• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Проблема новенького ученика в литературе для подростков"

Опубликовано Михайлова Нина Александровна вкл 07.04.2023 - 9:52
Михайлова Нина Александровна
Автор: 
Осенних Валерия

Тема, выбранная для  исследования, «Проблема «новичка» в литературе для подростка» (на примере повестей Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции») является актуальной, так как исследование отношений  учеников к  «новенькому» дает более глубокое понимание его  внутреннего состояния, его мыслей, поступков. Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, новый ученик вынужден заново выстраивать свои отношения с одноклассниками. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблема новенького ученика в литературе для подростков974 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема «новичка»  в литературе для подростков»

(на примере повестей:  Л.Чарской «Некрасивая»,  В.Железнякова «Чучело»,

Е.Мурашовой «Класс коррекции»)

Осенних Валерия Вячеславовна

Россия

Ханты – мансийский автономный округ – Югра

г.Нижневартовск

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

7 класс

Введение

Жизнь так устроена, что детям, по независящим от них причинам,  порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение.       Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей.

Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. "Мученик" проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике.

Многое зависит от личностных качеств  пришедшего, его коммуникабельности. И тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать для всех своим, либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего.

.

Тема, выбранная для  исследования, «Проблема «новичка» в литературе для подростка» (на примере повестей Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции») является актуальной, так как исследование отношений  учеников к  «новенькому» дает более глубокое понимание его  внутреннего состояния, его мыслей, поступков. Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, новый ученик вынужден заново выстраивать свои отношения с одноклассниками. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в класс.

В процессе исследования я выявила, что именно эту проблема - проблема адаптации новенького ученика была поднята писателями еще в 19 веке - в начале 20 века (Лидия Чарская « Некрасивая»), а затем нашла свое продолжение и в 90-е  годы 20 века в произведениях В. Железнякова «Чучело», Е.Мурашовой «Класс коррекции».

Подобное исследование, на основе названных выше произведений,    как в литературе, так и в интернет – ресурсах  отсутствует.

Таким образом, главным в моем исследовании является вопрос: изменилось ли отношение к новеньким ученикам  в подростковой литературе  различных периодов.

Интерес к изучению  проблемы «новенького»  определил цель моей работы.

Цель:  

проанализировать  отношение  к «новичкам» на основе произведений Л.Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело»,  Е.Мурашовой «Класс коррекции».


Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования полученного материала на уроках литературы, внеклассного чтения  в 5, 6,7,8 классах, на классных часах, в беседах с учениками, а также на занятиях факультатива и литературного кружка.

Для достижения поставленной цели и решения задач изучены научные труды:

  • Т.И. Михалевой «Среди ровесников: к проблеме самоутверждения» - литература о подростках и для подростков. Эта книга стала  основой при анализе отношения класса к «новенькому»
  •  «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь психолога» Н.К. Петровского помогли мне определиться с основными научными понятиями: адаптация, белая ворона, коррекция

В процессе работы над исследованием

  • прочитаны повести повести Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции»;
  • выделено и проанализировано 27 примеров, как герои  Л. Чарской, В.Железнякова, и Е. Мурашовой  из указанных выше произведений относятся к «новеньким», и  34  примера внутреннего, душевного состояния «новичков» в новом классном коллективе.
  • проведено анкетирование 96 респондентов, которыми стали новые ученики  и их одноклассники МБОУ «СОШ №6»;
  • проведен сопоставительный анализ поведения литературных героев названных произведений  и современных школьников моей школы. 
    I Теоретическая часть. Проблема «новеньких» в произведениях Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Мурашовой «Класс коррекции»

        На первом этапе своей работы я изучила понятия «адаптация», «белая ворона», «коррекция». Данные понятия необходимы для  глубокого понимания научной литературы по исследуемой проблеме, а также для проведения детального анализа на основе прочитанных повестей.  По определению ряда словарей:

-адаптация [1] – это  (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;

-коррекция [2] - — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей;

-Бе́лая воро́на [2] — метафора, используемая в русском языке для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.

Повесть Лидии Чарской «Некрасивая»

        Из-за внешности, она не вызывает у одноклассниц симпатии, ее скромность принимают за гордость, а ошибки, сделанные по незнанию, с первого дня делают ее врагом класса. Девочка страдает от одиночества, от непонимания окружающих. И с каждым новым происшествием все дальше отдаляется от класса.                                                
          Но первым шагом к примирению и пониманию становится то, что на очередную очень злую шутку, Лиза, несмотря на все обиды,
находит в себе силы не мстить, а ответить на зло добром. Лиза во враждебной остановке сумела остаться человеком, и мне кажется это действительно важно.

Повесть В.Железнякова «Чучело»

Одной из таких повестей  является « Чучело», в которой он  раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой,  прозванной Чучелом,  и классом.

правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. 

Она поступает в местную школу,  искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет её непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью. Ленка внешне  не похожа на остальных, но в ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять толпе, лжи и сохранить духовное начало. В отличие от всех персонажей героиня -   сильная личностью: ничто не способно толкнуть её на предательство. Она не теряет  человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить, хотя  и уезжает из города вместе со своим дедушкой 

Повесть Е. Мурашовой «Класс коррекции»  

появляется новенький мальчик с ДЦП и сложным заболеванием сердца. Юрка сразу же пришелся ко двору, потому его  физическая ущербность не мешает особой духовной силе, которую почувствовали в новичке остальные ребята. Юра не только объединяет 7-й «Е» класс – он неожиданно проявляет в ребятах умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. 

Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Мир «вечной весны», где есть земляничная поляна и придорожный кабачок «Три ковбоя», город с фонтанами и замок принцессы, мир, где можно обойтись без коляски и костылей, и куда Юра организует «экскурсии» для своих одноклассников.

Таким образом, на данном этапе исследования я установила, что проблема «новенького» ученика существовала в литературе и 19, и 20 веков. Героям поветей пришлось пройти через тяжелые нравственные испытания, добиваясь признания в новом классом коллективе. Но самое главное им удалось сохранить человеческое достоинство, нравственность, честность, доброту.

II  Практическая часть.

2.1. Отношение к «новеньким» в литературных произведениях и современных школьников

        На следующем этапе своего исследования я провела анкету (Приложение 1) среди учеников своей школы, и еще раз прочитала повести Л. Чарской «Некрасивая», В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции» для того, чтобы провести детальный анализ поведения класса в  литературных произведениях и сравнить с данными, полученными в результате анкетирования. (Приложение2)

Приведу примеры:

Вопрос анкеты

Цитата из произведения- как «литературные»  одноклассники отнеслись к «новеньким»

Ответы респондентов

(82 ученика) -

Как бы Вы отнеслись к новенькому однокласснику?

 Какую позицию бы заняли:  

--позитивную,

--негативную,

-нейтральную,

-позицию игнорирования  и почему?

http://runcib.ru/uploads/full/1363720969.jpg

Л.Чарская « Некрасивая»

«Ага! Новенькая! Господи, какая  уродка». «Её сиятельство графиня Гродская! –зазвенел с ближайшей скамейки чей- то насмешливый голосок.» «Да ты не умираешь ли новенькая? О, пожалуйста, не умирай! Голубушка!»

Такая кисляйка!» « Её и без того толстые губы выпятились вперед с выражением явного презрения…Черные глаза метали негодующие пламя. Очевидно, девочка презирала мою слабость»

-учился бы дальше и не обращал внимания;

-держала позицию игнорирования;

- я не хочу новых друзей, поэтому я бы его не замечал;

- занял бы позицию выжидания, понаблюдал бы за его поведением;

 - новеньким надо помогать;

-я бы начал с ним сразу же дружить;

-подошел бы  и познакомился с ним;

- с пониманием;

В. Железняков «Чучело»

«Ребята, у нас такая новенькая! – и зашелся хохотом». «По-те-ха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена! Не потешная она. А чучело!» «…смерила меня презрительным взглядом и отвернулась». «Сам ты чучело, и не огородное, а обыкновенно – рыжее,- заступился Димка,

 «Мы тебя заяц, заяц, задерем!-завопил Лохматый и крутнул меня».

Класс коррекции

( Е.Мурашова «Класс коррекции»

«Ты как, видишь хорошо?Или тебе лучше вперед? – спросил Пашка.» «…в общем нашли общий язык. Это хорошо. Если Пашка будет защищать Юру, то его никто не обидит.» «В конце дня стало ясно, что Юрка ему в полный кайф.»

( Е.Мурашова «Класс коррекции»

- сделал так, чтобы ему легче было бы привыкнуть к новому классу;

2. Какими качествами должен обладать новый одноклассник, чтобы получить расположение к себе Вашего классного коллектива?

http://j.livelib.ru/boocover/1000493809/l/0ed5/Lidiya_Charskaya__Nekrasivaya.jpg

http://runcib.ru/uploads/full/1363720969.jpg

Л.Чарская «Некрасивая»

«о, ты, великодушная! С той минуты ты мне сердце повернула, все сердце наизнанку, когда…Когда за нас с Незабудкой наказание приняла, не выдала ни одним словом.» « О, как ты, отплатила мне за принесенное тебе зло,  добрая, моя чудная, моя смелая Лиза!»

Новый одноклассник должен обладать следующими качествами:

Быть дружелюбным;

Общительным;

Добрым;

Умным;

Уметь сдавать сдачу;

Не врать;

Иметь свое мнение;

уметь постоять за себя;

быть самим собой;

не ставить себя выше

Не обзываться

Справедливым;

Веселым;

Не считать себя крутым;

Быть хорошим человеком;

Не должен быть неженкой;

Уметь драться;

разговорчивым;

Не выскочкой

понимать юмор;

В. Железняков «Чучело»

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».  «Не ожидала я такого от Чучела. Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите.

Е.Мурашова «Класс коррекции»

 «И ещё был один момент, который меня очень занимал и которого я в Юрке не понимал. Он был слишком нормальным. Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам.

Таким образом, на данном этапе исследования  я выявила, что из 82 респондентов, если бы в класс пришел «новенький»  заняли бы следующую  позицию:

  • Нейтральную -32 чел;
  • Негативную- 20чел;
  • Позитивную-17;
  • Игнорирования-13чел

Вывод: отношение к «новичку» в классе остаются неоднозначными. Одноклассники занимали и занимают нейтральную и негативную позицию, как в литературных произведениях, так  и в жизни сегодня. И только герою повести «Класс коррекции» удалось сразу расположить к себе класс.

Авторы повестей и ученики нашей школы обозначили одни  и те же качества, которыми должен обладать новый одноклассник: быть добрым, умным, веселым, общительным, иметь свое мнение.

2.2. Адаптация «новеньких» в литературных произведениях и в современной школе.

 Для того, чтобы провести сравнительный анализ, как же живется «новенькому» классном коллективе на страницах литературных произведений и сегодня в современной школе, я провела анкетирование (Приложение 1) 14 новеньких учеников 5-8 классов, прибывших в это учебном году, и еще раз сосредоточилась на чтение повестей      Л. Чарской «Некрасивая », В. Железнякова «Чучело», Е. Муращовой «Класс коррекции».

        Результаты получились следующие (Приложение 3):

Вопрос анкеты

Цитата из произведения

Ответы респондентов

Как Вас приняли в классе?

http://cs616619.vk.me/v616619818/2cf3/j3oBKIEqquY.jpg

Чарская « Некрасивая»

« Голубые, синие, серые, карие и черные глаза впились мне в лицо с самым бесцеремонным любопытством. Глаза, разглядывавшие меня с такой настойчивостью, с таким красноречивым удивлением, что хотелось сквозь землю провалиться в этот миг.

Меня приняли в классном коллективе:

Негативно- 3чел.

Равнодушно- 7чел.

Дружелюбно- 4чел.

В. Железняков «Чучело»

 « …все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот – не могу, когда меня в упор разглядывают»

Е.Мурашова « Класс коррекции»

Человек десять изумленно присвистнули. Никто из наших не хмыкал, не ржал, не свистел, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. 

Как к Вам относятся одноклассники?

http://images.rusbook.net/prds/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-6292/595919/595919-14-281793.jpg.ashx?w=290&h=370&c=3479&pid=595919&sc=

Л.Чарская «Некрасивая»

« Ага! Новенькая! Господи, какая уродка!» « ..и она снова захохотала во все горло, не переставая смотреть на меня». « Я увидела насмешливо улыбающуюся Незабудку, и ещё с десяток девочек, смотревших на меня с вызовом и враждебно»

Ко мне одноклассники относятся по-разному:

Смеются – 2чел;

Обзываются -5чел;

Не замечают – 3чел;

Хорошо – 4 чел

В.Железняков «Чучело»

«…они надо мною смеялись» « Не потешная она. А чучело. « …они стали хохотать,

« Шмакова подошла и смерила меня презрительным взглядом и отвернулась»

Е.Мурашова «Класс коррекции»

«Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки.

Кем Вы себя чувствуете в классе?

Класс коррекции

Л. Чарская «Некрасивая»

 «Ах, если бы эта девочка согласилась бы сблизиться со мной стать моей подругой, помочь мне переносить мое одиночество в этих холодных, серых стенах», « ..она быстрым и резким движением отодвинулась от меня»

 Я себя чувствую в классе:

«белой вороной» - 2чел;

держу нейтралитет – 3чел;

чувствую себя одиноким – 5ч;

стал своим для всех – 4 чел

В.Железняков «Чучело»

 « Ну что же она такое страшное сделала, что они оттолкнули её от себя, презрели и гоняли, как  зайца»,  «…страшно, когда один против всех, даже если ты прав». « Я им верила, а они надо мною смеялись»

Е.Мурашова «Класс коррекции»

«Сам же понимаешь, что экстерьер у меня для гимназически-показательного класса неподходящий. Я же урод. Да и пишу я. Ты видел как. Так что меня вполне «Е» устраивает. Куда лучше, чем дома сидеть. Да и вас я вроде тоже не очень напрягаю?»

Вывод:  Сравнивая героев произведений с  реальными школьниками – новичками, я поняла, что отношения к «новенькому» ученику на протяжении ста лет не изменилось, так же издеваются, не замечают, игнорируют, так же «новенький» чувствует себя среди одноклассников одиноким, «белой вороной», и только немногим удалось  сразу же найти «общий язык со всеми и стать своим для всех.


Выводы:

  1. В данной исследовательской работе выдвинутая гипотеза полностью  подтвердилась: отношение к «новичку» в произведениях литературы и современных школьников не изменилось
  2. Цель и задачи, поставленные мною, полностью достигнуты и решены.
  3. Исследуя  отношения к новой  воспитаннице в повести Л.Чарской « Некрасивая»,  я пришла к выводу, что главной героине  - Елизавете Гродской  пришлось  столкнуться сначала с непониманием и недоверием одноклассниц, с презрительными насмешками в свой адрес, прежде чем она сумела  завоевать их любовь и уважение.
  4. Так же  я  пришла к выводу, что главной героине повести В.Железнякова «Чучело» - Лене Бессольцевой пришлось пережить одиночество и жестокое непонимание одноклассников. Класс её не принял только потому, что она не такая,  как все.
  5. Только Юре Малькову, герою повести Е.Мурашевой «Класс коррекции», удалось сразу же стать своим в    классе, потому что он такой же, как  и они. Он сумел не только сплотить класс, но и заставил своих товарищей  поверить в себя.
  6.  Я сравнила двух главных героинь Лену Бессольцеву  и Лизу Гродскую  и сделала вывод,  хотя   этих девочек отделяет друг от друга большой временной промежуток, отношение к ним в классе было совершенно одинаковым: обеим пришлось пройти  через испытания  и при этом сохранить человеческие качества, идти одним против всего класса.
  7. Сравнив героев, исследуемых мною повестей, с ответами учеников, в классах которых есть «новички» я поняла, что отношение к « новичкам» не изменилось и осталось прежним, что из 82 опрошенных – 32 человека заняли нейтральную  позицию, 20 человек- негативную, 13человек – позицию игнорирования и только 17 человек – позитивную.
  8. Ответы «новичков» позволили мне сделать  следующий вывод:  сами «новички», испытывают те же самые чувства и то же самое отношение со стороны одноклассников, что и герои, прочитанных мною повестей: над ними смеются, их обзывают и не замечают. Они чувствуют себя в коллективе одинокими, замыкаются в себе и становятся «белыми воронами» или сохраняют  нейтралитет.

http://j.livelib.ru/boocover/1000493809/l/0ed5/Lidiya_Charskaya__Nekrasivaya.jpg


Поделиться:

10 осенних мастер-классов для детей

Сказка "Узнай-зеркала"

Муравьиная кухня

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

И тут появился изобретатель