Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках!
/С. Островский./
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prababushka_mat_-_geroinya.docx | 762.31 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассказовская основная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
На тему:
Моя прабабушка «Мать – героиня»
Автор: Волков Николай,
учащийся 3 класса
Руководитель: Волкова Н.В., учитель начальных классов
2022 год.
Содержание
Введение
Глава I. Из истории награды
Глава II. Моя прабабушка удостоена награды «Мать – Героиня
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках!
/С. Островский./
Введение
Обоснование темы исследования.
В современном мире материальные ценности преобладают над духовными, искажены представления ο доброте и милосердии, справедливости и патриотизме. Остро стоит необходимость в воспитании семейной культуры, восстановлении традиционного образа семьи как величайшей святыни.
Для каждого человека - в какое бы время он ни жил, каких бы взглядов и вероисповедания не придерживался - есть святые ценности. Среди них - безграничная признательность тем, кому мы обязаны появлению на свет. Это наши родители.
Слова мама, мать – одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
Я выбрал для исследовательской работы тему Орден «Мать – героиня» по нескольким причинам.
Во-первых, семьдесять восьмая годовщин ордена «Мать – героиня» - очень важное событие для всех людей, живущих в России, ведь в наше время необходимо знать историю Родины, укреплять родовые связи с предшествующими и будущими поколениями, развивать интерес к истории семьи.
Во-вторых, женщины, удостоенные звания «Мать – героиня», - очень яркие, необычные личности. Жизнь каждой из них – это настоящий подвиг, и было очень интересно изучать их судьбы и узнавать, по каким жизненным дорогам шли их дети. Мы должны знать истории своих предков, гордиться ими, брать с них пример.
И наконец, тема очень близка моей семье. Моя прабабушка со стороны отца удостоена была звании «Матери –героини», д а и сам я тоже воспитываюсь в многодетной семье. У меня есть: 3 брата и 3 сестры.
Актуальность исследования: «Без корня и полынь не растет» - так гласит народная мудрость. Я думаю, что каждому человеку следует знать свои корни, историю своей семьи, интересоваться ею.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Как результат - люди не помнят своих корней, родственников, живших в недалёком прошлом. А ведь в каждой семье есть люди, которых мы должны знать и гордиться ими. истории многодетных матерей, чьи судьбы тесно переплелись с судьбой страны, еще мало изучены, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы.
Гипотеза: главное в любом историческом событии – это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с яркими, необычными судьбами женщин – многодетных матерей, награжденных орденом «Мать-героиня», возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.
Перед собой я поставил цель:
1. Изучение истории награды – ордена «Мать – героиня», которому в 2022 году исполняется 78 лет.
2. Собрать сведения о моей прабабушке «Матери – героине»;
3. Начать сбор сведений для создания родословной нашей семьи .
На материале исследовательской работы я сделал попытку решить следующие задачи:
1. провести анкетирование обучающихся 1 – 9 классов школы с целью определения уровня знаний по теме «Матери, удостоенные награды «Мать – героиня»;
2. изучить литературу и исторические материалы об истории возникновения награды, и о судьбе моей прабабушки – многодетной матери;
3. сбор сведений для создания родословной нашей семьи .
4. начать выпуск альбома «Загляните в наш семейный альбом».
Объект исследования: жизненный путь «Матерей – героинь»
Предмет исследования: биография моей прабабушки Волковой Марии Ивановны
Гипотеза: возможно, если узнать и рассказать о прабабушке, как о матери – героине, то близкие будут гордиться ею и следовать ее жизненному примеру; составление родословной семьи, выпуск альбома будет способствовать укреплению связи поколений.
Считаю, что исследовательская работа «Мать – героиня» имеет практическую значимость. Раньше никто из моих из родственников не занимался этой работой, многое утеряно, забыто. Я хочу составить родословную, начать выпуск альбома «Загляните в наш семейный альбом».
В ходе работы использовались следующие методы:
Мною было проведено анкетирование учащихся 1– 9 классов МБОУ Расказовской ООШ с целью определения знаний о государственной награде «Мать-героиня», а также выявления отношения к многодетным семьям .
Результаты опроса показали, что школьники очень мало знают о наградах, связанных с материнством. Это стало еще одной причиной, побудившей меня к созданию данной работы.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я сделал попытку осветить понятие Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе ; историю ордена «Мать-героиня», рассказать о женщине, которая совершила настоящий человеческий подвиг, родив и воспитав достойных людей.
Работа содержит приложения, которые наглядно демонстрируют и подтверждают деятельность в рамках проделанного исследования. Практическая значимость её заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам окружающего мира, литературного чтения, классным часам, а также в целях гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения, то есть нас.
Ожидаемые результаты:
- приобрести умение ставить и решать проблемы, учиться делать обоснованные заключения о проделанной работе;
- научиться работать с разными источниками информации;
- развивать познавательные способности.
Глава I
Из истории награды.
В 1944 г. для всех стало понятно, что исход войны предрешен, и завершится она победой советского оружия. Но за несколько лет ВОВ погибло очень много наших сограждан, в основном мужчин. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. ) решение многих задач во всех жизненных и производственных сферах легло на плечи женщин. Они пришли на смену ушедшим на фронт мужчинам. Не было сферы деятельности, к которой они не имели бы отношение. Особенно тяжело было женщинам, имевшим много детей.Их личный человеческий подвиг приобретал большое значение в то время, когда на фронтах войны погибали мужья, отцы, дети.
Для поощрения женщин, содержащих и воспитывающих несколько детей, Правительство нашей страны учредило несколько наград. Среди них — орден «Мать – Героиня».
Учреждение ордена произошло г. Указом ПВС. Одновременно с орденом появилось и почетное звание «Мать-героиня». Это высшее звание в Советском Союзе, которое давалось женщинам, имеющим много детей.
Внешний вид ордена
Проект знака был разработан художником И. Ганфом. Награда выполнена в виде выпуклой 5-конечной звезды из золота. Позади нее находятся расходящиеся лучи, образующие 5-лучевую звезду. Они сделаны из серебра. Друг с другом эти детали соединены с помощью трех заклепок.
У знака есть фигурная колодочка. Она выполнена из серебра. Ее поверхность покрыта алой эмалью. На ней золотыми заглавными буквами написано: «Мать-героиня». Края колодочки золоченые. Для крепления к одежде на обороте колодочки предусмотрен булавочный зажим.
Орден весит примерно 17,56 грамма. Золота 950 пробы в нем около 4,5 грамма. Высота награды с колодкой — 4,6 см.
Кому медаль предназначалась
Звание «Мать-героиня» — высшей степень отличия советских женщин. Его удостаивались матери, которые родили и воспитали минимум 10 детей. Получить звание можно было лишь после того, как младшему ребенку исполнится 1 год. Условие — другие дети должны быть на этот момент живы.
При вынесении решения о присвоении звания принимались также в расчет дети:
Женщины, удостоенные звания «Мать-героиня», одновременно получали одноименный орден «Мать-героиня», а также Грамоту ПВС.
Носить награду полагалось слева.
Как появился орден
В истории нашей страны орден для женщин, которые растят большое количество детей, был введен а первый раз. Это было связано с тем, что ВОВ унесла множество жизней, в основном молодых мужчин. Численность населения существенно снизилась. Появление такого почетного звания свидетельствовало о том, что государству необходимо новое поколение молодежи.
Появление правительственных наград для многодетных женщин говорило, что проблема воспитания детей в СССР ставилась в один ряд с важнейшими государственными заслугами. Это значительно повышало социальный статус матерей, показывало, что общество относится к ним бережно и уважительно.
Впервые звание было присуждено г.
В настоящее время за рождение и воспитание 7 и более детей родителям вручается орден «Родительская слава» . Орден был учрежден в 2008 году. Награда вручается сразу обоим многодетным родителям и она считается очень почетной, выдается ежегодно всего двум семьям из каждого российского региона. Награду получают, при условии достойного воспитания детей, за большие заслуги в укреплении института семьи. Награда вручается 1 раз, которая включает в себя один орден «Родительская слава», одну грамоту, вручаются удостоверение и миниатюрная копия ордена «Родительская слава» для ношения на костюме, выплачивается денежное поощрение в размере 100000 рублей. С самого начала награждали семьи с 4 и более детьми, а сейчас награждаются семьи с 7 и более детьми.
Я думаю, что мои родители тоже получат этот орден.
Глава II.
Моя прабабушка удостоена награды «Мать –Героиня».
Как известно историю делают люди, так и история любого села неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут.
Мы часто собираемся всей семьей. Открываем семейный альбом и начинаем просмотр с большой фотографии, на которой изображена моя прабабушка в окружении детей . Я ее не помню, маленький ещё был, так как она умерла в 2015 году в возрасте 95 лет, а я родился в 2012 году. Но рассказать могу очень много. Она живет в наших сердцах, и я часто слышу как вся семья, рассматривая фотографии, вспоминает какие–то моменты из жизни, говорит о ней с глубочайшим уважением и любовью.
Однажды я спросил у бабушки: «За что прабабушку наградили медалью». Она сказала: «За жизненный подвиг». Да, конечно, подвиги бывают разные, и, по моему мнению, этот подвиг тоже без сомнения достоин восхищения.
Моя прабабушка Волкова Мария Ивановна(Алехина)– «Мать героиня». Она родила и воспитала 10 детей.
В то время у людей не было достатка, как сейчас, а все равно дети были здоровыми и счастливыми. И по рассказам моих родственников, радость детей заключалась в простых вещах. «Радость» - когда им папа принес зимой красные яблоки. «Радость» - когда ели хлеб с сахаром. «Радость» - когда каждый подсушивал себе сыр на подоконнике и ел (для того, чтобы растянуть удовольствие) . И говорят, что ничего вкуснее этого в жизни не было. «Радость» - когда делали игрушки своими руками. «Радость» - чувствовать, как мама тебя гладит по голове. Эти воспоминания самые хорошие. Они вспоминают это со слезами на глазах и все равно с улыбкой, у них было счастливое детство, дружная семья. Раньше они помогали друг другу в учебе, а теперь и по жизни. И заложенные в детстве искренние отношения друг к другу, они передали своим детям, а моя бабушка сыну, а тот передает уже нам.
А сейчас у нашего поколения есть все игрушки, какие хотим, разные сладости, а понимания во многих семьях нет. Взрослые бросают своих детей. Дети начинают пить, курить, ругаться. Но так быть не должно. Ведь каждый ребенок хочет, чтобы у него был дом. А моя прабабушка, не смотря на трудности, воспитала своих детей в любви и в домашнем уюте. Сейчас этому примеру следуют мои родители.
Бабушку наградили медалью «Материнства» 2 степени в 1955, когда она родила пятого ребенка – единственную дочь Волкову Екатерину Григорьевну.
Медалью «Материнства» 1 степени бабу Машу наградили в 1959 году, когда она родила седьмого ребенка – моего дедушку Волкова Юрия Григорьевича.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1967 года моей прабабушке, родившей и воспитавшей десять детей, было присвоено почетное звание «МАТЬ – ГЕРОИНЯ» и вручен орден «МАТЬ – ГЕРОИНЯ»
Эта награда была ей очень дорога, потому что являлась частью её жизни.
Эта медаль – наша семейная реликвия, наша гордость, которая хранится у брата моего дедушки.
Вся ее жизнь заключалась в воспитании детей, а воспитать достойных детей, тяжелее, чем построить дом. Дома строили всегда, строят и сейчас, а вот воспитать 10 детей не всякий сможет. Мы все являемся частью нашей страны, и каждый человек оставляет свой след в ее истории.
Моя прабабушка подарила нашей стране 10 прекрасных, трудолюбивых людей, все они выросли и стали работать на благо своей Родины. У них появились свои дети. Благодаря моей прабабушке живу и я и еще 6 моих братьев и сестер.
Все дети моих прабабушки и прадедушки после окончания школы и техникумов работали в разных местах, кто-то шофером, кто-то трактористом, продавцом, пожарным, плотником, шахтером, врачом. Каждый из них построил дом, посадил дерево и завел детей, а теперь уже нянчат внуков и правнуков.
По воспоминаниям моей бабушки Волковой Ольги Ивановны – ее свекровь, то есть моя прабабушка была мудрой, умной женщиной. Все время она что- то делала по дому, убирала, стирала, готовила, шила, потому что была очень трудолюбивая.
Вспоминает ее дочь Екатерина: «Моя мама была красивой, доброй, отзывчивой, щедрой женщиной. Она хорошо ладила с людьми. Все знакомые, близкие ее уважали и любили. Мама умела поддерживать в трудную минуту, подавала руку помощи. Она заботилась о нас с самого рождения, вкусно готовила и кормила нас. В свободное время она любила шить. Во время Великой Отечественной войны моя мама помогала родному колхозу, работала трактористом, а еще пекла хлеб для солдат».
Сейчас внуки и внучки работают в разных местах, на разных работах: медицинскими работниками, учителями, продавцами, поварами, водителями, воспитателями и т.д
Со своей мамой имы начали составление своей родословной и начали выпуск альбома «Загляните в наш семейный альбом».
У моей прабабушки было 10детей, 32 внука, 23 правнука, 3 праправнука.
Вывод:
Моя семья учит меня почитать пожилых людей, уважать женщин и защищать маленьких. Мне очень приятно слышать, как мама говорит мне «моя радость» и я понимаю эти слова. Все мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, счастливыми и заняли достойное место в обществе. В этом и заключается мамина радость.
Я обязательно стану хорошим человеком, буду оберегать свою маму. Я никогда не скажу ей плохих слов. Никогда не обижу девочку, ведь все девочки – это будущие мамы. Я уважаю всех мам на свете. Ведь с нами иногда бывает очень непросто.
Заключение .
Приступая к написанию своей работы, я знал, что у меня большая и дружная семья. Благодаря проведенному исследованию, мне удалось выяснить историю жизни моих предков, проследить их героический подвиг не только в годы войны, но и в мирное время. Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Я узнал, что медали дают не только за боевые заслуги, но и за воспитание детей. Мне удалось найти ответы на вопросы, которые долгое время оставались без ответа в моей семье. Мои предки внесли свой посильный вклад в победу над фашистской Германией в тылу : принимали активное участие в строительстве мирной счастливой жизни, работая и воспитывая своих детей.
В Карасукском районе найдется немало людей, жизнь которых столь интересна и поучительна как судьба моей прабабушки. И надеюсь, что эта исследовательская работа перерастет в проект «Почетный гражданин Карасукского района».
Список использованной литературы
1. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. М.А. Изотова, Т.Б. Царева. – Ростов н/Д: Владис, 2012.
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Награды. Автор – составитель А.А. Яковлев; - М:ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
3. Материалы Интернет ресурса
Список информаторов:
1. Волкова Ольга Ивановна, 1958 г.р.
2. Волков Юрий Григорьевич, 1959 г.р.
3. Николаева Екатерина Григорьевна, 1955 г.р.
4. Волкова Надежда Васильевна, 1986 г.р.
Приложение 1
Результаты анкетирования обучающихся 1-9 классов МБОУ Рассказовской ООШ
В анкетировании приняли участие 24 учащихся
Да | Нет |
6 человек -25% | 18 человек – 75% |
Положительное | Отрицательное | Нейтральное |
12 человек -50% | 9 человек- 37,5% | 3 человека – 12,5% |
Приложение 2
Фото для альбома «Загляните в наш семейный альбом».
Кто должен измениться?
Рисуем космос
Какая бывает зима
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Подарок