• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Курсовая работа по теме "Использование разнообразных конструкторов при организации строительных игр детей подготовительной группы"

Опубликовано Дарья Барчугова вкл 14.03.2024 - 13:42
Дарья Барчугова
Автор: 
Барчугова Дарья Леонидовна (руководитель: Журавлёва Татьяна Юрьевна)

Студентка ГБПОУ "Дзержинского педагогического колледжа"  Дзержинск, Нижегородская Область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_7.docx823.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса

Специальности

группы ДО – 3А

БАРЧУГОВА

Дарья Леонидовна

Использование разнообразных конструкторов при организации строительных игр детей подготовительной группы

Курсовая работа

Руководитель:

Т. Ю. Журавлева,

преподаватель высшей категории

Дзержинск – 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ КОНСТРУКТОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ..……6

Понятие и значение строительно-конструктивных игр, особенности руководства……………………

Виды конструкторов для детей старшего дошкольного возраста…….

Выводы по главе 1……………………………………………………………….

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР С РАЗНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРОВ………………….

Опыт практикующих воспитателей по организации строительных игр с разными видами конструкторов…………………………

Диагностика строительной игры в подготовительной к школе группе….

Создание для детей подготовительной группы альбомов со схемами и моделями для разных видов конструкторов…………………………

Выводы по главе 2……………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

В строительных играх детей подготовительной группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и старшей групп. Игры детей 6—7 лет отличаются более широкими и разнообразными замыслами.

В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. В результате этого повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым.

Возникновение связей строительной игры с трудом помогает педагогу раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность — труд. Кроме того, на этом этапе развития игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.
В педагогическом руководстве играми детей подготовительной группы открываются возможности для постановки и решения более сложных воспитательных задач. Строительные игры способствуют развитию мышления, пространства воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

В тексте ФГОС ДО говорится, что игра является сквозным механизмом развития ребёнка [1, пункт ], посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В контексте ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.

Изучением строительных игр занимались такие авторы, как А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, И.А. Лыкова, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, и др. В издании Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет», говорится: Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

Е.И. Корзакова, З.В. Лиштван и В.Г. Нечаева доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов. то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены.

В современном мире существует большое разнообразие строительного материала для игр: специально-созданный («Лего», конструктор разных размеров и материала), природный (песок, глина, снег), подсобный (доски, ящики, коробки). Все они активно используются в детских играх. Для старшего дошкольного возраста также необходимо иметь чертежи, рисунки, модели, фотографии для осуществления самостоятельной игры детей.

Проблема исследования: каким образом разные виды конструкторов способствуют повышению уровня развития строительной игры?

Объект исследования: процесс организации строительных игр в подготовительной группе

Предмет исследования: разные виды конструкторов как средство обогащения строительной игры детей подготовительной группы

Цель исследования: теоретическое, методическое и дидактическое обоснование эффективности использования разных видов конструктора для обогащения строительных игр детей подготовительной группы

Задачи:

1. Изучить понятие и значение строительно-конструктивных игр, особенности руководства.

2. Рассмотреть виды конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать опыт практикующих воспитателей по организации строительных игр с разными видами конструкторов.

4. Изучить диагностику строительной игры в подготовительной к школе группе.

5. Создать для детей подготовительной группы альбомов со схемами и моделями для разных видов конструкторов.

Методы исследования: теоретические: сравнительный и сопоставительный анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ КОНСТРУКТОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Понятие и значение строительно-конструктивных игр, особенности руководства

Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы. [16, с. 76]

Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются, а иногда и ссорятся, не поделив между собой игрушки, не сумев убедить друг друга в преимуществе своего замысла.
Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому мы употребляем понятие строительная игра. С ролевой игрой ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, его свободное развитие, эмоции радости, сопровождающие игру. [12, с. 11]

В строительных играх дети подготовительной группы нередко подражают строительной деятельности взрослых. Такие игры обычно возникают после экскурсий на стройку. В этих играх дети, изображая процесс стройки, распределяют между собой роли: одни управляют транспортом и подвозят строительный материал, другие разгружают его, третьи сооружают постройку. Нередко в этих играх отдельные группы детей организуют игру в столовую, где обедают строители, или медицинский пункт, где оказывают помощь рабочим. Такие строительные игры по своему характеру близки к сюжетной ролевой игре.

Однако строительные игры старших дошкольников иногда развиваются при ином соотношении строительной и ролевой игр. Например, сначала дети строят лодку, пароход, цирк и др., а потом играют в путешествия, устраивают цирковые представления. В первом случае строительство осуществляется в ролевой игре, во втором случае дети строят для последующей ролевой игры, которая развертывается лишь после завершения постройки. [4, с. 81]

Наряду со строительно-ролевой игрой у детей подготовительной группы отчетливо выступает собственно строительная деятельность вне ролевой игры. Содержанием игры в этом случае является сама строительная деятельность, а процесс созидания доставляет детям большое удовлетворение. Сходство с реальной постройкой, декоративность, художественная выразительность постройки — вот что увлекает детей в этих играх. Чувства, которые испытывают дети в таких играх, стремление к результату, забота о качестве постройки, ее прочности, красивом оформлении сближают игру с трудом. Строительные материалы, рекомендуемые для игр детей, побуждают к этому типу строительной игры. [13, с. 273]

Особая роль строительных игр в формировании пространственных представлений заключается в том, что в этих играх ребенок практически производит действие или мысленно представляет будущее действие и видит его результат. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Л. А. Парамоновой и Н. Н. Поддьякова, и др. [6, с. 94]

Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. [3, с. 158]

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

  1. Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.

В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

  1. Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу.

При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

  1. Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

  1. Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

  1. Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

  1. Нравственное воспитание

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.

Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

  1. Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. [7, с. 99]

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.

При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

  • расширения представлений детей и направление их внимания и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
  • обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
  • формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив. [8, с. 59]

Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. [17, с. 26]

Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.

Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие. [19, с. 54]

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом. [2, с. 87]

Виды конструкторов для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности. [14, с. 105]

Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. [20, с. 44] Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность - в новых знаниях об окружающем мире. [5, с. 53]

Среди всего многообразия детских конструкторов можно разделить их на виды по способу крепления, по материалу изготовления и по форме.

Виды по материалу:

Мягкие тканевые. Эти изделия состоят из крупных деталей без острых краев. Материалом служит текстиль, а в качестве наполнителя используется синтепон или другой мягкий синтетический материал. Из такого конструктора можно строить простые сооружения. Его часто используют в детских садах и в игровых комнатах.

Деревянные. Деталями выступают строительные блоки, конусы, арки и различные другие элементы из дерева. В качестве материала изготовления применяется дуб, береза или сосна. Цены на такие изделия оправдывают их качество. Такой конструктор не окрашивается или окрашивается безопасными красками. Деревянные детали безопасны для малышей, они крупного размера и пригодны для игр детей от 2 лет.

Металлические. Они состоят из множества мелких деталей: пластин, перемычек, гаек, ключей, болтов. Собирать готовую конструкцию непросто, но итоговый результат точно впечатлит малыша. Металлические детали имеют большой срок годности. Правда такие конструкторы будут интересны детям с 7 лет. Потому как наличие болтов и гаек создает небольшие трудности при сборе. Металлические конструкторы могут продаваться в разных комплектациях: для создания как одной, так и нескольких комбинаций.

Керамические. Изделия из керамики считаются наиболее экологически чистыми. Конструкторы выпускаются в виде различных строительных наборов и иногда дополняются деталями из других материалов.

Пластик. Это наиболее популярный материал для конструктора. Для создания элементов используется безопасный прочный пластик. Из пластика производится всем известный конструктор Lego в различных сериях.

Виды по форме:

Геометрические фигуры или плоские детали. Состоят из плоских фигур разных цветов с пазами и без. Могут представлять собой геометрические фигуры, пазлы, части какой-то композиции (например, части лица – глаза рот и проч.). Детали у таких игрушек также крупные. Могут изготавливаться из пластика, вспененного пенополистирола, дерева. Их собирают преимущественно на полу либо на твердых поверхностях.

Кубики. Это самый простой конструктор. Кубики могут быть деревянными, пластмассовыми или сделанными из ткани. Крохи складывают их в ряд, ставят один на другой, возводят дома, замки. В эту же группу относятся и строительные наборы, включающие в себя цилиндры, конусы, арки, бруски и другие элементы.

Блочные. Простые и универсальные конструкторы, состоящие из блоков разного цвета с шипами и трубками для фиксации. Элементы бывают как маленькие, так и большие. Помимо блоков некоторые производители дополняют игрушки мини фигурами людей, машин, животных. Это дает ребенку больший простор для фантазии. Иногда наборы разных производителей являются совместимыми друг с другом.

Криволинейные (контурные). Интересный конструктор состоит из гнущихся трубочек или гибких элементов. Из них можно мастерить различные фигуры, которые при сгибе не ломаются.

Лабиринты. Готовая конструкция предназначена для скатывания шаров, мячей или машин. Может состоять из нескольких уровней. Развивает фантазию, так как позволяет ребенку соорудить лабиринт по-своему, а не по готовому шаблону.

Электронные. Это головоломка, для решения которой потребуются базовые знания физики. Конструктор представляет собой электросхемы, которые можно собирать в различных комбинациях, например, чтобы зажечь лампочку или включить движение винта. Без помощи взрослых маленькому ребенку не справиться, но сам процесс сборки и готовый результат ему очень понравится. Обычно такие конструкторы приобретаются для детей школьного возраста.

Виды по способу крепления:

Суставные. Соединительные элементы напоминают суставы. Из них конструируются макеты животных, транспорта, объемные фигуры.

Болтовые. Элементы соединяются между собой с помощью болтов. Процесс сборки развивает смекалку и мелкую моторику. Для детей поменьше такие конструкторы изготавливаются из пластика с крупными элементами. Ребята постарше могут уже разбираться и с металлическими.

Магнитные. В элементы встроены магниты, благодаря чему они и соединяются между собой. Примером служат наборы из неодимовых магнитных шариков, букв или палочек. Такой конструктор позволяет сооружать геометрические фигуры, объемные строения. Конструкторы на магнитах рекомендуются детям старше пяти лет. Маленькие дети могут проглотить магнит, а это небезопасно.

На липучках. Такие конструкторы состоят из пластиковых шариков-репейников. Между собой они крепятся липучками (на краях каждого шипа имеется крючок). Такие конструкторы очень популярны, из них можно собирать различные объемные фигуры, с которыми впоследствии можно играть. Конструктор на липучках развивает фантазию.

На присосках. Маленькие детали из силикона можно крепить на кафель, зеркало, монитор, стекло, а некоторые даже к телу. Дети собирают из этого конструктора ракеты, автомобили, мосты, украшения.

Пазовые. Это конструкторы, которые фиксируются между собой с помощью пазов. Сюда можно отнести напольные пазлы, всем известный конструктор Lego и его аналоги. Пазовый способ фиксации один из самых надежных. С такими конструкторами ребенок может создавать ролевые игры. Сюда же можно отнести и гибкие конструкторы на кнопках.

Без креплений. Это классические конструкторы, представляющие собой различные кубики, которые просто ставятся один на один. [9, стр. 34]

Благодаря конструктору ребенок развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах, размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность. [18, с. 25]

Выводы по главе 1

Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы.

В строительных играх дети подготовительной группы нередко подражают строительной деятельности взрослых. Такие игры обычно возникают после экскурсий на стройку.

Особая роль строительных игр в формировании пространственных представлений заключается в том, что в этих играх ребенок практически производит действие или мысленно представляет будущее действие и видит его результат. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка. Оно влияет на умственное развитие, трудовое воспитание, развитие речи, физическое, эстетическое и нравственное воспитание, на подготовку к школе.

Виды строительных материалов включают:

  1. Подсобный (коробки, ящики, доски и др.);
  2. Природный (снег, песок, камни и глина и т.д.);
  3. Специально созданный (настольный, напольный строительный, «Lego»).

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР С РАЗНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРОВ

Опыт практикующих воспитателей по организации строительных игр с разными видами конструкторов

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути. [10, с. 176]

Самое главное для организации конструктивной деятельности это обеспечение развивающей среды. Обязательное присутствие строительных материалов для организации строительных работ, соответствующих целям по развитию старших дошкольников.

Итак, Лапина Екатерина Юрьевна, воспитатель города Дзержинска, описывает организацию строительных игр и использование разного строительного материала так:

«В течении всего периода мы использовали разный строительный материал: это деревянный строитель, «Лего», бумага, картон, снег. Организация проходила в несколько этапов:

  1. Организация игровой среды: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал подбирался так, чтобы он был разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовал возможностям детей.
  2. Далее нужно обеспечить время и место для игр со строительным материалом.
  3. Затем мы переходим к конструированию, при этом большое значение уделяется на бережное отношение к постройкам не только к своим, но и к постройкам других ребят.
  4. Создать условия для обыгрывания построек. Для этого мы используем мелкие игрушки (машинки, куколки, посуда и другие мелкие предметы)
  5. Затем я объединяю детей для совместных построек из конструктора.
  6. Напоминаю детям о бережном обращении с конструктивными и строительными материалами, показываю, как аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.»

Также, свой опыт в организации строительных игр описывает воспитатель города Дзержинска, Гурская Анна Петровна:

«Всю организованно-образовательную деятельность стараюсь проводить в игровой форме, создавать обстановку радостного и интересного, связанного с конструированием. Использую занимательные стихи или потешки о деталях конструктора.

Также, в своей работе я использую элементарные наглядные модели (линейные схемы) только после того, когда дети будут хорошо знать основные детали конструктора.

Включаю в процесс построения графических моделей трафарет, выполненный из прозрачного материала. Прозрачность шаблона дает возможность видеть весь чертеж одновременно и корректировать его построение. Или же использую лекала размеры, которых соответствуют размерам строительного материала.

Чтобы дети лучше усвоили наглядные модели в самостоятельной деятельности предлагаю трафареты, лекала, конструктор. Сама включаюсь в игры детей, даю им понять, что и меня тоже интересует конструирование.

В работе с детьми стараюсь не использовать слово «модели», а использовать понятные детям слова: рисунок, фотография. По необходимости приобретаю для группы строительный материал в нужном количестве, а также разнообразные мелкие игрушки для обыгрывания построек. (Совместно с родителями)

При совместном конструировании с детьми стремлюсь как бы предварять детские замыслы идти немного впереди, то, что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он это уже делает самостоятельно.»

Диагностика строительной игры в подготовительной к школе группе

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач. [15, с. 67]

Замысел игры, постановка игровых целей и задач: в процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность - труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы. [11, с. 68]

Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

В процессе исследования было проведено наблюдение строительных игр детей, результаты наблюдений занесены в таблицу.

Таблица 1 – Анализ строительной игры детей

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Наличие атрибутики, строительных материалов

Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Создание интереса к игре

Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Взаимоотношения детей в игре

В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала.

Способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение.

Роль воспитателя

Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета.

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике.

Проведя данную диагностику, можно сказать, что уровень игры детей соответствует их возрасту.

Создание для детей подготовительной группы альбомов со схемами и моделями для разных видов конструкторов

Детский конструктор – это увлекательная и очень полезная игрушка для малыша. Она развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание, память, образное мышление. Все это помогает в дальнейшем формировать социально-эмоциональные навыки.

Данная картотека составлялась по нескольким критериям: сложность постройки, используемый материал, виды построек (здания, мосты, корабли, машины, самолет и т.п.). Было изучено множество различных картотек практикующих воспитателей в городе Дзержинск. Проанализировав их и выбрав подходящий используемый материал для конструирования, начался этап составления своего альбома со схемами построек для детей.

Основными целями данного альбома являлись:

  • вызвать у детей желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
  • стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
  • позволить ребенку попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.

Дети подготовительной группы имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов, бумагой и природным материалом. Обучение старших дошкольников конструированию направлено на:

  • Формирование интереса к зданиям различного предназначения, умения подмечать особенности их конструкции, понимание того, как она связана с функциями постройки.
  • Развитие умений анализировать постройку, её изображение, поощрять к самостоятельному возведению конструкций на основе увиденного.
  • Формирование умения строить по рисунку, схеме, изготавливать модели транспорта (самолёт, паровоз, автомобиль) без образца, по рисунку или словесной инструкции, по памяти (разобрал и собрал).
  • Развитие творчества, фантазии, самостоятельности в выборе темы конструирования: сказочный город, жилища фей, роботов, любимых персонажей, фантастический корабль, пиратский плот и т. д.
  • Воспитание товарищества, коллективизма, умения считаться с чужой и высказывать свою точку зрения, советоваться, приходить к общему мнению.
  • Закрепление уже известных способов конструирования из бумаги и обучение новому: скручиванию в конус, цилиндр, обучение созданию поделок на основе бумажного конуса и цилиндра.
  • Развитие творческого воображения, креативного мышления, умения свободно преобразовывать форму, соединять изделия, образуя сюжетные композиции, поощрение инициативы и самостоятельности в выборе цвета, оформления поделки, дополнение её деталями (дорисовывание, наклеивание).
  • Воспитание любви к природе, умения ценить её дары, видеть и беречь красоту вокруг себя, а также созданную своими руками.

В альбоме со схемами и моделями используется всего 3 вида конструктора: деревянный, «Лего» и металлический. (Приложение 1)

Выбранные материалы для конструирования довольно интересны для детей. Например, деревянный конструктор можно собирать без использования клея. Он подходит как мальчикам, так и девочкам – дети без труда смогут построить дом для кукол или же гараж для машин. Также, данный вид конструктора довольно приятный на ощупь. Тактильные впечатления, которые дети получают во время игры с деревянным конструктором, способствуют развитию мелкой моторики, фантазии и творческого мышления.

Конструктор «Лего» также, как и деревянный конструктор, способствует развитию мелкой моторики рук. Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления ребенка. Создавая модели из «Лего», дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции ребенок учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся малышу в школе и во взрослой жизни.

В строительной игре, с использованием металлического конструктора, ребенок знакомится с простейшими бытовыми инструментами (гаечный ключ и отвертка). В дальнейшем, вдоволь «натренировавшись», он без труда соберет любой новый шкаф, стеллаж, стол, но только с помощью родителей. Металлический конструктор развивает логику, усидчивость, внимательность, целеустремленность. Чтобы собрать даже простое кресло, ребенку потребуется немало времени, терпения и настойчивости.

В связи с возрастанием роли коллективной работы предъявляется больше требований к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с общим замыслом.

Образец даётся лишь для того, чтобы показать на нём какой-то конструктивный приём (например, как построить лоджию у высотного дома). Широко используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Больше внимания отводится конструированию по замыслу.

Опыт строительства по схемам дает детям возможность: - чётче выделять и описывать элементы своих построек; - большей вариативности в конструктивных решениях; -использовать формальные и образные признаки описания пространственных моделей в активной речи, тем самым — чётче описывать конструктивные решения, способы и приемы строительств

Выводы по главе 2

В настоящее время практикующие воспитатели детских садов используют разные способы организации строительных игр, а также разный строительный материал. Все начинается с организации игровой среды, ведь это имеет огромное значение для дальнейшей игровой деятельности детей. Подбор строительного материала должен соответствовать задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. При создании построек также нужно напоминать детям о бережном к ним отношении и материалу, который они используют.

При диагностике строительной игры было выявлено, что в процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, делить их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

В ходе курсовой работы был создан альбом со схемами и материалами для организации строительных игр. В нем использовались такие виды конструкторов, как деревянный, «Лего» и металлический.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Дошкольный возраст — это возраст игры, дети много и с удовольствием играют, легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.

Строительно-конструктивная игра - своеобразная форма участия детей в жизни взрослых. Подражая деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором живет.

В данной работе были поставлены задачи, которые, в ходе исследования, были достигнуты:

1. Изучить понятие и значение строительно-конструктивных игр, особенности руководства.

Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка. Оно влияет на умственное развитие, трудовое воспитание, развитие речи, физическое, эстетическое и нравственное воспитание, на подготовку к школе. При организации строительно-конструктивных игр воспитатель осуществляет следующие задачи:

  • расширения представлений детей и направление их внимания и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
  • обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
  • формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

2. Рассмотреть виды конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных образовательных учреждениях находится много разнообразного строительного материала для осуществления детских игр, например: мягкие тканевые, деревянные, металлические, керамические, блочные, кубики, лабиринты, магнитные, без креплений, на липучках и др.
Сам строительный материал для детских игр разделяют всего на 3 группы: подсобный (доски, ящики, коробки), природный (песок, снег, глина), специально созданный («Лего», конструктор).

3. Проанализировать опыт практикующих воспитателей по организации строительных игр с разными видами конструкторов.

К организации строительных игр, практикующие воспитатели детских садов, подходят очень серьезно. В первую очередь, нужно подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей. Материал подбирается так, чтобы он был разнообразным: напольный, настольный, наборы и т.д. Затем, подготавливают место для игр, подбирают время для организации строительной игры и создают условия для обыгрывания построек.

4. Изучить диагностику строительной игры в подготовительной к школе группе.

В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми. Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения, познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел. В процессе исследования был проведен цикл наблюдений за строительными играми детей, представлены результаты.

5. Создать для детей подготовительной группы альбомов со схемами и моделями для разных видов конструкторов.

Данная картотека составлялась по нескольким критериям: сложность постройки, используемый материал, виды построек (здания, мосты, корабли, машины, самолет и т.п.). Основными целями данного альбома являлись:

  • вызвать у детей желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
  • стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
  • позволить ребенку попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.

В процессе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, а именно труды таких выдающихся педагогов, как О.А. Агеева, В.Г. Нечаева, И.А. Лыкова и др.

В перспективе было бы интересно изучить строительно-конструктивные игры с использованием современного материала для конструирования, и применение робототехники в занятиях по конструированию.

Данная исследовательская работа будет полезна как для будущих воспитателей (студентов), так и для уже практикующих воспитателей в детских садах, так как данный вид деятельности дошкольников влияет на умственное развитие, трудовое воспитание, развитие речи, на физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования : учебное пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Москва-синтез, 2019. – 224 с. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. -52 с. -Текст: непосредственный.
  3. Буркова, Л. Л. Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста / Л. Л. Буркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 171-173. — URL: (дата обращения: ).
  4. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  6. Гугуман, Т. В. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Т. В. Гугуман, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 39-42. — URL: (дата обращения: ).
  7. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 184-187. — URL: (дата обращения: ).
  8. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 536-537. — URL: (дата обращения: ).
  9. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольника / А. В. Запорожец — Москва: М.: Просвещение, 1965 — 294 c. - ISBN 978-5-534-05560-3. – Текст : непосредственный.
  10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2020. - 416с. - ISBN 978-5-4468-8629-6. - Текст : непосредственный.
  11. Макаренко, А.С. о воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с. - ISBN: 5-9219-0227-6. - Текст : непосредственный
  12. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03348-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  13. Романенко, О. Г. Строительно-конструктивные игры в дошкольном возрасте как фактор социализации личности в современных условиях / О. Г. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 255-258. — URL: (дата обращения: ).
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2012. - 705 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01141-8. - Текст: непосредственный.
  15. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин. - Москва : ВЛАДОС, 2003 - 288с. - ISBN 978-5-7695-4762-1. - Текст : непосредственный.
  16. Терехина С. В. Развитие творчества дошкольников в конструировании из природного материала / С. В. Терехина. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 229-232. – ISBN 978-5-6042142-9-9. – Текст : непосредственный
  17. Федина, Е. И. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала / Е. И. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 357-360. — URL: (дата обращения: ).
  18. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.- ISBN 5-691-00256-2. – Текст : непосредственный
  19. Юрченко, Е. А. Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 246-247. — URL: (дата обращения: ).
  20. Яковлева, И. А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82-85. — URL: (дата обращения: ).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Альбом со схемами и моделями с использованием разных видов конструкторов для детей подготовительной группы

АЛЬБОМ СО СХЕМАМИ И МОДЕЛЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ДЕРЕВЯННЫЙ КОНСТРУКТОР

КОНСТРУКТОР «ЛЕГО»

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР


Поделиться:

Лиса-охотница

Цветение вишни в лунную ночь

Золотая хохлома

Сказка "12 месяцев". История и современность

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"