Исследовательская работа о жизненном и творческом пути учителя - Букиной Л.Н.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.07 КБ |
Департамент образования администрации Нижнеилимского района
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Районная краеведческая конференция
«Край родной, Нижнеилимский,
Ты и есть моя Россия!».
Тема исследования:
«Время выбрало Вас зажигать души – свечи».
«Любимый Учитель – Людмила Николаевна Букина».
Автор: Сафонова Софья - 9б,
Хамзалиева Сабрина - 9б
Руководитель: Коваль Татьяна Ивановна
Корнеева Марина Анатольевна
г. Железногорск-Илимский, 2021 г.
Оглавление: № стр.
Введение. 3
Основная часть:
Введение:
«Нести дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет,
Нет на Земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее НЕТ!»
Направление поисково-исследовательской работы выбрано не случайно. Обращение к жизненному и творческому пути Букиной Людмилы Николаевны вызвано большим уважением, благодарностью, интересом к этому учителю и человеку. Всё начинается с учителя, всё зависит от учителя, не зря учителя называют инженером человеческих душ. Профессия Учитель – одна из самых благородных, почётных, уважаемых, но и самых трудных, сложных и ответственных. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с детьми! В профессии учителя каждый прожитый день требует полной отдачи, погружения в мир вверенных детей, судьба которых во многом зависит от порядочности и чести того, кто их воспитывает и учит. Учитель обращается к душе человеческой напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями, своим отношением к миру. Взять на себя такую ответственность способен не каждый, тем более достойны уважения те, которые делают такой выбор. Тому, кто выбрал эту профессию, необходимо иметь безграничное терпение, любить детей, одновременно быть строгим и внимательным к каждому, понимать внутренний мир ребёнка, ведь все ученики разные. Учитель – это больше, чем просто профессия, это призвание. Учитель – это Великая Миссия. Учитель создаёт будущее своей страны, ведь дети окончат школу, выберут профессии и будут работать на благо этой страны. За 49 лет работы Учителем, Людмила Николаевна обучила и воспитала большое количество ребят, которые помнят и благодарят своего любимого Учителя! Благодарим Людмилу Николаевну за преданность профессии!
Человек талантливый от Бога,
Вы пошли дорогой педагога,
И за то, Вам слава и почёт!
Разрешите, Вам сказать
СПАСИБО!
Учителю, наставнику, другу, прекрасному человеку доброй души, посвящается поисково-исследовательская работа «Любимый Учитель – Людмила Николаевна Букина!»
На страницах работы происходит знакомство с биографией и педагогическим трудом Букиной Людмилы Николаевны – представителя одной из самых важных для общества профессий – профессии Учитель. Роль учителя в жизни каждого человека велика, и чтобы понять, из чего складывается «успешность» учителя, какой труд за этим стоит, необходимо знать его историю, изучать опыт работы.
Объект данного исследования:
Учитель русского языка и литературы Букина Людмила Николаевна - Почётный работник образования РФ, Ветеран педагогического труда.
Предмет исследования: жизненный и творческий путь педагога.
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
Актуальность работы: изучение, сохранение и передача из поколения в поколение материала, историко-краеведческих знаний о педагоге родной школы.
Цель: формирование уважительного отношения к Учителю и учительскому труду, развитие интереса к профессии учителя; сохранение исторической памяти о педагоге-наставнике Букиной Л.Н. и её вкладе в обучение и воспитание учащихся школы.
Задачи:
Гипотеза: Предположим, что в разных школах, как и в нашей, есть такие педагоги, которых на всю жизнь запоминают, их имена с восторгом и уважением произносят выпускники, они становятся любимыми учителями. Доказать это мы попробуем на примере учителя русского языка и литературы- Букиной Людмилы Николаевны.
Основная часть:
Родилась 15 августа 1948 г. в Новоспасске Горьковской области в семье служащих.
Мать, Родинова Александра Михайловна, 1924 г.р. – агроном. Отец, Родинов Николай Фёдорович, 1925 г.р. – начальник строительного участка. В 1962 г. семья переехала в Починки Горьковской области. В 1966 г. закончила 11 классов Починковской средней школы.
В далёком 1966 г. Людмила сделала свой выбор, поступив в Арзамасский государственный педагогический институт им. Гайдара на факультет русского языка и литературы. Незаметно пробежали годы учёбы, годы студенчества, годы познаний и открытий. В 1970 году окончила полный курс названного института по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 1 июля 1970 г. Родиной Л.Н. присвоена квалификация и специальность учителя русского языка и литературы.
После окончания института Людмила Николаевна получила направление на работу в Иркутскую область. ОблОНО (областной отдел народного образования) направило её в Нижнеилимский район учителем, райОНО (районный отдел народного образования) в свою очередь направляет Родинову Людмилу Николаевну в Видимскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Первые шаги в профессии она сделала в этой школе. Школа стала для неё родным домом, здесь отшлифовался её талант педагога; она умела доставлять ближнему радость своей лояльностью, ярким умом, врождённой интеллигентностью, тактом. Видимской средней школе, своей любимой работе, детям Людмила Николаевна отдала семнадцать лет, проработав до 1987 года. Словно по ступенькам поднималась Людмила Николаевна к высотам педагогического труда, совершенствуя свой опыт и знания. В правильности выбора, ставшим делом всей жизни Людмила Николаевна Букина никогда не сомневалась и гордо несла звание – Учитель!
В двадцать два года Приилимье стало второй родиной для Людмилы Николаевны, здесь она нашла свою любовь. Муж, Букин Николай Александрович родился в деревне Большой Нижнеилимского района, т.е. илимчанин. Интересный факт: Букин Н.А. окончил в 1970 (Людмила Николаевна тоже в 1970г. окончила институт) году Иркутский педагогический институт и начал работать в Видимской средней школе учителем! Пути молодых людей пересеклись. Наступило время, когда Людмила Николаевна стала не только учителем, но ещё и женой, мамой. Прибавилось забот и хлопот. В Видиме родились дети: дочь Елена и сын Андрей.
В августе 1987 года семья Букиных переехала в Железногорск-Илимский, где Людмила Николаевна поступила на работу в школу №3 учителем русского языка и литературы.
С 1 сентября 1987 года, Людмила Николаевна начинает работу в Железногорской средней школе №3, где она отработает 33 года (с 25 августа 1987 г. по 25 августа 2020 г.). Как же работается Людмиле Николаевне на новом месте, в другой школе, как сложился её дальнейший путь, из чего складывалась каждодневная работа? Оценить работу учителя, конечно, может директор школы. Узнаём из характеристики, которую составила директор школы №3 (11 лет была директором школы № 3) – Надежда Фёдоровна Силкина:
«Это специалист высокой квалификации, мастер педагогического труда. Её уроки отличает высокая насыщенность, продуманность. На каждом занятии педагогом создаются интерес и мотивация учащегося к учению, стремлению приобретать знания. Уроки направлены на развитие речи, логического мышления, умение ориентироваться в новом материале, опираясь на изученное ранее. Большой методический, дидактический материал, накопленный учителем, позволяет дифференцированно подходить к учебному процессу, индивидуализировать образование учащихся.
На уроках Букиной Людмилы Николаевны совершенствовались эстетические и нравственные качества обучаемых, учитель много работала над речевым аспектом обучения. Вдумчивое чтение художественных произведений, работа над постижением их языка повышает культуру речи школьников. Развитие речи – необходимый компонент школьного образования, он в равной степени принадлежит урокам русского языка и литературы, обеспечивает их взаимосвязь. Для этого учитель, Букина Людмила Николаевна, много внимания уделяла самообразованию, её тема – «Воспитание любви к родному языку и литературе», педагог активно участвовала в работе МО (методического объединения) словесников, Методическом совете школы, часто выступала с сообщениями на семинарах и педсоветах…»[1]
Учитель – мастер щедро делилась своим опытом с коллегами, помогала молодым, являлась наставником, пользовалась уважением в коллективе.
Учитель и воспитатель от природы, высококвалифицированный педагог, мастер педагогического труда, добросовестный человек. Мастерство Людмилы Николаевны выражалось в умении организовать учебный процесс и добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Главное в учителе – глубокая эрудиция, убеждённость, начитанность, культура, многогранность и человеческая доброта.
А сама Людмила Николаевна сказала: «Без школы себя не мыслю. Я учу детей любя, любя свой предмет и всех тех, до кого должна донести всё, что знаю сама. Считаю, что учителю необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы и в силы коллег, и в силы детей, которая придаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости. Мой выбор – личностно-ориентированные технологии, где доминирующая роль отводится ученику».
Уроки Людмилы Николаевны были творчески подготовлены, глубоко продуманы, всегда отвечали всем современным требованиям. Все уроки Людмилы Николаевны оснащались наглядностью: таблицами (которые она готовила сама), стендами различных тематических репродукций, словарями и необходимой литературой. Особенно ценным в работе Людмилы Николаевны являлось её стремление научить каждого. Букиной Л.Н. была выбрана тема по самообразованию: «Индивидуальная работа с учащимися разно-уровневой подготовки на уроке и вне его». Опыт работы учителя по этой теме был обобщён в школе на МО учителей русского языка и литературы, взят на вооружение молодыми специалистами.
Учитель систематически и очень тщательно вела учёт допущенных ошибок каждым учеником и вела кропотливую работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Конечно, не вся её работа укладывалась в рамки школьного урока, Людмила Николаевна занималась дополнительно после уроков, учащиеся посещали эти занятия без особого давления, отсюда хорошая успеваемость учащихся. Слабые ученики справлялись с обязательными заданиями, а более способные показывали глубокие знания предмета и широкий кругозор.
Людмила Николаевна относится к категории людей, у которых принцип в жизни:
«Если стоит что-то делать, то только хорошо».
В творческих отчётах Людмила Николаевна знакомила с формами и методами своей работы с учащимися, с элементами новых педагогических технологий, используемых на уроках русского языка и литературы. Всегда в поиске, всегда в работе! Многое было задумано и воплощено в жизнь. Например: педагог вместе со своими подопечными проводила уроки-конкурсы на лучшего знатока изученных тем, бесед «Ступеньки мудрости», «За страницами учебника», вела кружок русского языка для повышения орфографической грамотности и привития интереса к своему предмету. Была проведена серия открытых уроков по русскому языку, по литературе: тема «Японские трёхстишия (хокку)». Уроки получали высокую оценку коллег, всего и не перечислить, а сколько за все-то годы было сделано! Людмила Николаевна всегда была в курсе новинок методической литературы. Настольными изданиями были журналы и газеты: «Русский язык в школе», «Литература в школе», « Русская словесность», «Учительская газета», «1 сентября» и др. В доме Букиных большая библиотека, которая всегда помогала в работе. В 1999 году Людмила Николаевна прошла курсы повышения квалификации в Иркутском институте усовершенствования учителей (Иркутский ИУУ).
Букина Людмила Николаевна работала по типовым учебным программам, но вносила в них свои коррективы, подходила к преподаванию творчески. Это способствовало хорошему усвоению материала учащимися. Результаты работы учителя свидетельствуют о высоком уровне знаний у её воспитанников. Большинство учеников Людмилы Николаевны выбирали литературу экзаменом и показывали прочные знания, подтверждая высокие оценки при поступлении в высшие учебные заведения.
Ученики Букиной Людмилы Николаевны – активные участники не только школьных, но и районных и областных олимпиад.
В 2001 году Людмила Николаевна выпустила 11 «А» класс, где была классным руководителем 7 лет! Из 23 учащихся – 15 учились без «3», трое получили медали по окончании школы. В ВУЗы поступили 18 человек, в техникумы – 3 человека. 17 учеников являлись участниками районных олимпиад по всем предметам.
«Радость и гордость доставляют Людмиле Николаевне её учащиеся-медалисты:
1994 г. – Кузнецов Дмитрий (золото),
Белькович Евгений (золото).
2001 г. – Юдина Людмила (золото),
Жирнов Дмитрий (золото),
Козлова Ольга (серебро).
2008 г. – Рязанова Юлия (золото),
Шугалей Александр (золото),
Каюмова Арина (золото),
Краюшкина Мария (золото)»[2]
Особая гордость выпуск 2015 года. В газете «ПРАВДА» от 22 мая 2015г. спецкором газеты была опубликована статья «Срочно в номер!», где можно прочитать:
«…Выпуск 2015 года из всех выделяется не только неординарностью личностей ребят, но и количеством среди них медалистов, ребят закончивших школу «С ОТЛИЧИЕМ». (Антропова Кира, Иванова Ирина, Попова Татьяна, Ярыгина Елизавета, Кабачевская Арина)
Пообщавшись с ребятами и их родителями, корреспонденту газеты удалось узнать следующее.
Школа стала для ребят «вторым домом», в который они всегда шли с радостью и с удовольствием проводили там время и после уроков. Людмила Николаевна стала для ребят не просто Классным руководителем, с большой буквы, а настоящей «второй мамой», которая на протяжении всех лет учёбы бала им помощником, старшим товарищем, капитаном. Всю душу она вложила в ребят, всегда находила время, чтобы поделиться личным опытом и дополнительными знаниями. Во многом благодаря Людмиле Николаевне, ребята выйдут из стен школы более уверенными в себе, чем многие их сверстники, более целеустремленными и с огромной тягой к получению новых знаний.
От всех ребят и родителей хочется сказать огромное спасибо Людмиле Николаевне за её чуткость и понимание, за доброту и отзывчивость, за великодушие и всепрощение. Нам очень повезло, что Вы были в нашей жизни… и всегда мы будем Вас помнить»[3].
Являясь отличным педагогом, Людмила Николаевна умела эффективно проводить разнообразную воспитательную работу. Девиз классного руководителя – «Дети и родители – одна семья». Всю свою воспитательную работу она вела вместе с родителями. Родители проводили тематические классные часы, уроки театра, дни именинника, походы в лес.
Воспитательная работа в процессе обучения была направлена на выработку у учащихся собственного мнения, трудолюбия, самостоятельности. В основе воспитательной работы Букиной Л.Н. лежали следующие направления: ценностно-ориентированное, общественное, познавательное, художественное, трудовое, спортивно-оздоровительное. Классным руководителем всегда соблюдались принципы педагогики сотрудничества в общении и взаимодействии с учащимися и родителями. Это давало высокий результат в учебно-воспитательной работе. Букина Людмила Николаевна, как классный руководитель умела сплотить коллектив не только учащихся, но и родителей, сделав их своими единомышленниками в деле воспитания и обучения. Людмила Николаевна умело использовала знания возрастной психологии, семейной педагогики.
Людмила Николаевна – человек неравнодушный. Сумела привить своим воспитанникам нравственные общечеловеческие качества. Её ученики всегда имели активную жизненную позицию и проявляли её в школьных и районных делах, реализовывали себя через работу в Совете Старшеклассников.
«Воспитание высокого патриотизма, формирование правильной нравственно-гражданской позиции своих воспитанников начинается с приобщения ребят к материальным и духовным ценностям малой родины, через музейные экскурсии и уроки, просветительские беседы и встречи с живыми свидетелями истории Приилимья, через прикосновения к литературному и художественному наследию. Она незаметно для учащихся погружает их в глубины поисково-исследовательской работы, которая усиливает интерес к краеведению, что помогает учащимся делать знания осознанными, необходимыми в жизни»[4]. Об успехах учеников Букиной можно прочитать в газетных материалах, к примеру: в газете «Наш Илим» опубликована статья Е.Г. Ушаковой «Школьники пишут и говорят о войне»: «… Необыкновенный подарок получили «большие « юбиляры от учащихся восьмого класса Железногорской школы № 3 – оформленные книги с уникальными материалами о легендарном боевом пути и большом жизненном пути. (Классный руководитель Л.Н. Букина, учитель русского языка и литературы)»[5].
Людмила Николаевна - яркий пример исследовательского подхода в педагогической и методической работе по подготовке учеников к районным и областным олимпиадам, научно-практическим и краеведческим конференциям, Всероссийским конкурсам. И неслучайно ученики Людмилы Николаевны были часты на уроках краеведения в районной библиотеке, они участники многих краеведческих викторин, конкурсов, творческих вечеров и встреч с интересными людьми.
Л.Н. Букина тесно сотрудничала с районным Музеем просвещения, районной библиотекой, историко-художественным музеем имени М.К. Янгеля, школьным музеем.
В 2003 г., будучи шестиклассниками, ребята защитили честь своей школы на районной краеведческой конференции в секции: «Это военное детство» с докладом «Детство, опалённое войной», завоевав диплом III степени, а в 2004 г. завоевали первые места и диплом I степени. Призёры областных конкурсов рисунков, конкурса «Я – гражданин России», победители президентских игр 2005 г.».
Родители 9 «А» класса школы №3 в газете «Илимские вести» за 24 марта 2006 г. пишут: «За каждого ученика болеет душой в прямом смысле, каждому поможет: кому делом, кому советом, кому простым добрым словом. Главные качества Людмилы Николаевны – высокий профессионализм, ответственность, аккуратность, пунктуальность. Это грамотный педагог. Она даёт детям прочные знания, поэтому большинство её учеников проявляют особый интерес к русскому языку и литературе…. Ведь не зря 9»А» класс – один из самых активных в средней школе №3. Всё это благодаря нашему классному руководителю (член родительского комитета 9 «А» класса школы №3 Муртазина Виктория) думаю, что это приятный и заслуженный отзыв родителей для любого учителя. Людмила Николаевна своим творческим, кропотливым трудом, душевным отношением к учащимся заслужила такую оценку.
Пожелаем Людмиле Николаевне остаться в славном строю учительства Приилимья и ещё долгие годы, успехов в беспокойной, нелёгкой, но благородной работе, успехов, здоровья и не стареть душой!»[6].
И Людмила Николаевна ещё долгие годы оставалась «в славном строю учительства Приилимья». Все дни и все школьные годы были наполнены событиями, встречами, интересными делами.
Одной из важных страниц школьной жизни стала дружба с шефами – работниками автотранспортного цеха Коршуновского ГОКа. Неоднократно на страницах газет были опубликованы статьи разных авторов о дружбе ребят и взрослых – шефов. В статье «С шефами нам повезло!» Л.Н. Букина с учениками 10А класса писали: «Вот уже шестой год работники автотранспортного цеха Коршуновского ГОКа шествуют над нашим 10-А классом школы №3…. Наши ребята вместе с родителями и шефами участвуют в конкурсах, соревнованиях, проводимых профкомом Коршуновского ГОКа. Мы благодарны профкому и АТЦ за то, что направили к нам в класс таких добрых, интересных и неравнодушных людей…»[7]. Понятно, что в основе этих дружеских отношений лежало: внимание, умение наладить контакты, сохранение и развитие уже традиционных связей.
Сколько удач, сколько успехов свершилось за эти годы и сколько трудов, сколько сил было отдано Людмилой Николаевной! А сколько радостных и волнующих моментов довелось пережить!
«Людмила Николаевна вместе с супругом – Николаем Александровичем Букиным воспитали двоих детей: дочь Елену и сына Андрея. В настоящее время Елена Николаевна – кандидат физико-математических наук, работает в научном центре Дубны, сын Андрей Николаевич – переводчик с японского и английского языков, руководитель лизинговой компании. Можно сказать, что есть династия учителей Букиных: сын, невестка и общий педагогический стаж уже зашкаливает за сто лет!»[8].
Общий педагогический стаж Букиной Людмилы Николаевны составляет – 50 лет!
(17 лет работы в Видимской средней школе и 33 года работы в Железногорской средней школе).
В Личном деле Букиной Л.Н. о наградных материалах и заслугах говорится: «Труд учителя отмечен следующими наградами: Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ», грамоты Министерства Просвещения, Глав УО, грамотами РУО и мэра Нижнеилимского района за добросовестный труд»[9].
Людмила Николаевна – добросовестный, трудолюбивый человек. Пользуется авторитетом среди учеников, родителей, коллег.
На вопрос: «За что вы любите своего учителя?» ученики отвечали: «За хорошее объяснение. Учитель много знает и очень интересно рассказывает. За справедливость, такт и терпение». В фотоархиве Людмилы Николаевны хранятся альбомы с фотографиями учеников, где написаны отзывы ребят о любимом учителе, о годах, проведённых в школе.
Директор МОУ «Железногорская СОШ № 3» - Сафонова Елена Кирилловна, под руководством которой Л.Н. Букина отработала в школе 15 лет, так отзывается о коллеге: «Букина Л.Н. – это педагог «от бога». Высокий профессионализм, отзывчивость, чуткость, удивительная работоспособность – это только некоторые качества, характеризующие Людмилу Николаевну. Её выпускники, уходя из школы имели не только глубокие знания по русскому языку и литературе, но и умение быть милосердными, умение помочь, простить. Она всегда учила детей быть счастливыми и полезными, успешными и добрыми. Людмила Николаевна в коллективе – это - стержень, это - совесть. Работая в школе, она всегда говорила: «Не позволяй душе лениться» и сама всегда следовала этому. Людмила Николаевна делала детские сердца чище, да и наши тоже».
Сколько тёплых воспоминаний связано с ней! Сколько прекрасных слов сказано о нашей Людмиле Николаевне! А ещё о ней можно сказать – она «классная», к ней можно было подойти с любым вопросом, с любой проблемой. Она всегда выслушивала, помогала и всегда переживала вместе с учениками и радовалась за их успехи!
Учитель – это не просто профессия, это призвание. Направлять детей в нужное русло – вот предназначение учителя. Поэтому Людмила Николаевна была на уроках – серьёзным, строгим, но справедливым учителем, а в отношениях – добрым человеком с чистой душой. Людмила Николаевна встречала детей приветливым, добрым, любящим и строгим взглядом всё понимающих глаз учителя, учителя – друга, учителя – наставника, учителя – профессионала.
Отдавая свою энергию, она зажигала других. Людмила Николаевна Букина – яркий пример настоящего учителя – не только по образованию, но и по душе. О ней всегда помнят её ученики и родители, она стала тем идеалом, на которого хочется равняться. Мы очень благодарны Вам, дорогая Людмила Николаевна, за всё, что Вы сделали для тех, кто учился у Вас и конечно для нас! Теперь мы понимаем точно!
Светлый человек, которого можно назвать поистине Педагогом с Большой буквы!
«Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…»
Заключение:
Поисково-исследовательская работа выполнена, благодаря обращению к достоверным источникам: фондовым материалам школьного музея, Музея просвещения и центральной библиотеки, архива школы, семейного фотоархива и документального архива Букиной Л.Н.; применению интервьюирования, проведению встреч-бесед, встреч-диалогов с родственниками, с учениками, с родителями, с учителями школы. Исследовательская работа потребовала не только большого труда, но и анализа, обобщения материала о важных периодах и событиях жизни наставника-педагога.
Выполнение исследовательской работы стало для нас – ярким событием: встречи с Людмилой Николаевной, изучение её жизненного и профессионального пути, мы многое узнали, что вызывает восхищение этим Человеком! От своей работы получили полное удовлетворение. На страницах работы происходит знакомство с жизнью и педагогическим трудом Букиной Людмилы Николаевны. Мы полностью достигли поставленной цели и реализовали задачи в полном объёме. Предположение, выраженное в гипотезе, что в школах есть учителя, которых на всю жизнь запоминают, мы доказали в своей работе. В нашей школе одним из таких учителей стала Букина Л.Н., она любимый учитель многих учеников. Этот педагог несет в себе, в своем образе, в манере думать, мыслить, что-то такое замечательное, скрывающее какую – то тайну, а истинная педагогика всегда есть тайна, что влечет к ней. Для достижения более качественного результата представлена презентация.
Исследовательская работа служит формированию уважительного отношения к Учителю и учительскому труду, воспитанию бережного отношения к сохранению памяти о человеке, о педагоге, который свои силы, знания отдавал делу обучения и воспитания детей. На примере жизни и труда выдающегося Учителя возможно воспитание подрастающего поколения (классные часы). Исследовательская работа найдёт своё место в школьном музее, материал, отражённый в этой работе будет доступен каждому ученику и учителю, а также выпускникам, гостям школы и школьного музея, где сохраняется история школы, история учительства.
Список использованных источников информации:
Летопись народного просвещения Приилимья с начала XIX века.
марта.
ССЫЛКИ:
1 Документы архива Железногорской СОШ №3 – Личное дело Букиной Л.Н.: характеристика Букиной Л.Н.
века просвещения. С поклоном Нижнеилимскому учительству / сост. Н.А. Букин. – 2-е изд., доп. – Иркутск: ВостСибкнига, 2009. – 179 с.
#1057;пецкор. Срочно в номер!// Газета «ПРАВДА» . – 2015 – 22 мая.
века просвещения. С поклоном Нижнеилимскому учительству / сост. Н.А. Букин. – 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск: ВостСибкнига, 2009. – 178 с.
#1059;шакова Е. Школьники пишут и говорят о войне// Газета «Наш Илим» . – 2005 - 27 апреля.
#1052;уртазина В. Классный руководитель// Газета «Илимские вести» . – 2006 – 24 марта.
#1041;укина Л. С шефами нам повезло!// Газета «Магнетит» . - 2006 года – 27 октября.
#1042;ладимиров, Т.И. С поклоном Нижнеилимскому учительству: летопись / Тимофей Владимиров. – Изд. Дом «Братск», 2006. – 86 с.
#1044;окументы архива Железногорской СОШ №3 – Личное дело Букиной Л.Н.: наградные материалы Букиной Л.Н.
[1] Документы архива Железногорской СОШ №3 – Личное дело Букиной Л.Н.: характеристика Букиной Л.Н.
[2] II века просвещения. С поклоном Нижнеилимскому учительству / сост. Н.А. Букин. – 2-е изд., доп. – Иркутск: ВостСибкнига, 2009. – 179 с.
[3] Спецкор. Срочно в номер!// Газета «ПРАВДА» . – 2015 – 22 мая.
[4] II века просвещения. С поклоном Нижнеилимскому учительству / сост. Н.А. Букин. – 2-е изд., доп. – Иркутск: ВостСибкнига, 2009. – 178 с.
[5] Ушакова Е. Школьники пишут и говорят о войне// Газета «Наш Илим» . – 2005 - 27 апреля.
[6] Муртазина В. Классный руководитель// Газета «Илимские вести» . – 2006 – 24 марта.
[7] Букина Л. С шефами нам повезло!// Газета «Магнетит» . - 2006 года – 27 октября.
[8] Владимиров, Т.И. С поклоном Нижнеилимскому учительству: летопись / Тимофей Владимиров. – Изд. Дом «Братск», 2006. – 86 с.
[9] Документы архива Железногорской СОШ №3 – Личное дело Букиной Л.Н.: наградные материалы Букиной Л.Н.;

Разноцветное дерево

Ель

Развешиваем детские рисунки дома

А теперь — мультфильм

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея