• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Опубликовано Хомушку Сайсу Орлановна вкл 22.05.2023 - 12:02
Хомушку Сайсу Орлановна
Автор: 
Хомушку Сайсу Орланона

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.

Цели и задачи классного руководителя должны основываться на какой-то определённой концепции. Получая класс, я, как классный руководитель, составляю программу развития ученического коллектива.  Эта программа направлена на то, чтобы педагогическое управление (т.е. моё) ученическим коллективом переходит в конечном результате в соуправление и самоуправление: педагог         педагог+учащиеся          учащиеся.                                      

Работаю по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетентности».

Цель воспитательной системы в классе – формирование личности, усваивающей нравственные нормы и ценности общества, умеющей взаимодействовать с другими людьми, стремящийся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_opisanie.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Кызыла

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Выполнила Хомушку Сайсу Орлановна,

 учитель английского языка

Кызыл 2023

Содержание

  1. Вступление.
  1. Состав класса.
  2. Общая характеристика класса.
  3. Качество знаний.
  4. Общие сведения о классном руководстве.
  1. Система воспитательной работы.
  1. Цели, задачи.
  2. Основные ценности и идеи.
  3. Содержание воспитательного процесса.
  4. Трудности и проблемы.

    III. Заключение.

  1. «Лицо» и репутация класса.
  2. Перспективы в развитии воспитательной системы.

    IV. Приложение.

  1. Грамоты.
  2. Фото.
  3. Отзывы коллег, учащихся.

1.Вступление.

1) Состав класса.

7 «Б» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 26 человек: 12 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 2010 года рождения (23 человека), есть учащиеся 2009 года рождения (3 человека). Коллектив формировался с 1-го класса, основной его состав сохранился до сих пор (25 человек). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.

  1. Общая характеристика класса.

Познавательный уровень класса высокий, развитие учащихся соответствует их возрасту, т.е. общеучебные навыки в целом в коллективе сформированы. Класс работоспособный.

В социальном развитии учащихся классное сообщество играет большую роль, коллектив отличается сплоченностью, мальчики и девочки общаются друг с другом, доброжелательны по отношению друг к другу, любят вместе проводить время вне школы, «болеют» за общее дело, радуются за удачи коллектива, гордятся победами и переживают за неудачи класса в общих делах.

В классе выработано общественное мнение, которое выражается в критике, в неприятии отрицательных поступков: курения у нескольких мальчиков, нарушение дисциплины на уроках – и в одобрении хороших дел, которое выражается в общей радости, в ликовании. Но над самокритикой каждого отдельного ученика ещё нужно работать, т.е. нужно приучать детей уметь критиковать плохие поступки не только других людей, но и увидеть в себе то, что мешает быть добрым, воспитанным, ответственным человеком.

В классе официальный актив класса, выбранный путем общего голосования. Ребята ответственно  относятся к своим обязанностям, имеют авторитет в коллективе. В целом, в классе около 85% активных детей, которые «зажигают» своей активностью и других учащихся, т.е. степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса и школы ближе к высокой.

  1. Качество знаний.

7 «Б» класс – это класс, который заинтересован в успешной учебе (и дети, и родители), класс мотивирован на учебную деятельность, «отличники» и «хорошисты» составляют 62% , т.е. что касается учебного процесса, класс демонстрирует довольно высокий уровень обученности.

Качество знаний учащихся

Класс

На «5»

На «4» и «5»

С одной «3»

5 класс

6 класс (II четверть)

1

2

15

14

2

3

По окончании 5 класса 16 учащихся класса были занесены на школьную Доску почета «Звездная россыпь» за отличную и хорошую учебу и активное участие в жизни класса и школы.

Среди учащихся 6 «Б» класса нет правонарушителей.

Есть, конечно, и часть учащихся, чьи возможности реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо ещё работать.

  1. Общие сведения о классном руководстве.

Классный руководитель 7 «Б» класса – Хомушку Сайсу Орланона. Образование высшее, педагогический стаж – 3 года. Работаю с данным классом 3-ой год, люблю этих детей, горжусь ими.

Люблю честность, справедливость, порядочность, не приемлю фальш, ложь, лицемерие, подлость, предательство, равнодушие. Люблю петь, танцевать, убираться дома, быть в кругу семьи, смотреть российские фильмы о любви, о нашей жизни, читать книги, перечитывая классику.

  1. Система воспитательной работы.

1) Цели, задачи.

Какими дети рождаются, это ни от

кого не зависит, но чтобы они путем

правильного воспитания сделались

хорошими – это в нашей власти.

                                               Плутарх

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.

Цели и задачи классного руководителя должны основываться на какой-то определённой концепции. Получая класс, я, как классный руководитель, составляю программу развития ученического коллектива.  Эта программа направлена на то, чтобы педагогическое управление (т.е. моё) ученическим коллективом переходит в конечном результате в соуправление и самоуправление: педагог         педагог+учащиеся          учащиеся.                                      

Работаю по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетентности».

Цель воспитательной системы в классе – формирование личности, усваивающей нравственные нормы и ценности общества, умеющей взаимодействовать с другими людьми, стремящийся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных  норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении.
  • Создать условия для развития учащихся через организацию сотрудничества семьи и школы.
  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, повышению престижа знаний.
  • Создать условия для формирования гражданской ответственности и правого самосознания, инициативности, толерантности, способности жизни в обществе.
  • Приобщать детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.

Итак, приоритетным направлением в моей воспитательной системе является нравственное воспитание, реализация которого осуществляется через принципы:

  • принцип комплексного подхода: ориентация на общечеловеческие нравственные ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знание, Культура, Труд, Природа;
  • принцип комплексности, который основан на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора;
  • принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости; воспитание д.б. направлено на сохранение и защиту прав ребенка;
  • принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране, стимулировании развития и самореализации личности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).
  1. Основные ценности и идеи.

Воспитание тогда успешно, если оно системно, т.е. системность в работе – это залог успеха.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития человека.  Воспитательная система класса  - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат.

В качестве компонентов воспитательной системы были выбраны следующие 5:

  1. Индивидуально-групповой компонент.
  2. Ценностно-ориентированный компонент.
  3. Функционально-деятельный компонент.
  4. Пространственно-временной компонент.
  5. Диагностико-аналитический компонент.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находятся в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы.

К таким функциям можно отнести собственно воспитательную, содействующую нравственному становлению личности ребёнка; образовательную, направленную на формирование у школьников целостной и научно обоснованной картины мира; защитную, способствующую психологической защите детей от негативных влияний среды; креативную, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей воспитанников, их самореализации в различных сферах деятельности; интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ученик, как в классе, так и вне его.

Нравственная основа – это то, на чем основывается жизнедеятельность любого человека, это основа личности. Ведь без нравственных норм, принципов не может развиваться человеческое общество.                  

В целом, этот процесс воспитания можно представить в виде схемы.

Данная схема обеспечивает единство когнитивного, аксиологического и деятельностно-практического компонентов.

Классный руководитель – это координатор целостного педагогического процесса. И я считаю,  что главное назначение классного руководителя – поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием самих школьников, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Моя работа как классного руководителя строится в соответствии со следующими принципами:

  1. Сотворчество детей и взрослых.
  2. Индивидуализации.
  3. Ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.
  4. Активности.

Воспитательная работа – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, на привитие навыков культур поведения.

И для себя я определила, что воспитательная работа тогда эффективна, когда проводимые мероприятия классифицируются по целям, направлениям деятельности, т.е. должна быть выстроена воспитательная система класса. Т.е. с 5-го по 9-й классы я буду знать цели и задачи работы в каждом классе, ожидаемый результат, пути достижения цели и вносить нужные корректировки.

Таким образом, я наметила этапы в развитии (или проектировании) воспитательной системы класса:

I этап: поиск и моделирование воспитательной системы (5 класс);

II этап: этап становления системы (6 – 7 классы);

III этап: этапы функционирования и анализирования эффективности системы (8 – 9  классы);

IV этап: завершение функционирования или коренное обновление системы (10-11 классы).

С учетом возрастных особенностей ребят, промежуточных результатов своей работы, с учетом жизненных обстоятельств, я выбираю тему работы на год:

5 класс – «Я познаю себя»

6 класс – «Общаемся, значит развиваемся»

7 класс –«Я выбираю здоровье»

8 класс – «Мой  выбор»

9 класс – «Я  - гражданин».

Задачи, которые определила как основные в воспитательной работе именно в 5 классе, были продиктованы моделью воспитательной системы класса. Необходимо было найти приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуального облика класса.

С чего я начала? В результате социометрии, наблюдений я определила интересы и потребности учащихся и родителей.

  1. Прежде всего, я увидела, что в целом, это класс, который заинтересован в успешной учебе, класс мотивирован на учебную деятельность, «отличники» и «хорошисты» составляют 51%.

Поэтому первой задачей, которую я поставила перед собой, - создать благоприятную учебную атмосферу, помочь детям в трудный период адаптации в 5 классе, плавно осуществить преемственность межжду начальным и старшим звеном.

  1. С точки зрения воспитанности, навыков культуры поведения и организованности учащихся, положение в классе было в норме. Но в классе есть группа ребят, недостаточно дисциплинированных, шумных, неорганизованных, не умеющих сдерживать свои эмоции.

Поэтому второй задачей как решение данной проблемы стало – привитие жизненно важных навыков: общение, самооценки, управление своими эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях и других, которые являются основной социальной компетентности.

  1. 5 класс оказался достаточно дружным, ребята были доброжелательными друг к другу, поэтому задача формирования классного коллектива, как таковая, не стояла. Но я поставила задачу – формирование традиций в классном коллективе, при этом используя весомую помощь родителей.

Уже в пятом классе были заложены традиции:

- совместное участие в конкурсах, акциях;

- совместные КТД;

- совместные часы общения на праздничных мероприятиях.

  1. Большинство детей в классе активны по натуре, обладают творческими возможностями, но не все активно и смело включаются во внеурочную деятельность в классе и, тем более, в общешкольную. Четвертой задачей я поставила – максимальное раскрытие и развитие творческих способностей ребят.

В 5 классе совместно с психологом мы разработали цикл классных часов, направленных на привитие навыков позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способности познавать свой характер, достоинство и недостатки.

Темы занятий:

  1. Я – уникальный.
  2. Значение положительного подкрепления в общении.
  3. Умение слушать другого человека.
  4. Как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола?
  5. Вербальное и невербальное общение.
  6. Проекция своего будущего.
  7. Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов.
  8. Каким мения видят другие?
  9. Групповое давление. Умей сказать «нет».
  10. Что такое дружба и друзья.

В 6 классе спектр практически решаемых задач расширяется. В этом году мы работаем над умением ребят конструктивно выстраивать свои отношения с окружающими.

На тренингах дети учатся успешно общаться и отстаивать свои интересы, и это касается не только круга друзей, но и общения с родителями и учителями.

Они узнают о своей уникальности, учатся различать свои слабые и сильные стороны, лучше понимать своих друзей и самого себя.

В форме игры у них появляется возможность попробовать и научиться говорить «нет», отстаивая свои интересы, противостоять давлению, которое зачастую могут оказывать более «сильные» сверстники, учатся защитить себя от нападок, стать увереннее и сильнее, а также ценить себя, свои чувства и желания.

Нам с ребятами близки Законы коллектива, которые нам помогают в совместной деятельности:

  • Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  • Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  • Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  • Закон любви: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  • Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
  • Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  • Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  • Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  • Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  • Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Являясь учителем английского языка, безусловно, не могла проигнорировать такое мощное воспитательное средство как книга.

Ведь общеизвестно, что чтение – неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил; мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Именно в 12-16 лет ребенок ищет себя, свое место в жизни, пытается понять устройство общества. Он представляет собой смесь противоречий, отрицаний, радикальных оценок и, неизбежно, находится в конфликте с окружающими. Ему требуется помощь, деликатная подсказка в его исканиях. Ему просто необходимы современные книги о его сверстниках, социально-критическая литература, которая помогает познать окружающий мир и адаптироваться к реалиям сегодняшней жизни.

Ребенку нужен положительный «герой его времени», который живет, «по-соседству», ежедневно сталкивается с такими же проблемами, ищет и обязательно находит решение.

Поэтому как на классных часах, так и на уроках литературы, мы обсуждаем актуальные для возраста моих ребят вопросы, обсуждаем литературных героев, пытаемся совместно осмыслить их поступки, получаем «уроки добра», вчитываясь в страницы отечественной истории и культуры.

Обобщая всё выше перечисленное, убеждена, что важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом является научить ученика «думать хорошо», поступать хорошо, т.е. нравственно. Отталкиваясь от мысли, что человека прежде всего создает не образование, а нравственность, считаю необходимым решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. «От гармонии воспитания к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности».

Формирование благоприятного психологического климата в классе.

Работая по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетенции», убеждена, что результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.  Без сотрудничества с родителями учеников, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно. Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка.

Работа с родителями ведется в 2-х направлениях

Повышение психолого-педагогических                Вовлечение родителей в учебно-

знаний родителей                                        воспитательный процесс

Часто случается так, что сложившиеся отношения в семье ведут к отчуждению детей от родителей. Дети не принимают изменений в жизни родителей, как не принимают всего того, что происходит в жизни пап и мам. Знают ли они о наших мыслях, о радостях и печалях, о событиях в нашей жизни (в той степени, в какой дети могут знать о жизни родителей)? Приходится констатировать, что нет. Даже больше, они к своим 12-13 годам уже и не хотят знать. Быть в дружбе с родителями не модно.

Над родителями довлеют внешние, чаще отрицательные, оценки своих детей, которые они слышат, например, в школе. И это мешает им за внешним, видеть в своем ребенке положительные стороны. Оказывается, что родители озабочены внешней оценкой их успешности, как родителей, и в итоге перестают доверять своим детям. А дети переживают очередной опыт отречения.

Анализируя ситуацию, видишь, что за всеми проблемами скрывается невозможность родителя изменить стиль общения с ребенком, с которым происходят изменения, связанные с периодом взросления, родителям тяжело перестроиться, принять новые роли, перейти с позиции «родителя», «сверху» на позиции «взрослого», «равного».

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно прежде всего правильно выстроить отношения с ним.

Хорошей традицией в нашем классе можем считать создание электронного фотоархива «А у нас …».

Активность родителей в общественной жизни школы неоднократно отмечалась благодарственными письмами и грамотами.

Комфортность учащихся

Анкетирование показывает, что ученики с желанием ходят в школу, им нравится классный коллектив, на занятия приходят с хорошим настроением.

Представленная воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленность деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении проблем нравственного воспитания и образования учащихся.

Но по большому счету, чаще всего в памяти детей остаются не уроки, а простое человеческое общение, как самое дорогое. Соберется ли у них перед выпуском банк счастливых воспоминаний?

Существует известное определение: «Воспитание – это организация жизни детей». В этом определении все правильно, кроме одного знака: точки. Точку ставить здесь нельзя, поставим многоточие…

  1. Заключение.
  1. «Лицо» и репутация класса.

Класс работоспособный, принимает активное участие в  субботниках, в уборке территории вокруг школы, классного кабинета, интересуется общественными делами и с удовольствием их выполняет:

  • сбор материала о выпускниках школы;
  • изготовление поздравительных открыток для ветеранов;
  • оформление классного уголка;
  • участие в выставках.
  1. Перспективы в развитии воспитательной системы.

По большому счету, классное руководство – это высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов.

Первые задачи, которые я поставила, были рассчитаны на длительный срок работы с детьми.

Мне очень близки слова А.С. Макаренко – «Воспитывать человека – значит воспитать у него перспективные пути», ибо я убеждена, что знание о дальних, средних и близких перспективах развития классного коллектива поможет в моей работе.

В перспективе ставлю перед собой задачи:

  • развивать большую самостоятельность учащихся и инициативу в планировании и организации классных дел (мероприятий);
  • добиваться максимального привлечения родителей к сотрудничеству;

А конечная цель моей работы как классного руководителя мне все-таки видится в том, чтобы к окончанию средней школы в результате моих педагогических усилий совместно с родителями мои ученики стали социально зрелыми и научились:

  • самостоятельно строить свою жизнь;
  • взаимодействовать с другими людьми;
  • стремиться к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;
  • быть патриотами, испытывать гордость за «малую» Родину, уважение к её истории, культуре;
  • быть толерантным, усвоившим нормы и правила поведения, быть людьми, умеющими войти в контекст современной культуры.

        

Дмитрий Лихачев сказал – «В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Точка отсчета.

Задача каждого человека и в крупном, и в малом – повышать этот уровень счастья.

И я считаю, что моя задача как классного руководителя – повышать для моих детей уровень счастья. По большому счету, классное руководство – это высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов.


Поделиться:

Золотой циркуль

Голубая лягушка

Мальчик и колокольчики ландышей

Военная хитрость

Фильм "Золушка"