• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Опубликовано Юлия Владимировна Сафонова вкл 31.01.2024 - 10:12
Юлия Владимировна Сафонова
Автор: 
Благодатных Диана

В прошлом году я задумалась о том, как самооценка может влиять на личность подростков. Меня заинтересовала эта тема. Позже я начала искать информацию о том, как же всё-таки самооценка может влиять на развитие личности подростка.

Актуальность.  Ежедневно мы контактируем с окружающими нас людьми. Наши навыки общения и поведения в обществе закладываются еще с детства. Особенно важным и сложным становится подростковый период, во время которого происходит формирование личности. Также в этот период более-менее устойчивый характер приобретает самооценка. Особое внимание подростки придают тому, что о них думают и говорят сверстники. Мы можем заметить, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В зависимости от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом определит его будущее, поэтому очень важно уделять внимание её адекватному формированию ещё в юности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_samootsenka_blagodatnyh_2023.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Индивидуальный итоговый проект

ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

Тип проекта: исследовательский

Срок реализации (сентябрь 2022г, - декабрь 2022г, )

                                                                     

   Выполнила: Благодатных Диана,

                                                                         ученица 9 «В» класса

                                                                        Руководитель:  Сафонова

                                                                        Юлия Владимировна, учитель

             

Минусинск, 2023 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1. Глава 1. Основная часть

1.1. Что такое самооценка?. …………………………………………………...3

 1.2.Возрастные особенности формирования самооценки у подростков...........4

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Организация и методы исследования………………………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........8

Список использованной литературы…………………………………………...9

Введение

В прошлом году я задумалась о том, как самооценка может влиять на личность подростков. Меня заинтересовала эта тема. Позже я начала искать информацию о том, как же всё-таки самооценка может влиять на развитие личности подростка.

Актуальность.  Ежедневно мы контактируем с окружающими нас людьми. Наши навыки общения и поведения в обществе закладываются еще с детства. Особенно важным и сложным становится подростковый период, во время которого происходит формирование личности. Также в этот период более-менее устойчивый характер приобретает самооценка. Особое внимание подростки придают тому, что о них думают и говорят сверстники. Мы можем заметить, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В зависимости от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом определит его будущее, поэтому очень важно уделять внимание её адекватному формированию ещё в юности.

Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем самооценки будут иметь нереалистичное отношение к себе и своим возможностям

Цель:

Исследовать явление самооценки и ее воздействия на жизнь подростка.

Задачи проекта:

1.Изучить научную литературу по проблеме исследования;

2.Выявить влияние самооценки на человека и его восприятие окружающего мира.

3.Выявление причин низкой самооценки в подростковом возрасте.

4.Провести опрос по проблеме самооценки среди обучающихся 9 классов.

5.Проанализировать влияние самооценки в подростковом возрасте.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

1.Изучение научной литературы

2.Статистический

3.Сравнение

4.Опрос

Объект исследования – самооценка подростков

Предмет исследования – влияние самооценки на место подростка в коллективе.

Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки тренинговых программ, направленных на формирование адекватной самооценки подростков, улучшение взаимоотношений в классном коллективе.


Глава 1. Основная часть

  1. Что такое самооценка?

Самооценка – это значимость, которой человек наделяет себя и так же другие стороны своего поведения и личности. Она закладывается ещё в детстве, поэтому главную роль в самооценке играют родители и их отношение к своему ребёнку. То как они относятся к успехам или неудачам ребёнка.
        В формировании самооценки так же большую роль играет  социальное окружение самого подростка. Среди четырех источников социальной поддержки:
родители, учителя, одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

         Виды самооценки:

  1. Нормальная
  2. Ненормальная (она так же бывает завышенная и заниженная)

Нормальная и ненормальная самооценка так же делиться на две группы:

Таблица 2  

устойчивая

неустойчивая

Не изменяется под воздействием, каких либо факторов

 Она в отличие от устойчивой самооценки поддаётся под влияние внешних факторов

         Нормальная или адекватная самооценка помогает радоваться жизни, ориентироваться в мире и знать своё место в нём, а так же положительно взаимодействовать с обществом. Она помогает развиваться, стремиться каких либо поставленных перед собой целей и добиваться их. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов межличностных контактов. Человек, чья самооценка высокая, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.

Заниженная или же низкая  самооценка  у подростков негативно влияет на положение в обществе. Она может стать причиной конфликтов в семье и коллективе, а также замкнутости подростка. Появляется комплекс, неполноценности, который мешает подросткам, развиваться и добиваться каких, либо поставленных целей. Подросток видит во всех своих действиях что-то плохое, он постоянно сравнивает себя с идеальными образами, появляются трудности в определении своих желаний, неумение сказать нет.

Завышенная самооценка – это неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Переоценка своих возможностей и большое внимание к своим сильным сторонам.  Подросток уверен в том, что он всегда прав, он отрицает чужое мнение которое, как-то отличается от его «истинного» мнения. Они ставят свои интересы намного выше чужих. У таких людей отсутствует умение прощать и просить прощения. Им присуще боязнь ошибок и у них зачастую не бывает комплексов

Ещё самооценка бывает абсолютной и относительной.

        Абсолютная самооценка – это выражение отношения человека к самому себе без сравнения с чужим мнением.

         Относительная самооценка наоборот, отношение человека к себе, но уже в сравнении с чужим мнением.

1.2.Возрастные особенности формирования самооценки у подростков.

                Подростковый возраст – это период развития ребёнка с двенадцати до семнадцати лет. В этом возрасте самооценка поднимается на следующую качественную ступень развития, приобретая новые функции. Происходит осознание себя как личности, которая обладает определенными психическими качествами, которые связаны с системой социальных отношений. Это переходное звено между ребёнком и взрослым. В это время самооценка всё так же не устойчива как в детстве.

Организм подростка испытывает очень сильные нагрузки со всех сторон:

  1. Происходит гормональная перестройка.
  2. Более интенсивное формирование личности.
  3. Рост моральных сил и ценности.

Периодизация:

                Советский психолог Д. Б. Эльконин  разделял подростковый возраст на два периода: младший (12—14 лет) и старший (ранняя юность; 15—17 лет). Подростковый возраст полон противоречий.  Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Но желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны кружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

                Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:

- В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я»;

- Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;

- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости при сохранении материальной и психологической поддержки;

- Развитие абстрактного мышления;

- Формирование системы ценностей и жизненной философии;

- Самоопределение в области образования и профессии;

- Подготовка к семейной жизни.

Необъективность самооценки возникает в подростковом возрасте из-за присутствия страхов:

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания;
  3. Страх физических уродств (из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками);
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Вывод по 1 главе. Таким образом, в подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений.

1.Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.

2. Подростковая самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, — важную роль играет воспитание. Ребёнок обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать.

3. Нужно дать понять ребёнку изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогать ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба.  Ребёнок обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, поэтому  важно не упустить этот момент и не дать ребёнку обзавестись комплексами.

Глава 2. Исследовательская  часть.

  1. Организация и методы исследования

                В исследовании принимало участие школьники 9-го  класса. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте. Для наиболее полного изучения самооценки подростков  была использована методика Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника. Испытуемым были зачитаны некоторые положения, было необходимо записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-) «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствовал собственному поведению подростка в аналогичной ситуации. Отвечать нужно было быстро, не задумываясь.

Результаты по опроснику изучения уровней самооценки подростков Г.Н.Казанцевой (в %)

 Таблица 3                                  

Результаты теста определения уровня самооценки

Уровень самооценки

Количество
протестированных
учеников

в % отношении

Высокий уровень

2

8%

Средний уровень

10

42%

Низкий уровень

12

50%

Принимало в тесте участие

24

100%

таблица 4

1

Высокая

2

средняя

3

низкая

 

1 рис. Диаграмма результатов теста: определение уровня самооценки

Вывод по 2 главе. Я провела опрос среди учащихся 9 классов и внесла данные опроса в таблицу номер 3.

- Данные опроса показали, что больше всего учеников с низким уровнем самооценки (1 рис.), их половина из всех опрошенных(50%);

- Средняя самооценка всего у 42% опрошенных участников;

- И с высокой самооценкой из опрошенных участников оказалось лишь 8% .

Из-за чего же у большинства опрошенных учеников низкая самооценка?  Нехватка внимания от родителей (или же одного из них), неудачи в учёбе, а так же отсутствие общения и внимания со стороны сверстников. В большинстве случаев самооценку снижают родители.

                На основе содержания опроса можно сделать вывод, что низкая самооценка  зависит от таких причин как:

- Страх будущего

- Зависимость от чужого мнения

- Завышенные требования от себя или же от других

- Критика

- Нехватка общения со сверстниками или плохое отношение сверстников

- Чувство вины

- Неуверенность

Заключение

        Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Обобщив результаты  исследовательского проекта можно сказать следующее:

1) Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

        2) Адекватная самооценка соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (своего места в жизни). Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.

        3).Завышенная самооценка указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

         Исходя из выше описанного, мы можем утверждать, что наша гипотеза «подростки с разным уровнем самооценки будут иметь нереалистичное отношение к себе и своим возможностям» - подтвердилась полностью.

Список литературы.

1. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я - концепции руководителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 25 с.

2. Агафонов А.Ю.Исследование Я - концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.

3.Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. - Вып. 18. - С. 101-124.

4. Анисимова О.М.Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. - Л., 1984. - 17 с.

5. Баклушинский С.А. Я - концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.

6. https://studopedia.

  1. https://studfile.net/preview/11926741/page:3/
  2. https://ru.wikipedia.org/
  3. https://studopedia.ru/13_153902_vidi-samootsenki-i-faktori-vliyayushchie-na-ee-razvitie.html
  4.  https://rehabfamily.com/articles/snizhennaya-samootsenka/ 
  5. https://psychologyjournal.ru/stories/samootsenka/samootsenka-podrostka/#3 
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82 


Поделиться:

Проказы старухи-зимы

Мастер-класс "Корзиночка"

Этот древний-древний-древний мир!

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Нора Аргунова. Щенята