Вложение | Размер |
---|---|
tsyrenova_altana_8a_kl_aryaa_baala.docx | 687.04 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ №1
Наша семейная реликвия
«Арьяа Баала»
Цыренова Алтана Баировна,
ГБОУ РБНЛИ№1 8«а» класс
Руководитель: Цыренова Д. Ц.
воспитатель
г. Улан-Удэ
2024г
Введение
Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего.
В каждом доме, в каждой семье есть что-то ценное, хранимое годами: письма, ордена, драгоценности, иконы и другие бесценные для рода вещи. Эти вещи бережно хранятся и переходят из поколения в поколение и становятся реликвией. Почему люди хранят реликвию? Они интересны не только с исторической точки зрения, как предмет старины, но и дороги нам, прежде всего, как память о предках.
Меня заинтересовала одна буддийская икона в нашем семейном алтаре, и я решила более подробно узнать о нашей семейной реликвии.
Актуальность: Хранении семейной реликвии заключается в том, что в каждой семье есть вещи, которые бережно хранят люди разных поколений. Из этих семейных архивов складывается история рода, целого народа. Если не сберечь семейные реликвии, то со временем память о предках сотрётся в сознании, а вместе с ней и историческая правда. Погибнут семейные традиции.
Объект исследования: семейная реликвия
Предмет исследования: буддийская икона Арьяа Баала.
Гипотеза: если в семье сохранить семейные реликвии и передавать из поколения в поколение, то сохранится память о предках и последующее поколение научится чтить традиции семьи.
Цель: выяснить значения семейной реликвии в сохранении памяти о наших предках, их традициях.
Задачи:
- определить понятие «реликвия»;
- познакомиться с семейным архивом и узнать о буддийской иконе Авалокитешвара;
- узнать о Авалокитешваре;
- определить место Авалокитешвара в буддийском пантеоне;
- определить ценность сохраненной семейной реликвии.
Методы проведения исследования:
- анализ и обзор литературы;
- изучение семейных реликвий;
- самостоятельный информационный поиск,
-интервьюирование родственников, знакомых;
- анкетирование знакомых и одноклассников.
Что такое реликвия?
Что заключено в слове «реликвия»? Что такое семейная реликвия? В словаре С.И.Ожегова написано, что реликвия – это «вещь, свято хранимая как память о прошлом». Т.Ф.Ефремова в новом толково-словообразовательном словаре приводит два значения слова «реликвия»: 1. «предмет, ставший объектом религии»; 2. «предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом». Если говорить официальным языком словарей, то это - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого. Это - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Ре-лик-ви-я - «лик» в русском языке означает «лицо, образ». Вывод: реликвия – это предмет, который несёт в себе человеческие чувства, переживания, частичку семейной истории, а может быть даже семейные тайны. А если сказать просто, то мы бы определили семейную реликвию, как символ единства прошлого и будущего.
Семейная реликвия — это не просто вещь, хранимая, как память о прошлом, но еще и предмет, который может рассказать многое об истории семьи. Эти вещи дороги тем, что хранят тепло рук наших родных и близких, позволяют почувствовать себя хранителем истории.
Я провела анкетирование своих знакомых и одноклассников. В опросе приняли 27 человек. (от 5 класса до 8 класса) На первый вопрос: знаете ли вы, что такое реликвия? В результате получилось, что 4 человека не знают такого понятия. На второй вопрос: хранится ли в вашей семье семейная реликвия? Результаты: 19 человек ответили да, 4 человека -нет, 3 человека -не знаю.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство людей, которые знают, что такое реликвия, хранят и передают семейную реликвию по наследству.
Хранить семейные реликвии - это замечательная традиция, которая есть во многих семьях, в том числе и нашей. Я хочу рассказать о реликвии нашей семьи, которая осталась нам на память от наших предков. С самого детства я видел в доме моей бабушки семейный алтарь и в нем много буддийских икон. Папа рассказал, что эта алтарь в нашей семье находится давно и передается по наследству. Поэтому для меня стало очень важно попытаться установить принадлежность и показать связь уникальной реликвии, которая сохранилась до наших времен, с жизнью моих предков.
Проблема сохранения семейных традиций является актуальной во все времена, тем более что современное общество утрачивает способность помнить своих предков, беречь накопленный опыт предыдущих поколений. Потому изучение семейных реликвий в качестве связующей нити между поколениями является важной стороной нашей жизни.
Семейная реликвия
Семейная реликвия — это буддийская икона Авалокитешвара – «Владыка, взирающий» или Арьяа Баала. Это бурятское название божества Арьяа – бодхисаттвы, воплощения бесконечного сострадания всех Будд.
Моя бабушка Татьяна Базаровна рассказала, что точно не знает откуда это икона, но всегда она была в семейном алтаре у бабушки и дедушки Пылжит Нимаевой и Самбата Жандабаевича Сангажапова1883года рождения. Вера в Бога, считает бабушка, помогала ей всю жизнь.
Внешний вид иконы говорит, что ей много лет. На ней нарисован восьмирукий одиннадцатиголовый Арьяа Баала. Божество стоит на луне, немного разведя стопы врозь. Каждая из одиннадцати голов имеет третий глаз. Девять из них стоят в 3 линии. Повыше находится лицо Ваджрапани, выражающее гнев, на самом верху – Амитабха. Определенная ладонь сжимает свой предмет: круг сансары, бусы, лук со стрелой, вазу, лотосный бутон.
Чтобы узнать, как и из чего изготовлена наша икона я поговорила с художником-иконописицей Очирмой Ванчиновной. Она рассказала, что она нарисована на манер тибетских иконописей и ей точно больше 120-150 лет. Тибетские иконы-танка большей частью изготавливались из хлопковой ткани. Далее на ткань накладывался слой грунтовки, состоявшей из светлой глины (каолин), перемешанной с клеем, сваренным из животных шкур; грунтовка разравнивалась специальным ножом. Для создания чёрного фона в грунтовку добавляли сажу или киноварь. Затем художник наносил целую сеть различных линий — прямых, диагональных, круглых, поскольку размеры изображаемых божеств должны были соответствовать определённой системе расположений и соотношений (иконометрии). Задача выполнялась с помощью тонкой струны, окрашенной мелом, и циркуля. После этого графитовым карандашом наносился рисунок. На нашей иконе божество Арьяа Баала нарисовано природными минеральными красками и золотом. Рядом цветы нарисованы из природной краски, в качестве пигмента использована должным образом измельчённая морская ракушка.
Авалокитешвара – кто это в буддизме
Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но, когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами, в таком виде Великий Сострадающий стал очень мощным. В соответствии с доктриной Махаяны, Авалокитешвара является бодхисаттвой, давшим великий обет выслушать молитвы всех существ, обладающих природой Будды, обратившихся к нему в часы страданий, и отказаться от собственной сущности Будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть нирваны.
Санскритское понятие «Авалокитешвара» обозначает одного из самых значимых божеств – Будду Сострадания. Он являет собой воплощение сострадательности всех будд, дарит милость всему сущему.
Изначально, в «Сутре лотоса благого закона», имя произносилось как «Авалокитесвара». Значение имени можно понять, переведя каждый корень многосложного слова:
* ава – вниз;
* локита – смотрящий;
* свара – шум.
Получается, что оно означает «наблюдающий за шумом внизу», или более поэтично – «внимающий мирские звуки», «покровитель, взирающий сверху», «любящий взгляд». Под мирским звуком или шумом понимаются мольбы верующих, на которые бодхисаттва непременно отвечает, приходит на помощь, помогает справляться с плохой энергией и мыслями, направляет на истинный путь, ведущий к освобождению от страданий и круговорота сансары. При этом он не делает разграничений между существами по признаку омрачений, он беспристрастен.
Место в буддийском пантеоне
Значение Авалокитешвары в философии буддизма сложно переоценить. Авалокитешвара – одно из главных божеств в буддизме. Он одаривает всех своим состраданием и отвечает на просьбы просящих. По внешнему виду он относится к божеству мирного аспекта, Будда сострадания Авалокитешвара (тиб. - Ченрисиг, бур. Арьяабаала бурхан, рус. Всевидящий). На основе действий: Авалокитешвара олицетворяет действие умиротворения.
Самая распространенная мантра в буддистском мире считается мантрой Авалокитешвары. Она состоит из шести слогов и звучит как «Ом мани падме хум». Сила Авалокитешвары удивительна – повторяя его мантру, каждый буддист, стремящийся к истине, ее постигнет.
Далай-лама XIV объясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды.
Заключение.
Я узнала, что такое семейная реликвия, что самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье. Если в семье есть семейная реликвия, то такая семья хранит светлую память о предках и чтит традиции семьи. Семейной реликвией может стать любая вещь, которая имеет особое значение для членов семьи, передается от поколения к поколению.
Нашей буддийской иконе более 120-150 лет, и я являюсь представителем четвертого, может быть пятого поколения, которое держит её в руках. Она стала той невидимой ниточкой, которая связывает меня с моими предками, она хранит тепло рук моих бабушек и дедушек, и я верю, что сумею не только сохранить её для своих детей и внуков, но и многое им рассказать, чтобы связь поколений в нашей семье никогда не прерывалась.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим результатам и выводам.
1. Икона принадлежала моим прапрадедушке и прапрабабушке Самбату Жандабаевичу Сангажапову и Пылжит Нимаевой, хранилось и передавалось в нашей семье из поколения в поколение.
2. В настоящее время эта икона представляет собой духовную ценность.
3. Наша семейная реликвия – буддийская икона – помогла мне понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, потому что, храня светлую память о предках, мы продолжаем духовную жизнь всего рода.
Семейные традиции... Семейные реликвии... Мы должны сохранять и передавать их каждому новому поколению. Когда-то я тоже создам семью, и уже мои потомки продолжат нашу традицию и станут строить свою ленту времени.
Список литературы:
Интернет ресурсы:
1. https://sangharussia.ru/buddiiskoe-uchenie/tibetskaya-zhivopis
2. https://vlade-mir.livejournal.com/181903.html
3. https://thangka.ru/eleven-faced-avalokiteshvara/
Материалы интервью и бесед:
1. Беседа с Жаргал ламой.
2. Беседа с бабушкой Цыреновой Татьяной Базаровной.
3. Беседа с иконописицей Раднаевой Очирмой Ванчиновной.
Приложение.
Наша семейная реликвия
Восьмирукий одиннадцатиголовый Арьяа Баала
Фигура богини Арья Бала. Этнографический музей народов Забайкалья.
Марши для детей в классической музыке
Дымковский петушок
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Притча о гвоздях
Фотографии кратера Королёва на Марсе