• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Индивидуальный проект "Смысловое содержание и значение плакатов"

Опубликовано Елаева Ирина Владимировна вкл 12.08.2023 - 4:39
Елаева Ирина Владимировна
Автор: 
Пономарева Анастасия 9Б класс.

Индивидуальный проект ученицы поможет выпускникам 9 классов при выборе темы для собственного индивидуального проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_soderzhanie_i_znachenie_plakatov.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАКАТОВ

Руководитель проекта: Елаева Ирина Владимировна

Ученица: Пономарева Анастасия Александровна

9 «Б» класс

Город Улан-Удэ, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Плакат как жанр изобразительного искусства ………………………………….. 3

Глава 2. Плакаты СССР …………………………………………………….…………....…. 4

Глава 3. Плакаты нашего времени ………………………...………………………………. 5

Общие выводы и заключение ……………………………………………………………… 5

Список использованной литературы и источников ………………………………………. 6

Приложение ……………………………………………………………………….………… 6

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень часто можно услышать упоминания о Советском Союзе, о братстве народов, о патриотизме граждан, особенно в период Великой Отечественной Войны. По-прежнему остаются актуальными фильмы того периода, а многие из них переснимаются в настоящее время с актерами нового времени.

Большую значимость для понимания духа советского периода имеет плакатное искусство. Этой теме посвящено достаточно большое количество изданий, таких как книга издательства «Белый Город», посвященная плакатам советского времени, в которой были собраны наиболее известные и яркие работы, призывающие к труду, правильному и здоровому образу жизни, направленные на воспитание хороших привычек у детей, а также плакаты политического и пропагандистского толка. Также интересны издания «Конструктивизм в советском плакате» и «Русский плакат. Избранное» от Контакт-культуры, в которых собраны наиболее значимые работы, составившие «золотой фонд» русского плаката. Такие книги производят впечатление на широкий круг читателей, специалистов в области изобразительного искусства, музейного дела и рекламы.

Актуальность темы обусловлена популярностью в настоящее время среди российских и иностранных дизайн-школ конкурсов для плакатистов и иллюстраторов. Проводятся выставки и фестивали таких работ, в том числе на площадке моей художественной школы. Интерес вызывают работы, отличающиеся выразительными средствами, концептуальной связью с содержанием, игрой смыслов.

Исходный замысел проекта заключается в том, чтобы рассмотреть смысловое содержание плакатов в советский и современный периоды, выявить разновидности плакатного искусства и проследить связь с конкретными историческими событиям, происходящими в стране.

Задачами проекта являются: изучение литературы об искусстве плаката, сбор материалов из разных источников, создание собственного плаката.

Методами исследования являются изучение литературы в сети Интернет, поиск и обработка информации о конкурсах и фестивалях, сравнительный анализ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован в качестве дополнительного пособия учащимися художественных школ и любителями плакатного искусства.

ГЛАВА 1. ПЛАКАТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде наглядной информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: плакат (нем. Plakat) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных или учебных целях. А большой словарь иностранных языков определяет плакат (лат. placatum) как большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-либо или рекламы.

Таким образом, все определения сводятся к тому, что плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв.

К особенностям плакатов можно отнести то, что они понятны и доступны зрителям, легко и быстро воспринимаются и запоминаются, отличаются лаконичностью изображения. В них часто используется художественная метафора, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах.

Задачами художника-плакатиста являются освобождение композиции от того, что затрудняет восприятие ее смысла, сокращение числа красок и количества деталей.

ГЛАВА 2. ПЛАКАТЫ СССР

Советские плакаты – один из самых распространенных видов изобразительного искусства в СССР. Они были направлены на разъяснение определённого вопроса в доступной форме и являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей. Смыслы искусства плакатов были понятны каждому, а изображения сопровождали лозунги - короткие, броские и запоминающиеся тексты, призывающие к действию.

Содержавшаяся в плакатах пропаганда сочетала общечеловеческие ценности: свободу, справедливость, патриотизм, призывы к здоровому образу жизни, учебе и труду.

Классификация плакатов СССР: развивалось несколько видов плакатов, такие как политический, военный, просветительский, рекламный, трудовой.

Общественно-политические плакаты посвящались государственным праздникам, лидерам Коммунистической партии и крупным государственным деятелям – Ленину, Сталину, Ворошилову, Дзерджинскому, Калинину, Хрущёву и Брежневу; важным политическим событиям в стране - партийным съездам и конференциям, выборам. В них подчёркивалась важная роль коммунистической партии, отмечалась положительность и своевременность принятых решений, направленных на улучшение жизни советских людей. Выдающимся мастером советского политического плаката являлся Виктор Борисович Корецкий (1909 – 1998 годы), который использовал для работы над плакатом фотографии.

Военные плакаты играли одну из самых важных ролей. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с большой скоростью. Они формировали в людях уверенность в победе, помогали выстоять в эти тяжелые времена, давали поддержку и надежду на лучшее. Первоочередной задачей военного плаката была мобилизация народа на борьбу с врагом. Перед авторами таких плакатов стояла задача вселить ненависть к врагу и убедить народ в победе. Некоторые из военных плакатов были грубыми и карикатурными.  Одним из самых ярких художников-плакатистов данного типа являлся Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902 – 1985 годы), знаменитый плакат которого («Родина-мать зовет!») прямо перекликался с плакатом другого художника-плакатиста времен Гражданской Войны Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».

К агитационно-просветительским плакатам относятся плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение личной гигиены, отказ от вредных привычек, спорт и спортивные мероприятия, соблюдение правил безопасности, культурное просвещение и преодоление безграмотности, успеваемость в учёбе, улучшение служебных обязанностей. Также были распространены плакаты о борьбе с хулиганством и аморальным поведением. Для детских садов и школ выпускались плакаты о прилежании и успеваемости в учёбе, о дисциплине и правильном поведении, образцовых октябрятах и пионерах. Огромное количество плакатов были направлены на пропаганду техники безопасности на производстве и транспорте, в быту, во время отдыха. Плакат такого плана – необходимый элемент в деле просвещения и приучения нации к чтению и образованию. Важный вклад в создание плакатов внес Виктор Иванович Говорков (1906 – 1974 годы), создавший плакат «Нет!».

Одной из разновидностей агитационно-просветительских плакатов являются плакаты, призывающие к труду, которые содержали мотивирующие лозунги к добросовестной работе, демонстрировали понятные обществу ориентиры: труд -  это хорошо, а безделье – это плохо.

В СССР в большом количестве выпускали разнообразные рекламные плакаты. Они рекламировали продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, одежду и обувь, бытовую технику, мебель, канцтовары, украшения, косметику и парфюмерию, средства гигиены, магазины и рестораны, личный транспорт, услуги. Один из видов таких плакатов – туристический, призывал развивать туризм, путешествовать по стране, рекламировал курорты, санатории, профилактории, базы отдыха. Другая разновидность рекламных плакатов занималась распространением культурно-развлекательных мероприятий: театральных спектаклей, кино, цирковых представлениях, оперы, балета, концертов. Видным советским рекламным плакатистом был Дмитрий Анатольевич Буланов.

ГЛАВА 3. ПЛАКАТЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Искусство плаката популярно и в наше время. В этой технике работают тысячи мастеров. Если раньше художники-плакатисты печатали свои работы в типографиях, то современные интернет-технологии дают возможность тиражировать работы в плакатной технике массово и без особых затрат. Современный человек воспринимает информацию визуально, ценит доходчивость и избегает длинных текстов.

На современные плакаты оказывает влияние технический прогресс, государственная власть, развитие культурной жизни страны. Они являются не только средством рекламы, политической агитации и информации, но и часто создаются для создания праздничного оформления: большой популярностью пользуются свадебные плакаты, плакаты, посвященные 23 февраля, 8 марта, Новому году и другим праздникам. Многие дизайнеры используют плакаты для оформления интерьера при создании своих авторских проектов.

Самым популярным остается рекламный плакат, который стал одним из эффективнейших средств продвижения товаров и услуг, ведь в нем сочетаются броский, запоминающийся внешний вид, информативность и высокие рекламные свойства. Они часто встречаются в повседневной жизни и получили очень широкое распространение в магазинах, аптеках, развлекательных и торговых центрах, кинотеатрах, выставках.

Популярность плакатов подтверждается проведением тематических конкурсов и выставок. Так, при поддержке Министерства культуры России раз в два года проводится Всероссийский конкурс плаката проекта «Россия. Третий путь», задача которого состоит в поиске творческих решений, воплощенных в визуальных образах в жанре плаката, пригодных для воспроизведения массовым тиражом. В 2021 году этот конкурс проводился в пятый раз и назывался «В единстве – сила!». По итогам конкурса была сформирована выставка и выпущено издание в виде красочного буклета.

Крупным культурно-образовательным проектом, посвященным шрифту, типографике и плакатному искусству, является Московский международный фестиваль Typomania, проводимый с 2012 года, цель которого заключается в популяризации шрифтовой культуры, бережному отношению к традициям, поддержка экспериментальных проектов, внимание к букве, слову, языку. В 2019 году прошла выставка «44 кириллических типо-плакатов», в которой принимали участие плакаты 2017 – 2019 годов, содержащие кириллические буквы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уникальность советских плакатов подтверждается их популярностью в настоящее время, свидетельством чего является выпуск современных изданий о плакатах периода СССР, организация выставок на площадках различных музеев и библиотек, в том числе в субъектах Российской Федерации. Так, в ноябре 2021 года в Национальной библиотеке Республики Бурятия была представлена выставка советских плакатов и афиш, изданных в Бурятии, на колторой были представлены работы таких известных бурятских живописцев и графиков, как Окладников А.А., Рудь Т.А., Стариков И.И., Дульбеев К.А., изданные в 1960 годах.

Плакаты в наше время по-прежнему остаются актуальными и популярными, несмотря на то что видоизменились по сравнению с советским периодом. Плакаты – это жанр искусства с большой степенью коммуникативного воздействия. По мнению председателя Союза художников России Андрея Ковальчука «в XXI столетии по-прежнему востребованы все ипостаси плакатного искусства – театральное, рекламное, политическое, и каждое из этих направлений требует от авторов большого профессионализма».

Сегодня плакаты являются наиболее распространенным видом рекламы, который имеет большие преимущества, связанные с их ярким и привлекательным дизайном, а также качеством полиграфии. Перспективы плаката связаны с его качествами рекламного носителя, к которым относится визуальный образ, слоган, выделяющийся дизайн, выразительность и колоссальная энергия и кратковременность воздействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТОРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Бархатова И.В «Конструктивизм в советском плакате», издательство «Контакт-культура», 2017 год, 248 страниц

Толстая Т.Н. «Русский плакат. Избранное», издательство «Контакт-культура», 2014 год, 176 страниц

Шклярук А.Ф. «Виктор Корецкий. Советский политический плакат 1928 – 1983 год», издательство «Контакт-культура», 2019 год, 216 страниц

Шклярук А.Ф., Снопков П.А. «Советский рекламный плакат 1923 - 1941», издательство «Контакт-культура», 2020 год, 256 страниц

Климова Е., Макарова Д. «Ученье – свет. Просветительский и книгоиздательский плакат из собрания русского музея», издательство ФГБУК Государственный русский музей, 2020 год, 120 страниц

Шклярук А.Ф., Снопков П.А., Снопков А.Е. «Реклама в плакате. 1868 – 1978», издательство «Контакт-культура», 2018 год, 256 страниц

Карев М.И. «Плакаты Великой Отечественной Войны», издательство «Контакт-культура», 2015 год, 176 страниц

«Трамвай искусств» коллекция советских плакатов, электронный ресурс https://tramvaiiskusstv.ru/

«Gallerix» картинная галерея, электронный ресурс https://gallerix.ru/

«Конкурс плаката «Россия. Третий путь»», электронный ресурс https://tretyput.ru/konkurs-plakata

«Советский плакат как зеркало эпохи. Из фондов Национальной библиотеки Республики Бурятия», электронный ресурс http://nbrb.ru

Большой энциклопедический словарь

Большой словарь иностранных языков

ПРИЛОЖЕНИЕ

Использованные плакаты:

  1. Дехтерёв Б. «Товарищ Сталин», 1940-50
  2. Кокорекин А. «Вместе со всем народом голосуйте за коммунистов и беспартийных!», 1945
  3. Шасс – Кобелев. «Ленин и электрофикация», 1925
  4. Клуцис Г. «Без революционной теории не может быть революционного движения», 1927
  5. «Народы мира не хотят повторения бедствий войны. И. Сталин», 1949
  6. Кокорекин А. «Мир! Отстаивать до конца!», 1955
  7.  Кулагина В. «На оборону СССР», 1930
  8. Тоидзе И. «Родина-мать зовёт!», 1941
  9. Андреев М.А. «Если книг читать не будешь – скоро грамоту забудешь», 1925
  10.  Буев И.Б. Иорданский «А.С.Пушкин», 1936
  11.  Корецкий В. «Советские физкультурники - гордость нашей страны...», 1935
  12.  Кокорекин А. «К труду и обороне будь готов! Ежедневная физкультурная зарядка - необходимая подготовка к сдаче норм на значок ГТО», 1934
  13.  Кокорекин А.  «Уголь – это хлеб для промышленности» 1946
  14.  Кораблева В.  «Иди, товарищ, к нам в колхоз!», 1930
  15.  Сварог В.  «Батраки и комсомольцы, на трактор!.. В ударные колонны весеннего сева!», 1931
  16.  Сварог В.  «Женщины в колхозах - большая сила. И.Сталин», 1935
  17.  Родченко А., Маяковский В. «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП - покупайте дешевый хлеб!», 1923
  18.  Зеленский А. «Лучшая для обуви паста Штоко», 1929
  19.   Боград И. «Пельмени», 1936
  20.  Миллер А. «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы.», 1938
  21. Чудов Ю. «И мы будем летчиками», 1951
  22. Моора Д. «Ты записался добровольцем?», 1920
  23. Алиев Р. «Борьба за качество – дело всенародное», 1975
  24. Корецкий В. «Борись за честь фабричной марки!», 1950
  25. Корецкий В. «Честь и слава советскому учителю!», 1951
  26. Корецкий В. «Воин красной армии, спаси!», 1942
  27. Говорков В. «Как работал – так и заработал», 1964
  28. Говорков В. «Нет!», 1954
  29. Буланов Д. «Зоосадом получена новая большая партия зверей», 1930
  30. Цейров Ю. «Икра осетровых рыб», 1952
  31. Takashi Yosomiya «Социальная дистанция (Social distance)», 2022
  32. Вяткин Н. «Петербург Достоевского (200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского)», 2021


Поделиться:

Волшебные звуки ноктюрна

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Две снежинки

Лавовая лампа