Дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с рядом проблем, которые связаны не только с их отклонениями, но и с такими как социализация, общение, развитие коммуникативных связей. Обучение плаванию помогает в большей степени решить их все.
Исследовательский проект «Адаптивное плавание в моей жизни» не только содержит информацию о влиянии плавания на детей с ОДА, но и личный путь автора, благодаря которому остальные дети с ограничениями смогут потянуться и последовать её примеру.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.58 КБ |
Проектно–исследовательская работа
по физической культуре на тему
«Адаптивное плавание в моей жизни»
Автор работы: Галич Анастасия Дмитриевна
МБОУ «Школа №3» 9 «Г» класс
Руководитель: Швецова Т.С.
учитель физической культуры МБОУ «Школа №3»
Россия г. Балашиха
2023 год
Аннотация
Дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с рядом проблем, которые связаны не только с их отклонениями, но и с такими как социализация, общение, развитие коммуникативных связей. Обучение плаванию помогает в большей степени решить их все.
Исследовательский проект «Адаптивное плавание в моей жизни» не только содержит информацию о влиянии плавания на детей с ОДА, но и личный путь автора, благодаря которому остальные дети с ограничениями смогут потянуться и последовать её примеру.
Цель: Привлечение детей с ограниченными возможностями к занятию спортом.
Задачи:
В работе использованы методы анализа литературы, беседы.
В проектно-исследовательской работе изучили, что из себя представляет адаптивный спорт, каких успехов я добилась со своей проблемой и что дети с ограничениями не должны останавливаться, а жить дальше.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………4
2.Основная часть
2.1 Адаптивное плавание……………………………………………………5
3. Заключение………………………………………………………..............9
4. Список литературы………………………………………………………10
Одним из направлений адаптивной физической культуры является спорт для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптивный спорт для лиц с поражением органов опоры и движения наиболее явно и всесторонне отражает главные задачи адаптивной физической культуры. Он получил широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Кроме этого, он имеет ярко выраженную поступательную тенденцию развития. Доказательством тому служат Параолимпийские игры, которые проходят с 1960 года, а Россия принимает участие с 1996 года.
Адаптивное плавание - это физкультурно-спортивная водная дисциплина, для которой разработаны специальные соревновательные программы и нормативы, учитывающие особенности и возможности лиц с ментальными нарушениями.
Актуальность:
Адаптивный спорт, являясь одним из видов адаптивной физической культуры, позволяет создать эффективную физическую реабилитацию лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, их социализацию, интеграцию в общество и реализовать образ жизни, характерный для соответствующих условий.
Для меня эта тема актуальна, так как я сама занимаюсь адаптивным плаванием и участвую в соревнованиях с малых лет.
Цель: Привлечение детей с ограниченными возможностями к занятию спортом.
Задачи:
Гипотеза: дети с ограниченными возможностями могут добиваться высоких результатов.
Объект исследования: адаптивное плавание
Предмет исследования: адаптивное плавание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Адаптивное плавание — обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющие в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. Социальная адаптация существенно расширяет круг общения инвалидов, эмоционально насыщает их жизнь.
Занятия адаптивным плаванием часто приобретают спортивную направленность. В последние годы развивается и приобретает значительную популярность адаптивный спорт (спорт для инвалидов). Под патронажем российских и международных спортивных федераций, и обществ инвалидов проводятся многочисленные соревнования, чемпионаты мира и Европы и др.
В зависимости от отклонений в здоровье инвалидов разделяют наследующие категории с нарушениями: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, работы внутренних органов — инвалиды по общему заболеванию. Инвалиды всех категорий могут заниматься плаванием при наличии допуска врача.
В настоящее время при разработке законопроектов понятие «инвалид», часто несущее негативный социальный смысл, стали заменять термином «лицо с ограниченными возможностями».
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Характеристика и особенности развития данной категории лиц существенно зависят от тяжести дефекта и времени его появления.
Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата подразделяются на две большие группы: I) лица с повреждением позвоночника и 2) лица с ампутацией конечностей.
2.2 Влияние адаптивного плавания на организм детей с поражениями опорно-двигательного аппарата
В воде тело находится во взвешенном состоянии. Это является достаточно весомым фактором, позволяющим снизить ряд ограничений при выполнении сложных для обычного человека движений. По мнению многих исследователей, водная среда может выступать в качестве фактора, способствующего раскрытию таких способностей человека, которые в обычных условиях бывают просто непостижимы. Плавание является суммой скоординированных в определенном направлении движений рук и ног, уменьшающих вес тела путем увеличения вытесняемого объема воды, непрерывно совершенствовалось в результате применения законов гидростатики. Это позволило сделать более легким и быстрым движение в воде, превратив плавание из необходимости в физическое упражнение, а затем в спорт. Разнообразные оздоровительно-коррекционные задания в воде помогают людям с ограничениями двигательного аппарата правильно выполнять упражнения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой и снизить сроки реабилитации. Как отмечает Н. Ж. Булгакова (1996), в зависимости от задач, учебно-тренировочные занятия по плаванию условно можно отнести к рекреационному, оздоровительному, координационному, адаптивному или спортивному плаванию. Адаптивным плаванием С. П. Евсеев (2003) называет «процесс обучения плаванию лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья, совершенствование у них двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющий в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции». Занятия адаптивным плаванием часто приобретает спортивную направленность. Эффективным методом развития и коррекции двигательных умений у детей с поражениями опорно-двигательного аппарата является адаптивное плавание. Двигательная нагрузка в водной среде в оздоровительно-реабилитационных организациях проходит совместно с подводным массажем (направляемая специальной системой под водой струя воды).
Когда ребенок с нарушениями начинает выполнять упражнения в воде, включаются в работу все звенья опорно-двигательного аппарата. Происходит развитие и укрепление костно-мышечного аппарата, улучшается подвижности в суставах. Наблюдения показали, что оздоровительно-коррекционные занятия в водной среде приносят людям с нарушениями радость ощущений от тренировочных заданий, в процессе обучения и коррекции улучшается настроение, укрепляется здоровье, появляются положительные эмоции. Исследования показали, что при выполнении задания или какого-либо движения на суше силы гравитации оказывают воздействие на опорно-двигательный аппарат, костно-мышечную, сердечно-сосудистую, респираторную системы организма. В связи с этим следует учитывать, что сопротивление движениям по всем направлениям в воде по-другому влияет на сокращение мышц, чем на суше. В воде мышцам не нужно столько работать, чтобы нести вес тела. Это происходит благодаря выталкивающей силе воды, которая позволяет телу держаться на поверхности. Но мышцы при этом продолжают работать и сокращаться, чтобы удержать равновесие и преодолевать силу выталкивания. Ослабленным детям при выполнении упражнений для сохранения равновесия рекомендуется заниматься в менее глубокой воде. Дозировка выполняемых упражнений на организм ребенка в воде должна быть индивидуальной. При плавании задействованы практически все мышцы, что необходимо для коррекции и развития мускулатуры и подвижности в суставах. Учебно-тренировочные занятия в бассейне формируют «мышечный корсет», что необходимо для таких детей. Занятия в воде, как оздоровительные, так и спортивные, обладают большим прикладным значением, так как умение плавать– это жизненно необходимый навык.
2.3 Моя история
Я выбрала эту тему проекта, так как она является неотъемлемой частью моей жизни, поэтому я хочу поделиться с вами своей историей.
Меня зовут Настя, на данный момент мне 15 лет. В год мне был поставлен диагноз: двухсторонняя дисплазия тазобедренных суставов, вывих и подвывих бедра. Всё это произошло из-за ошибки врачей. Медики при рождении не осмотрели меня, поэтому упустили проблему. В год, когда я начала делать первые шаги, по рассказам родителей, делав шаг я падала. Все думали, что это нормально, ведь я только учусь ходить, но как оказалось это не так. Родители со мной поехали на плановый осмотр врачей и именно там заметили проблему, было принято решение немедленно гипсовать суставы.
Целый год я провела с загипсованными ногами, после чего врачи сказали, что для моего лечения и поддержания суставов мне жизненно необходимо начать плавать.
С этого и началась моя жизнь, связанная со спортом. В два года вместе с бабушкой я ходила плавать в малый бассейн, такая программа называлась «Мамина школа». Уже через год я начала плавать самостоятельно по программе «Аквааэробика». Когда мне было 4 года меня перевели в секцию, где я уже плавала с ребятами, которым было от 5 до 7 лет. За мои успехи уже в 5 лет меня перевели во взрослую группу по плаванию, где был не маленький лягушатник, а целый бассейн.
Первое занятие в таком большом бассейне было волнительное, на тот момент я очень сильно испугалась и не отпускала бортик, но уже на следующий день я переборола свой страх и потихоньку осваивала новый бассейн и новые преграды.
В 2012 году состоялись мои первые соревнования. Дистанции были небольшие всего 25 метров, но на тот момент этого было достаточно и казалось очень сложным.
На этих соревнованиях я получила свои первые золотые медали. С того момента я начала понимать, что хочу продолжать заниматься этим делом.
В 2013 году на соревнованиях я уже выступала на дистанциях 50 метров.
В 2014 году тренер решила поставить меня на дистанцию 100 метров «Комплексное плавание» и тогда я получила свою 5 золотую медаль.
В 2015 году, когда мне исполнилось 8 лет, на дистанции 50 метров «на спине» я выполнила 3 взрослый разряд и меня перевели в «СпортШколу».
Там я уже начала тренироваться на профессиональном уровне и выступать на достаточно крупных соревнованиях. 9 лет я плавала со здоровыми ребятами, не обращая внимания на свою проблему. В марте 2021 года, когда мне исполнилось 14 лет, мной заинтересовался тренер адаптивного плавания и уже в сентябре этого же года у меня с ним было первое занятие. С сентября он уже начинал готовить меня к Первенству Росси, это были мои крупнейшие соревнования на то время. В конце октября 2021 года я с ним поехала на эти соревнования и выступила достаточно хорошо, выполнив норматив «Кандидат в Мастера Спорта»
В этом же году, в начале декабря я поехала на вторые крупнейшие соревнования «Кубок России», там я уже выполнила норматив «Мастер Спорта».
После нового года, начиная с января месяца у меня была подготовка к важным соревнованиям «Чемпионат России», который проходил в Краснодаре на короткой воде 25 метров. В середине марта я поехала в Краснодар, где подтвердила свой норматив и показала хорошие результаты.
Уже в апреле я поехала на второй «Чемпионат России», который проходил в Уфе на длинной воде 50 метров, там среди титулованных спортсменов я вошла в тройку лучших и снова подтвердила норматив. Мой тренер тщательно готовил меня ко всем важным соревнованиям, в конце июня у меня состоялись «Всероссийские Юношеские соревнования», где среди юниоров от 12 до 16 лет проходил отбор на «Мировые Игры Дружбы» в городе Сочи. На этих соревнованиях я показала наилучшие результаты и отобралась в Сочи.
С середины июля до конца сентября я и мой тренер готовились к мировым играм, в день у меня было по две, тренировки и всего один выходной в неделю, так и еще у меня были двойные сборы. В общем перед Сочи я была в хорошей подготовленной форме. И вот уже 3 октября я отправилась в Сочи, на этих соревнованиях мне было очень сложно, вокруг много незнакомых людей, я одна из самых младших, мы в горах и скачет давление, но мой тренер помог мне своими разговорами, и я смогла хорошо выступить и занять почётное четвертое место на дистанции 100 метров на спине.
2.4 Как не сдаваться…
В рамках проектно-исследовательской работы мною был проведён опрос, среди ребят моей группы по плаванию с ограниченными возможностями. Я выяснила, что у ребят все проблемы с рождения. К спорту они пришли по своей воли и по сей день добиваются успеха. Никто из них не делает акцент на свою проблему, а наоборот считают это своей особенностью и продолжают жить. Мне всё время было интересно этим заниматься и узнавать о жизни такого спортсмена, поэтому я решила поспрашивать у своих ребят про их жизнь с патологией, которую они связали со спортом.
Моя хорошая подруга, у которой нет с рождения руки сказала:
«Моя проблема не мешает мне жить, а наоборот делает её успешнее. Придя в адаптивный спорт, я начала думать только о спорте и своих достижениях, да по началу было тяжело, и я не понимала правильный ли выбор я сделала, но сейчас с большой уверенность я могу сказать, что сделала правильный выбор и теперь я живу только плаванием.»
Эти слова принадлежат Крыловой Ульяне, девочке которая в свои тринадцать лет уже выполнила норматив «Мастер Спорта». Плавая с ней в одной команде, я замечаю только её прогресс, человек и правда не замечает проблемы.
На этом этапе я не хочу останавливаться. Мною был организован и проведен мастер-класс с начинающими ребятишками, которые только пришли в наш не простой спорт. Я им рассказала, что будут и взлёты, и падения, но на этом не стоит останавливаться, ведь в дальнейшем их обязательно ждёт успех.
Учебно-тренировочные занятия в водной среде благотворно влияют на развитие, поддержание и восстановление всех систем организма, особенно на состояние сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы и, безусловно, опорно-двигательного аппарата.
Грамотные и регулярные тренировки в воде приводят к расширению функциональных возможностей организма, увеличению сопротивляемости организма к вредным воздействиям окружающей среды, устойчивости к заболеваниям (иммунитета), уравновешиванию нервно-психических процессов, формированию положительного эмоционального фона, что весьма актуально в наше время.
Адаптивное плавание относиться к одним из популярных современных видов спорта для детей с ограниченными возможностями. Плавание является самым доступным и эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детского организма.
В своей проектно-исследовательской работе я рассказа, что из себя представляет адаптивный спорт, каких успехов я добилась со своей проблемой и что ребята с патологиями не должны останавливаться, а жить дальше.

Как нарисовать черёмуху

Швейня

Почему люди кричат, когда ссорятся?

Ночная стрельба

На берегу Байкала