• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Сохранение водного биоразнообразия сельских водоемов".

Опубликовано Сагина Надежда Владимировна вкл 30.10.2024 - 13:17
Сагина Надежда Владимировна
Автор: 
Долныкова Кристина, Шутова Ксения, Чиркова Мария.

Проект вовлекает обучающихся в практическую деятельность по сохранению и восстановлению сельских водоемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сохранение водоемов".24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородская средняя общеобразовательная школа»

Экологический проект

Номинация «Охрана и восстановление водных ресурсов».

Тема проекта:

«Сохранение водного биоразнообразия сельских водоёмов».

Долныкова Кристина

13 лет 8 класс

Чиркова Мария

14 лет 8 класс

Шутова Ксения

13 лет 8 класс

Руководитель работы:

Сагина Надежда Владимировна

учитель биологии

Сергачский район

село Богородское.

2016 год.

Содержание:

Введение.

3

Цели и задачи

4

Основной этап.

4

Край родной – село родное.

5

Перед юными экологами стояли задачи:

5

Актуальность

5

Результаты экологической работы

6

Заключение.

7

Литература.

8

Приложение

9-12

Введение.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты – сама жизнь.

Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вода - самое распространенное на поверхности Земли химическое соединение и вместе с тем самое удивительное. Она - единственное вещество, встречающееся в природе одновременно во всех трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Вода - универсальный растворитель, она растворяет больше солей и других веществ, чем любое другое вещество. Вода имеет очень редкую способность расширяться при замерзании, благодаря чему лед имеет плотность меньше единицы и плавает на воде, остающейся под ним в жидкой фазе, где водные организмы не замерзают. Вода - очень прочное химическое соединение. Вода имеет самое большое из всех жидкостей поверхностное натяжение, что обусловливает ее высокую капиллярность. Газообразная вода - водяной пар легче воздуха, благодаря чему возможно образование облаков, перенос воды в атмосфере и выпадение осадков. Значение воды для мира велико. Вода обеспечивает существование живых организмов на Земле и развитие процессов их жизнедеятельности. Она входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. В среднем вода составляет около 90 % массы всех растений и 75% массы животных. Сложные реакции в животных и растительных организмах могут протекать только при наличии водной среды. Тело взрослого человека содержит примерно 60-80 % воды. Физиологическую потребность человека в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Потеря 6-8 % воды сопровождается полуобморочным состоянием, 10 % - галлюцинацией, 12% - приводит к смерти. Климат и погода на Земле во многом зависят и определяются наличием водных пространств и содержанием водяного пара в атмосфере. В сложном взаимодействии они регулируют ритм термодинамических процессов, возбуждаемых энергией Солнца. Океаны и моря благодаря большой теплоемкости воды служат аккумуляторами тепла и способны изменять погоду и климат на планете. Океан, растворяя газы атмосферы, является регулятором воздуха. В деятельности человека вода находит самое широкое применение. Вода – это материал, используемый в промышленности и входящий в состав различных видов продукции и технологических процессов, выступает в роли теплоносителя, служит для целей обогрева. Сила падения воды приводит в действие турбины гидроэлектростанций. Водный фактор является определяющим в развитии и размещении ряда промышленных производств. К водоемким отраслям, ориентирующимся на крупные источники водоснабжения, относятся многие производства химической и нефтехимической промышленности, где вода служит не только вспомогательным материалом, но и одним из важных видов сырья, а также электроэнергетика, черная и цветная металлургия, некоторые отрасли лесной, легкой и пищевой промышленности. Сельскохозяйственная деятельность человека связана с потреблением огромного количества воды, прежде всего на орошаемое земледелие. Реки, каналы, озера – дешевые пути сообщения. Водные объекты – это и места отдыха, восстановления здоровья людей, спорта, туризма. Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

Цель: сохранение водного биоразнообразия сельских водоёмов.

Задачи:

  1. Формировать познавательную деятельность учащихся;
  2. Расширить и углубить знания учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах;
  3. Изучение природы родного края;
  4. Предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду;
  5. Вовлечение в практическую деятельность по сохранению и восстановлению водных ресурсов.

Основной этап.

Сейчас остро стоит проблема нехватки питьевой воды. Одна из причин сокращения запасов пресной воды – уменьшение водоносности рек, связанное с уменьшением количества лесов вдоль рек, строительство плотин на равнинных реках и водохранилищ при ГЭС, приводит к не пополнению запасов воды. Вода заболачивается, прилегающие к ним земли заголяются, снижается их плодородие, но главная причина дефицита воды на Земле – ее загрязнение. Прежде всего, следует более экономно расходовать воду. Необходимо сократить непроизводственные ее расходы в сельском хозяйстве и промышленности. Дефицит пресной воды – это не только нехватка питьевой воды, но и изменение состояния пресных водоёмов, вызывающие гибель обитающих в них живых организмов. Гидросфера – это прерывистая водная оболочка Земли, совокупность морей, океанов, континентальных вод (включая подземные) и ледяных покровов. Моря и океаны занимают около 71% земной поверхности, в них сосредоточено около 96,5% всего объема гидросферы. Суммарная площадь всех внутренних водоемов суши составляет менее 3% ее площади. На долю ледников приходится 1,6% запасов воды в гидросферы, а их площадь составляет около 10% площади континентов. Важнейшее свойство гидросферы – единство всех видов природных вод (Мирового океана, вод суши, водяного пара в атмосфере, подземных вод), которое осуществляется в процессе круговорота воды в природе. Движущими силами этого глобального процесса служат поступающая на поверхность Земли тепловая энергия Солнца и сила тяжести, обеспечивающие перемещение и возобновление природных вод всех видов. Испарение с поверхности Мирового океана и с поверхности суши является начальным звеном круговорота воды в природе, обеспечивающим не только возобновление наиболее ценного его компонента – пресных воды суши, но и их высокое качество. В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на земле растет в геометрической прогрессии. Однако существуют перспективные источники пресной воды – айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии. Ткани живых организмов на 70% состоят из воды, и поэтому В.И. Вернадский определял жизнь как живую воду. Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это резерв пресной воды. Из воды, доступной живым организмам, основная часть заключена в их тканях.

2.1 Край родной – село родное.

Любой край, город, любая деревня неповторимы.  Мы живём в селе Богородском Сергачского муниципального района. Природа нашего края красива в любое время года.

Самые лучшие места в нашем селе это местная река и пруды. Именно здесь можно отдохнуть, позагорать, покупаться. Водоемы, как волшебное зеркало, скрывают в себе очень много загадок. Летом возле них можно рисовать отличные пейзажи. Смотришь на водоем и ощущаешь легкое дуновение ветра, приятные солнечные лучи.
Особенно красиво в нашем селе летним вечером, когда заходит солнце. Солнышко медленно опускается, и яркие краски расплываются по небу. Солнце заходит, и потихоньку начинают загораться звезды. Возле водоемов появляется туман, он неторопливо начинает застилать все вокруг. Часто люди, не замечают всего этого великолепия. А время проходит. Стоит научиться останавливаться и отдыхать на природе, но действительно научиться. А ведь просто зачастую люди приходят на берега водоемов для отдыха и оставляют за собой различный мусор, не думая о том, что загрязняют берега.

Естественные воды нашего села незначительны. Они представлены главным образом водами реки Анда, да небольших два пруда «Водокачка» и «Школьный». Они-то и служат на большей части территории нашего села для отдыха, водопоя скота, вода их частично используется под орошение огородных культур, смягчает микроклимат у населенных пунктов.

В начале лета 2016 года экологический отряд МБОУ «Богородская СОШ» обследовал берега водоемов.

2.2 Перед юными экологами стояли задачи:

  • спрогнозировать развитие экологической ситуации вокруг объекта;
  • по типу обрастания прибрежных предметов определить степень загрязнения воды;
  • определить, какие экологические объекты (свалки, полигоны отходов, мусор и прочее) находятся поблизости.

Актуальность нашей работы заключалось в том, что охрана окружающей среды, а также охрана и восстановление водных ресурсов – один из самых действенных способов сохранения живой природы.

Обследования за водоёмами проводились в начале лета 2016 года, перед открытием купального сезона, много было собрано мусора особенно на берегу пруда «Школьный», который расположен в центре села не далеко от школы.

В результате обследования выявлено, по типу обрастания прибрежной части установлено наличие ярко – зеленых водорослей, камыша – это свидетельствует о признаках чистой воды. Но в некоторых местах по берегам водоёмов после отдыхающих найдены остатки бытового мусора (пакеты, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) Летом во время купания в пруду обнаружены посторонние предметы (стекло, железо, коряги и др.)

2.3 Результаты экологической работы:

Как улучшить экологическое состояние прудов?

  • Ликвидация источника загрязнения
  • запрет выпаса скота вблизи водоёмов (прудов)
  • запрет выброса мусора и отходов
  • Ликвидация последствий загрязнения
  • привлечение внимания администрации с. Богородского
  • собственное участие в решении проблемы
  • сбор и распространение экологической информации
  • проведение экологического мониторинга
  • обращение к жителям села
  • уборка территории
  • благоустройство берегов

Заключение.

Вода занимает 70 % поверхности земного шара. Она содержится в воздухе  и в почве, образует океаны, реки и озёра. Без воды невозможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%.

Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах.

Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоёме.

Несколько сот обитателей пресных водоёмов очень чувствительны к присутствию в воде органических веществ и поэтому служат индикаторами благополучия водных экосистем.

Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов – бактерий, грибов, зеленых растений, животных.

«Закон об охране природы» запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать деревья вокруг водоемов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

Вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле.

Литература.

  1. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников». Москва. (Методическая библиотека).
  2. Большой справочник школьника.- Москва: Дрофа, 2007.
  3. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. – Москва: Дрофа, 2007.
  4. Агафонова И.Б, Сивоглазов В.И. Биология. – Москва: Дрофа, 2007.
  5. Гигани О.Б. Общая биология. – Москва: Издательский центр ВЛАДОС, 2007.
  6. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров; Редкол.: А.А. Баева, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.
  7. Лебедева, М.И., Анкудимова, Н.А. Экология: учебное пособие / М.И.Лебедева, Н.А.Анкудимова.- Тамбов: ТГТУ, 2002.
  8.  Пианка, Э. Эволюционная экология: монография / М.С.Гиляров.- М.: Мир, 1981.
  9. Ливчак, И.Ф. Охрана окружающей среды: учебное пособие / И.Ф.Ливчак, Ю.В.Воронов.- М.: Стройиздат, 1988.
  10. Кононович, Ю.В. Экология городской среды: учебное пособие / Ю.В.Кононович.- М.: МГСУ, 2005.
  11. Маглыш, С.С. Общая экология: учебное пособие / С.С.Маглыш.- Гродно: ГрГУ, 2001.


Поделиться:

Сказка "Морозко"

Разлука

Сказка об осеннем ветре

Рисуем ананас акварелью

Щелкунчик