Исследовательская работа учащихся посвящена истории создания и развития пионерской организации в нашей стране. Также в работе частично изложена история пионерской организации в мирнинской школе.
Вложение | Размер |
---|---|
История пионерской организации в нашей стране и пос. Мирном | 46.35 КБ |
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ,
Туристско - краеведческого движения
«ОТЕЧЕСТВО. САРАТОВСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ».
Номинация: «История детского движения»
Управление образования, МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Тема: «История пионерской организации»
Авторы: Насанова Эльмира
обучающаяся 8 класса
Умурбаев Талгат
обучающийся 6 класса
МОУ СОШ п. Мирный
Дергачевского района
Саратовской области
Научный руководитель:
Умурбаева К. Г.
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ п. Мирный
Телефон: 4-68-27
2016 г.
Оглавление:
I. Введение
II. Основная часть:
Глава I. История рождения и развития пионерской организации
Глава II. Пионерская символика
Глава III. Роль пионерской деятельности в жизни общества
Глава IV. Пионерская организация в п. Мирный
III. Заключение
IV. Список использованной литературы и интернет – ресурсы
V. Приложения
Введение
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры — дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Клич пионеров — всегда будь готов!
Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В. И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, мы считаем, что не следует забывать историю. Думаем, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей. Именно так мы увлеклись историей пионерии, в очередной раз попросив родителей рассказать что-нибудь из своего детства. Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.
Тема нашей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но я остановлюсь на самых важных моментах. И для того, чтобы это сделать, необходимо сформулировать цели и задачи научного исследования, которые заключаются в следующем:
1.Рассмотреть историю возникновения пионерской организации;
2.Выявить значение пионерской деятельности в жизни советского общества;
3.Провести исследование о истории детской пионерской организации в нашем поселке.
При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:
Статьи из газет и журналов о пионерской организации;
Статьи из интернета о пионерах-героях, о деятельности пионеров;
Воспоминания учителей, документы и фотографии из школьного архива.
Глава I. История рождения и развития пионерии
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина организация была названа его именем.
В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.
Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры как правило принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.
В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста.
Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда».
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (приложение №1).
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были по сути очень формальными.
23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В обращении пленума ЦК РКСМ к пионерам и всем детям СССР отмечалось: «Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело...» 23 мая 1924 года 10 тысяч пионеров столицы и Московской губернии во время парада на Красной площади, посвященного переименованию пионерской организации, дали клятву на верность делу Ленина делегатам XIII съезда партии.
Вместе с пионерской организацией росла и крепла пионерская печать. 15 декабря 1922 года вышла первая пионерская газета «Юный Спартак» - орган Харьковского горкома юных спартаковцев. С 1924 года она выходит как орган ЦК ЛКСМУ и Украинского Совета пионерской организации под названием «Юный ленинец». 6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой. Первым пионерским журналом стал московский «Барабан», начавший свою жизнь в апреле 1923 года. В марте 1924 года стал выходить «Пионер». С июня этого же года выходит журнал пионерских руководителей «Вожатый». В 1929 году ЦК комсомола приступил к выпуску журнала «Юный натуралист».
Сейчас в Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет. Самые крупные организации работают в Орловской, Липецкой, Нижегородской областях, Краснодарском крае (несколько сот тысяч человек).
1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г.
3. http://www.pionerorg.narod.ru/
4. http://www.publ.lib.ru/
5. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г.
Глава II. Пионерская символика
Пионерский галстук (приложение №2) был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука (приложение №3).
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы (приложение №4). В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. Непременным ритуалом считался пионерский салют (приложение №5).
Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов: пионер верен рабочему классу и коммунизму, он - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу, пионер честен и правдив, его слово - как гранит. Пионер должен быть дисциплинирован, должен ежедневно помогать трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества, пионер трудолюбив и уважает полезный труд. Пионер чист в мыслях, словах и делах.
1. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г.
2. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii
Глава III. Роль пионерской деятельности в жизни общества
Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев. Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи. В первых пионерских лагерях проводилась в жизнь линия партии на осуществление «смычки» города и деревни - для сельских жителей создавались бесплатные парикмахерские и паяльные мастерские, распространялась различная литература, организовывались громкие читки газет; многодетным и бедняцким семьям пионеры помогали в уходе за огородом, в ремонте дома и т. п. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.
В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников-непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов, учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.
Большое место в жизни пионерской организации 20-х годов занимала интернациональная работа. В августе 1923 года по приглашению германского комсомола впервые в истории выехала за рубеж делегация советской пионерской организации. А в июле 1926 года советские пионеры встречали первую зарубежную делегацию - немецких пионеров.
Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Они были в первых рядах распространителей облигаций первых государственных займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства, энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены.
Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.
В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы, сборы средств на строительство пионерских самолетов. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами. Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею (приложение №6), Вале Котику (приложение №7), Лене Голикову (приложение №8) и Зине Портновой (приложение №9) посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
1. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г., №2, 1968 г.
2. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;
3. http://www.timurovets.nios.ru/
Глава IV. Пионерская организация в п. Мирный
В ходе написания работы мы провели мини-исследование в своем поселке.
Мы решили просмотреть школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме и нашла старые фотографии наших пионеров, газету «Пионерская правда» 1989 года. Также мы взяли интервью у Пустоваровой Нины Борисовны – одного из старейших жителей нашего поселка, она очень помогла нам в исследовании, предоставила немало фотографий, рассказала о структуре пионерской дружины нашей школы, носившей имя Аркадия Гайдара. По нашим подсчетам вышло, что в период с 1975 по 1978 года в нашей школе училось около 450 человек, и из них примерно 390 пионеров.
В качестве исследования мы провели социологический опрос среди учащихся 5 – 11 классов МОУ СОШ п. Мирный и взрослого населения нашего поселка. Нами было опрошено 30 учащихся и 52 человека взрослого населения. Вопросы для детей были следующими: 1. Знаете ли вы, что такое пионерия? 2. Хотели бы вы, чтобы сейчас существовала пионерия? 3. Хотели бы вы, чтобы существовали какие-либо другие организации типа пионерской? Вопросы для взрослых респондентов: 1. Нравилось ли вам быть пионером? 2. Добровольно ли вы вступали в пионерскую организацию? 3. Какие чувства вы испытывали, когда впервые надели красный галстук? 4. Хотели бы вы, чтобы ваши дети или внуки были пионерами? Подведя итоги опроса, у меня получилась следующая картина: 61 ребенок (из 63 человек) знают, что такое пионерия, 29 человек хотят быть пионерами и 39 – быть членом какой-либо другой организации. Результаты опроса среди взрослого населения были очевидны: на 1, 2 и 4 вопросы все 52 человека ответили положительно, и ответ на 3 вопрос практически у всех был один и тот же: «Несомненно, когда мы впервые надевали пионерский галстук, чувства переполняли, очень гордились этим, чувствовали себя частью одного целого…» Анализируя тему нашей работы и исследуя историю пионерской организации в нашем поселке, мы пришли к выводу, что пионерская жизнь в нашем поселке была очень активной.
Заключение
Подводя итоги наших исследований, мы пришли к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по все стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно-политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны… И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и поселках нашей страны существуют пионерские организации, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находиться рядом. Мы считаем, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны. И в конце хотелось бы еще раз, более точно, сказать, кто же это такой пионер?
"Пионер"- это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды"
Список использованной литературы и интернет – ресурсы:
1. Н. В. Богданов «Гори, пионерский костер!»// издательство «Малыш», №1112, 1982 г ;
2. Газета «Пионерская правда»//№12, 28 января 1989 г;
3. В. Каринский «Азбука пионера»//1925 г;
4. Журнал «Пионер»//№11, 1955 г;
5. Журнал «Пионер»//№2, 1968 г;
6. С. Михалков «Красный галстук»//1936 г;
7. http://www.timurovets.nios.ru/
8. http://www.publ.lib.ru/
9. http://www.pionerorg.narod.ru/
11. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii
Под парусами
Карты планет и спутников Солнечной системы
Щелкунчик
Самодельный телефон
Наводнение