В данной работе рассматривается использование свойства ограниченности (метод мажоранты) при решении неравенств из вариантов ЕГЭ
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.5 КБ |
ХI городская научно-практическая конференция школьников
«Грани творчества»
Секция математики
Метод мажорант
Научно-исследовательская работа
Выполнена:
ученицей 11 класса СОШ №5
г. Моршанска
Бучиной Ириной Юрьевной,
Научный руководитель -
учитель математики МОУ СОШ №5
Терехова Надежда Анатольевна
г. Моршанск
2009
Содержание
Введение____________________________________________________стр.3
1. Основная часть_______________________________________________стр.4
2. Практическая часть__________________________________________ стр.5
2.1 Решение уравнений _______________________________________стр. 5
2.2. Решение неравенств _____________________________________ стр. 9
2.3. Задания для самостоятельного решения_____________________ стр.11
Заключение ________________________________________________ стр.12
Список литературы__________________________________________ стр.13
Введение
В школьном курсе алгебры встречаются уравнения и неравенства, которые нельзя решить обычными традиционными методами. Такие задания в профильном учебнике «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Г. Мордковича отмечены , , что означает повышенный уровень сложности.
Хочу отметить сразу, что, несмотря на нестандартность, такие задачи не выходят за рамки школьной программы, поскольку могут быть решены школьными методами. В основном, это функциональные методы, то есть методы, опирающиеся на свойства функций.
Выдвигаю цель: «Изучение метода мажорант» и постараюсь достичь её в ходе выполнения данной работы.
Гипотеза: «Возможно, ли научиться видеть использование метода мажорант при решении комбинированного уравнения»?
Уравнения и неравенства, решаемые данным способом, встречаются в вариантах ЕГЭ в части В и С. Так как на написание ЕГЭ отводится ограниченное время, то бывает крайне трудно найти тот или иной способ решения. В природе не существует такого человека, который бы гарантированно мог решать любые задачи по элементарной математике. Каждый год предметные комиссии придумывают задачи, решение которых требует принципиально нового подхода, в этом я убедилась, подбирая задачи для данной работы. Исчерпать все типы таких задач просто невозможно. Зато возможно набраться опыта в решении подобных задач и, по крайней мере, не впадать в панику, если вдруг такая задача попадётся на экзамене.
Поэтому я хочу остановиться на методе мажорант решения уравнений и неравенств.
Материал я постараюсь изложить так, чтобы получилось методическое пособие для учителя и ученика с теорией, разбором конкретных уравнений и подборкой заданий по данной теме.
1. Основная часть
Определение: Мажорантой данной функции на множестве Р Называется такое число М, что либо
для всех
, либо
для всех
.
Основная идея метода мажорант состоит в следующем:
Пусть мы имеем уравнение , и существует такое число М, что для любого х из области определения
и
имеем
и
. Тогда уравнение
равносильно системе двух уравнений
Как искать такое число? Существует несколько способов:
В 3 и 4 пунктах производится оценка левой и правой частей уравнения с использованием данных неравенств и определяется мажоранта М.
Попробуем начать осваивать метод мажорант в процессе решения задач. Для этого рассмотрим решение задач из вариантов ЕГЭ предыдущих лет.
2. Практическая часть
2.1 Решение уравнений.
Решение:
Найдём ОДЗ данного уравнения:
Оценим левую и правую части уравнения на ОДЗ: , следовательно, мажоранта М = 1, и исходное уравнение равносильно системе:
. Найдём корни второго уравнения:
И подставим их в первое уравнение: , следовательно, уравнение имеет единственный корень х = 0. Ответ: х = 0
2. В7 (2009г) [5, стр 25] Решите уравнение:
Решение:
Преобразуем левую и правую части уравнения:
3. В.7(2009г) [5, стр 34] Решить уравнение: .
Решение:
Данное комбинированное уравнение решим оценкой левой и правой частей.
Учитывая область значений функции , получим
.
Оценку правой части получим с помощью производной:
Таким образом, мы показали, что левая часть уравнения при любом х строго меньше правой части, т.е. уравнение решений не имеет.
Решение:
Мы знаем, что Если бы было, например,
то поскольку произведение числа, строго меньшего единицы на число
строго меньше 1, будем иметь
. Значит предположенного не может быть, и
. В данном случае мажоранта М = 1.
Таким образом, исходное уравнение сводится к совокупности двух систем:
Объединяя решения систем, мы получим:
5. [2, стр 43] Решите уравнение:
Решение:
1) Множеством значений функции является промежуток
, следовательно,
.
2)
3) Мажорантой является число М = 0;
4) уравнение может иметь решение тогда и только тогда, когда левая и правая части одновременно равны 0.
5)
6) Проверим найденные значения, подстановкой в левую часть
Ответ: х = - 3
6. [2, стр 48] Решить уравнение: .
Решение:
. Так как
то
или
, как сумма двух взаимно обратных величин. Следовательно, в этом случае получается две мажоранты М = 2 и М = - 2, а значит исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:
, нет решений
Ответ:
7. [3, стр 12] Решите уравнение: .
Решение:
пусть . Так как
, то
8. [2, стр 26]Решить уравнение:
Решение:
Левая часть уравнения не превышает значение равное 2, а правая часть принимает значения больше или равные 2, но меньше или равные 3, следовательно, обе части равенства должны одновременно быть равны 2. Это возможно тогда и только тогда, когда система уравнений имеет решение:
, Ответ:
.
2.2 Решение неравенств.
1. [2, стр 30] Решите неравенство:
Т.к. , то сумма этих выражений никогда не может быть отрицательной, следовательно, неравенство будет иметь решение тогда и только тогда, когда
. Решим первое уравнение и его корни подставим во второе уравнение:
Подставим: 1)
2)
Хотя решалось неравенство, но решением является только одно значение х.
Ответ: х = -2
Решение:
Т.к. неравенство содержит логарифм, то найдём сначала ОДЗ неравенства. ОДЗ: R.
Оценим каждый из множителей:
, т.к. показательная функция с основанием большим 1, является возрастающей функцией.
, т.к. логарифмическая функция с основанием меньшим 1, является убывающей функцией.
Т.о. при умножении двух чисел, меньших 3, никогда не может получиться число большее 9, а вот равное 9 – может. Следовательно, мажоранта М = 3, а неравенство будет иметь решение, если каждый множитель при одних и тех же значениях х равен 3, т.е.
Ответ: х = 0.
Решение:
Найдём область допустимых значений неравенства:
ОДЗ:
При любом х из ОДЗ следовательно, в силу свойства суммы взаимно обратных положительных функций, получим:
.
По определению арифметического корня: тогда
при всех х из ОДЗ.
Ответ:
Решение:
Ответ: x>1
2.3. Задания для самостоятельного решения:
Решите уравнение:
Решите неравенство:
Тест для проверки:
Заключение
В ходе выполнения работы я подтвердила правильность выполненной мною гипотезы. Глядя на комбинированное уравнение, можно определить, решается ли оно методом мажорант или нет. Проанализировав все решённые уравнения, я могу сделать вывод, что метод мажорант применяется к комбинированному уравнению, если оно содержит:
При работе с вариантами ЕГЭ, я столкнулась только с использованием метода мажорант. Такие уравнения содержатся в части В и С.
Тем, кого заинтересовал изложенный метод, я предлагаю для решения несколько заданий из вариантов ЕГЭ, и тест для самопроверки.
Литература
2002 – 46 с.
М.: Чистые пруды, 2008 – 35с.
5. Математика ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания / Под общ. ред.
Ф.Ф.Лысенко - Ростов – на – Дону, Легион, 2008 – 400 с.
6. Математика ЕГЭ – 2009. Тематические тесты / Под общ. ред.
Ф.Ф.Лысенко - Ростов – на – Дону, Легион, 2008 – 200 с.
На горке
Ворона
Валентин Берестов. Аист и соловей
10 осенних мастер-классов для детей
Карты планет и спутников Солнечной системы