• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа

Опубликовано Бизина Лариса Владимировна вкл 21.03.2024 - 9:01
Бизина Лариса Владимировна
Автор: 
Рог Демьян

Работа направлена на формирование интереса к предмету окружающий мир, биология. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_demyan.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль ученических проектов «Грани познания»
среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций
и организаций дополнительного образования города Нижневартовска


ПРОЕКТ
 по окружающему миру

«Тайна семян. Фасоль»

Автор проекта:
Рог Демьян,
обучающийся 2А класса
МБОУ «СШ №10»

Научный руководитель:
Бизина Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №10»

г. Нижневартовск
2023-2024 учебный год

Оглавление

Введение
1. Растение фасоль.
1.1 Полезные свойства фасоли.
1.2 Из истории фасоли.
2.  Влияние природных условий на рост и развитие растений.
3.  Методики исследований роста семян.
4. Результаты исследований по проращиванию семян фасоли.
Заключение
Список литературы

Введение


Рост и развитие растений – волшебство природы в действии, а когда своими руками выращиваешь растение из семян, то чувствуешь себя волшебником. Это очень увлекательный процесс.

Рост растения начинается с прорастания семени. Семя имеет сложное строение и служит для размножения и расселения растений.

Для прорастания семян и дальнейшего роста растения необходимы благоприятные условия. Какие условия можно отнести к благоприятным? Какие же таинственные процессы влияют на прорастание семян….

Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста фасоли необходимы: тепло, вода, воздух, свет.

Цель работы: определить условия, необходимые для прорастания семян.

Объектом исследования явились семена фасоли.

Задачи: провести исследование по проращиванию фасоли,

              узнать интересное о фасоли,

              расширить словарный запас, кругозор.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.

Растение фасоль

Фасо́ль обыкнове́нная (лат. Phaséolus vulgáris) — вид растений из рода Фасоль семейства Бобовые (Fabaceae). Самый распространённый в культуре вид своего рода, широко возделываемый как пищевое растение.[5]

Имеет много разновидностей и сортов. Сорта отличаются между собой по форме и цвету листьев, цветов и плодов. В пищу используются как семена, так и бобы (стручки).[1]

Из истории фасоли

Фасоль обыкновенная — ценная продовольственная и кормовая культура. По составу белки фасоли близки к белкам мяса и усваиваются организмом на 75 %. Среди бобовых продовольственных культур фасоль по популярности занимает второе место после сои. Особенно широко она распространена в странах Южной Америки и Европы, любят и ценят её и в Китае. В рационе питания многих южных народов фасоль занимает важнейшее место.

Из плодов фасоли готовят супы, гарниры, консервы.[5]

Благодаря высокому содержанию калия её применяют в диетическом питании при атеросклерозе и нарушениях ритма сердечной деятельности.[2]

Створки бобов фасоли обыкновенной используются в медицине и известны под названием Phaseoli pericarpium. Экстракт из «стручков» понижает содержание сахара в крови и увеличивает диурез. Фасоль обыкновенная входит в сбор «Арфазетин», применяемый при диабете.

В народной медицине настои створок испо льзуют при заболевании почек, ревматизме, гипертонии и нарушениях солевого обмена.[2]

Интересные факты о фасоли

Первое упоминание о фасоли встречается в древних китайских летописях, относящихся к 2800 г. до н.э. Речь идёт о растении с прямостоячим стеблем высотой до 60 см, в то время как стебель большинства видов фасоли вьющийся. Китайцы варили фасоль с рисом, как теперь делают в Индии, Японии, Корее и на Филиппинских островах.[5]

Упоминания о блюдах из фасоли встречаются у Теофраста (за 350 лет до н.э.). Римляне также готовили из бобов фасоли муку, применяемую в косметическом средстве lomentum, оно заменяло им пудру. В течение столетий фасолевая мука входила в состав дамских белил. У немцев фасоль до сих пор называется белильными бобами (Schminkbohne).[5]

Фасоль — одно из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной и Центральной Америки.[3] Она является одной из древнейших культур мира.

Влияние природных условий на рост и развитие растений

Влияние света на рост растения огромно. Выросшие в разных условиях освещения растения выглядят по-разному. В тени растения тянутся к свету, поэтому они имеют тонкий, слабый, вытянутый стебель и бледный окрас. Растения, выросшие на солнце, выглядят «крепышами» с яркой изумрудной зеленью.

Отсюда можно заключить, что условия освещения определяют внешний облик растения.

Тепло – необходимое условие для нормального роста и развития растений. Для прорастания семян требуются более низкие температуры, чем для дальнейшего роста, цветения и плодоношения. Каждому виду растений требуется определённое количество тепла. По отношению к теплу все растения делятся на теплолюбивые и холодостойкие. Семена  одних  растений  при  прорастании  требуют  много  тепла  (огурцы,  кукуруза),  другие  мало  (пшеница,  рожь).  С  этими  особенностями  семян  связаны  разные  сроки  посевов  (пшеницу  и  рожь  сеют  ранней  весной;  кукурузу  и  огурцы  —  поздней  весной,  когда  почва  уже  прогрелась). 

Клетки растений содержат до 90% воды. Особенно её много в сочных плодах.  В мягких листьях -  80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет ее, и быстро всасывается, когда вода доступна. Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает. 

Методики исследований роста семян


Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков мы проводили, проращивая семена на уроках окружающего мира. Для наблюдения мы использовали  семена растения фасоль. Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты[4]:

Опыт № 1: берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена фасоли. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан  № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.

Смотрим результат:

  • Стакан № 1 — остался без изменения;
  • Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;
  • Стакан № 3 — семена дали ростки.

Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.

Опыт № 2: помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей,  сажаем в них проросшие семена фасоли, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=22—24). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=2—4)

Смотрим результат:

  • Стакан № 1 -  фасоль проросла.
  • Стакан № 2 - остался без изменений.

Следовательно, для роста растений необходимо тепло.

Опыт № 3: Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена фасоли, поливаем водой.

Стакан № 1 уже подготовлен и стоит в комнате на окне. Стакан № 3 ставим в темное место, то есть, без доступа света.

Смотрим результат:

В стакане № 1 фасоль проросла. Растение нежно - зеленого цвета. Растение в стакане № 3 - бледное, очень вытянулось в поисках света.

Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.

Результаты исследований

В ходе  исследования, провели анализ полученных результатов и отразили в сводных таблицах: 

Таблица № 1

«Условия необходимые для прорастания семян»

Кол-во
дней

Стакан № 1
2 семени

Стакан № 2
2 семени

Стакан № 3
2 семени

воздух

вода

воздух, влага

1

-

семена набухли

семена набухли

2

-

семена набухли, но не проросли

семена проросли
2 штуки

3

-

вечером появились корешки у 2 семян

все  семена дали корешки, рост корней быстрый, семена посадили в землю.

4

-

утром у всех фасолин появились корешки, рост корней медленный

-

5

-

корешки незначительно подросли, появился мутноватый осадок на дне стакана.

-

6

-

корешки незначительно подросли, вода мутная

-

7

-

корешки не растут, вода мутная, появился неприятный запах. Эксперимент окончен.

-

Таблица № 2

«Влияние температурных условий на рост растений».

Кол-во
дней

В стакане № 1 посажено два проросших семя фасоли
(t=22—24)

В стакане № 2 посажено два проросших семя фасоли
(t=2—4)

Тепло, влага, свет

влага

4

оба проросли на четвертый день после посадки

-

5

-

6

-

7

-

8

на восьмой день стаканчик № 2 поставили в тепло.


Таблица № 3

«Влияние солнечного света на рост растений».

Кол-во
дней

В стакане № 1 посажено два проросших семя фасоли

В стакане № 3 посажено два проросших семя фасоли

Тепло, влага, свет

Тепло, влага

3

-

семена взошли на 3день после посадки, стебельки вытянулись, цвет бледный, листочки с желтым оттенком

4

семена взошли на 4 день после посадки, ростки  нежно - зеленого цвета

стаканчик №3 поставили на подоконник

Через три дня

растение выглядит здоровым, крепким, листочки зеленого цвета

на свету  листочки быстро подросли, стали зеленого цвета, такие же красивые, как и у фасоли в стакане № 1.

Заключение

В классе  провели ряд опытов и проследили механизм прорастания семян.

Установили, какие факторы влияют на этот процесс, в результате пришли к следующим выводам:
Создание благоприятных условий при проращивании семян дает появление всходов;
Благоприятных условий должно быть в меру;
На этапе прорастания семенам обязательны такие внешние условия как 
воздух, вода и тепло, а свет не обязателен, без него семена прорастают.
А для роста растению необходим еще 
солнечный свет.

  • Растение относится к живой природе, нуждается в питании и дышит кислородом;
  • По внешнему виду растения, можно понять о недостатке какого либо внешнего фактора;
  • Также смогли раскрыть тайну семян, почему они «оживают».

Таким образом, при возделывании культурных растений важно учитывать влияние окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай.

Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи, на практике было рассмотрено влияние внешних факторов на  проращивание семян фасоли и их рост.

Нами также был проведен опыт по развитию проросшего семени фасоли. Фасоль была высажена в грунт, затем мы отслеживали, как она растет и какие факторы влияют на ее рост. Выводы оказались прежними, что и для проращивания семени. Я записывал по дням и фотографировал все этапы роста фасоли. Вплоть до ее роста до 25 см. теперь жду цветения этого удивительного растения.

Список литературы

  1. Багрова  Л.А.  Я  познаю  мир  (растения).  Детская  энциклопедия.  М.:  АСТ:  Люкс,  2005  г.
  2. Лэм Э.К. Растения  - М.: «Мир», 2010 г.
  3. Сергеев  Б.Ф.  Я  познаю  мир:  Детская  энциклопедия.  М.:  ООО  Издательство  АСТ  2009  г
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс – М.: Просвещение, 2013.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фасоль


Поделиться:

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Снеговик

Какая бывает зима

Весёлые польки для детей

Рисуем "Осенний дождь"