• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Особенности представлений младших школьников о семье

Опубликовано Кузьмина Ольга Евгеньевна вкл 26.04.2023 - 10:24
Кузьмина Ольга Евгеньевна
Автор: 
Дынина Ирина

Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. Согласно результатам их исследований, значение представлений о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, развивается самооценка, ценностное отношение к семейным традициям. Через формирование представления о семье младший школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитиеценностных ориентаций и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи, развитие ценностного отношения у младших школьников к семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _2023_dynina_osobennosti_predstavleniy_mladshih_shkolnikov_o_seme._2023.docx56.83 КБ
Файл prezentatsiya_dynina_2023.pptx854.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69

НА НОУ

СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ»

Особенности представлений младших школьников о семье

Выполнила: обучающееся  7«А» класса, МОУ СОШ № 69

Дынина Ирина Олеговна

Руководитель: педагог-психолог

Кузьмина Ольга Евгеньевна

ВОРОНЕЖ 2023

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития представлений о

семье у младших школьников        6

  1. Особенности представлений о семье у младших школьников        6

Факторы формирования представлений о семье у младших школьников        9

  1. Выводы по первой главе        13

Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста        15

  1. Методологические основы исследования        15
  2. Анализ результатов эмпирического исследования        16
  3. Выводы по второй главе        21

Заключение        23

Список источников и литературы        25

Приложения        29

Приложение 1        29

Введение

Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [6]. Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. Согласно результатам их исследований, значение представлений о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, развивается самооценка, ценностное отношение к семейным традициям. Через формирование представления о семье младший школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие

ценностных ориентаций и идеалов семьи, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания всех членов семьи, развитие ценностного отношения у младших школьников к семейным традициям.

Объект исследования: представление личности о семье.

Предмет исследования: особенности представлений о семье у младших школьников.

Гипотеза исследования: представление о семье у младшего школьника наибольшее значение имеют сформированность семейных ценностей и взаимоотношений в семье.

Цель данной работы: определить особенности представлений о семье у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать понятие семья.
  2. Рассмотреть специфику восприятия и становления представлений о семье у младших школьников.
  3. Выявить факторы формирования представления о семье у младших школьников.
  4. Провести        диагностику        сформированности        показателей представлений о семье у младших школьников.

Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ, сравнение, обобщение);
  2. Эмпирические (анкетирование,  математико-

статистический анализ данных, качественное и количественное описание результатов исследования).

База исследования: МБОУ СОШ №69 В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек, 1 класс

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития представлений о семье у младших школьников

  1. Особенности представлений о семье у младших школьников

Семья - объект большого числа социологических, социально- психологических исследований. Это объясняется большим количеством проблем, связанных с семьёй. Важность изучения восприятия младшими школьниками отношений с членами семьи, в особенности с родителями, признаётся учёными различных направлений. Т.Г. Хоментаускас пишет:

«…Посмотреть на семью глазами ребёнка - это значит реконструировать, воссоздать субъективное видение и чувствование ребёнка…» [С. 192, 7].

Изучением образа семьи в восприятии детей занимались следующие современные исследователи: О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, Т.И. Пухова. Согласно результатам их исследований, значение представления о семье заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка. Через формирование образа семьи школьник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. Представление о семье у младшего школьника влияет на построение определенных детско- родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека.

Младший школьник воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет [3].

Детско-родительские отношения более важны и сложны, чем это может показаться на первый взгляд, они сопряжены с очень серьезными последствиями для развития психики и личности ребенка. Характер отношений родителей к ребенку оказывает влияние на его положение не только в родительской семье, но и отражается впоследствии в его собственной семейной жизни.

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно то, как родители относятся к нему - избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем он осмысляет, любят его родители или нет, нужен ли он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями [11]. Содержание его осмысления взаимоотношений с родителями проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.

Трудно переоценить влияние семьи на развитие личности ребенка и общества в целом. Обществом в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества, называл семью А. Адлер [1].

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют младшего школьника к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

Благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности является одной из важнейших функций семьи [10]. Для

этого необходимо учитывать следующие важные особенности детского мировосприятия:

  1. Ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому, он не просто продукт воспитания. В определенной мере ребенок – воспитатель себя.
  2. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
  3. На детей влияют не только наши преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

В семье должна быть также выстроена система принципов семейного воспитания, основанных на следующих представлениях [5]:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; – родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; – личность самих родителей
  • идеальная модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительные ресурсы ребенка;
  • оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Таким образом, семья оказывает наиболее значимое влияние на развитие личности ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи, от наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания, от характера детско-родительских отношений.

  1. Факторы формирования представлений о семье у младших школьников

Ребенок с рождения осваивает опыт своей семьи, а значит у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления.

«Одним из условий успешной целенаправленной работы формирования представлений о семье будет сотрудничество педагога и родителей, поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей для детей по-прежнему остается семья», - утверждает Н.И.Демидова [4].

Формирование        у        младших        школьников        представления        о        семье        можно рассматривать в нескольких факторах [9]:

Первый фактор — мотивационный, то есть степень значимости семьи для ребенка;

Второй        фактор        —        когнитивный,        означает        знания        ребенка        о        семье, родственных связях, ролях;

Третий фактор — эмоциональный, включает в себя переживания, связанные с событиями в семье;

И четвертый фактор — личностный, заключается в представлениях о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.

Эмоциональный мир школьника, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и

своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью.

Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования младших школьников и представляет собой комплексную педагогическую задачу, которая может успешно решаться только путем привлечения ресурсов семьи (общих и индивидуальных). «К ресурсам семьи можно отнести способности, склонности, образовательный потенциал, социально-коммуникативные связи, а также материальные возможности и так далее», - отмечает И.А. Хоменко [12].

Изучив исследования многих известных психологов и педагогов (Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Г.Н. Гришиной, Т.А. Репиной и др.) можно определить, что они посвящены выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье. Согласно психологической характеристике младших школьников, им свойственны: подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность. А потому ребенок на данном возрастном этапе доступен и «открыт» для воздействий со стороны взрослых, и особенно родителей. Он очень нуждается в эмоциональной поддержке людей, которые большую часть времени находятся с ним рядом. Младшему школьнику присуща особенная доверчивость и чувствительность к разного рода оценкам [4].

Именно ориентация на эмоционально привлекательных взрослых – родителей способствует овладению ребенком необходимым содержанием представлений о семье; становится стимулом в стремлении повторять образчики поведения в семье.

Учитывая все это, сформулируем принципы формирования представлений о семье у младших школьников:

  1. Принцип позитивизма реализуется в формировании привлекательного представления о семье на положительных примерах
  2. Принцип гуманистичности предполагает выбор приемлемой модели общения и взаимодействия с ребенком, когда и родители, и дети участвуют в процессе формирования представлений о семье и им в равной степени предоставлена свобода и самостоятельность в проявлении чувств, мыслей. применение этого принципа означает формирование семейных ценностей у ребенка и уточнение образа его будущей семьи.
  3. Принцип деятельности предполагает трансляцию родителями своего понимания семьи на деятельностной основе. В ходе совместной деятельности происходит уточнение представлений о семье у дошкольника.
  4. Принцип целостности предполагает целостное восприятие ребенком окружающего мира и такого явления в нем, как семья. Кроме того, он способствует демонстрации степени единения ребенка с миром семьи.

На данный момент имеют место значительные нарушения традиционного и естественного механизма подготовки детей к будущей семейной жизни воспитательными средствами самой семьи. В ряду основных факторов, отрицательно влияющих на личностное развитие ребенка, на формирование его представлений о нормах социальной жизни, включая семейные, отмечают в первую очередь утрату культуры семьи и потерю родительского поведения (не зависит – отцовского или материнского). Поэтому и встает с особой остротой вопрос осознанного влияния родителей на формирование представлений школьников о семье [8].

Благополучие современного общества представляется только в связи с восстановлением традиционных ценностей, включающих пропаганду семейного образа жизни, трепетное отношение к семье.

Выводы

Таким образом, в данной главе мы рассматриваем особенности и факторы представлений о семье у младших школьников. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином

«семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Исходя из перечисленных факторов, можем утверждать, что особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали будут являться основой личности. Представления о жизненных ценностях, заложенные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.

Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста

  1. Методологические основы исследования

Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ СОШ №69. В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек.

Цель эмпирического исследования: определение психологических особенностей сформированности представлений о семье у младших школьников.

Для решения поставленной цели были подобраны следующие диагностическая методика:Анкетирование младших школьников «Я и моя семья» Э.Р. Ахмеджанова .

Целью данного анкетирования являлось изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников [2].

  1. Анализ результатов эмпирического исследования

Анализ анкетирования по методике Э.Р. Ахмеджанова «Я и моя семья» показывает, что у 63% выявлен высокий показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Это означает, что основы семейных ценностей и традиций, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших. Данные дети без напоминания готовы помочь всем членам семьи. У 21% выявлен средний показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи. У школьников со средним существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности детьми не принимаются полностью. Есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. У 17% обучающихся выявлен низкий уровень. Младшие школьники с низким уровнем сформированности семейных ценностей в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо [2].

Таблица 1  «Результаты анкетирования «Я и моя семья»

 

Мальчики

 

девочки

 

общее

 

Анкета «Я и моя семья»

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1.     Тебе нравится твоя семья?

 

 

 

 

 

 

        Нравится

10

77%

10

91%

20

83%

        Не очень нравится

1

8%

3

27%

4

17%

        Не нравится

 

0%

0

0%

0

0%

2.     Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

 

 

 

 

 

 

        Да

9

69%

9

82%

18

75%

        Бывает по-разному

2

15%

4

36%

6

25%

        Нет

 

0%

0

0%

0

0%

3.     Ты часто ругаешься с братьями (сестрами)?

 

 

 

 

 

 

        Никогда

3

23%

5

45%

8

33%

        Иногда

6

46%

8

73%

14

58%

        Часто

2

15%

0

0%

2

8%

4.     Ты считаешь себя главным в семье?

 

 

 

 

 

 

        Да

4

31%

2

18%

6

25%

        Бывает по-разному

2

15%

4

36%

6

25%

        Нет

5

38%

7

64%

12

50%

 5. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?

 

 

 

 

 

 

        Да

11

85%

9

82%

20

83%

        Не всегда

 

0%

3

27%

3

13%

        Нет

 

0%

1

9%

1

4%

6.     Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

 

 

 

 

 

 

        Да

4

31%

0

0%

4

17%

        Бывает по-разному

2

15%

4

36%

6

25%

        Нет

5

38%

9

82%

14

58%

7.     Ты радуешься успехам членов своей семьи?

 

 

 

 

 

 

        Да

11

100%

13

100%

24

100%

        Нет

 

0%

0

0%

0

0%

        иногда

0

0%

0

0%

0

0%

8.     Ты всегда сочувствуешь и жалеешь членов своей семьи, если у них неприятности?

 

 

 

 

 

 

        Да

10

77%

10

91%

20

83%

        Нет

 

0%

3

27%

3

13%

        Иногда

1

8%

0

0%

1

4%

9.     Если тебе нужна помощь, ты всегда обращаешься к своей семье?

 

 

 

 

 

 

        Всегда

10

77%

9

82%

19

79%

        Иногда

1

8%

4

36%

5

21%

        Почти никогда

0

0%

0

0%

0

0%

10.        Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?

 

 

 

 

 

 

        Хотел бы

10

77%

11

100%

21

88%

        Не знаю точно

1

8%

2

18%

3

13%

        Не хотел бы

0

0%

0

0%

0

0%

Анализируя результаты анкетирования, можно сказать, что позитивное эмоциональное переживание за свою семью испытывают 83% младших школьников, им нравится она,  17% испытывают нейтральное отношение.

Большинство ребят охотно выполняют просьбы и поручения родителей-75%.

Частота возникновения конфликтных ситуаций с братьями или сестрами не носит массовый характер, 58% школьников ответили «иногда», «Никогда»-33%детей.

Главное место в семье, по мнению младших школьников, занимают 25%, 50% детей не считают себя главными в семье.

Детям нравится общаться с другими членами своей семьи (83%) ,   если родители делают им  замечание, то большинство  не обижаются на них(58%), они радуются успехам членов своей семьи (100%).

Большая часть ребят, сочувствует и жалеет членов своей семьи, если у них неприятности (83%). Все ребята обращаются за помощью к своей семье.(100%)

На вопрос «Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?» 88% ребят ответили «да»,13% еще сомневаются .

  1. Выводы

Таким образом, во второй главе мы рассматриваем эмпирическое исследование представлений о семье у младшего школьника. Методологическими основами исследования выступили: анкетирование младших школьников «Я и моя семья» (автор Э.Р. Ахмеджанов), целью которого являлось изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Проанализировав показатели, влияющие на становление представлений о семье у младших школьников, можно утверждать, что преобладают показатели создание позитивного эмоционального климата в семье – 83%; положительное взаимоотношение с членами семьи – 21%. Но также были выявлены младшие школьники – 17% у которых данные недостаточно сформированны эти показатели.

Заключение

Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова. В ходе анализа различных подходов к изучению понятия образ семьи младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного становления образа семьи, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности.

Представление о семье для младшего школьника - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, это то, что ребенок видит на примере собственной семьи [30]. Специфика представления о семье у младших школьников заключается в эмоциональном восприятии семейного уклада, осознании личной сопричастности к миру его семьи, ценностном отношении к семье и соотнесении с другими ценностями на уровне личной значимости. Образ семьи обуславливаются знанием представление о семье и ее ценностях, эмоциональным отношением к семье, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.

Эмпирическое исследование проходило на базе МБОУ СОШ №69. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 25 человек. Целью эмпирического исследования было выявление особенностей становления образа семьи у младших школьников. Для определения уровня сформированности показателей образа семьи у младших школьников были подобрана и проведены следующая диагностическая методика: анкетирование младших школьников «Я и моя семья» (автор Э.Р. Ахмеджанов), целью которого было изучение сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников.

Рассмотрев показатели, влияющие на становление представлений о семье у младших школьников можно утверждать, что доминируют у детей такие показатели как создание позитивного эмоционального климата в  семье

– 83%; положительное взаимоотношение с членами семьи – 21%. Но также были выявлены младшие школьники –17% у которых данные показатели недостаточно сформированы.

Можно сделать вывод о том, что процесс становления образа семьи у младших школьников будет проходить успешно при: сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; создании позитивного эмоционального климата в семье; положительном взаимоотношении с членами семьи; позитивном отношении детей и родителей.

Список использованной литературы:

  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс. 2007. – 340 с
  2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э.Р. Ахмеджанов– М.: 2006. - 320 с.
  3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фкельдштейна, / Л.И.Божович- М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 212 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский.Москва.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004, - 159 с.
  5. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы семьи / Л.Я.Гозман, Е.И. Гилягина, // Вопросы психологии. 1985. - № 2. - С. 186.
  6. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С.Л. Беличевой, И.А. Коробейникова. М.: 2005. – 432 с.
  7. Зинченко В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П.Зинченко //Вопросы философии. 2007. - №7. – 230 с.
  8. Кильдюшова, П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у младших

школьников ценностного отношения к семье // Современные проблемы

науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.scienceeducation.ru/123- 17321 (дата обращения: 17.05.2018).

  1. Несменов, Р.С. Психология: учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений: ВЗКН: Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М: Просвещение: ВЛАДОС,2009. – 512с.
  2. Панферов, В.Н. Психология человека / В.Н. Панферов, – СПб: Издательство В. А. Михайлова, 2006. – 159с.
  3. Рубченко, А.К. Проблема детско-родительских отношений в отечественной психологии Текст. / А.К. Рубченко // Психолог в детском саду. - 2005. - №4. - С.98-114.
  4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – Санкт-Петербург: Социально- психологический центр, 2006.- 347

Приложения

Приложение 1

Анкета «Я и моя семья»

Цель: Предназначена для изучения степени сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни.

Инструкция: Ребёнку предлагается 10 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?
  • Нравится
  • Не очень нравится
  • Не нравится
  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Ты часто ругаешься с братьями (сестрами)?
  • Никогда
  • Иногда
  • Часто
  1. Ты считаешь себя главным в семье?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?
  • Да
  • Не всегда
  • Нет
  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Ты радуешься успехам членов своей семьи?
  • Да
  • Нет
  • Всегда
  1. Ты всегда сочувствуешь и жалеешь членов своей семьи, если у них неприятности?
  • Да
  • Нет
  • Иногда
  1. Если тебе нужна помощь, ты всегда обращаешься к своей семье?
  • Всегда
  • Иногда
  • Почти никогда
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?
  • Хотел бы
  • Не знаю точно
  • Не хотел бы

Обработка результатов:

За первый ответ— 3 балла За второй ответ — 1 балл За третий ответ — 0 баллов

Интерпретация        результатов        (Уровень        сформированности        семейных отношений и ценностей):

Высокий уровень (21-30 баллов) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, родители готовы передать семейные ценности своим детям.

Средний уровень (11-20 баллов)– существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть мотивы, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность на получение удовольствия.

Низкий уровень (19 и ниже баллов) – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают досуговую деятельность, получения удовольствия. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются менять. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности представлений младших школьников МБОУ СОШ №69 о семье. Выполнила: обучающееся 7«А» класса, МОУ СОШ № 69 Дынина Ирина Олеговна Руководитель: педагог-психолог Кузьмина Ольга Евгеньевна

Слайд 2

Семья является одним из важнейших институтов социализации детей и взрослых. Традиционно, под термином «семья» в науке понимают основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью

Слайд 3

Изучением представлений о семье занимались следующие современные исследователи: Ю.Б. Евдокимова, H.A. Круглова, Т.В. Кузнецова, Е.В. Левицкая, Е.Ю. Макарова, A.A. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова.

Слайд 4

Объект исследования: представление личности о семье. Предмет исследования: особенности представлений о семье у младших школьников. Гипотеза исследования: у младших школьников сформировано представления о своей семье, а именно представления о семейных ценностей и значимости семьи . Цель данной работы: определить особенности представлений о семье у младших школьников.

Слайд 5

Задачи исследования: Охарактеризовать понятие семья. Рассмотреть специфику восприятия и становления представлений о семье у младших школьников. Выявить факторы формирования представления о семье у младших школьников. Провести диагностику сформированности показателей представлений о семье у младших школьников. Методы исследования: Теоретические (анализ, сравнение, обобщение); Эмпирические (анкетирование, качественное и количественное описание результатов исследования). База исследования: МБОУ СОШ №69 В исследовании принимали участие младшие школьники 7-8 лет в количестве 24 человек , 1 класс

Слайд 6

Младший школьник воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи , от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.

Слайд 7

Мальчики девочки общее Анкета «Я и моя семья» кол-во % кол-во % кол-во % 1. Тебе нравится твоя семья?  Нравится 10 77% 10 91% 20 83%  Не очень нравится 1 8% 3 27% 4 17%  Не нравится 0% 0 0% 0 0% 2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?  Да 9 69% 9 82% 18 75%  Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25%  Нет 0% 0 0% 0 0% 3. Ты часто ругаешься с братьями (сестрами)?  Никогда 3 23% 5 45% 8 33%  Иногда 6 46% 8 73% 14 58%  Часто 2 15% 0 0% 2 8% 4. Ты считаешь себя главным в семье?  Да 4 31% 2 18% 6 25%  Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25%  Нет 5 38% 7 64% 12 50% 5. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?  Да 11 85% 9 82% 20 83%  Не всегда 0% 3 27% 3 13%  Нет 0% 1 9% 1 4%  Не хотел бы 0 0% 0 0% 0 0% Таблица 1 «Результаты анкетирования «Я и моя семья»

Слайд 8

6. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них? мальчики девочки общее  Да 4 31% 0 0% 4 17%  Бывает по-разному 2 15% 4 36% 6 25%  Нет 5 38% 9 82% 14 58% 7. Ты радуешься успехам членов своей семьи?  Да 11 100% 13 100% 24 100%  Нет 0% 0 0% 0 0%  иногда 0 0% 0 0% 0 0% 8. Ты всегда сочувствуешь и жалеешь членов своей семьи, если у них неприятности?  Да 10 77% 10 91% 20 83%  Нет 0% 3 27% 3 13%  Иногда 1 8% 0 0% 1 4% 9. Если тебе нужна помощь, ты всегда обращаешься к своей семье?  Всегда 10 77% 9 82% 19 79%  Иногда 1 8% 4 36% 5 21%  Почти никогда 0 0% 0 0% 0 0% 10. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?  Хотел бы 10 77% 11 100% 21 88%  Не знаю точно 1 8% 2 18% 3 13%

Слайд 9

Показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников МБОУ СОШ №69 у 63% выявлен высокий показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников. Это означает, что основы семейных ценностей и традиций, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших. Данные дети без напоминания готовы помочь всем членам семьи . У 21% выявлен средний показатель сформированности семейных ценностей и значимости семьи. У школьников со средним существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности детьми не принимаются полностью. Есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. У 17% обучающихся выявлен низкий уровень . Младшие школьники с низким уровнем сформированности семейных ценностей в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо

Слайд 10

Гипотеза: у младших школьников сформировано представления о своей семье, а именно представления о семейных ценностей и значимости семьи. Процесс становления образа семьи у младших школьников будет проходить успешно при: сформированности семейных ценностей и значимости семьи у младших школьников; создании позитивного эмоционального климата в семье; положительном взаимоотношении с членами семьи; позитивном отношениидетей и родителей.

Поделиться:

Мост Леонардо

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Астрономический календарь. Май, 2019

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт