| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.87 КБ |
Проектная работа
Тема: Цветы в поэзии С. A. Есенина
Выполнила: Ученица 7А класса- Лалакина Полина
Руководитель: Учитель русского языка и литературы- Марчук Елена Станиславовна
Москва
2021
Оглавление
#1055;очему поэту интересны растения и цветы? 7
#1047;начение цветов в творчестве поэта…………………………………………………………………………..8
#1054; цветах…………………………………………………………………………………………………………………………...9
Полевые цветы………………………………………………………………………………………9
Розы……………………………………………………………………………………………………………………………….10
Цветущие кустарники и деревья………………………………………………………………………………..12
Введение
2. Выявить, какие растения в каких стихотворениях встречаются, какие образы и эмоции автора передают.
1. Составить биографию Есенина
2. Собрать стихи Есенина с упоминанием нужных нам цветов и растений
3. Проанализировать отношение Есенина к цветам в его поэзии и понять
литературы, классных часах и поэтических вечерах, посвященных поэзии С.А. Есенина.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Наверняка вы сейчас узнали это стихотворение. Автор этого стихотворения- Сергей Александрович Есенин. Его творчество знает весь мир.
В этом проекте я бы хотела поближе познакомиться с его творчеством, рассмотреть его отношение к природе, к цветам. Но для начала хотела бы рассказать о его жизни, о нём самом.
Биография
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.
Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу. Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения.
После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.
В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина, и в 1915 году Есенин прибыл Петроград. Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере.
В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница».
Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке.
С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского
Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе.
Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались.
В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина.
В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики.
К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса
В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». 28 декабря 1925 года поэта не стало. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
Почему поэту интересны растения, цветы?
В поэзии С.А. Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить
«все, что душу обрекает в плоть».
Нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская береза - самый любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге, стерегущий голубую Русь», и цветы, и трава, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки. В поэзии С.А. Есенина травы и цветы шепчутся, грустят, радуются и поют. В своих стихах с помощью растений он выражает настроение души.
Работая над проектом, я увидела, что в его стихотворениях оживают сирень, черемуха, подснежник, ромашка, ландыш, яблоня, черемуха, василек. Цветы украшают жизнь Есенина, сопровождают его и в радости, и в минуты отчаяния. Цветы обогатили поэтический словарь Есенина, придали его поэзии особый колорит.
Значение цветов в творчестве поэта
1.Например, травы- отражение настроения поэта. В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства.
2.Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов.
3. Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя.
4.Человек - дитя природы. Невозможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем. Он вырос в этом мире и в этом мире жил. Вероятно поэтому в стихах С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением.
С помощью эпитетов, сравнений, метафор поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал поэт.
О цветах.
Уже в начале своего творческого пути Есенин начал писать о многообразии и красоте растений. В нашем проекте мы заинтересовались тем, как в поэзии Сергея Есенина изображаются
1 Полевые цветы
2 Розы
3 Лесные цветы
4 Цветущие кустарники и деревья
Полевые цветы.
Ромашка.
Ромашка полевой цветок. Ее красота и легкость заворожили автора, и поэтому ее нередко можно встретить в его произведениях. Самое знаменитое стихотворение Есенина об этом цветке называется : «Под венком лесной ромашки»
Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны…
Также есть еще несколько отрывков:
Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг…
…Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос… (отрывок из стихотворения «Синее небо, цветная дуга
Василёк
…Ах, колокольчик! твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки…
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
Я могу предположить, что Есенин называет василек «северным» цветком, потому что его ярко-синий цвет ассоциируется у автора с чем-то северным, холодным.
Роза
….Берегись дыханья розы,
Не тревожь еe кусты.
Что любовь? Пустые грeзы,
Бред несбыточной мечты…
…И потому, что я пою,
Пою и вовсе не впустую,
Я милой голову мою
Отдам, как розу золотую…
А этот цветок точно ассоциируется у Есенина с любовью, с признанием в любви. Автор даже представляет розу не красной, а золотой по цвету.
Лесные цветы
Подснежник
Россия-
Страшный, чудный звон
В деревьях березь, в цветь — подснежник. (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»)
По моему мнению, подснежники очень красивые, редкие и необычные цветы, поэтому, я думаю, Есенин и заинтересовался ими.
Я думаю этими строками автор хотел передать, насколько благоухающим, цветущим он видит подснежник. Ведь это- действительно прекрасный цветок.
Ландыш
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
В этом четверостишии мы видим, как автор сравнивает цветок с силами в его душе.
Цветущие кустарники и растения
Жасмин
В творчестве Есенина можно встретить упоминание жасмина. Например:
…Я не люблю цветы с кустов ,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов…(цитата Сергея Есенина)
…Волнующе пахнет жасмином
Плетнёвый его палисад…. (отрывок из поэмы «Анна Снегина»)
Сирень
А этот кустарник очень часто встречается в творчестве Есенина. Необычайно яркий и красивый, он понравился поэту. В его творчестве он может отображать как радость, так и печаль.
Вот отрывки из произведений, где упоминается сирень:
….Меж небом и землей, сквозная светотень,
Как пламень белый, я безогненно сгораю.
Я солнцем рождена и в солнце умираю.
Я жизни жизнь! Я — белая сирень! ( отрывок из стихотворения «Я-белая сирень»)
…У вагона я ждал, расставаясь с тобой,
Полный грусти прощальных мгновений,
И в мечтах о былом, вся душою со мной,
Ты мне бросила ветку сирени… (отрывок из романса «Ветка сирени»)
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Обратим внимание, как Есенин сравнивает цветок с прекрасной девушкой, с золотистыми кудрями, сияющая под лучами солнца.
Яблоня
С эти прекрасным деревом автор связал целый сборник стихов и свою биографию. Сборник называется «С белых яблонь дым». Он знаменит на весь мир. Так же есть стихотворение с таким же названием:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым….
Где вы? Отзовитесь
…Ты не нужен мне, бесстрашный,
Кровожадный витязь. Не хочу твоей победы,
Дани мне не надо!
Все мы — яблони и вишни
Голубого сада. Все мы — гроздья винограда
Золотого лета….
В последнем стихотворении автор даже сравнивает людей с природой: яблонями, вишнями, виноградом.
Заключение
В конце проделанной работы я могу с уверенностью сказать что:
Стихи С.А Есенина знает весь мир, их читают во всех возрастах: как взрослые, так и школьники.
Я очень рада, что выбрала именно эту тему для проектной деятельности, ведь она очень интересная, творческая и познавательная.
Работая над проектом, я узнала много нового, освоила множество новых навыков.
Проектная деятельность- один из моих любимых видов работ в школе, и я думаю, что в следующем году обязательно возьму тему похожую на эту.
Используемые источники

Золотая хохлома

В поисках капитана Гранта

Извержение вулкана

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Бабочка