• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Музыка в жизни современной молодежи"

Опубликовано Морозова Анна Михайловна вкл 09.06.2022 - 21:42
Морозова Анна Михайловна
Автор: 
Герцева Ирина

Исследовательская работа по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gertseva_i.a._muzyka_v_zhizni_sovremennoy_molodezhi_mou_sosh_no40.docx287.82 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40

Исследовательская работа

по обществознанию

 «Музыка в жизни современной молодёжи»

Выполнила:

Герцева Ирина Алексеевна,

учащаяся 10 «А» класса

МОУ СОШ №40

Научный руководитель:

Морозова Анна Михайловна, учитель

истории и обществознания

2022 год

Город Тверь, ул. П. Савельевой, д. 4, тел. 55-55-52

План

Введение        3

Глава 1. Мир музыки        5

1.1 Определение        5

1.2 История возникновения музыки        6

Глава 2. Основные музыкальные направления        8

2.1 Джаз        8

2.2 Народная музыка        8

2.3 Рок        9

2.4 Поп-музыка        9

2.5        10

Глава 3. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодёжи        11

3.1 Опрос        11

3.2 Анализ опроса        11

Заключение        18

Библиографический список        19


Введение

Музыка — в лучшем смысле этого слова —

меньше нуждается в новизне; напротив,

чем она старей, тем правильней,

тем сильнее она воздействует.

И. Гёте

В нашей жизни очень большое многообразие звуков. Шум воды, листьев, голоса людей, лай собак. И, конечно, музыка! Мы слышим её каждый день. При этом мы просто слушаем и никогда не задумываемся, какое огромное влияние она оказывает на наше поведение и здоровье, на наше сознание.

Я редко слушаю музыку и поэтому я решила обратиться к этой теме, чтобы узнать, какую музыку предпочитает слушать современная молодёжь. Я общаюсь с разными ребятами, и у них у всех разные характеры, настроения и разные музыкальные предпочтения – это и определяет актуальность выбранной мною темы.

Объект исследования – юноши и девушки в возрасте 14-26 лет.

Предмет исследования – значение музыки в жизни молодых людей.

Метод исследования – социологический опрос.

Цель исследования – выяснить, какую роль играет музыка в жизни современной молодёжи.

Чтобы достичь цели, я должна была решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести социологический опрос среди учащихся
  • Подвести итоги исследования

Гипотеза: Я предполагаю, что подростки нашей школы отдают предпочтение музыкальному жанру – POP-музыка.

Практическая направленность моей работы – выступление на уроках обществознания, классных часах с целью повышения интереса к предмету, а также расширения и углубления знаний учащихся.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Мир музыки

1.1 Определение

Музыка — это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. В русском литературном языке XIX века закрепилось ударение на первый слог — «му́зыка», хотя у Пушкина и (позже) у кучкистов встречается архаичное ударение на втором слоге — «музы́ка». 

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.  «Полтава» А.С. Пушкин

В БРЭ (2013 г.) музыка определялась как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени».

 Г. Г. Эггебрехт, говоря о музыке «в западном понимании этого слова», определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию».  

 В содержание музыки входят также "художественные мысли", отобранные, подобно эмоциям, и тесно связанные с последними, "прочувствованные".

Ей не свойственны легко доступные выражению в словах предельно конкретные мысли-сообщения, которые содержат информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций.

 Однако музыке вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам.  Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы, т.е. запечатлённые в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетичной оценки объективной реальности в сознании музыканта (композитора, исполнителя). Главенствующую роль в содержании музыки играют "художественных эмоции" — отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния и процессы.

1.2 История возникновения музыки

История возникновения музыки в условиях сознательной эволюции человечества, начинается около 50-ти тысяч лет назад. Поэтому этнографы приходят к выводу, что до своего расселения, древние люди Африки (место появления первого человека), уже имели минимальное музыкальное знание. Отсюда следует, что музыка сопровождает человека уже на протяжении более 50-ти тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни.

Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная (доисторическая) музыкальная традиция. Существующие современные виды музыки у американских индейцев и у аборигенов Австралии по аналогии принято называть доисторическими.

Следующим этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, в следствие чего возникла музыка древнего мира.

 Самая старинная песня на сегодняшний день имеет возраст 2 тысячи лет. Она была зафиксирована на глинобитной табличке, обнаруженной при раскопках Нипура.

 Старинной музыкой считается эпоха со времен заката Римской Империи до конца XVIII века. Истоками возникновения музыки в начале данного гигантского периода стала католическая церковь, богослужения в которой сопровождались незначительным музыкальным фоном. После чего во всех мировых цивилизациях началось интенсивное развитие и разнообразие музыкальных знаний и соответствующего инструментария.

Средневековая музыка послужила основой для зарождения музыки эпохи раннего Возрождения. Появляется понятие академической музыки, развитие которой исчисляется уже на уровне столетий

 В наше время история возникновения музыки изучается специальной наукой, которая так и называется - история музыки. Она является отраслью научного и учебного музыковедения, которая преимущественно изучает культуру европейской музыки, ее основные ступени развития, школы и жанры. История возникновения музыки, начавшаяся более 50 тысяч лет назад, и сегодня является весьма актуальным объектом изучения.

Глава 2. Основные музыкальные направления

2.1 Джаз

Джаз (англ. jazz) — это род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.

Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями. Популярная музыка и джаз в 1920-е годы -американские критики, в первую очередь, противопоставили его коммерческой музыкальной индустрии США.

Постепенно джаз приблизился к сфере высокого искусства, сохранив свою противоречивую тождественность как популярной, так и академической музыке. Джаз остаётся престижным и поддерживается научными кругами, учредительными фондами, всемирной сетью фестивалей. Наследие джаза широко известно, и он продолжает влиять на мировую музыкальную культуру.

Слово «jazz» (его вариации: «jas», «jass», «jascz», «jasz», «jaz») возникло как жаргонный термин на западном побережье примерно в 1910-х годах. Значение его менялось, но изначально не относилось к музыке.

Термином «jazz» стали подразумевать музыку в Чикаго примерно в 1915 году. Первые признаки джаза возникли в начале девятнадцатого века в Новом Орлеане, штат Луизиана, когда на площади Конго (ныне парк Луи Армстронга) городские рабы по воскресеньям (в их единственный свободный день) устраивали танцы.

2.2 Народная музыка

Народная музыка, музыкальный фольклор — это музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

2.3 Рок

Рок-музыка (англ. Rock music) — это обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения.

 Рок-музыка имеет самое большое количество направлений (около 180): от достаточно «лёгких», таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных — хэви-метала, глэм-метала, трэш-метала, блэк-метала и брутальных дэт-метала, грайндкора.

         Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений).

2.4 Поп-музыка

Поп-музыка (англ. pop music от popular music; современная популярная музыка, жарг. попса) — это область массовой культуры, охватывающая различные формы, жанры и стили развлекательной и прикладной музыки 2-й половины XX — начала XXI веков. Вид массовой культуры.

Основные черты поп-музыки — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.

Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, синтипоп, диско, танцевальная музыка и другие.

2.5 Хип-хоп

Хип-хоп-музыка, также известная как рэп-музыка — это музыкальный жанр популярной музыки, развитый в США афроамериканцами и латиноамериканцами, живущими в бедных районах Бронкса в Нью-Йорке в 1970-х годах.

Хип-хоп-музыка состоит из стилизованной ритмичной музыки, которая обычно сопровождается рэпом, ритмичной и рифмованной речью, которую произносят нараспев.

Хип-хоп-музыка развивалась как часть хип-хоп культуры, субкультуры, определяемой четырьмя ключевыми стилистическими элементами: эмсиинг/исполнение рэпа, диджеинг/скретчинг с помощью виниловых проигрывателей, брейк-данс и рисование граффити.

Термин «хип-хоп-музыка» иногда используется как синоним термина «рэп-музыка», хотя исполнение рэпа не является обязательным компонентом хип-хоп-музыки; жанр может также включать другие элементы хип-хоп культуры, в том числе диджеинг, тёрнтейблизм, скретчинг, битбокс и инструментальные треки.

Глава 3. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодёжи

3.1 Опрос

Для определения музыкальных вкусов и предпочтений современной молодежи был составлен социологический опрос, содержащий следующие вопросы:

  1. Ваш возраст
  2. Ваш пол
  3. Любите ли вы слушать музыку?
  4. Какой жанр музыки вы предпочитаете?
  5. Сколько часов в день вы тратите на прослушивание музыки?
  6. Есть ли у вас музыкальное образование?
  7. Играете ли вы на каком-либо музыкальном инструменте?
  8. Если играете, то на каком?
  9. Может ли музыка изменить ваше настроение - способствовать релаксации или, наоборот, концентрации внимания?
  10. Когда вы слушаете музыку, что для вас приоритетнее - мелодия или текст?
  11. Какие чувства вызывает у вас прослушивание музыки?
  12. Как вы относитесь к людям, которые с удовольствием слушают ту музыку, которая вам категорически не нравится?
  13. Сочиняете ли вы музыку сами?
  14. Смогли бы вы прожить без музыки?
  15. Если не можете, то почему?
  16. Какое ваше любимое музыкальное произведение/песня?

3.2 Анализ опроса

        Для проведения анкетирования было задействовано 84 человека. Результаты опроса были проанализированы.

В опросе принимали участие люди в возрасте от 14 до 26 лет в следующем соотношении:

Таким образом, большинство опрошенных было в возрасте от 14 до 16 лет, т.е. учащиеся 8-10 классов

Около 80% опрошенных были девушками:

        Лишь 3,6% опрошенных не любят слушать музыку, что свидетельствует о популярности прослушивания музыкальных произведений среди молодежи как времяпрепровождение:

Большая часть молодежи предпочитает прослушивать поп-музыку:

Среди опрошенных встретились как меломаны, так и те, кто слушают музыку менее 1 часа в день:

У 10% опрошенных есть музыкальное образование:

Однако на музыкальном инструменте умеют играть большее количество опрошенных – 17,9%:

Те из опрошенных, которые играют на музыкальных инструментах, предпочитают гитару и фортепиано.

Для 10,7% опрошенных музыка не оказывает влияния на эмоциональное состояние:

Для четверти опрошенных важнее текст, нежели мелодия:

Большинство опрошенных лояльны к людям, которые имеют иные вкусовые предпочтения в музыке:

7% опрошенных сочиняют музыку самостоятельно:

При этом почти 43% опрошенных могут прожить без музыки:

Основные эмоции, которые вызывает музыка у молодежи:

  • Успокоение
  • Умиротворение
  • Чувство вдохновения
  • Позитивные эмоции
  • Расслабление

Однако чаще всего эмоции опрошенных, вызываемые музыкой, различны и зависят от конкретной песни.

Выбор любимой песни также зависит от временного промежутка, когда опрошенный прослушивает музыку.

Заключение

        Изучение вопроса влияния музыки на жизнь молодежи показало, что в современном мире прослушивание песен стало неотъемлемой частью досуга. В рамках исследования были рассмотрены основные музыкальные направления и их особенности, а также история возникновения музыки. Затем был проведен социологический опрос среди молодежи в возрасте от 14 до 26 лет с целью выявления роли музыки в их жизни, а также определения музыкальных предпочтений.

Как показал опрос, абсолютное большинство прослушивает музыкальные композиции от 1 до 3 и даже более часов в день, что является следствием возможности песен влиять на эмоциональное состояние человека. Данная зависимость подтверждается результатами опроса, который показал, что для большинства людей музыка может как поднимать настроение, так и сопровождать человека в трудные периоды жизни, помогая преодолеть возникшие проблемы.

Предположение по поводу наиболее популярного жанра музыки, выдвинутое в начале исследования, подтвердилось: 64% опрошенных предпочитают поп-музыку остальным жанрам.

Данная работа подтверждает, что исследования на тему влияния музыки на подростков и молодежь необходимо проводить, так как современные технологии, такие как интернет, смартфоны, беспроводные наушники, портативные колонки и многое другое, позволяют молодым людям большее время уделять прослушиванию музыки, которая прямо и косвенно влияет на их психологическое состояние.


Библиографический список

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура 10 класс. - Издательство «Дрофа», 2007, 333с.
  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура 11 класс. - Издательство «Дрофа», 2008, 399с.
  3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 170-191.
  4. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования /Е.Л. Рыбаков/ СПб.: СПбГУКИ, 2006. 280 с.        
  5. Таниева Г. М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодежной среде // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. № 1 (21). С. 86-91.
  6. https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

                   

 


Поделиться:

Где спят снеговики?

Композитор Алексей Рыбников

Ручей и камень

Муравьиная кухня

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью