Исследовательская работа по краеведению, изучению истории родного края и семейных корнях.
Вложение | Размер |
---|---|
gorin_timofey.doc | 105 КБ |
VII республиканская научно-практическая конференция «Все мы родом из детства», посвящённая памяти Ю.И.Коваля
Секция: Краеведение. История родного края
КАЗАКИ НА ШЕШМЕ
Выполнил: Горин Тимофей,
ученик 7 б класса
МБОУ «Лицей №1»
г.Чистополь Республики Татарстан
Научный руководитель:
В.А. Малолеткова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1»
г.Чистополь Республики Татарстан
Чистополь, 2024
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. История возникновения казачества на территории с. Старошешминск
1.1. Переселение казаков на территорию с.Старошешминск……………….…4
2. Морозова Екатерина Степановна – уроженка села Старошешминск
2.1. Биография Е.С. Морозовой…………………………………………………..7
2. 2. Я потомок донских казаков…………………………………………..……..8
3. Культурное наследие казаков
3.1. Двор казака…………………………………………………………………....9
3. 2. Казачий фольклор в Старошешминске…………………………………….10
3. 3. Продолжение традиций казачества………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………..…12
Список литературы……….………………………………………………………12
Приложение 1…………………………………………………………………….14
Приложение 2…………………………………………………………………….18
Введение
Кто мы? Откуда? Какова история моего рода? Откуда берем начало своей фамилии? Эти вопросы интересуют многих из нас, но не многие могут ответить на них. От своего деда (по линии мамы) Макарова Александра Михайловича я однажды слышал, что вблизи деревни Каратаевка, откуда он родом, есть село Старошешминск, будто его несколько веков назад заселили казаки. Эта мысль не покидала меня долгое время, и я решил изучить этот вопрос, насколько это представится мне возможным. Каково же было мое удивление, когда в ходе исследования я узнал, что изучением истории этого села занимался еще один человек, и никто иной, а моя родственница (двоюродная сестра бабушки моей мамы) – Морозова Екатерина Степановна. Меня очень обрадовал этот факт, и я еще более уверился в своей мысли выяснить все стороны этой темы и, самое главное, сделать так, чтобы об этом узнали как можно больше людей. Именно такие мотивы руководили мной в написании данной работы. Также я считаю, что тема казачества весьма актуальна и интересна для рассмотрения, так как, на мой взгляд, она незаслуженно забыта в настоящее время, недостаточно внимания уделяется ее обсуждению, изучению. Я хочу вскрыть этот весомый и емкий по своему содержанию и значимости пласт нашей истории, рассмотрев данную тему применительно к территории села Старошешминск Нижнекамского района.
Целью моей исследовательской работы стало изучение исторического и культурного наследия казаков на территории села Старошешминск.
Объект исследования – казачество на территории села Старошешминск.
Предмет исследования – продолжение казачьих традиций жителями, выходцами из села Старошешминск.
К поставленной цели я шел путем решения следующих задач: изучить влияние традиций казачества на историю края, местного населения и сохранение им наследия казачьих традиций; исследовать объекты культурного и духовного наследия казачества; найти свидетелей и очевидцев присутствия казачества на территории села Старошешминск; изучить причастность родственников к казачеству; способствовать распространению информации о героическом прошлом казаков изучаемой местности.
При решении задач я использовал такие методы, как: анализ источников, литературы на данную тему, работа со свидетелями, интервьюирование, консультации со специалистами чистопольского музея уездного города и школьного краеведческого музея с. Старошешминск. В изучении данной темы я опирался на таких авторов, изучающих историю и казачество, как Савельев Е.П., Карамзин Н.М., Рычков П.И., пользовался историческими заметками сайта казачьей станицы «Старый город» (http://okvnk.narod.ru/) и др. Самыми значимыми и наиболее «приближенными» к истинной обстановке на исследуемой территории, явились, конечно, записки, литературные произведения нашей родственницы, землячки (уроженки с. Старошешминск), писательницы Е.С. Морозовой, внесшей неоценимый вклад в изучение, исследование истории родного края, культурного наследия предков и оставившей свои труды в дар родной школе, родному селу.
I. История возникновение казачества на территории села Старошешминск
1.1 Переселение казаков на территорию села Старошешминск
Казанская земля знает казаков с 1445 года, когда первый здешний Хан Улу – Мухаммад «послал в Черкассы по люди и приде к нему на службу казаков две тысячи». Родственные татарам по языку, они составили первую и самую надежную гвардию хана, несмотря на свою придержанность к православной вере. После вхождения «царства Казанского» в состав России, частям бывших гвардейцев было предложено основать Закамскую, Икскую и Тетюшско – Алатыревскую сторожевые линии для защиты земель от набегов ногаев, башкир и «хивинцев». Вот Закамская линия и дала предпосылки заселению казаками изучаемой мною территории. Об этой Закамской линии остановлюсь поподробнее.
Почти до середины XVII века граница заселенных земель в Казанском крае проходила по Каме, служившей естественной преградой от набегов кочевников. Плодородные земли на южном берегу Камы пустовали со времен упадка Золотой Орды. Но постепенно ситуация менялась. В конце 1630-х в восточной части Татарстанского Закамья строятся крепости-остроги с гарнизонами из казаков. Предшественники будущей Закамской черты – Шешминский (ныне село Старошешминск Нижнекамского района) и Ахтачинский. Вместе с построенным уже в 1580-е годы Мензелинским острогом, они составили своего рода линию укреплений. В одном из таких пунктов в 1557 году был построен Лаишевский острог, а в 1640 году, уже за Камой, на реке Шешма – Шешминский и в 1650 году Челнинский городок. [3] Интересны заметки, собранные Степаном Мельниковым, о создании Старошешминска, отраженные в «Исторических и юридических актах и древних царских грамотах Казанской и других соседних губерний» 1859г.: «…в прошлых годах, по указу блаженной памяти Великого государя царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца, для обережи Закамской стороны от воровских людей, от башкирцев, и от калмыков построен город Шешминск, а в тот город на вечное житие перевезены они из Казани и из разных приказов; и по указу великих государей и по грамоте велено учинить им жалование денег по три рубли человеку, а вместо хлебного жалованья отведена им пашенная земля и сенные покосы и с лесом и со всеми угодиями...» [1;6] Летом 1651 года под руководством боярина Никиты Ивановича Одоевского (воевода в Казани), служивыми людьми Степаном Змеевым и Григорием Львовым был составлен план будущей черты и отослан в Москву в приказ Казанского дворца. План был одобрен и в 1652г. возвращен в Казань с указанием «устроить города и жилые и стоялые остроги, и всякие засечные, земляные и деревянные крепости от Волги реки до Ику реке, и вниз, и до Камы…». Весной 1652г. закипела работа…Закамская линия начиналась с Белоярской крепости на Волге, шла вдоль Черемшана, удаляясь от реки на 10-20 километров, и уходила дальше к северо-востоку, заканчиваясь на реке Ик, неподалеку от места впадения в Каму. Кроме Белого Яра на линии имелось еще шесть острогов. Ерыклинский, Тиинский, Шешминский, Кичуйский, Заинский и Мензелинский. Последний был самым большим. Приложение 1. План Шешминской крепости представлял собой прямоугольник со сторонами 88 и 109 метров. Ее окружал вал с 4-х метровым частоколом. На валу стояло 6 башен, две из которых – северная и южная (на казанскую и ногайскую сторону), имели проезжие ворота и вышки. На северной башне находился «государев вестовой колокол». Высота башен с вышками достигала 17 метров, что позволяло «в степь видеть на пять верст». Вокруг острога был сделан ров глубиной 4 метра, заполняемый при необходимости речной водой [3].
Закамская черта сохранилась до сегодняшнего дня. Приложение 2.
Оборона располагала вооружением. Так, в Шешминской крепости имелось «3 пищали медные в станках на колесах, пищаль фунтовая, к ней 30 ядер, 2 пищали четырех фунтовые, к ним 50 ядер, 3 пищали полковые, к ним 89 ядер пушечных, 3 пуд зелья ручного, свинцу тож, 405 самопалов». Такие же арсеналы имели другие крепости [3].
Население этих крепостей составляли казаки. Так Шешминскую крепость населяли белопахотные казаки. Потомки казаков польского знамени, белопахотные, служившие на Закамской черте, составляли такое сословие как «казаки». Им отвели под дворы, огороды и гумна и выдали деньги на дворовые строения. Численность составляла 137 человек, под руководством хорунжего Степана Пузикова и хорунжего Марлона Сверкуна [3]. Они не подлежали рекрутству, но на военную службу отправляли всех годных молодых людей. Они служили по 15 лет, желающие оставались на 25 лет и получали полный пансион. Местное население гордилось своей принадлежностью к казакам и сохраняло свои обычаи и традиции. Они брили бороды, носили фуражки, были более подтянуты и всеобщим внешним видом отличались от крестьян.
Крепости стояли друг от друга на 40-60 верст (между Тиинским и Шешминским более 100 верст). Наблюдение за противником вели «сторожа» и небольшие отряды из 6-10 казаков, уходившие на расстояние 4-5 дней пути. Им определялась полоса шириной до 20 верст. Еще дальше посылались более крупные отряды – «станицы» численностью до 100 человек. Они располагались в определенном месте (стане), откуда по разным маршрутам посылались дозоры. При обнаружении противника отправляли гонцов в крепости, а остальные станичники оставались в тылу врага, следили за ним, стараясь выведать его численность и планы. Сторожевая служба проходила с 1 апреля до начала зимы [3]. Строительство Старой Закамской засечной линии было завершено в 1657 году. Эта линия многократно прорывалась ногайцами и башкирами. Чтобы укрепить границу и расширить территорию, Петр I задумал возвести новую линию укреплений. Строительство новой линии началось уже при Анне Иоанновне, 19 февраля 1731 года Сенат издал указ о строительстве. Уже начала работать Оренбургская экспедиция, а после основания Оренбурга и других городков Ново-Закамская линия оказывалась внутри территории. Постепенно Ново-Закамская оборонительная линия из пограничной стала юго-восточным пределом Казанской губернии [5]. В феврале 1731 года императрица Анна Иоанновна «указала прежних служб городовых дворян драгун солдат…закамских пригородов Заинска, Новошешминска, Старошешминска, Билярска и других, кои в прошлом 1724 году названы государственными крестьянами и положены в подушный оклад, быть им по-прежнему в службе, т.к. прадеды их были и служили». В этом же указе было о наборе Ландмилицких полков «чтобы был полк конный и полк пехотный для охранения пограничных мест» [1;7]. В 1733 году в Шешминском гарнизоне был создан конный полк. В него вошли служилые люди Заинска, Новошешминска и Старошешминска. Полк участвовал в сражении под Полтавой и очень хорошо зарекомендовал себя. Он назывался «1-ый конный Шешминский полк».
Казаки Закамской линии основали на реке Орь укрепление Орское, позже перенесенное на реку Яик (Урал). Крепость было велено писать – Оренбург. С Закамской линии было выделено 5000 человек в город Оренбург. Они и составили ядро Оренбургского казачьего войска (3). Из записей Е.С. Морозовой: «В связи с тем, что отпала необходимость строительств новой Закамской линии в 1734 году, служилые люди из Шешминского полка с женами и детьми, скарбом и скотом в количестве около 10 тысяч человек двинулись в неведомые края, со слезами на глазах покидая близких и родные, обжитые места. Эти воинские части были перемещены на Оренбургские рубежи, Южный Урал и Западную Сибирь, где бушевал пожар башкирского восстания, уничтожая поселения русских крестьян, а также не примкнувших к ним татар и башкир…» [1;7].
Далее Екатерина Степановна Морозова (до замужества Падерина) рассказывает о том, что сопоставляя данные «Сказок об отставных солдатах пригорода Старошешминска Казанского уезда» 1722г. и «Переписную книгу служилого населения пригородов Казанского уезда о населении Старошешминска» 1749 г., часть ее предков Падериных ушли на Урал и Западную Сибирь, а часть из них остались в Старошешминске.
II. Морозова Екатерина Степановна – уроженка села Старошешминск
2.1 Биография Е.С. Морозовой
Хочу поподробнее рассказать об этой удивительной женщине, моей родственнице (двоюродная сестра бабушки моей мамы), проделавшей великий труд по изучению своей родословной, истории села.
1941 год… 16 лет. Только что окончила Старошешминскую среднюю школу, но не смогла дождаться выпускного вечера, так как 20 июня вместе со своим дядей по матери поехала в Сталинград поступать в пединститут…и прощай, заветная мечта. О начале Великой Отечественной войны узнали на теплоходе 22 июня в 4 часа 30 минут утра. Утром 24 июня девушка Катя с дядей прибыла в Сталинград. И вместо учебы – контролер отдела технического контроля на военном заводе «Баррикады». Глубокой болью в сердце Екатерины Степановны Морозовой (Падериной) отозвались ужасы войны, пережитые ею в г. Сталинграде, напротив Мамаева Кургана, где были самые ожесточенные бои. К себе домой в Старошешминск она смогла приехать лишь в конце войны.
Вся боль и утрата близких нашли отражение в ее многочисленных стихах и прозе. Стихи она писала с 4-х лет, а продолжила только в 59 лет. И написала их не одну сотню, многие из них были опубликованы в газетах «Знамя Дружбы», «Новый Зай», два ее стиха даже помещены в Книге Памяти по Заинскому району №10, это «Любовь матери» и «Он не предатель был». Стихи Екатерины Степановны помещены в двух сборниках «Родник» и «Родничок». Многие страницы газетных полос были посвящены людским судьбам, изуродованным войной, и только в последние годы написала и о своей судьбе.
За 15 лет работы общественным корреспондентом, с 1985 года ею написаны тысячи листов бумаги, но тяжелая ишемическая болезнь сердца вырвала ее из рядов и лишила радости жизни. Ведь Екатерина Степановна почти во всех конкурсных работах занимала призовые места, пользовалась большим авторитетом у читателей, но «… ничего не поделаешь, болезнь преодолеет любого, она жестокая. Но еще благодаря Господу Богу, хотя и очень тяжело, но живу», - говорит Екатерина Степановна. Приложение 2. Только человек огромной души, поистине любящий свой родной край, своих родственников, и просто любящий людей, мог проделать такую работу, отыскать такие глубокие свои родственные «корни». С таким интересом рассказывать об их жизни.
По ходатайству редакции газеты «Знамя Дружбы» и исторического музея, с помощью сына Валерия, который живет в Москве, Екатерине Степановне удалось получить «Сказки об отставных солдатах пригорода Старошешминского Казанского уезда», т.е. их ксерокопию 1722 года и фотокопию 1747 года. Это были переписи населения. Ей пришлось одолеть совершенно незнакомую церковно – славянскую азбуку и орфографию. Буквально по крупицам разгадывать каждую букву. Сказки писались малограмотными людьми, без единой точки и запятой, причем одна и та же буква в разных местах писалась по–разному. «Я считаю себя счастливой, что, наконец – то, смогла принести в дар краеведческому музею в моей родной школе, учащимся, односельчанам, моим потомкам этот ценнейший исторический документ, позволяющий заглянуть в глубину веков, где каждый коренной житель, как и я, может пофамильно найти своих предков – отставных солдат, присланных на поселение в 1640 году из разных полков и мест» [2].
2.2 Я потомок донских казаков
Екатерина Степановна является двоюродной сестрой моей прабабушки Макаровой (до замужества Педариной) Елены Павловны. Их отцы Степан и Павел (мой прапрадед) были родными братьями. Павел был старшим, родился в 1873 году, а Степан - самый младший, 1897 г.р. Отец Павла и Степана - Падерин Сергей Иванович, 1853 г.р. Вот по этой общей с нашей семьей цепочке Екатерина Степановна и вывела свою (получается, и мою) родословную, являясь в девятом (я – в двенадцатом) поколении от Падерина Еремея, родившегося приблизительно в 1630 году. Приложение 1. Все это было выявлено благодаря вышеупомянутым «Сказкам» (переписи) 1722 года, где указывались не только проживающие «военноспособные» мужчины, но и их малолетние дети: «Взять сказки у всех, чтобы правдивые принесли, сколько, у кого, в которой деревне душ мужеска полу… до самого сущаго младенца…» - Указ Петра I, изданный в ноябре 1718г [1;6]. Поясняет Морозова Е.С. «… Наш род Падериных по отцу пошел от сына Еремея Падерина – Дмитрия Еремеевича (1667г.р.), оставшегося в Старошешминске с сыном Потапом (1704 г.р.). Я бесконечно была рада и счастлива, когда обнаружила, что мой прапрадед Василий Сергеевич (1775 г.р.), с детства знакомый мне по рассказам моей бабушки Аграфены Ивановны, является внуком Потапа Дмитриевича (1742 г.р.). И теперь я с гордостью могу утверждать, что доподлинно и документально знаю свою родословную по линии отца…»[1;8]. Приложение 1.
Надо ли говорить о том, какие чувства испытывал я, читая эти строки. Такое редкое счастье выпадает на долю не каждому. Изучая тему казачества на родине моих родственников, я невольно узнал, что являюсь потомком донских казаков, конечно, благодаря Морозовой Екатерине Степановне, оставившей в дар свои труды краеведческому музею родной школы села Старошешминск, где я и начал свое исследование.
III. Культурное наследие казаков
3.1 Двор казака в селе Старошешминск
"Каждый казак – государь в своем дворе" – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми "гражданами станичного государства" выполнялись неукоснительно. Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары. Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага [6]. Подобные требования к казацким жилищам также наблюдаем и в Старошешминске. Вспоминает Е.С. Морозова: «С первого поселения и на протяжении веков на одном и том же месте стояли дома моих предков Падериных. Наш дом был пятистенный с крыльцом из передней избы на Столбовую улицу. Над передней избой была тесовая шатровая крыша, а задняя и весь огромный двор покрыты соломой. К задней избе примыкали две каменные кладовые…Затем был большой теплый сарай, разделенный для коров и овечек, а в углу рядом большая конюшня для лошадей.» [1;63]. Приложение 2.
Внутреннее убранство сохранилось во многих домах старожилов села и до сих пор. «В переднем углу была божница с иконами и лампадой, в которой в праздничные дни горела свеча. В этом же углу стоял большой семейный стол, покрытый красным или белым самодельным, сотканным узорами столешником…В переднем простенке висело зеркало. За столом вдоль надворной стены стоял деревянный с резной стенкой диван. На простенке висели часы – ходики с красивым циферблатом и застекленные в рамках семейные фотографии» [1;63]. Приложение 2.
Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. Приложение 2.
Такие колодцы были и в Старошешминске:
«Он ехал тихонько по улице длинной,
И грустная рядом я шла,
А вот и колодец такой, журавлиный,
Стоит на окраине села» [1;164]. (Из стихотворения Е.С. Морозовой)
3.2 Казачий фольклор в Старошешминске
Казачьи песни до сих пор до сих пор слышны в Старошешминске и в ближайших деревнях (Красный Яр, Каратаевка, образованных жителями Старошешминска вследствие нередких в то время пожаров). Из воспоминаний Е.С. Морозовой: «Из рода в род передавалось, что мы потомки донских казаков. Певучее было наше село, как и все мои родные. И в репертуаре отца преобладали песни донских казаков: «По Дону гуляет казак молодой», «Скакал казак через долину», «Вы уланы, казаки, каки ваши кони»…» [1;18]. Это я также знаю точно, так как, и в наше время, бывая в деревне Каратаевка, мне приходилось наблюдать и застолья родственников, которые, как на подбор – все певцы, и эти песни; добавлю еще одну: «Шел со службы казак молодой». Все эти песни с главными героями – казаками свидетельствуют о том, что в далеком прошлом земли Старошешминска заселили именно казаки.
Екатерина Степановна бережно записывала воспоминания жителей села об обычаях, обрядах старины глубокой. Так, она повествует о многих обрядах из рассказов уроженки села Анны Григорьевны Исаевой, 1911 г.р.: «Целую художественную самодеятельность представляло собой колядование на селе, молодежь наряжалась. Мальчишки и девчонки ходили из одного двора в другой с большим мешком, но в первую очередь всегда старались навестить богатые дома торговцев.., они угощали конфетами и пряниками.» А пели (и сейчас поют в селе) коляду так: «Коляда, коляда, коляда святая, мы ходили, мы искали коляду святую, по горам, по долам. По высоким теремам. Мы нашли коляду у Петра на дворе…Матушка с сердцем, вари рубку с перцем. Я приду хлебати, тебя целовати.» [1;90]. Интересны рассказы о свадебных обрядах, записанные по воспоминаниям Красильниковой Александры Николаевны, 1883 г.р.: запой, «чумичелки»: наряжались друзья и подружки невесты, обычно ребята надевали девичью одежду, а девчонки наряжались мальчишками. Там они величали жениха: «Раскудрявая рябинушка, размолоденький детинушка, размолоденький, хорошенький, разудалый добрый молодец.. Создай, Боже, пожить молодцу. При полке-то быть полковничком, при сенате – сенаторщиком!»( [1;101]. После венчания гуляли свадьбу в первый день – дома у жениха, с одариванием его родственников, «дружка» и «полдружка» собирали подарки для молодых «на сыр», а на второй день ходили «жениховы ряженые», были блины у родителей невесты. Практически все эти обряды сохранились и в наше время, они бережно передаются из поколения в поколение.
3.3 Продолжение казачьих традиций
В Старошешминске казачья станица по сей день носит неизменное название - "Старый город". Общественная организация «Старый город» образована в 2010 году Кругом казаков города Нижнекамска, в качестве представительного народного объединения, выступающего за возрождение и становление Казачества на территории Нижнекамского района. Наказным атаманом казаков станицы "Старый город" 5-ого Татарстанского отдела Оренбургского казачьего войска Союза Казаков России является родовой казак, подъесаул, Захаров Ярослав Геннадьевич. В станице есть план работы, в основном – занятие патриотическим воспитанием подрастающего поколения, работа выездных лагерей. Самый главный вопрос – защита Отечества. Они принимают участие во всех городских мероприятиях, у них своя, очень красивая форма. Приложение 2. Ярослав Захаров и его единомышленники задумывают построить в Старошешминске кадетскую школу, обучаться с 5-го по 11-ый класс там смогут мальчики. «Ведь ещё в далеком прошлом, - рассказывает Ярослав Геннадьевич, - маленький казачок воспитывался отдельно от матери. До 11-ти лет он был с матерью, а после переходил на сторону мужчин. Был такой обычай: все тёплые вещи и одеяла у него забирали и говорили: «Ты теперь не дите, а воин, так что привыкай». «Конечно, сейчас, - уверяет станичный атаман, - детей тепла никто лишать не будет, всё это история, наше время диктует другие правила. Но вот воспитать из них патриотов, дать им хорошее физическое воспитание, преподавать им уроки танцев, в общем, сделать из них галантных и сильных, воспитанных мужчин сегодня в наших силах», - уверен казак [4].
Отрадно, что и в нашем роду продолжаются казачьи традиции: Вятчанников Игорь Александрович, троюродный брат моей мамы, состоит в должности атамана штаба хутора «Святой ключ» общества «Станица Нижнекамская» 5-ого Татарстанского отдела Оренбургского казачьего войска Союза Казаков России под руководством атамана Калашникова Анатолия Владимировича. Приложение 2. Игорь Александрович является потомком в одиннадцатом поколении от известного нам Падерина Еремея по линии матери, а фамилия отца, уроженца села Старошешминск, также значится в «Сказках». Приложение 1. Так что, есть повод изучить родословную по линии отца и Игорю Александровичу. Но это уже другая история.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что раскрытие темы казачества на территории села Старошешминск принесло для меня много нового и интересного. Я узнал, что это село было основано почти четыреста лет назад с целью укрепления Закамской стороны от набегов ногайцев и башкир. Интересно, что население села составили казаки, переселенные сюда с Дона. Позже, в связи со строительством Оренбургской крепости казаки Старошешминска и других близлежащих поселков в составе Шешминского конного полка переселились в Оренбург и примкнули к Оренбургскому казачьему войску. При этом доподлинно известно, что часть казаков осталась в родном селе. Эти и многие другие факты нам помогли открыть «Сказки об отставных солдатах пригорода Старошешминска Казанского уезда» 1722г. и «Переписная книга служилого населения пригородов Казанского уезда о населении Старошешминска» 1749г., полученные в виде фотокопии и ксерокопии из «Центрального государственного архива древних актов» г. Москвы уроженкой села Старошешминск Морозовой Екатериной Степановной и подарены краеведческому музею школы родного села, где я и начал исследование. Е.С. Морозова является моей родственницей. Изучив историю родного села и свою родословную, написав множество стихотворений, она внесла неоценимый вклад в исследование этой области. Очень захватывающим стал открывшийся факт моей принадлежности к роду донских казаков. Кто знает, может я никогда не узнал бы об этом, не начав изучать данную тему. Культурное наследие, оставленное нашими предками – казаками до сих пор ценится потомками: обряды, обычаи, правила обустройства жилища бережно передаются из поколения в поколение. Интересным было также узнать, что троюродный брат моей мамы, Вятчанников Игорь Александрович состоит в должности атамана штаба хутора «Святой ключ». По зову своих далеких предков он вступил в ряды станицы «Нижнекамская». Я верю в возрождение казачества, и мы снова будем гордиться нашими доблестными казаками!
Список литературы
Документы:
1. Сказки об отставных солдатах пригорода Старошешминска Казанского уезда Ф. 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» оп. 2, №1123, лл. 277-303 (копия с оригинала).
3. Е. С. Морозова, Переводы: рукописные с церковно – славянского языка. В 2-х томах.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Н. Гумилёв. Жираф
Калитка в сад
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Философские стихи Кристины Россетти