В наше время книги не пользуются такой популярностью, как раньше. Может быть, современное поколение просто не заинтересовано в чтении.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_nasledie_moey_semi_ocherk_kak_malyy_zhanr_epicheskoy_literatury.docx | 81.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа номер 11
Проект
По направлению: литература
Название темы: «Литературное наследие моей семьи» Очерк как малый жанр эпической литературы
Тип проекта: творческий
Автор проекта:
Кондакова Анастасия
ученица 9а класса
Руководитель:
Люковец Ольга Анатольевна
г. Новый Уренгой
2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………..
I раздел 1. Что такое очерк?
……………………………………….
II раздел 2. Очерк на практике
Заключение………………………………………………………….
Список Литературы………………………………………………..
Приложения
Введение
Тема проекта: Литературное наследие моей семьи
Актуальность: В наше время книги не пользуются такой популярностью, как раньше. Может быть, современное поколение просто не заинтересовано в чтении.
Я поставила перед собой задачу подготовиться к экзамену по русскому языку. Это как никогда актуально, учитывая мою скорую сдачу ОГЭ. Тем более, с этого года очерк- стал очень часто всплывать на пробных вариантах изложений. Таким образом, выполняя данный проект, я могу наловчиться в написании изложения для сдачи ОГЭ.
Цели проекта:
Задачи:
Почему я выбрала именно эту тему?
Я люблю литературу. Обожаю обсуждать с учителем сюжет различных литературных произведений. Может быть, тема литературы для меня близка ещё и потому, что я росла в среде искусства. Моя семья любит и чтит литературу.
Почему это важно?
Прежде всего, работа над собой и своими познаниями. Необходимо постоянно учиться чему то новому. Тем более проектная деятельность- отличная проверка на прочность. Умение составлять проекты пригодится мне на протяжении всей жизни.
Раздел I. Теоретический
Что такое очерк?
«Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Написать его – задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт».
Основные отличия очерка:
Виды очерков
Портретный очерк – это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета. Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки. Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами. На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует. Важную роль здесь играет способность к эмпатии.
Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания. Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными. Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.
Социологический очерк – это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников.
Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры. Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.
Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения. Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению. Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.
Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей. Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты). Главная задача здесь – это эмоциональное воздействие.
Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.
Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.
Но! Стоит заметить, что на этом разделении жанры очерка не заканчиваются. Суммарно можно насчитать около полусотни.
Как написать очерк
Выбор темы
Пожалуй, — это один из самых сложных этапов. Как выбрать такую проблему, которая будет касаться не только автора и узкого круга лиц, но всего социума? На каких аспектах остановиться, чтобы заинтересовать публику, привлечь её к масштабному обсуждению и не оставить равнодушной? К счастью, тем таких крайне много. Посмотрите новости, покатайтесь в общественном транспорте. Народ сам вам подскажет почву для исследования. Главное, будьте внимательны и наблюдательны, не проходите мимо живого материала для творчества.
5
Сбор информации
Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив. Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность. Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать. Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления. Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей. Давайте же помогать друг другу.
План очерка
Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос. Хорошо ли это? Для психотерапевта – возможно. Но читать поток сознания в литературе – это сложно и скучно. Очерк – достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону. Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.
Герои
Так как очерк – это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче – это неважно. Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми. Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов – это собирательность. Недостаточно описать одну известную вам личность. Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей. Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.
Ваш герой – это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны. Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.
Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать.
Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой. Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.
Контрастность
Затрагивая общественно значимую проблему, не забывайте, что у медали всегда есть две стороны. Каким бы ни было ваше мнение, вы обязаны показать все «за» и «против», все плюсы и минусы, чёрные и белые стороны.
Пусть это приводит к неразрешимым противоречиям, в этом и заключается суть очерка: обрисовать предмет через призму диалектики. Никто не говорит, что в жизни всё просто и понятно.
Оригинальность и наличие изюминки
Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей. Но мы забываем, что очерк – это литература. Очерк – это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны. Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.
На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним
Субъективное мнение
Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.
Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию. Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни. Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь.
Инструкция для написания сжатого изложения
Раздел II. Практический
Использование жанра «очерк» при подготовке к заданию №1 ОГЭ по русскому языку
Для подготовки к написанию моего проекта мне нужно было ознакомится с литературой. За основу моей практической части я решила выбрать очерки из книг моего двоюродного дедушки.
На основе теоретического материала по написанию изложения я написала изложение на основе очерка моего деда
Инструкция для написания сжатого изложения
Очерк:
С фотографии на нас смотрит открытое лицо ещё не пожилого человека: высокий лоб, твёрдо сложенные губы, спокойные глаза, небольшие волосы зачёсаны назад. Лицо обыкновенного русского человека. Но дело-то в том, что судьба этого человека необыкновенная при всей её обыкновенности. Война прошла через его судьбу, как она прошла через судьбу его поколения, через историю его страны. Он видел смерть: она смотрела ему в глаза, а он ушёл от неё, чтобы стать Героем.
Как в 1942 году весь мир следил за исходом грандиозной битвы, развернувшейся на великой русской реке Волге у стен Сталинграда, так осенью 1943 года с напряженным вниманием люди земли ждали исхода сражения на берегах седого Днепра.
Изложение:
С фотографии на нас смотрит довольно непримечательное лицо. Лицо обычного русского человека. Но дело в том, что судьба этого человека необыкновенна при всей своей обыкновенности. Он пережил войну так же, как пережили его ровесники. Он видел смерть, она смотрела ему в глаза.
Как в 1942 мир следил за исходом грандиозной битвы, так и земля, осенью 1943 года наблюдала за сражением у Днепра.
В этих боях тысячи бойцов показали мужество и героизм. Две тысячи героев Советского союза отдали свои жизни в битве на Днепре.
………………..
Список литературы:
Заключение
Приложение 1
Использование жанра «очерк» при подготовке к заданию №1 ОГЭ по русскому языку
Перечень очерков
***
С фотографии на нас смотрит открытое лицо ещё не пожилого человека: высокий лоб, твёрдо сложенные губы, спокойные глаза, небольшие волосы зачёсаны назад. Лицо обыкновенного русского человека. Но дело-то в том, что судьба этого человека необыкновенная при всей её обыкновенности. Война прошла через его судьбу, как она прошла через судьбу его поколения, через историю его страны. Он видел смерть: она смотрела ему в глаза, а он ушёл от неё, чтобы стать Героем.
Как в 1942 году весь мир следил за исходом грандиозной битвы, развернувшейся на великой русской реке Волге у стен Сталинграда, так осенью 1943 года с напряженным вниманием люди земли ждали исхода сражения на берегах седого Днепра.
В этих жестоких боях тысячи советских солдат, сержантов, старшин и офицеров показали мужество и героизм, проявили отвагу и доблесть. Две тысячи героев Советского Союза дала Красная Армия в битве за Днепр.
Так приказала Родина
Осень 1943 года. После броска наших армий от Орла к Чернигову впереди был Днепр. Воинские части подошли к реке. Приказ прозвучал коротко: За Днепр! Гвардии младший сержант, командир отделения в составе стрелковой роты лейтенанта Кудрявцева 28 сентября 1943 года в числе первых форсировали Днепр. Весь день в районе деревни Глушец Лоевского района Гомельской области (тогда Комартинского района Полесской области) бойцы отражали беспрерывные контратаки врага, 29 сентября 1943 года участвовали в отражении 9 атак противника. Штыком С. Копытов проложил путь в укрытие и перенёс туда раненного командира роты.
Немцы стали забрасывать их гранатами. Тогда, рискуя жизнью, он совершил беспримерное- он ловил гранаты, летящие в него, и отбрасывал их. Он уничтожил много немцев. Сам получил тяжелое ранение. Контратака врага была отбита. Отважный боец не ушел с поля боя, он продолжал вести бой, Плацдарм рота удерживала.
8
Так получил еще одну брешь, «неприступный» Восточный вал. Его разрушили наши солдаты. Среди них был Копытов Степан Логинович.
И сейчас трудно представить суматоху этого рукопашного боя, быстроту реакции (не успевали взрываться залпы гранат), скоротечность схватки, его ловкость и отвагу — он не испугался, не упал в ожидании взрыв ов, а бился. И спас себя, своего командира и других наших бойцов. 4 октября 1943 года командир 29 гвардейского стрелкового полка Евстигнеев и командир дивизии Мальков подписали наградной лист, который через неделю- 12 октября — был подписан командующим войсками Центрального фронта генералом армии Рокоссовским. Так наградной материал ушел в Москву на «погибшего» героя, а он сам находился в госпитале, где шла борьба за его жизнь. Тяжелое ранение грудь не оказалось смертельным.
После войны
Окончилась война. После демобилизации Степан Логинович много лет работал машинистом электровоза в локомотивном депо станции Могоча Читинской области. За ударный труд награжден значком «Почетный железнодорожник». Он награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, пятью боевыми медалями. Его жизненный путь ничем не отличается от биографии ровесников. Родился он в красивом бывшем волостном селе Брылино Каргапольского района Курганской области. По социальному происхождению и положению с начальным образованием. В 1940 году уехал в Челябинск-областной центр, а затем в город Копейск в школу ФЗО. Потом было 22 июня 1941 года, и он в 16 лет мечтал попасть на фронт. Война затягивалась. И была трудная изнуряющая работа в тылу.
Когда подошло время, он стал, как и все его сверстники, бойцом Красной Армии. Это было в конце 1942 года.
Чашинский райвоенкомат по военному литеру отправил его учебный полк младших командиров. После военной полковой школы в апреле 1943 года - попал он в действующую армию. А потом - был Подвиг, а потом был мир. И в победу его наш земляк вложил частицу своей жизни.
Сейчас Степан Логинович -пенсионер, живет в городе Могоча.
Задачу надо выполнить
Сколько разных преград было у старшины Крюкова: и водных, и земляных и железобетонных, кратковременных и долговременных, сделанных как руками человека и инженерной мыслью, так и поставленных самой природой.
Высоты и овраги, рвы и башни, леса и кустарники, озёра и реки лежали на его солдатском долгом пути от Харькова до Опельна, до дальних подступов к
9
Берлину- до немецкой реки Одер, или Одры, как её называют поляки, чью землю помог освободить западным братьям-славянам он, сын зауральской земли.
Да, зауральской земли. Ему вспомнилось, как, учась в школе, они заполняли деловые бумаги, и он в анкете писал: «Курганский уезд Брылинской волости деревни Савиной». Это потому, что год его рождения был дореволюционный- 1915.
И вот позади три долгих военных года. Пётр Васильевич накопил опыт в военных действиях. Сейчас он, старшина, командир стрелкового взвода, получивший задачу форсировать Одер и овладеть деревней Фашбак.
Смелости старшине не занимать, не даром, на его груди сияют три ордена.
Но хочется старшине выполнить приказ командования, как всегда хорошо, а для этого надо как-то обмануть, отвлечь немцев и вцепиться в левый берег Одера, укреплённый немцами со всем старанием: там, за Одером- их немецкая столица - логово фашистов. И понятное дело: фашисты будут защищать Одер с остервенением, есть приказ Гитлера, да и сами немцы понимают, что это их последний козырь, это последний рубеж, сделанный самой природой.
«Да, задачу надо выполнить»- думает старшина.
Если умираешь, побеждая,
Разве это смерть?
Огромны просторы нашей Российской земли: юг и север, Дальний Восток и запад. Издревле люди, населявшие нашу землю, защищали её. Да, это так. Видимо, это наша национальная черта- этот глубокий патриотизм людей русской земли.
Я начинаю рассказ об одном из участников Великой Отечественной, это Махов Николай Фёдорович.
Чью землю защищал сын Каргаполья? Сейчас нам известно: Брагинскую землю. Городской посёлок Брагин- ровесник Москвы.
В письменных памятниках он назван под 1147 год, тогда уже был городом Киевской Руси. С 1793 года Брагин стал волостным центром Русской империи.
Советская власть здесь победила в ноябре 1917 года. От фашистов городок освобождён 23 ноября 1943 года. Город стоит на берегу речки Брагинки в 130 километрах от областного центра- города Гомеля, в 28 километрах от железной дороги.
В городе есть улица имени Махова, пионерская дружина носит имя героя. В городе четыре завода, несколько школ, музей народной славы, есть памятник Героям Великой Отечественной. Это они отдали свои жизни за Брагинскую землю. Отдали и лежат на ней. И среди них наш земляк- Махов Николай Фёдорович из Каргаполья.
Посёлок Каргаполье - городок Брагин: глубинка великой России и белорусская земля. Кровь, пролитая сын Каргаполья, сдружила каргапольцев и
10
брагинцев. Приезд делегации брагинцев в Каргаполье к матери Героя Анне Афанасьевне Маховой, две поездки каргапольцев на Брагинскую землю были названы поездками дружбы и помнятся до сих пор.
В Москве. В Кремле
Дважды Москва рассматривала дело, связанное с именем Николая Махова. Последний раз в канун 20-летия Победы над фашистской Германией, Совет Министров РСФСР, рассмотрев предложение Курганского облисполкома, постановил присвоить имя Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Махова Каргапольской средней школе. Это было 8 мая 1965 года.
С 15 января 1944 года Президиум Верховного Совета СССР, под председательством Михаила Ивановича Калинина, рассматривал материал о присвоении звания Героя Советского Союза бойцам и офицерам Советской армии, отличившимся при форсировании Днепра. 16 января 1944 года в газете «Известия» опубликован Указ о присвоении звания Советского Союза генералам, офицерам, сержантскому и рядовому составу Советской армии. В списке награждённых напротив порядкового номера 139, стояли слова: сержант Махов Николай Фёдорович.
Детство и юность
Вот что рассказывает о своём сыне мать: «Мой сын Коля родился 3 марта 1921 года. Жили мы в селе Каргаполье. Коля рос послушным и способным в труде. В семье была нужда, я старалась приучать ребят к посильному труду. Им приходилось мыть посуду, прибирать в комнате, ухаживать за животными. Коля пошёл в школу в 8 лет. Он окончил 8 классов, переходя из класса в класс с похвальным листом, а затем Чешинский молочный техникум.
Его направили на работу в Омский трест «Маслопром». К работе он относился хорошо, как и к учёбе. А когда началась война, его призвали в армию. Николай играл на мандолине. Он очень любил читать книги. Читал так, что хлебом нкорми. Был пионером»
Таким его помнит его сердце матери.
Вспоминают товарищи
Каким же был Коля Махов? Друзья по школе- Карл Матвеевич Воронов, Николай Зиновьевич Медянин, с которым он рос, играл и учился, рассказывают о нём так:
Карл Воронов:
—Я познакомился с Николаем в 1930 году, когда начал учиться в Каргапольской начальной школе. Мы вместе играли. После окончания начальной школы вместе учились в Вороновской ШКМ. В 1936 году вместе с
11
Маховым и Медяниным поступили учиться в Мехонскую среднюю школу. За все годы дружбы я не помню случая, чтобы Николай поссорился с кем то из ребят.
Николай Медянин:
—Когда мы были маленькими, то очень любили в прятки, особенно увлекались военными играми, а также устраивали постановки. Пьесы сочиняли сами, заводилой в этом был Карл Воронов, а мы участники самодеятельности. В школе Николай увлекался шахматами, всё своё время отдавал им, имел второй разрыт по шахматам. Учась в Чашинском техникуме, он сдал нормы на значки «ПВХО» и «Ворошиловский стрелок». Николай увлекался лыжами, походами по родному краю. Был смелым и весёлым товарищем.
Вставай, страна огромная!
Уже 23 июня 1941 года в Каргапольский райвоенкомат поступило 280 заявлений с просьбой об отправке на фронт. Порыв единый —все на фронт, на защиту Родины!
Военный эшелон пролетел через родные места. Николай смотрел из окна теплушки и в мозгу его складывались взволнованные строки письма домой. «Мама, я люблю купаться в быстротекущей воде нашего Миасса, люблю его весенние разливы, когда он выходит из берегов и заливает низины вплоть до Храмовой, Жилищной, Журавлёвой. А как он шумит и темнеет при северном ветре! Как мне хочется сейчас поглядеть на зеленеющую ленту соснового бора на Тамакульской горе. Ведь я любил там бродить с друзьями, слушать шорохи леса, петь песни.
А как звонко они разносились по лесу. И вот вчера наш эшелон проехал границу Азии и Европы. Быстро-быстро пролетают столбы, клочьями летит дым, отставая от поезда. Я еду на фронт, и не знаю, увижу ли тебя, мама, родные места, где бегал босоногим мальчишкой, наше Зауралье. Но я очень хочу видеть вас всех после победы и быть с вами».
Три месяца полковой школы, откуда красноармеец Махов в звании сержанта выходит командиром отделения и направляется в действующую Армию. Теперь мать с нетерпением ждала треугольники со штемпелем полевой почты. Сын писал, что он уже на фронте, в другом письме, что он уже принял боевое крещение.
22 сентября войска подошли к Днепру. Командование поставило задачу— форсировать Днепр.
12
Боевой подвиг
Перед ними лежал Днепр, о котор Коля ещё в детстве читал, что он чуден при тихой погоде. Но Днепр не был тихим. Сентябрьское небо и серые волны, тёмная непроглядная ночь. А впереди—900-метровая полоса Днепра. Но приказ Родины— есть приказ.
Я читаю наградной лист героя. В нём записано конкретное изложение личного боевого подвига нашего славного земляка.
«В боях с немецкими захватчиками в ночь с 27 по 28 сентября 1943 года при форсировании реки Днепр под селением Мысы Черниговской области товарищ Махов проявил мужество и геройство.
Товарищ Махов, изыскав средства переправы, со своим отделением переправился на западный берег реки, выбил превосходящие силы противника с первой линии обороны, тем самым обеспечил плацдарм для высадки переправляющих подразделений, и в течении четырёх часов переправил на лодках 120 бойцов и командиров с вооружением боеприпасами.
Достоин присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 237-ого гвардейского полка гвардии подполковник Мохов.
Командующий войсками генерал армии Рокоссовский. 12 октября 1943 год»
Но награда не застала героя в живых. На 21 день после подвига за высоту 105, что расположена у деревни Жиличи Брагинского района, пуля сразила Героя-зауральца на Белорусской земле. Позднее прах Героя был перенесён в город Брагин, где славному сыну Советского народа воздвигнут памятник.
Память о герое
Закончилась война. В 1948 году председатель Каргапольского райисполкома вручил Анне Афанасьевне Маховой грамоту Героя Советского союза.
Прошли годы. 9 мая 1958 года Каргапольский РК ВЛКСМ за хорошие и интересные пионерские дела присвоил пионерской дружине Каргапольской средней школы имя Героя Советского союза Н.Ф. Махова. Имя героя также носит пионерская дружина и школа в городе Брагине Гомельской области.
Николай Махов погиб на земле Советской Белоруссии. Его жизнь была короткой, но светлой. Почти вся она прошла в наших краях. Здесь он играл с мальчишками, ходил в школу. Сейчас он не узнал бы наших улиц. Похорошело, расцвело Каргаполье! Кругом новостройки, и одна из новых улиц носит имя Николая Махова.
Герой отдал свою жизнь за счастье и мир на земле.
13
Как я уже говорила, очерк- это один из самых распространённых жанров изложения в ОГЭ 2020. И поэтому, изучение этого жанра даст мне огромный опыт в написании изложения. Благодаря теории, я поняла как писать очерк, какие у него отличительные особенности и это очень помогает мне в подготовке к ОГЭ.
Бесспорно, вклад этого проекта в мою подготовку неоценим. Я и сама сейчас ощущаю изменения в лучшую сторону. Поэтому я с уверенностью могу сказать- что я хорошо напишу экзамен по русскому языку, благодаря моему проекту по литературе.
Заключение
14
Список литературы:
Яблоко
Ель
Сторож
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Снежный всадник