать сложные орнаменты из меха и украшать ими национальную одежду, сумочки, обувь. Женщина рассказала, что сама обеспечивает одеждой всю свою семью: шьет верхнюю национальную одежду для себя, для мужа и шестерых детей.
В беседе с нами Надежда Сергеевна рассказала сказку-легенду о происхождении северного сияния, которую сама недавно услышала от одного старика в тундре. Это интересная легенда о том, как небесный царь уничтожил целый народ, живущий на земле не по его законам, а затем, сожалея, превратил души людей в свечение. Поэтому, когда на небе появляется северное сияние – это души предков хотят нас предупредить о чём-то, например, о наступлении холодов. Собирательство фольклора – это ещё одна часть творчества Надежды Сергеевны. Ведь со временем старики уходят и уносят с собой багаж народной мудрости.
Вывод.
Надежда Сергеевна творческий человек. Благодаря её рассказам больше узнаёшь о людях тундры, проникаешься к ним уважением и восхищением. Она не только умеет выразить в художественных произведениях свою любовь к родному краю, но и стремиться к сохранению национальных традиций, родного языка. Как человек, преданный идеалам своего народа, Надежда Сергеевна всячески пропагандирует культуру народов Севера, гордится тем, что родилась и выросла в тундре, впитала с детских лет культурное наследие в виде устного народного творчества, рукоделия. Пересказанные ею знания о традициях, мифы, легенды, сказания – это взгляд изнутри. В отличие от иноязычных исследователей, не владеющих ненецким языком, не живших в тундре и не соприкасающихся с ненецкой культурой вплотную, Надежда Сергеевна пропустила через свой опыт всё, о чём пишет. Она знает тайны северной души и раскрывает их по крупицам читателю.
Спасибо за внимание! Надеемся, что вам было интересно. Возможно, у вас появились вопросы?
Иван Васильевич меняет профессию
Белый лист
Флейта и Ветер
Несчастный Андрей
Спасибо тебе, дедушка!