Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу начинается с малого – с уважения к людям, которые живут рядом с нами. Чтобы человек научился любить свою Родину, уважать свой народ, он должен знать: «Как живут люди старшего поколения, чем занимаются?» Возможно, если мы больше узнаем о них, то глубже вглядимся в себя и поймём, как нужно жить современному поколению.
Вложение | Размер |
---|---|
novolodskaya_l.a._-_zasluzhennyy_uchitel_rf.docx | 44.48 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Седельниковская средняя школа №1»
Седельниковского муниципального района Омской области
Муниципальная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи НОУ «Поиск»
Тема: Новолодская Л.А. - заслуженный учитель Российской Федерации
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: краеведение
Выполнила:
ученица 10 класса
МБОУ «Седельниковская СШ № 1»
Тимомеева Дина.
Руководитель:
Яук Н.В. учитель русского языка
и литературы МБОУ «Седельниковская СШ № 1»
Седельниково - 2023
Глава 1. Детские и юношеские годы Новолодской Любови Александровны .5
Глава 2. Профессиональная деятельность………………………………..……7
Глава 3. Общественная деятельность Новолодской Л.А…………….……….11
3. Заключение…………………………………………………………………14
4. Использованная литература………………………………………………….15
5. Приложение……………………………………………………..………….16
. Введение
Цель работы: Исследование профессиональной и общественной деятельности Новолодской Любови Александровны.
Задачи:
Объект исследования: семейный архив, воспоминания современников, газетные материалы, архивные документы.
Предмет исследования: изучение основных этапов жизни, педагогической, общественной и творческой работы Новолодской Л.А.
Гипотеза: если изучить источники, в которых рассказывается о биографии, профессии человека, то сложится целостная картина его жизненного пути, профессиональной и общественной деятельности.
Методика исследования:
Чтобы выполнить данную работу, я встречалась с Новолодской Л.А., с людьми, которые знакомы с нею. В беседах я использовала следующие методы: беседа, интервью, наблюдение. В работе использованы материалы, которые хранятся в семейном архиве, в школьном музее МБОУ «Седельниковская СШ №1», в районном Музее истории.
Работа проходила в несколько этапов:
Актуальность
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу начинается с малого – с уважения к людям, которые живут рядом с нами. Чтобы человек научился любить свою Родину, уважать свой народ, он должен знать: «Как живут люди старшего поколения, чем занимаются?» Возможно, если мы больше узнаем о них, то глубже вглядимся в себя и поймём, как нужно жить современному поколению. Эти знания помогут избежать многих ошибок и извлечь уроки прошлого, ощутить общность со старшим поколением. Если мы больше узнаем о людях старшего поколения, то отношения молодых людей и людей старшего поколения будут строиться на взаимопонимании. Особенно с уважением нужно относиться к тем людям, которые внесли огромных вклад в развитие своей малой родины. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений и обязан передать знания потомкам. Поэтому нужно сохранять память о людях, которые живут рядом с нами и делают всё для того, чтобы не прервалась эта связь.
Новолодской Л.А. удалось добиться огромных высот в жизни. Меня заинтересовала ее судьба, и я решила глубже познакомиться с её биографией, вместе с ней вспомнить еще раз все ее трудности и радости. Подобные исследования способствуют восстановлению связи поколений. Как в капле воды отражается солнце, так в жизни одного человека отражается целая эпоха. Исследуя жизненный и творческий путь Любови Александровны, у меня сложилось более полное представление о людях старшего поколения, которые жили в советскую эпоху. Общение с такими людьми и рассказы о них пропагандируют милосердие, любовь к людям, воспитывают мужество, смелость, выносливость.
Многими людьми славится наш район, но эта женщина занимает особое место.
Глава 1. Детские и юношеские годы
Новолодская Любовь Александровна родилась 11 марта 1955 года в городе Воркута. В 1972 году окончила Седельниковскую среднюю школу № 1. Школьная пора – незабываемое время. «Наш класс, - вспоминает Любовь Александровна Новолодская, - занимался сбором информации по первому выпуску школы, ребятами, которые ушли на фронт и не вернулись. Мы ходили к их матерям, и они рассказывали о своих сыновьях. Был среди этих не вернувшихся с Великой Отечественной войны Соснин Володя. Наш класс взял шефство над его матерью, Сосниной Марией Петровной, помогали ей во всём: зимой чистили снег, воду носили». Этот мальчик жив до сих пор в памяти Любови Александровны.
Любови Александровне запомнились «Звёздные походы». Перед этим мероприятием ребятам ставили задачу: собрать материал о фронтовиках. Эта работа продолжалось десятилетиями. Любовь Александровна ребёнком ходила в эти походы и тогда, когда работала учителем. Заранее готовился концерт, чтобы показать его жителям той деревни, в которую приходил отряд. Перед концертом обходили деревню, прикрепляли к воротам, где жили ветераны, красные звёздочки, встречались с местными жителями, фронтовиками и их родственниками. С их слов записывали материал, чтобы пополнить летопись музея, фотографировали фронтовиков. Отчитывались о походе штабу «Поиск», который возглавляла Раиса Семёновна Шевченко.
Самое яркое воспоминание из школьной жизни – это поездка во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Любовь Александровна вспоминает: «Моя поездка во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» состоялась осенью 1967 года. Я училась тогда в 5 классе и вместе с Женей Юр была награждена путёвкой за отличную учёбу, примерное поведение и участие в общественной жизни Седельниковской школы №1. Ехали мы на поезде и первое, что увидели по прибытии – это море. Оно казалось огромным, блестело на солнце в окружении пирамидальных тополей.
Мы с Женей попали в дружину «Лазурная». Нам объяснили, что название произошло от цвета воды в том месте, где располагался лагерь. Нас всех одели в единую форму, состоящую из нескольких комплектов: парадная, повседневная, спортивная. Пионерский галстук носили всегда. В первый же вечер был костёр Дружбы, на котором все члены нашего отряда знакомились друг с другом.
На территории лагеря всё было очень чисто, кругом росли мандарины, лавровые кусты, пальмы. Цветы. За отрядами были закреплены территории, за которыми мы ухаживали каждый день. Жили в двухэтажных коттеджах. Особой радостью для нас было купание в море. Именно там я научилась плавать. Недалеко от лагеря расположилась гора Аю-Даг. Она не очень высокая, и мы всем отрядом поднимались на её вершину. Была запоминающаяся поездка в Никитский ботанический сад, где представлено огромное количество цветов и растений. Нас возили на экскурсию и в г. Севастополь. Мы посетили музеи, ездили по городу, ходили по берегу моря.
Очень интересной была игра «Зарница». Наш отряд был связистами, мы начали игру под песню:
«Связисты мы, и есть у нас
задача:
прошить морзянкой землю,
море, высь,
и на эмблемах наших
не иначе
две грозовые молнии
сплелись…»
Азбуку Морзе мы изучали всем отрядом, но во время игры передать сообщение флажковой сигнализацией следующему отряду доверили мне. Стоя на высоком берегу, я флажками передала задание и дала тем самым старт всей игре.
Артек был в какой-то степени сказочной страной детства, где все были равны, все дружили, а в школе получали только четвёрки и пятёрки (мы там и учились), ходили на кружки по интересам, занимались художественной самодеятельностью, дежурили в столовой, пели, танцевали, играли в различные игры.
«Артековский опыт творческой жизни пригодился мне на много лет моей трудовой жизни»,- вспоминает Новолодская Л.А.[1]
Глава 2. Профессиональная деятельность
В 1976 году Любовь Александровна окончила Омский государственный педагогический институт им. М. Горького. С 1976 года по 2012 год работала в Седельниковской средней школе №1 сначала учителем русского языка и литературы, затем 20 лет была заместителем директора по воспитательной работе, с 2005 года – по 2 012 год работала директором школы. Десять лет возглавляла партийную организацию школы. Стаж педагогической работы 36 лет, в феврале 2005 года была присвоена высшая квалификационная категория по должности «руководитель».
Любовь Александровна хотела попасть на работу в родную первую школу. Именно здесь у нее зародилась мысль стать педагогом. Да и поучиться профессионализму, отточить мастерство было у кого. Любовь к отечественной и зарубежной классике в ней заложила учитель русского языка и литературы Любовь Александровна Радциг. Очень нравилось, как подавала законы физики Алла Ефимовна Лебеденко. Обожала физкультуру, которую вёл Василий Павлович Ефименко. А с любимым учителем математики Эдуардом Васильевичем Молниным они не только станут коллегами, но и долгое время будут жить по соседству.
С волнением переступила порог директорского кабинета. Она уже знала, что в школе вакансий для учителя русского языка и литературы нет. Василий Александрович Махнёв взял в руки диплом: «Красный», по-другому и быть не могло. Любу Строчилову директор школы знал хорошо, на протяжении всей учебы она была отличница, с четвёртого класса возглавляла совет пионерского отряда, а потом и комсомольскую организацию школы. Здесь у своей «классной» Марии Афанасьевны Махнёвой Люба проходила и преддипломную практику. Махнёв на протяжении двадцати лет готовил кадры для своей школы. Он ждал Строчилову и нашёл для неё место.
С первого сентября молодая учительница окунулась в работу. Досталось ей четыре девятых и столько же десятых классов. За партами сидели почти ровесники. Разница в возрасте составляла всего четыре-пять лет. Они и стали самым первым её выпуском – самым трудным и поэтому самым любимым. Любовь Александровна помнит их и сейчас, всех до одного: Ирина Храмова, Василий Бобрович, Александр Емашов, Фалиф Хамидов, Юрий Синдевич и многие другие,они и сейчас живут и трудятся в нашем районе.
Вскоре коммунисты выбрали Любовь Новолодскую секретарём партийной организации школы. Теперь, вместе с учителями, она готовила концерты, с которыми отчитывались перед зрителями со сцены районного Дома культуры. Ученики в них не участвовали. Тогда каждое предприятие райцентра отвечало за свой праздник. Первой школе досталось 22 апреля – день рождения Владимира Ильича Ленина. Зимой и летом педколлектив выставлял команду на районные «Праздник Севера» и «Королеву Спорта». Отвечала за подготовку команд опять же Новолодская.
Заметив плодотворную работу молодого учителя, её пригласили на работу сначала в райком комсомола, а через некоторое время - в райком партии. Совершенно новая работа, открывающиеся новые горизонты и перспективы. Тогда ни один руководитель в районе не мог противостоять решению партийных лидеров, а Василий Махнёв этот вопрос сумел решить в свою пользу. Новолодская продолжила учительствовать.
Любовь Александровна еще в институте думала об организации в школе драматического кружка, и мечту свою осуществила. С ребятами она ставила пьесы классиков драматургии Бернарда Шоу, Уильяма Шекспира, Александра Островского. Отчет со спектаклями держали перед жителями всего района. Костюмы для артистов также готовили сами, подолгу репетировали роли.
Ещё одним начинанием Новолодской - редакционная коллегия «Свой голос». Творческие отчеты, статьи и наработки ребята представляли в том числе и на страницах районной газеты «Сибирский труженик», на тематической полосе «Детский остров». Это сотрудничество продолжалось на протяжении десяти лет.
Когда в нашем районе появилось местное телевиденье, Новолодская и тут нашла точку соприкосновения со СМИ. Она наладила с телевизионщиками взаимодействие и организовала в школе детскую телестудию «Радуга». Юные корреспонденты снимали видеоролики о жизни района и школы. Участвовали со своими сюжетами в областных конкурсах и неоднократно занимали призовые места.
В начале 1990-х годов наше образование отказалось от пионерии и комсомола. Заместитель директора по воспитательной работе долго думала, чем заполнить создавшийся вакуум. И нашла выход. В школе начала работать детская организация «Возрождение». Это они – учителя и их воспитанники – десять лет реализовывали проект «Карта исчезнувших деревень», организовали десятки туристических походов, побывали в разных уголках нашего района, фиксировали воспоминания старожилов, фотографировали, записывали стремительно исчезающую информацию. На местах разъехавшихся деревень устанавливали столбы и таблички с их названиями. Дети и учителя настолько были поглощены этой работой, что стали «бронзовыми» призёрами Всероссийского конкурса «развитие детского самоуправления».[2]
Любовь Александровна зарекомендовала себя творческим, эрудированным педагогом и руководителем, отличным организатором, обладающим большой работоспособностью и высоким профессионализмом. В её деятельной натуре преобладают лидерские качества, творческий подход к проблеме, внутренняя свобода и инициатива, умение принимать решения со всей мерой ответственности за их результаты, способность формировать коллектив единомышленников и организовать их деятельность.
В целях совершенствования деятельности образовательного учреждения и повышения качества образования, Любовь Александровна возглавила рабочие группы по разработке и реализации программы экспериментальной площадки федерального уровня на базе школы «Экспертиза качества образования как фактор гражданского становления личности в условиях сельской школы, программы развития образовательного учреждения «Гражданское становление личности в условиях сельской школы». Разработанная её воспитательная система школы была признана лучшей в области и стала дипломантом 2 степени в Российском конкурсе воспитательных систем.
Под её руководством составлена программа «Возрождение» по восстановлению исторической памяти деревень, исчезнувших с карты района (программа стала лауреатом Всероссийского конкурса программ и проектов развития ученического самоуправления, посвящённого 110-летию со дня рождения А.С. Макаренко). Многие школы района работали по этой программе. В школе успешно работали созданные Любовью Александровной детские организации «Возрождение», «Детский орден милосердия», «Свой голос».
На базе МОУ «Седельниковская СОШ № 1» систематически проводились районные и областные семинары. Под руководством Л.А. Новолодской учреждение сотрудничало с кафедрой БОУ ДПО «ИРООО», Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского, Тарским филиалом Омского государственного педагогического университета. Ежегодно в школе наблюдался рост участников и призеров конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций и соревнований различного уровня
В 2006 году образовательное учреждение получило Грант Губернатора Омской области за подготовку к новому учебному году, заняло 3-е место в областном этапе конкурса «Лучшие школы России».
Любовь Александровна активно занималась общественной работой. Она являлась членом районной комиссии по аттестации педагогических работников, председателем районного Совета депутатов, помощником депутата Законодательного собрания.
Трудолюбие, ответственность за детей, умение видеть перспективы, забота о высоком качестве обучения, объективность – основа авторитета и уважения, которым пользовалась и пользуется у детей, родителей коллег и жителей района Любовь Александровна.
Л.А. Новолодская награждена значком «Отличник народного просвещения», в 1999 году получила звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2004 году стала лауреатом премии Правительства Российской Федерации за научно-практическую работу по гражданскому воспитанию для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. [3]
Глава 3. Общественная деятельность
Новолодская Л.А. в течение 15 лет избиралась депутатом Совета Седельниковского муниципального района Омской области, возглавляла Совет Седельниковского муниципального района, одновременно являлась помощником депутата Законодательного Собрания Омской области В. А. Варнавского в Седельниковском муниципальном районе, продолжает эту работу и настоящее время. В своей работе активно применяет свой большой опыт руководителя образовательного учреждения, отличные организаторские способности. Руководя советом, Любовь Александровна глубоко вникала в суть рассматриваемых вопросов, имеющихся социальных проблем, принципиально и взыскательно подходила к принятию того или иного решения Совета. Этого же требовала от депутатов Совета Седельниковского муниципального района. Большой вклад внесла Любовь Александровна в развитие системы образования Седельниковского муниципального района. Являясь помощником депутата Законодательного Собрания Омской области, осуществляла приём граждан и представителей организаций Седельниковского муниципального района, вела делопроизводство по указанному направлению работы, обеспечивала оперативное взаимодействие депутата с населением района, органами местной власти, СМИ, общественными организациями. За многолетний безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в развитие местного самоуправления Седельниковского муниципального района Омской области и в связи с Днём местного самоуправления Новолодская Любовь Александровна была представлена к награждению Почётной грамотой Правительства Омской области. Любовь Александровна принимала непосредственное участие в разработке нормативно-правовых актов, принимаемых Советом Седельниковского муниципального района, умело руководила работой депутатов, постоянных комиссий Совета. При Совете Седельниковского муниципального района работает семь постоянных комиссий. Любовь Александровна возглавляла две из них. На заседаниях комиссий и Совета под её непосредственным руководством рассматривались вопросы образования, культуры, спорта, проблемы работы с молодёжью и многие другие вопросы социально-экономического развития Седельниковского муниципального района. За время её работы в должности председателя Совета Седельниковского муниципального района был разработан и принят новый Устав Седельниковского муниципального района, в него внесены ряд дополнительных изменений. Советом принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся вопросов градостроительства, имущественных отношений, пользования землёй, организации муниципальной службы, доплаты к пенсиям муниципальным служащим. Компетентно рассматривались вопросы тарифов и нормативов для бюджетных организаций и многие другие вопросы. Руководя советом, Любовь Александровна глубоко вникала в суть рассматриваемых вопросов, проявляя глубокие знания развития народного хозяйства, имеющихся социальных проблем, принципиально и взыскательно подходила к принятию того или иного решения Совета. Этого же требует от депутатов Совета Седельниковского муниципального района. Любовь Александровна активно взаимодействовала с Главой и Администрацией Седельниковского муниципального района по решению вопросов местного значения, направленных на улучшение жизни населения. При непосредственном участии Совета Седельниковского муниципального района, под председательством Новолодской Л.А введено в эксплуатацию 2256 кв. м индивидуального жилья, построено 7 многоквартирных жилых домов для детей-сирот. Капитально отремонтирован районный культурно-досуговый центр «Светоч», досуговый центр в селе Кейзес. Велись работы по строительству дорог в микрорайоне жилой застройки «Южный», в 2019 году цена контракта составила 35967035, 42 руб… Более 40 млн рублей израсходовано на ремонт дорог в районном центре. С её участием была подготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения «Седельниковская средняя школа №2», проведён ремонт спортивного зала в муниципальном образовательном учреждение «Кукарская основная школа». Произведена замена котлового оборудования на котельных №1 №2 в селе Седельниково. Велись работы по благоустройству территорий. В 2018 году в районе прошёл областной спортивно-культурный праздник «Праздник Севера. Седельниково-2018». В рамках подготовки к празднику проведён капитальный ремонт спортивного комплекса «Сибиряк». Построены две универсальные игровые площадки на территории спортивного комплекса и Седельниковской средней школы №2. Находясь на этом ответственном посту, Любовь Александровна зарекомендовала себя с положительной стороны. Она умеет налаживать и поддерживать деловые отношения с руководителями различных уровней, обладает широкими деловыми связями. В своей деятельности проявляет высокую компетентность, принимает решения по достижению поставленных целей. За активную жизненную позицию, большую ответственную работу Любовь Александровна неоднократно поощрялась Почётными грамотами и благодарственными письмами администрации Седельниковского муниципального района. В 2020 году награждалась знаком отличия «За служение Омской области» 1 степени. За плодотворную деятельность, высокую ответственность и целеустремлённость она снискала уважение и заслужила авторитет среди депутатов Совета, руководителей района, избирателей. В 2019 году ей присвоили звание «Почётный гражданин Седельниковского муниципального района Омской области». За многолетний безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в развитие местного самоуправления Седельниковского муниципального района Омской области и в связи с Днём местного самоуправления Новолодская Любовь Александровна была представлена к награждению Почётной грамотой Правительства Омской области. За активную жизненную позицию, большую общественную работу Любовь Александровна неоднократно поощрялась Почётными грамотами и благотворительными письмами Администрации Седельниковского муниципального района, законодательного Собрания Омской области (2010, 2011,2015), Правительства Омской области. В июле 2017 года поощрена благодарственным письмом Губернатора Омской области.[4] Любовь Александровна не желает и на пенсии спокойно сидеть без дела, у неё ещё огромный творческий потенциал.
В настоящее время Любовь Александровна работает помощником депутата, помогает односельчанам решать социальные вопросы.
Заключение.
Завидная судьба человека, который, однажды избрав себе путь, прошел его без колебаний и сомнений. Рядом с этой женщиной всегда были надёжные товарищи. У Любови Александровны остались о коллегах хорошие и тёплые воспоминания: «Коллектив в школе был дружный, работоспособный. Там было у кого поучиться. Творчески относились к делу директор Махнев В.А., Веремей Е.П., Радцик Л.А. Это, по ее словам, была самая сильная администрация за все годы ее работы. Интересно ей было работать с Морозовой Н.Ф. , Р.С. Шевченко, Глебовой В.Н.
Учитель по призванию, Любовь Александровна осталась им и поныне. Каждый ученик, который обучался у Новолодской Л.А., вспоминает о ней с теплотой. Она учила не только знаниям по предмету, но и быть добрыми, добросовестными, ответственными. Её задача была сформировать в ребенке трудолюбие, заботу о ближнем, сострадание к слабым, ценности семьи, дружбы. Школьные годы жизни -самые важные и нужные. Многие выпускники Любови Александровны продолжили её дело и посвятили свою жизнь воспитанию детей. В школах Седельниковского района работают Ахметовы В.В. и Ахметов Ф.Ф., Храмова Н.И., Михаль Л.Н., ,Хорошавина И.А., Кильков С.А., Коршукова Л.И.. И.Д. Храмова, Пичушкина О.С (ученицы Новолодской) работают на руководящей должности.
Не место красит человека, а человек должен работать так, как велит ему душа и совесть. А они всегда должны быть чистыми и светлыми, особенно у тех, кто работает в школе учителем. По-другому - нельзя. Ведь дети не терпят обмана, подлости, предательства. Любовь Александровна все свое время, все свои знания отдавала ребятам. В этом ее счастье. Счастье в любви к своей работе. У неё было ещё одно призвание - это общественная работа. Её призвание - помогать людям, общаться с людьми, развиваться, воплощать самые смелые идеи, учиться. Эта работа помогает не сидеть на месте, а заставляет двигаться вперед! Общаться с такими же людьми и совершать бескорыстно добрые дела, приходить на помощь людям, не оставаться равнодушным к окружающим, к их социальным проблемам. Ведь человек счастлив лишь тогда, когда работа приносит ему радость и удовлетворение. Ее всегда отличают такие душевные качества, как любовь, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь. Она живёт во имя других, чтобы сеять в их душах Разумное, Доброе, Вечное.
Список использованных источников
1. Сборник статей «Научно – исследовательская деятельность ученика и учителя»- Омск: ООИПРО, 2004.
3. Архивные материалы музея МБОУ «Седельниковская СШ №1»
4. Материалы из семейного архива Новолодской Л.А.
5. Материалы, записанные со слов коллег, учеников Новолодской Л.А.
6. Газета «Сибирский труженик» от 22.04. 2005, 10.12. 2010, 13.03. 2015, 21.08. 2015 г.
7. Архивные материалы Администрации Седельниковского муниципального района.
.
[1] Записано со слов Новолодской Л.А.
[2] Газета «Сибирский труженик» от 13 марта 2015 года.
[3] Архивные материалы музея МБОУ «Седельниковская СШ №1»
[4] Архивные материалы Администрации Седельниковского муниципального района
Чья проталина?
Сочини стихи, Машина
Хитрость Дидоны
Привередница
Зимний дуб