• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Математика и Великая Отечественная война

Опубликовано Баженова Анастасия Евгеньевна вкл 01.05.2023 - 12:11
Автор: 
Падерин Дмитрий, Рычков Денис ученики 6 класса «В» МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Значимым является вклад не только воинов, но и ученых, желавших своими исследованиями приблизить советскую армию к победе. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики.

Потому мы посчитали, что необходимо напомнить о том, какой вклад в победу внесла именно математика и использовать данную науку для воспитания патриотизма у школьников и знакомства с историей Великой Отечественной войны на уроках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_6_kl_vov.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

Школьная научно-практическая конференция учащихся 5-7 классов  

«Зимний марафон»

Номинация: МАТЕМАТИКА

Тема: «Математика и Великая Отечественная война»

Выполнили: Падерин Дмитрий

Рычков Денис
ученики 6 класса «В» МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»
Научный руководитель: Баженова А.Е.,

учитель математики

г. Улан-Удэ

2021 год

Оглавление

Введение        2

Актуальность        3

Цель        3

Задачи        3

Гипотеза        3

Объект исследования        4

Предмет исследования        4

Методы исследования        4

Глава I. Вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне        5

Глава II. Воспитание патриотизма у школьников и знакомство с историей Великой Отечественной войны на уроках математики.        7

Глава III. Великая Отечественная война в математических задачах и примерах.        8

Заключение        10

Список литературы        11

Приложение 1        12

Введение

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Значимым является вклад не только воинов, но и ученых, желавших своими исследованиями приблизить советскую армию к победе. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики.

Потому мы посчитали, что необходимо напомнить о том, какой вклад в победу внесла именно математика и использовать данную науку для воспитания патриотизма у школьников и знакомства с историей Великой Отечественной войны на уроках.

Актуальность:

Мы считаем, что данная тема актуальна во всех областях, в том числе и в математике, поскольку любовь к родине и героизм наших предков не только приблизил победу, но и дал ощутимый толчок в науке.

Цель: Разработать учебный материал для повышения мотивации к изучению истории Великой Отечественной войны и математики.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;
  2. Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу составления математических задач;
  3. Провести анкетирование учеников 6-го класса;
  4. Предложить альтернативные задачи и примеры по теме Великой Отечественной войны для решения на уроках математики.

Гипотеза:

Математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны помогут детям лучше закрепить пройденный материал и познакомиться с историей.

Объект исследования:

Великая Отечественная война и математика.

Предмет исследования:

Курс математики 6-го класса, статистика Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анкетирование. Визуализация данных. Составление задач и примеров по курсу математики 6-го класса. Анализ и систематизация материала.

Глава I. Вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. 

В начале войны молодые ученые мехмата А.А. Космодемьянский и Л.П. Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш». [1]

Выдающийся математик А.Н. Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев. В России над этим работал ряд ученых и в первую очередь Н. Е. Жуковский.

Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми,  представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш и на её основании  сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. [2]

Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.[1]

 Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроградский и П. Л. Чебышёв и т. д. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовой удар.

Важная проблема – увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся академик А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования.

Теория вероятностей позволила решить весьма важную задачу оборонного характера. Задачу обеспечения кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете решил Четаев Н. Г. Он предложил выгодную крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете. [2]

В осажденном Ленинграде великий математик Я. И. Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов. [1]

Как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии, методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко.[3]

Перечисленные выше примеры, показывают не только важность такой науки, как математика, но и открывают ее с другой стороны. Математика – это нечто большее, чем сухие цифры и формулы. Это спасенные жизни, новые достижения и прогресс.

Глава II. Воспитание патриотизма у школьников и знакомство с историей Великой Отечественной войны на уроках математики.

Часто в учебниках математики встречаются задачи, связанные с реальными событиями, местами или личностями.[4] Нами было замечено, что именно такие задачи вызывают у наших сверстников наибольший интерес. На основе этого мы решили, что математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны могут помочь детям лучше усвоить материал, как по математике, так и по истории. Ведь гораздо интереснее самому искать ответ, решая задачи и головоломки, чем получать уже готовый на страницах учебника истории. Был проведен опрос среди учеников 6 «В» класса, т.к. их мнение поможет глубже изучить данный вопрос. Всего было опрошено 33 ученика.

Опрос среди учеников нашего класса показал, что 6% учеников считают, что их знания о Великой Отечественной войне на "5" , 12,1% на "4" , 39,4% на "3", 27,4% на "2", 15,1% на "1" , что говорит о необходимости больше уделять времени на изучение данного материала. В вопросе будет ли ребятам интересно решать задачи с реальными историческими данными, 84,9 % людей ответили «да», и только 15,1 %, что интересно им не будет. 
В третьем вопросе, где необходимо высказать мнение насчёт того помогут ли подобные задачи оценить масштабы войны 78,9% детей ответили положительно, 6% отрицательно и 15,1% не знают. 72,7% опрошенных учеников считают, что математика поспособствовала победе, 12% думают, что это совершенно не так и 15,3% вовсе не могут дать ответа.

Глава III. Великая Отечественная война в математических задачах и примерах.

Результаты анкетирования показали, что в задачах, которые мы обсуждаем, есть смысл. Однако подробно ознакомившись с учебником математики, авторами которого являются А.Г. Мерзляк и др., изучив ресурсы сети интернет и дополнительную литературу, мы пришли к выводу, что нет таких задач специально для курса математики 6-го класса.

В данной главе будут представлены несколько задач на тему Великой Отечественной войны, которые были составлены по программе 6-го класса. Решение каждой задачи в приложении 1.

  1. Нахождение процента от числа.

В сражении под Прохоровкой всего участвовало 1500 танков. Из них 53,3% советских. Укажите количество советских танков, которые участвовали в этом сражении, ответ округлите до единиц.

  1. Нахождение дроби от числа.

Во время Великой Отечественной войны на фронте было ≈ 1 млн. женщин, из них  снайперы. Сколько среди женщин на фронте было снайперов?

  1.  Масштаб. Задача на движение.

Максимальная скорость военного мотоцикла М-72 – 95км/ч. За какое время мотоцикл преодолеет расстояние между городами Сызрань и Кузнецк, если будет двигаться с максимальной скоростью? Расстояние между городами на карте, масштаб которой 1:5000000 равно 2,5 см. Ответ округлите до десятых.

  1. Деление числа в данном отношении.

За годы войны, Улан- Удэнский авиационный завод поставил на фронт 1297 единиц техники, среди которых самолёты ЛА-5 , ЛА-7. ,Оперения для самолетов ПЕ-2 и автомашины. Определите количество каждого вида техники, которые относятся как

12,76 : 8, 64 : 27,96 : 2,56.

  1. Нахождение числа по его процентам.

В годы ВОВ из Бурятской АССР в действующую армию было призвано 120 тыс.человек , что составило 22,13% от всего населения. Найдите население бурятской АССР, ответ округлите до десятых.

  1. Нахождение объема.

Одиночный окоп для стрельбы лежа представляет собой выемку длиной 170 см, шириной 60 см и глубиной 30 см. Найдите объем окопа, ответ укажите в кубических метрах.

  1. Действия над обыкновенными и десятичными дробями.

Решите пример. Каким главным историческим событием знаменуется этот год (ответ)?

  1. Нахождение числа по процентам.

Боевой вклад русского народа во Второй Мировой войне составлял 61,14% от общей численности (162883937 человек).
Какова была численность русского народа?

  1. Задача на движение.

Максимальная скорость танка ИС-2 выпуска 1943–1953 г. 36 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?

  1. Нахождение процента.

За четыре военных года Бурятия отправила на фронт более 120 тыс. человек. Из них на полях сражений пали около 39 тыс. солдат.
Сколько процентов людей вернулось с фронта живыми?

Заключение

На основе проделанной работы, мы с уверенностью можем сказать, что математики внесли огромный вклад во время Великой Отечественной войны. Некоторые учёные не только участвовали в разработке оборонно-промышленных предприятий, но и воевали на фронте. Оружие, разработанное советскими математиками, безусловно, было частью победы советской армии. Великая Отечественная война – это 4 года сражений. 1 418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Потому мы посчитали, что повысить мотивацию к изучению истории Великой Отечественной войны и математики очень важно.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, нами были составлены задачи, основанные на реальных событиях по курсу математики 6-го класса. Проведенный опрос показал, что большая часть учеников поддерживают данную инициативу. Что говорит о вполне реальной возможности изучения истории через математические примеры и задачи.

Таким образом, результаты изучения литературных источников, опрос учеников, анализ и систематизация полученных материалов подтвердили выдвинутую гипотезу. Математические задачи и примеры на тему Великой Отечественной войны помогут детям лучше закрепить пройденный материал и познакомиться с историей.

Список литературы

  1. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны-М.: Наука, 1983;
  2. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны-М.: 1978 Б.В;
  3. Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984;
  4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учебник; под ред. Подольского В.Е.- М.:Вентана-Граф. 2019.
  5. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Том 03. Битвы и сражения, изменившие ход войны. — Москва: Кучково поле, 2015. — С. 544.
  6. Кривошеев Г. Ф. и др. Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. — М.: Воениздат, 1993.
  7. Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Киев: Машгиз, Украинское отделение, 1964.
  8. Марина Иванова. Восток-Телеинформ. Самолеты для фронта и бритые галушки: УУАЗ в годы Великой отечественной войны. 2019.
  9. Андреев Ч.Г., Дарханова В.Б. и др. Краткое пособие по истории России и Бурятии.: Бурятский сельскохозяйственный институт, 1993;
  10.  Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра : 7 класс: учебник; под ред. Подольского В.Е.- М.:Вентана-Граф. 2019.

Приложение 1

  1. 1500 · 0,533 = 799,5 ≈ 800 (т.)
  2. 1000000 ·5000
  3. На карте     На местности

1 см             50 км

2,5 см          x км

 км

 ч.

  1. 12,76 + 8,64 + 27, 96 + 2,56 = 51, 92

1298 : 51,92 = 25

12,76  · 25 = 319 (Ла-5)

8,64 · 25 = 216 (Ла-7)

27,96 · 25 = 699 (Пе-2)

2,56 · 25 = 64 (автомашин)

  1. 120 : 0,2213 ≈ 542,3 тыс. чел.

 

 

  1. 1) 162883937:100% = 1628839,37
    2) 16228839,37*61,14% = 99587239 (ч) численность русского народа
  2. 1) 36*24 = 864 (км) столько танк проезжает за день
    2) 864*7 = 6048 (км) столько танк проедет за 7 дней
  3.  1) 120000-39000 = 81000 (ч) вернулось живых людей
    2) 81000 · 100 : 120000 = 67,5 %


Поделиться:

О чем поет Шотландская волынка?

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Рисуем подснежники гуашью

Философские стихи Кристины Россетти