Вложение | Размер |
---|---|
gabyshev_afanasiy_6a_klass.docx | 384.3 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
(с углубленным изучением отдельных предметов) ГО «город Якутск»
Исследовательская работа на тему:
«Игровые технологии по теме «Фразеологизмы» в приложении «LearningApps.org» (14 задание ВПР).
Выполнил: Габышев Афанасий,
ученик 6 «А» класса МОБУ СОШ №17
Руководитель: Дягилева Т.Ю.,
учитель русского языка и литературы.
Якутск
2023 год
Содержание
Введение……………………………………..………………………………….………. 3
Заключение ……………………………………………………………………………... 14
Список использованной литературы …………………………………………………. 15
Введение.
Значения многих фразеологизмов незнакомы современным школьникам вследствие незнания их лексического значения, нежелания читать художественную литературу, которая обогащает словарный запас школьника, знакомит его с этими единицами языка и с их лексическим значением. В связи с этим нами придуманы игровые задания с целью познакомить с большим количеством устойчивых сочетаний и обогатить речь обучающихся для качественного выполнения 14 задания ВПР, следовательно, заданий ОГЭ (7 задание) и ЕГЭ (24, 26 задания), связанных с этими устойчивыми сочетаниями слов.
Цель:
Проанализировать умения школьников правильно определять лексическое значение фразеологизмов, описывать ситуацию, в которой будет уместно употребление определенного фразеологизма, включать фразеологизм в одно из придуманных предложений.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «фразеологизм» и «свободные сочетания слов», их отличие;
2. Провести анализ выполнения 14 задания ВПР школьниками;
3. Придумать игровые задания по теме «Фразеологизмы» в приложении «LearningApps.org» для повышения мотивации к изучению данной темы и использованию на уроках русского языка.
Актуальность темы исследования:
При выполнении 14 задания ВПР многие ученики не могут объяснить значение фразеологизма, следовательно, неверно подбирают жизненную ситуацию, в которой может быть использован данный фразеологизм, теряя при этом 4 балла, а также знания, приобретенные ими при выполнении данного задания, применяются ими в ОГЭ (7 задание - анализ средств выразительности) и ЕГЭ (24 задание, где требуется найти и выписать фразеологизм из текста).
Предмет исследования: фразеологизмы;
Объект исследования: 14 задание ВПР;
Методы исследования:
- сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в том числе сайтов сети Интернет;
-сбор данных через анализ выполнения 14 задания ВПР;
- знакомство с приложением «LearningApps.org»;
- создание игровых заданий по теме «Фразеологизмы» в данном приложении.
Практичность и новизна заключается в доступной для учащихся 5-6-х классов форме - игровых технологиях в приложении «LearningApps.org» - знакомство с лексическим значением фразеологизмов .
Фразеология – от греч. phrasis – выражение + logos – учение. Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Фразеология – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо оному слову, либо целому предложению [Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/[М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский].-4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-191 с.].
Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Мы часто слышим такие выражения: мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).
В данной работе мы исследовали 14 задание ВПР по русскому языку (6 класс), лексическое значение фразеологизмов в этом задании, провели анализ выполнения данного задания учениками 6 «А» класса, придумали игры с фразеологизмами.
Работа состоит из оглавления, введения, содержания, заключения, использованной литературы.
1. Что такое фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы встречаются в толковых словарях. Фразеологизмы в толковых словарях обозначаются знаком ◊ [Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в двух частях. Ч.1/[Л.М Рыбченкова, О.М, Александрова, О.В, Загоровская, А.Г.Нарушевич, А.В.Григорьев, Ю.Н.Леонтьева.; 10-е изд. – М.: Просвещение, 2020.-175с]
Фразеологизм может быть синонимом и антонимом слова [Виноградов В.В. Русский орфографический словарь 2-е изд. - М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2007. - 960с.]. И чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи образность и выразительность, яркость и эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с укладом жизни, бытом, традицией и культурой народов и отдельных людей.
Источники фразеологизмов:
- пословицы (собаку съел, стреляный воробей и др.)
- художественные произведения (молочные реки, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке и др.)
- Библия (нести свой крест, соль земли, манна небесная, фома неверующий и др.)
- мифы разных народов (авгиевы конюшни, ахиллесова пята, прокрустово ложе и др.)
- профессиональная речь (через час по чайной ложке – из медицинской лексики и др.)[Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразовательной. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/[М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский].-4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-191 с.].
Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность.
2. Свободные сочетания слов.
Свободные сочетания слов – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.
Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.
Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.
Примеры свободных словосочетаний:
3. Отличие свободных сочетаний слов и фразеологизмов.
Фразеологизмы представляют собой несвободные целостные сочетания слов, которые воспроизводятся в готовом виде. Свободные словосочетания формируются в процессе речи и не требуют запоминания, а фразеологизмы воспроизводятся по памяти в готовом виде (как отдельные слова); свободные сочетания слов сохраняют свою смысловую самостоятельность, а фразеологизмы выражают единое образное значение, составляющие фразеологизм слова теряют свою смысловую самостоятельность и обычно употребляются в переносном значении.
4. Практическая часть.
Структура задания 14 ВПР представляет собой 2 части: в 1 части обучающийся должен объяснить и записать значение фразеологизма, а во 2 части при помощи не менее 2 предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив его в одно из предложений. За объяснение значения устойчивого сочетания ученик получает 2 балла, а за толкование ситуации в заданном контексте – 2 балла. Задание представляет особую сложность для тех, у кого малый словарный запас, кто практически не читает литературные произведения, а таковых в современном мире большинство. Также испытывают затруднения при выполнении данного задания те обучащиеся, для кого русский язык является неродным.
Таблица 1.
Образец задания 14 из сборника ВПР.
Таблица 2.
Образец критериев оценивания задания 14.
Проанализировав выполнение 14 задания ВПР обучающимися 6 «А» класса, мы пришли к выводу, что сложности выполнения состоят в объяснении значения фразеологизмов, многие допускают неточности при объяснении, неправильно истолковывают эту единицу языка в контексте представленной ситуации или представленная ситуация неудачна с этической точки зрения, что тоже объясняется незнанием лексического значения фразеологизмов.
В исследовании принимало участие 24 человека. Результаты проведенного исследования по критериям оценивания:
Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека – ученики 6 «А» класса. За всё задание обучающийся должен получить 4 балла. При выполнении данного задания 4 балла получило 5 обучающихся - 21%, 3 балла – 6 обучающихся 25%, 2 балла – 8 обучающихся - 33%, 1 балл – 5 обучающихся - 21 %.
Таким образом, на 100% с заданием справилось всего 21 % обучающихся, что говорит об актуальности нашего исследования.
Рисунок 1. Процент обучающихся, выполнивших 14 задание ВПР.
5. Игровые задания.
«Фразеологизмы» - достаточно обширная тема, но если при изучении и повторении использовать игровые технологии, обучающиеся быстро запомнят и сам фразеологизм, и его значение, а также это сочетание слов будет верно использовано в констекте представленной ситуации в речи, а ситуация корректна с этической точки зрения. Нами придумано несколько игровых заданий по теме «Фразеологизмы» в приложении LearningApps.org для повышения мотивации к изучению данной темы и использования на уроках русского языка.
1 игра – «Собери фразеологизм»https://learningapps.org/watch?v=p8vpgnvda22
Описание: даны слова, из них надо собрать фразеологизм.
Рисунок 2. Образец 1 игры.
2 игра – «Найди пару»
Описание: соединить фразеологизм с его картинкой https://learningapps.org/view27535817
Рисунок 3. Образец 2 игры.
3 игра – «Различай свободные сочетания и фразеологизмы».
Описание: даны в свободном порядке фразеологизмы и свободные сочетания слов. Надо распределить их на 2 группы:1 группа - фразеологизмы, 2 группа - свободные сочетания.
https://learningapps.org/view27585589
Рисунок 4. Образец 3 игры.
После игры значение каждого фразеологизма комментируется, предлагается ответить, в какой речевой ситуации возможно употребление данных сочетаний.
После проведения игр с фразеологизмами, придуманных нами, мы провели работу с 14 заданием, предложив обучающимся именно те фразеологизмы, которые были использованы в играх.
В исследовании принимало участие 26 человек. Результаты проведенного исследования по критериям оценивания:
В исследовании принимало участие 26 обучающихся – ученики 6 «А» класса. За всё задание обучающийся должен получить 4 балла. При выполнении данного задания 4 балла получило 19 обучающихся - 73%, 3 балла – 6 обучающихся – 23 %, 2 балла – 4 %.
Таким образом, на 100% с заданием справилось 73% обучающихся, что говорит об актуальности нашего исследования.
Рисунок 5. Процент обучающихся, выполнивших 14 задание ВПР.
Заключение.
Таким образом, сложности выполнения 14 задания заключены в следующем:
Если целенаправленно проводить работу по этой теме, подбирать тексты для анализа, использовать большое количество игровых технологий на уроках, давать задания самим обучающимся придумывать игры, после изучения и во время изучения темы «Фразеологизмы» проводить отработку 14 задания ВПР, связанного с данной темой, использовать различные приложения, сайты, то, в целом, такая работа приведет к положительным результатам.
Список использованной литературы.
Муравьиная кухня
Заяц-хваста
Ребята и утята
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Как зима кончилась