• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сквозь пыль столетий…

Опубликовано Козлова Людмила Анатольевна вкл 01.02.2023 - 15:31
Козлова Людмила Анатольевна
Автор: 
Зейналова Фериде

Одна из самых неоднозначных книг, которые мне доводилось читать, это – необыкновенный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сложность произведения заключается прежде всего в том, что даже для самой себя я не могу ответить на простой вопрос: о чем же этот роман? О любви? Безусловно. Любовь Маргариты к Мастеру стала совершенно особым эталоном любви в литературе. Но есть в книге и иная любовь. Тоже особенная. Божественная любовь к человеку. Об этой любви следовало бы написать отдельно. Ведь сколько самых разных любовей существует в мире, но, пожалуй, одна из самых удивительных – это любовь Бога к человеку. Об этом пытаются рассказать многие книги, однако впервые хоть отдаленно испытать это странное чувство мне удалось только при чтении «Мастера и Маргариты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НПК41.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

   Одна из самых неоднозначных книг, которые мне доводилось читать, это – необыкновенный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сложность произведения заключается прежде всего в том, что даже для самой себя я не могу ответить на простой вопрос: о чем же этот роман? О любви? Безусловно. Любовь Маргариты к Мастеру стала совершенно особым эталоном любви в литературе. Но есть в книге и иная любовь. Тоже особенная. Божественная любовь к человеку. Об этой любви следовало бы написать отдельно. Ведь сколько самых разных любовей существует в мире, но, пожалуй, одна из самых удивительных – это любовь Бога к человеку. Об этом пытаются рассказать многие книги, однако впервые хоть отдаленно испытать это странное чувство мне удалось только при чтении «Мастера и Маргариты».

Цель исследования: выявить философский смысл и назначение ершалаимских глав в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

  • знакомство со спецификой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
  • исследование ершалаимских глав в романе;
  • поиск их философского смысла;
  • разгадка «вечности» булгаковской книги;
  • разработка ссылок на данное произведение для подготовки к итоговому сочинению.

Практическая значимость: Человек во все века и времена является загадкой природы. Именно человек является героем романа М.А. Булгакова. Человек, представленный в самых разных своих обликах – обыкновенный и необычайный, глупый и мудрый, несчастный и бесконечно счастливый, смешной, вызывающий жалость и ненависть, внушающий уважение, достойный поклонения, самый человечный и богоподобный. Герои произведения – главные и второстепенные – самые разные, но все мы есть человечество – разнообразное, уродливое и прекрасное. Нас есть за что любить и найдется немало поводов презирать.

Гипотеза: если читать внимательно роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», можно открыть для себя непреходящие нравственные ценности.

Методы исследования: анализ, систематизация, выбор главного, конкретизация, синтез.

Объекты исследования: роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Библия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Специфика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  "Мастер и Маргарита" — это итоговое произведение М. А. Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: "Умирая, он говорил: "Может быть, это и правильно… Что я мог написать после "Мастера"?"

   Булгаков назвал свой роман фантастическим романом. Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Роман можно также назвать произведением авантюрным, сатирическим, философским.

  Но жанровая природа романа сложнее. Это роман уникальный. Традиционным стало определение жанра романа как мениппЕи, к которой принадлежит, например, роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле[1]. В мениппЕе под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. "Мастер и Маргарита", как и любая мениппЕя, — это двуплановый роман, в нем совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое. Причем не просто совмещаются, а образуют органичное единство.

   Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов. И это тоже мы находим в "Мастере и Маргарите": повествование здесь ведется то в ключе сатирическом, то серьезном; читатель этого романа оказывается то в современной Москве, то в древнем Ершалаиме, то в ином измерении.

    Роман "Мастер и Маргарита" имеет ещё одну важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.

   Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие размеренно, строго, торжественно.

  Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"

  Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.

  В начале христианской эры, две тысячи лет назад, в мир пришел Иешуа Га-Ноцри с учением о добре, но его истину современники не приняли, а Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе.[2] Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в лоне христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли, в частности, московские жители внутренне, коль изменились внешние обстоятельства? какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в современной Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе человечество современное с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри. Итог отнюдь не оптимистический, если вспомнить "справку" о жителях Москвы, которую получил Воланд во время представления в Варьете:

  «Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».

  Роман М. Булгакова в целом — это и есть своеобразная "справка" автора о человечестве в условиях советского эксперимента и о человеке вообще, о философско-этических ценностях в этом мире в понимании М. Булгакова.

Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

   Что лежит в основе человеческой жизни: стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам, идеям? Если Бога нет, кто же управляет жизнью? Иван Бездомный, главный герой романа «Мастер и Маргарита», уверен: «Сам человек». Но нелепая смерть Берлиоза ставит его в тупик. Смыслом его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата. Так в роман входят ершалаимские главы. Попробуем их исследовать и сопоставить с Евангелием. Каков же булгаковский Иешуа?

Критерии сопоставления

Иешуа

Христос

Возраст

27 лет

33 года

Происхождение

Нищий философ (отец сириец, мать – женщина сомнительного поведения)

Царь, сын Божий

Сподвижники

Левий Матвей

12 апостолов

Популярность

Никто в городе не знал

Популярен в народе

Убеждения

Все люди добрые!

Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.

Проповедь о жизни

Казнь

Повешен на столбе. После смерти Левий Матвей похищает тело и предаёт земле.

Распят на кресте

Судьба Иуды

Убит по приказанию Понтия Пилата, чтобы успокоить совесть.

Повесился

  Очевидно, что М.А. Булгаков опротестовывает божественное происхождение Иешуа, подчёркивая только предначертанность его смерти во имя искупления грехов человечества.[3]

  «Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти»… Олицетворением власти в романе является Понтий Пилат. Что это за человек в изображении Булгакова?  Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». За плечами у него жизнь воина, полная борьбы, лишений, опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий жалости и сострадания, поэтому он может равнодушно отправить человека на казнь. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него есть только верный пёс. А вокруг враги и завистники. Великий прокуратор уверен: мир основан на насилии и власти. И вдруг появляется человек, озаривший его жизнь новым смыслом. Почему же тогда Понтий Пилат утверждает смертный приговор Иешуа? Он просто умывает руки. Иешуа опасен для тоталитарного государства своими утопическими идеями о «царстве истины и справедливости». Впоследствии М. Булгаков накажет своего Понтия угрызениями души, но Иешуа, к сожалению, это уже не спасёт. В образе Пилата автор раскрывает роковую необратимость каждого поступка. Его собственная ошибка обрекает героя на вечные муки совести. На слова философа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» в вымышленном диалоге с Иешуа Пилат отвечает: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

    И если Га-Ноцри напоминает нам божественный прообраз, то римский прокуратор больше воплощает в себе черты обычного человека – властного, равнодушного и …сомневающегося. Кстати, сомнениям, роман Булгакова уделяет важное значение. И, может, в этих сомнениях и отражается настоящая истина. Сомневается Понтий Пилат, обрекая на смерть неповинного, сомневается Мастер в своей книге, сомневается Маргарита в своей любви, сомневается Воланд, и даже сын божий не лишен сомнений. Обычные люди сомневаются в своих мелких поступках, а Великие сомневаются в своих эпохальных свершениях. Сомневается даже читатель в своем отношении к книге и персонажам истории. Но в этих сомнениях герои произведения становятся более живыми, более настоящими. Может, читая эту книгу, становятся более живыми и настоящими читатели.

В чем «вечность» знаменитой книги М.А. Булгакова?

Мы в пyти всегда, смеpть идет за нами следом,

Hо спасает Бог нас каждый pаз.

Именем Хpиста нас ведет звезда,

К кpаешкам земли, к любви.

В. Цыганова

  Как оказалось, не только человек является героем книги. Рядом с ним, противопоставляя себя человечеству и сливаясь с ним в единое целое, действуют и божества – Иисус, сын божий, Воланд, падший ангел, он же - Сатана и множество другой «нечисти». И тут же, во взаимодействии с небожителями (прекрасное, кстати, слово) появляется и еще один важный атрибут сосуществования Бога и человека – Вера. Причем, вера не только человека в божественное, но и обратно – вера божественного в человека. И здесь тоже есть над чем подумать, в чем усомниться, и во что поверить слепо.

  Какое же дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата?

  Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обречённый на мучительную смерть, Иешуа-Христос издалека подаёт великий пример людям, убеждая нас: все люди добрые, всякая власть является насилием, создастся новый храм истины. Га-Ноцри – идеал, олицетворённая совесть человеческая. Его трагедия лишь в физической гибели, но морально он одерживает победу. Человечеству надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной, надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не даёт спать по ночам.

  Но только ли об этом рассказывает книга «Мастер и Маргарита»? Не уверена. Скорее – и об этом тоже. И о еще о многом другом – о судьбе и о том, что каждый сам является хозяином своей жизни,  о подвигах, предательстве и прощении, о чудесах и скучном быте, о самом обыкновенном человеческом счастье и о необыкновенном времяпрепровождении тех, кто не является ни богом, ни человеком, ни чертом.

 Даже повествование произведения неоднозначно – то смеешься, то вдруг чувствуешь, как ноет и болит некая составляющая нашего земного бытия, которую принято называть душой, а то начинаешь злиться на автора произведения или на его героев, или восхищаешься людьми, способными на великие подвиги и теми, кто является и выше и мудрее людей, иной же раз вообще не понимаешь, что происходит и к чему было об этом рассказывать.

    Произведение сложное, хоть и читается легко и с интересом, а герои настолько яркие, что забыть их не представляется возможным даже спустя долгое время. И поэтому тем, кто собирается прочитать книгу Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», я бы посоветовала не настраивать себя на что-то определенное, а просто прочитать роман. Прочитать с удовольствием, так как книга действительно заслуживает этого. После прочтения роман изменит вас, хотя, может, вы заметите это не сразу. Но (уверена в этом), закрыв последнюю страницу, вы совсем иначе будете видеть мир. И мир этот станет куда богаче на удивительное и необыкновенное.

Читательский дневник

Ссылки на роман «Мастер и Маргарита» при написании

итогового сочинения в 11 классе.

   Учитывая популярность булгаковского произведения, советую выпускникам использовать ссылку именно на роман «Мастер и Маргарита». Так как это произведение воспитывает непреходящие нравственные ценности в человеке, оно может подойти под многие концепты итогового сочинения.

Гордость и смирение

   Преданный в руки фанатиков-иудеев неправедным судом Пилата и обречённый на мучительную смерть, Иешуа-Христос издалека подаёт великий пример смирения, убеждая нас: все люди добрые, всякая власть является насилием, создастся новый храм истины. Га-Ноцри – идеал, олицетворённая совесть человеческая. Его трагедия лишь в физической гибели, но морально он одерживает победу.

Смелость и трусость

   В образе Понтия Пилата автор раскрывает роковую необратимость каждого поступка. Его собственная ошибка обрекает героя на вечные муки совести. На слова философа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» в вымышленном диалоге с Иешуа Пилат отвечает: «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Человек и общество

   Сатана, приехавший для очередного бала в Москву, проводит своеобразную ревизию с целью оценки современного человека. Кульминацией при этом является представление в Варьете. После фокуса с хлынувшим в зал денежным дождём Воланд подводит итог: «Люди как люди. Любят деньги…, легкомысленны, милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, квартирный вопрос только испортил их».

Любовь и верность

   В противовес теме предательства развивается в романе тема любви и верности. Маргарита ради своего любимого готова на всё, даже продать душу дьяволу. Она не отделяет своей жизни от жизни Мастера, судьба его романа становится и её судьбой. Любовь и творчество – вот что, по мнению автора, может противостоять вечному злу.

Добро и зло

  На страницах романа автор поднимает проблему зла – олицетворения пороков, порождённых государственной системой. Его обитатели обезличены, лишены человеческих чувств, стремятся только к материальному благополучию. Противостоит этому злу квартирка в подвальчике, оберегающая традиционные, родственные, духовные связи, где очаг – это место любви и творчества. Ещё есть в романе вечный Дом, открытый космосу, добру и истории. Именно его обретают герои в финале. К нему же стремится и Иван Бездомный, центром жизни которого становится история Иешуа и Понтия Пилата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В ходе данного исследования мною были сделаны выводы:

- роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является мениппЕей, то есть произведением с глубоким философским содержанием;

- философским центром произведения являются ершалаимские главы, заключающие в себе непреходящие нравственные ценности;

- нравственные ценности произведения М.А. Булгакова являются залогом «вечности» его романа.

 Также мною были разработаны ссылки на данное произведение для итогового сочинения выпускников. Эти ссылки составили страницу читательского дневника учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады./ В. М. Акимов. - М., 1995.
  2. Грознова, Н. А. Творчество Михаила Булгакова / Н. А. Грознова.- М., 2013.
  3. Колодин, А. Б. Свет и во тьме светит. / А. Б. Колодин. // Литература в школе.-1994.-№1.-С.44-49.
  4. Лакшин, В. Я. Мир Булгакова. / В. Я. Лакшин. // Литературное обозрение.-1989.-№10-11.-С.13-23.
  5. Скорино, Л. В. Лица без карнавальных масок. / Л. В. Скорино. // Вопросы литературы. -1968.-№ 6.
  6. Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б. В. Соколов.- М., 2007.
  7. Яновская, Л. М. Треугольник Воланда/ Л. М. Яновская. - М.,2011.


[1]        Грознова, Н. А. Творчество Михаила Булгакова / Н. А. Грознова.- М., 2013.

[2]         Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б. В. Соколов.- М., 2007.

[3]         Яновская, Л. М. Треугольник Воланда/ Л. М. Яновская. - М.,2011.


Поделиться:

Снегири и коты

Иван Васильевич меняет профессию

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Мост Леонардо