• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тамга у родового сообщества Донгактар Улуг-Хемского кожууна

Опубликовано Дажы-Даваа Адыг Александрович вкл 18.01.2024 - 19:32
Дажы-Даваа Адыг Александрович
Автор: 
Дажи-Даваа Долаан

Тамга родового сообщества Донгактар называется «шындамал», что означает «шын танма». Родовая тамга Донгактаров относится к третьему типу. Тип III — «кружок и его усложнение». Подтипы «соединение трех и четырех кружочков» — «щын[1]дамал/чиндамал» и «чечек» (цветок); «кружок, перечеркнутый одной вертикальной линией» — «ар[1]бай» (ячмень); «соединение кружочка и прямой черты с прямоугольником без одной из сторон» — «алага» (молоток) и другие.

      Кружочки  тамги «шындамал» означает трех драгоценностей буддизма. Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община.

    Следует отметить, что знак кружочка встречается в разных вариантах среди родовых тамг Малой и Средней Орды ( Махамбетов А. Казахские тамги — знаки племени, или Печати времени // Деловая неделя. — 2005)]. 

  Родовое сообщество Донгактар тамгой клеймили скот, отмечали территории пастбищ, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Тамга в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Анализ тамговых знаков при изучении обычного права проводится с целью рассмотрения отношений собственности на движимое имущество в современное время. В этом отношении справедливо утверждение, что «любая меченная тамгой вещь считалось принадлежащей хозянину этого знака». Каждый род имел свою тамгу, которую ставили на посуде, потниках и т.д. Но главным образом тамгой помечаются кони. Тамга выжигается раскалённым железом на левом боку лошади. Она ставится, что скот не терялся. Почти каждый род помнил о своей тамге, и передавались от отца к младшему сыну, а старшие сыновья усложняют отцовскую тамгу или берет новую тамгу.

Тамга постепенно из знака коллективной собственности переходит в знак частной собственности. Члены одного рода старались в одном месте и пользовались землей сообща. Семейной и индивидуальной собственности являлась родовая собственность. Например:  Донгак К.А, выжигал на двери свою родовую тамгу Донгактаров. Он объясняет, что родовая тамга оберегает, защищает детей, а также в знак того, чтобы у них были много детей и чтобы они были счастливыми и мудрыми. Эту дверь он подарил младшей дочери, которой живет в Бай-Тайгинском кожууне.

 Донгак К.А-он мастер на все-руки, столяр, плотник и художник. Является главным информатором этой работы. Он помогает, советует и учит детей. Также его руками сделан и оформлен входной адрес в
сумон Чааты. Тамга Донгактаров украшает этот входной адрес в поселок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tamga_u_rodovogo_soobshchestva_dongaktar.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка

                                                             

Тамга у родового сообщества Донгактар

 Улуг-Хемского кожууна

Выполнил:

Дажи-Даваа Долаан-ученик 7 класса.

Научный руководитель:

                                                                Дажы-Даваа Адыг Александрович,

                                                                Учитель физической культуры

Чодураа, 2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………3    

  1. История происхождения Тамги………….. .…………..………...……..4
  2. Традиции тамгапользования у  тувинцев
  3.  Типология родовых тамг у тувинцев.
  4. История  рода, тамги Донгактар ……………………………………

Выводы……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………….....13

Приложение…………………………………………………………………..14

Введение.

Изучая историю на уроках, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям.  Но история любой страны – это, прежде всего,  история развития общества, обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия.  Семья – это частичка  общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития малой  Родины и России.

ТУВИНЦЫ как этнос представляют совокупность родоплеменных групп. Каждая родоплеменная группа имеет свои родовые земли. Родовые земли некоторая географически изолированная территория, которая имела свои привилегии и обычаи [1. с. 37-38]. И один из них сохранился у тувинцев, в обычае нанесения на скот родовых тамг и меток [2, с. 78].

Ведь для каждого из нас важно и интересно знать, какие именно родовые знаки (тамги) были характерны для его аймака, которые многие из них в настоящее время потеряли свой подлинный первоначальный смысл.

Актуальностью исследовательской работы является то, что данная тема на территории Тувы исследована мало еще не развернута и  имеет важное научное и практическое значение Считаю, что коренной житель республики Тыва должен знать историю тамги своего рода.

Цель исследования: изучить историю тамги родового сообщества Донгактар.

Задачи

1. Изучить историю происхождения тамги.

2. Провести анкетирование.

3. Проанализировать отношения населения к истории рода.

Объект исследования: Тамга родового сообщества Донгактар.

Предмет исследования: История тамги родового сообщества Донгактар

Гипотеза: Существовал ли символ рода Донгактар, на самом деле.

Метод исследования:

1. Сбор информации: интернет, газетные публикации, музейные, библиотечные архивные материал сумона Чааты..

2. Проведение анкетирования по теме в МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка..

3. Поиск документальных источников.

4. Анализ научной литературы по данной проблеме.

  1. История происхождения тамги.

        Слово «Тамга» тюркского происхождения и имело несколько значений: тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «денежный налог». Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствован в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги, вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения.

Тамга — родовой знак многих народов и является одним из наиболее ранних элементов текстуры исторических памятников. Она в условиях родоплеменной организации кочевников являлась самым значительным (в функциональном отношении), популярным компонентом для внешней информации.

        2.Традиции тамгапользования у  тувинцев

     Тамга представляет собой символ, нанесенный на животных путем прижигания. При помощи металлического прута, один конец которого имел определенную форму в 3-2 ½, выжигали тамги на лошадях, которые служили указанием принадлежности животного семьям, входящим в тот или иной род. Перед прижиганием обычно раскаляли металлический прут. Выжигание тамг на левой задней ляжке, а иногда на правой и на лопатках имело величиною 2*2=4 вершка. «В том случае, когда тавро имелось на левом крупе, говорили, что животное имеет тамгу «на стороне, откуда садятся верхом» – «аъттангы чарыында танмалыг, если на правом – «с тамгой на правой стороне» – «он талазында танмалыг». Слово «тамга» имеет древнетюркское происхождение и происходит от слова «тамзажигать, выжигать и соответствует русскому слову «печать». В эпоху господства Золотой Орды тамгами начали обозначать таможенную пошлину, взимание которой сопровождалось наложением специального клейма на товар. Тамга – единственный документальный источник бесписьменных народов, в том числе Сибири в период начала русской колонизации.

Самыми древними тамгами были родовые. Они выполняли функцию защиты скота со стороны рода и племени. Существование родовой тамги в известном месте, на могиле или другом памятнике может указать какой род кочевал на данной территории. Тамгами отмечали не только лошадей, но и различные предметы быта, хозяйства. Они служили также в качестве украшений. Во время путешествия в Туву известный тюрколог Н.Ф. Катанов заметил у одного из урянхайца изображение «кас» (гусь) на лбу шапки. Кроме того, тамги ставили и на исторических памятниках, употреблялись в виде печатей и надписей на различных документах. У тувинцев-скотоводов преобладало строгое нанесение тамг в соответствии с установленными правилами. В их числе входит запрет их нанесения после захода солнца. Несомненная важность при нанесении тамг имело то, что люди ставили их, учитывая благоприятные дни буддийского календар. Вместе с тем следует подчеркнуть, что тамги утверждались властями, без их разрешения невозможно было присвоить. Традиция тамгапользования у тувинцев непосредственно связана с символизмом. Каждая тамга имела определенный смысл. В качестве изначального примера можно привести тамгу «кошкар» (овен). Использование тамги «кошкар» (овен) у чабанов привело все больше увеличение численности скота и к богатству. Тамги наиболее крупно использовали районы Эрзинского, Тес - Хем, Овюр. К этому послужили следующие причины: во - первых, граничащая территория с Монголией; во - вторых, из-за нелегальных «кайгалов» (похитители скота). Тем не менее, «кайгалы» боялись лошадей с тамгами, считали, что такие лошади священные [3].

Описание: http://forumimage.ru/uploads/20180202/151754863507998351.jpg

3. Типология родовых тамг у тувинцев.

        В начале XX века в Туву входили 5 хошунов: Тоджинский, Салчакский, Оюннарский, Даа и Бээзи хошун. В сумонах Кол, Ак, Баран, Койук Тоджинского хошуна тамгообразные знаки в основном носили начальную букву рода. А гербом Оюннарского хошуна явилось тамга «кас». Это родовая тамга, которая довольно часто встречается у народов Алтая – Саянского района, в самых различных местах распространена во многих сумонах (Ховалыг, Тонгак, Маады и другие) [Катанов Н.Ф.,2011,с.126]. Кроме того, у тувинцев часто берется тамга «серээ» - вилка (Кыргыз, Тонгак, Маады, Тулюш и др), «эхе-маа», «шындавал», «напчи» (Ондар, Тонгак, Маады и другие). Следует отметить, что были и другие традиционные тамги у тувинцев, это – кошкар (овен), алага (закрытый алага), буру (лист), серээ (вилка), чадагай и другие [Монгуш А.,1997, 28 марта]. «Серээ» (вилка), «ай» (луна), «кошкар» (овен) служили тамгой Даа хошуна. Один из традиционных тувинских тамг «кошкар» (овен) отличается тем, что она похожа на сказочный образ архара, с невероятно длинными и узорчатыми рогами. Данный знак означает плодородие, богатство, щедрость.

Тамговой знак «бараний рог» (кошкар) очень распространен у рода Ондар, где кочевали по рекам Алдыы ишкин, Устуу – Ишкин, в местности Улан-Быра современного Сут-Хольского кожууна и в районе горы Хайыракан современного Улуг-Хемского кожууна. Из слов информатора Саая Б.О. «ай» (луна) была тамгой рода Саая, кочевавшихся в западной части Тувы, в районе рек Барлык Барун-Хемчикского, Саглы, Каргы Овюрского кожуунов. Молодая луна обозначает новое качество предмета, обновление, потенциал и т.д., а также сакральную чистоту, белизну. В то же время повторяющиеся циклы обновления луны обозначают преемственность, стабильность, непрерывность. А тамга «лук», например, преимущественно является тамгой иркитов. Тамговой знак «крест» (сараакай) также относится к числу распространенных. Этот знак, изображенный внутри круга, часто встречается на шаманских бубнах и расшифровывается как солнце. По словам информатора Базыр-Сады Б.Д, наиболее распространенными тамгами, отмечавших лошадей тувинского этноса были такие, как «алага», «кыскаш», «ааткыыш», «хаалга», «сараакай» и «ай». Обычно на них ставили монгольские метки. А на мелком рогатом скоте делали надрезы на ушах – «им» (метка) в правой и левой части. Он также отметил, что с вхождением ТНР в состав СССР появились числовые тамги [Базыр-Сады Б.Д., уроженец с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна]. Далее еще одну интересную версию излагает информатор Монгуш Т.Т. По ее словам, родоплеменные группы тамг передавались по наследству, из поколение в поколение. Тамги имели оберегающую и защитную функцию. До становления ТНР тамги ставились с разрешением местных властей. Становлением колхозов и совхозов тамги имели наименование того или иного колхоза и совхоза или клеймились определенными числами. Кроме того, по ее воспоминаниям, с 1950-х гг. начинают исчезать нанесение тамг у скота.

Слово «тамга»-тюрского происхождения и имеет несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». От древнотюрского корня «там» -означает зажигать, выжигать.

     

         

 

  1. История  рода, тамги Донгактар

Наш поселок является местом жительства народа «Донгактар».  Жители поселка гордо называют себя донгактарами. В истории это были сильные физически и духовно люди, способные на самопожертвование и сопереживание, трудолюбивые и выносливые, самозабвенно любящие свою Родину и готовые в любую минуту встать на ее защиту

Согласно одной легенде племя донгак произошло от женщины, имевшей    9 сыновей. Когда сыновья повзрослели, мать отправила их на девять сторон Тувы и строго наказала охранять как  зеницу ока ее границы и отдельные священные места.

Чааты донгак (чааты донгактары) – это одно из ответвлений  племени донгак, исторически занимались земледелием, скотоводством и собирательством. Современные чааты донгак компактно проживают на своей исторической родине – южной стороне Улуг-Хемского кожууна (поселок Чодураа). От вышеизложенной легенды идет истина или нет, по моим исследованиям, донгаки очень привязаны к месту своего проживания.  Например, в конце 60-годов ХХ века всем жителям чааты донгак было приказано переехать в новый поселок Ак-Тал (ныне территория Чеди-Хольского кожууна). Однако туда поехали только узкие специалисты и несколько семей. Тогда чаатинских донгаков пришлось «прикрепить» к совхозу «Свобода труда». Были закрыты пекарня, мельница, отобраны некоторые земли. Хлеб приходилось покупать в поселке Торгалыг (8 км). В таких условиях чааты донгак сумели быстро самоорганизоваться: в течение 1-2 лет вырыли оросительный канал, расширили свои огороды, укрепили личное подсобное хозяйство. Каждая семья имела припасы мяса, зерновых культур, молочных продуктов, картофеля, варенья и солений.  Еще одним достоинством чааты донгак является то, что в годы репрессий они сумели всецело сохранить себя, ососбенно благодаря председателю сумона Лопсана и через глав родовых сообществ.  

В настоящее время в сумоне Чааты функционируют 19 родовых сообществ.

       Тамга родового сообщества Донгактар называется «шындамал», что означает «шын танма». Родовая тамга Донгактаров относится к третьему типу. Тип III — «кружок и его усложнение». Подтипы «соединение трех и четырех кружочков» — «щындамал/чиндамал» и «чечек» (цветок); «кружок, перечеркнутый одной вертикальной линией» — «арбай» (ячмень); «соединение кружочка и прямой черты с прямоугольником без одной из сторон» — «алага» (молоток) и другие.

      Кружочки  тамги «шындамал» означает трех драгоценностей буддизма. Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община.

    Следует отметить, что знак кружочка встречается в разных вариантах среди родовых тамг Малой и Средней Орды ( Махамбетов А. Казахские тамги — знаки племени, или Печати времени // Деловая неделя. — 2005)].  

  Родовое сообщество Донгактар тамгой клеймили скот, отмечали территории пастбищ, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Тамга в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Анализ тамговых знаков при изучении обычного права проводится с целью рассмотрения отношений собственности на движимое имущество в современное время. В этом отношении справедливо утверждение, что «любая меченная тамгой вещь считалось принадлежащей хозянину этого знака». Каждый род имел свою тамгу, которую ставили на посуде, потниках и т.д. Но главным образом тамгой помечаются кони. Тамга выжигается раскалённым железом на левом боку лошади. Она ставится, что скот не терялся. Почти каждый род помнил о своей тамге, и передавались от отца к младшему сыну, а старшие сыновья усложняют отцовскую тамгу или берет новую тамгу.

Тамга постепенно из знака коллективной собственности переходит в знак частной собственности. Члены одного рода старались в одном месте и пользовались землей сообща. Семейной и индивидуальной собственности являлась родовая собственность. Например:  Донгак К.А, выжигал на двери свою родовую тамгу Донгактаров. Он объясняет, что родовая тамга оберегает, защищает детей, а также в знак того, чтобы у них были много детей и чтобы они были счастливыми и мудрыми. Эту дверь он подарил младшей дочери, которой живет в Бай-Тайгинском кожууне.

 Донгак К.А-он мастер на все-руки, столяр, плотник и художник. Является главным информатором этой работы. Он помогает, советует и учит детей. Также его руками сделан и оформлен входной адрес в
сумон Чааты. Тамга Донгактаров украшает этот входной адрес в поселок.

Заключение.

         В ходе, изученного и собранного материала можно сделать вывод, что «Тамга» тюркского происхождения, а существование тамги рода Донгактаров было еще с 18 века, и сохранилась по наши дни. Был проведен социологический опрос педагогов и учащихся МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка.

Приложение № 1

Социологический опрос тема «Истории рода».

1.  Знаете историю рода?

Да -45%

Нет – 55%

2. Что такое «Тамга»?

Да – 10%

Нет – 90%

3. Знаете, ли вы родовое место встречи рода?

Да – 80%

Нет 20%

4. Кто является старейшиной рода?

Да – 25%

Нет – 75%

5. Существует ли родовой камень?

Да – 2%

Нет – 8%

Не знаю – 90%

                          ЛИТЕРАТУРА:


1. Аракчаа Л.К, Дадаа Г.И Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии. Изучение территории родовых земель кочевников Центральной Азии-Кызыл-2009;

2.Вайнштейн С.И  Историческая этнография тувинцев «О некоторых формах и отношениях собственности в тувинском кочевом скотоводстве»-Москва-1972;

3.Айыжы Е.В, Тюлюш А.Ч  К вопросу об изучении родовых тамг у тувинцев- Кызыл.ТГУ-2012;

4.Тюлюш А.Ч  Типология родовых тамг у тувинцев.-Абакан, ХГУ им.Н.Ф Катанова;

              ИНФОРМАТОР:

      Донгак Кызыл-оол Амбар-оолович-уроженецц с.Чодураа Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.


Поделиться:

Три коробки с орехами

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Рисуем крокусы акварелью

Алые паруса

Астрономический календарь. Февраль, 2019