Интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие современного
человека в условиях деструктивных информационных воздействий
С появлением всемирной сети Интернет и активной технологизации жизни, ускорением её темпа изменился образ жизни человека, способы получения и обработки информации, степень её влияния. Книги, газеты, телевидение, ресурсы глобальной сети Интернет, с одной стороны, формируют «общественное мнение», которое зачастую общественным не является, а с другой – отражают актуальные тенденции современного состояния общества и его культуры. Возрастает роль средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК).
Интернет как средство донесения информации до широких масс оставляет телевидение в прошлом. Переход новостей из печатных изданий, телевидения и радио в цифровое пространство вызвал огромные нарушения в традиционной индустрии новостей, особенно в печатной.
В современном мире СМИ и СМК становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств. На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный, а также эмоциональный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения.
Человеческий мозг является полем битвы. А мишенью является влияние на: думает человек, как думает человек, как действует человек [1]. ACT (NATO) и STO (NATO) проводят исследования технологий, которые позволят НАТО сохранить технологическое преимущество над своими потенциальными партнёрами [2]. STO охватывает весь спектр наук и технологий, связанных с безопасностью и обороной. За последние несколько десятилетий характер военных действий значительно изменился, уйдя от физических угроз обычных войн. Теперь война переходит к социальным и идеологическим угрозам, порожденным средствами массовой информации и развитием технологий [3]. Этот новый способ ведения войны называется когнитивной войной. Когнитивная война направлена на то, чтобы заставить врага уничтожить себя изнутри. Когнитивная война представляет собой использование общественного мнения внешним субъектом с целью влияния на общественную и государственную политику и дестабилизацию общественных институтов.
Окружающий нас мир информации – это часть нашей жизни. В информационном обществе актуален вопрос использования достоверных источников информации. Необходимо использовать официальные источники информации, в которых содержится максимально ёмкая, точная и достоверная информация. В них субъективное мнение не рассматривается в качестве истины, предоставляются доказательства и взвешенные выводы. Поскольку информация не всегда бывает достоверной, полезной и так далее, её необходимо фильтровать, отсеивать, дабы находить то, что действительно необходимо и, вместе с тем, не становится жертвой того информационного мусора, что сваливается на нас каждый день [4-6].
Важное значение для интеллектуального, эмоционального и духовного развития современного человека играют чтение и живое общение. Дискуссия и полемика, как разновидности живого общения, способствуют получению разнообразной информации, развитию аргументации и критического мышления.
ГУО «Средняя школа № 4 г. Минска»,
220030, г. Минск, ул. Красноармейская, 11, (8017)319-48-85
Интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие современного
человека в условиях деструктивных информационных воздействий
Секция: «Человек и современное общество»
Авторы:
Черноглаз Анастасия Павловна,
Жаврид Максим Владимирович,
ГУО «Средняя школа № 4 г. Минска»,
11 «Б» класс
Научный руководитель:
Плис Юлий Викторович,
ГУО «Средняя школа № 4 г. Минска»,
учитель истории,
тел. моб. 8 (029)-311-97-31
Минск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Перед обществом XXI века стоит не одна сложная задача. С появлением всемирной сети Интернет и активной технологизации жизни, ускорением её темпа изменился образ жизни человека, способы получения и обработки информации, а также степень её влияния. В информационном обществе актуален вопрос использования достоверных источников информации. Книги, газеты, телевидение, ресурсы глобальной сети Интернет, с одной стороны, формируют «общественное мнение», которое зачастую общественным не является, а с другой – отражают актуальные тенденции современного состояния общества и его культуры.
Возрастает роль средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК). СМИ и СМК имеют особое положение, обусловленное решаемыми задачами. Во-первых, наличие конкретного адресата (социальной группы) и читателя. Во-вторых, выполнении функция как информирования, так и воздействия на аудиторию, формирование общественного мнения. Для того, чтобы реализовать обе задачи максимально эффективно, требуется использование различных средств: не только нейтральных, но и экспрессивно окрашенных. Приёмы и средства, позволяющие СМИ и СМК завоёвывать доверие читателей, преодолевать психологический барьер между адресатом и адресантом, представляют интерес для исследования в силу массовости употребления и полноты воздействия на сознание и мышление человека.
Предмет исследования – интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие человека в условиях деструктивных информационных воздействий.
Цель исследования: выявить особенности воздействия средств массовой информации и коммуникации на сознание отдельного человека и общества в целом. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.1 Интернет как средство получения информации
Человек является единственным живым существом, которое бросило вызов природе. От объекта воздействия различных стихий и непредвиденных катаклизмов, человек с каждым новым веком открывал и завоёвывал всё новые территории, обживал и облагораживал их через свою призму видения этого мира, создавал удобства для собственного проживания, и уже сам начинал влиять на окружающую среду, тем самым превращаясь в полноценного субъекта, преследующего свои цели, несмотря на многие жертвы.
Нынешнее столетие является весьма и весьма безопасным для среднестатистического обывателя, далеко за примерами ходить не нужно: понижение уровня детской смертности, значительно подросший уровень благосостояния на одного человека, ускоренные темпы урбанизации, всеобщая компьютеризация и цифровизация, и наконец доступ в глобальную сеть интернет. Но вместе с тем: создание нового и усовершенствование старого оружия массового поражения, ухудшающаяся с каждым годом экология, и снова—интернет.
Если взять каждый пункт из этих двух категорий, то их коннотации с той или иной степенью отражают отношение общества к данным достижениям прогресса. Но лишь интернет нельзя с полной уверенностью отнести к какому-либо из этих списков, т.к. интернет затмевает каждое из вышеперечисленных достижений, по отдельности уж точно. Интернет не простое средство коммуникации, будь то телеграфные линии или радиоволны, нет, интернет — это пространство, среда, обладающая своими правилами, своей инфраструктурой и даже памятью.
Интернет уже достаточно давно является социальным конструктом, принятие которого было неизбежно с тех пор, как он стал открытым полем для любого высказывания несмотря на статус говорящего, что одновременно является непосредственным проявлением демократии, но также даёт слово, совершенно незаслуживающих того, маргинальным и криминальным элементам, которые разлагают установленные законом нормы и порядки.
Интернет уже достаточно давно является социальным конструктом, принятие которого было неизбежно с тех пор, как он стал открытым полем для любого высказывания несмотря на статус говорящего, что одновременно является непосредственным проявлением демократии, но также даёт слово, совершенно незаслуживающих того, маргинальным и криминальным элементам, которые разлагают установленные законом нормы и порядки.
В европейском обществе, интернет, а именно – социальные сети, стали средством маркетинга и рекламы, источниками информации, и даже одним из инструментов влияния на и для политиков. Именно поэтому важно рассматривать интернет как инструмент, отвечающий за окружающее инфо поле вокруг современного человека, как следствие и за деструктивные влияния. Так мы и переходим к первому тезису:
Интернет как средство донесения информации до широких масс оставляет телевидение в прошлом [1]. Переход новостей из печатных изданий, телевидения и радио в цифровое пространство вызвал огромные нарушения в традиционной индустрии новостей, особенно в печатной. Это также отражается в способах получения новостей отдельными американцами.
1.2 Роль цифровых устройств в получении информации
Подавляющее большинство жителей нашей планеты получают новости с цифровых устройств [2]. Более восьми из десяти опрошенных (86%) говорят, что получают новости со смартфона, компьютера или планшета «часто» или «иногда». Это выше, чем доля тех, кто получает новости с телевидения: 68% получают новости с телевидения иногда, а 40% – часто. Современные люди гораздо реже обращаются за новостями к радио и печатным изданиям. Половина опрошенных говорят, что хотя бы иногда обращаются к радио (16% делают это часто), и около трети (32%) говорят то же самое о печатных изданиях (10% получают новости из печатных изданий часто). Примерно половина предпочитают получать новости на цифровой платформе. На вопрос, на какой из этих платформ они предпочитают получать новости, примерно половина (52%) опрошенных ответили, что предпочитают цифровые платформы - будь то новостной сайт (26%), поиск (12%), социальные сети (11%) или подкасты (3%). Около трети предпочитают телевидение (35%), и только 7% и 5% соответственно говорят, что предпочитают получать новости по радио или через печатные издания.
Хотя цифровые устройства являются наиболее распространенным способом получения новостей, они делятся на несколько различных способов получения новостей посредством устройств. Около двух третей говорят, что хотя бы иногда получают новости с новостных сайтов или приложений (68%) или из поисковых систем, таких как Google (65%). Около половины (53%) говорят, что получают новости из социальных сетей, и гораздо меньшая часть говорит, что хотя бы иногда получает новости из подкастов (22%).
Изменение способа измерения потребления новостей. Новостные веб-сайты – наиболее предпочтительный способ получения цифровых новостей. Среди цифровых платформ наиболее предпочтительными для получения новостей являются новостные веб-сайты или приложения: около четверти опрошенных (26%) предпочитают получать новости именно таким образом, по сравнению с 12%, предпочитающими поиск, 11%, предпочитающими получать новости в социальных сетях, и 3%, предпочитающих подкасты.
Молодые люди сильно отличаются от старших в привычках потребления новостей. Люди в возрасте 50 лет и старше часто используют для получения новостей как телевидение, так и цифровые устройства, в то время как более молодые возрастные группы почти полностью перешли на цифровые устройства в качестве платформы для получения новостей.
Люди младше 50 лет чаще обращаются к цифровым устройствам для получения новостей. Около половины или более взрослых 50 лет и старше по-прежнему часто обращаются к телевизору за новостями - 54% среди 50-64-летних и около двух третей (68%) среди 65-летних и старше. Среди тех, кому от 30 до 49 лет, только четверть говорят, что они часто получают новости по телевизору, и только 16% говорят то же самое среди тех, кому от 18 до 29 лет. Для этих возрастных групп цифровые устройства являются доминирующим выбором для получения новостей: 67% опрошенных от 30 до 49 лет и 71% опрошенных от 18 до 29 лет часто получают новости с цифрового устройства. Среди людей 50 лет и старше различия между цифровыми и нецифровыми источниками новостей менее выражены. Среди взрослых 50 лет и старше 64% хотя бы иногда получают.
В Республике Беларусь 86,9% населения использует сеть Интернет. Наибольшее количество интернет-пользователей в Республике Беларусь зафиксировано в городе Минске—95,2%. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2022 г. В городах интернетом активно пользуются 92, 5%, а в сельской местности—79,7% [3].
1.3 Роль духовного развития в жизни человека
Духовное развитие играет важную роль в жизни человека, независимо от места проживания, формируя его взгляды, ценности и жизненную позицию. Оно связано с поиском смысла и цели в жизни, развитием внутренней гармонии и раскрытием своего потенциала. Духовное развитие – это процесс последовательного осознания своей связи со всем, что есть в мире: событиями, людьми, природой. Осознать, при этом, значит не только прийти к умозаключению относительно единства, но и пережить трансформацию личности, которая при этом с человеком неизбежно происходит. Человек всегда стремится найти первопричины, понять мир, залезть глубже в свою душу и разум.
Вот несколько ключевых аспектов роли духовного развития:
1. Поиск смысла жизни: Духовное развитие позволяет нам осознать и найти глубинный смысл в своей жизни. Оно помогает задавать себе вопросы о целях, ценностях и найти свою уникальную жизненную цель. Этот поиск способствует развитию самосознания, саморефлексии и установлению более глубоких отношений с самим собой и миром вокруг.
2. Развитие этических и моральных ценностей: Духовное развитие связано с развитием этических принципов и ценностей, определяющих наше поведение и отношения с другими людьми. Оно помогает нам развивать сострадание, терпимость, справедливость и интегритет. Развитие этих ценностей способствует улучшению качества наших взаимодействий и отношений с окружающими людьми.
3. Развитие внутренней гармонии: Духовное развитие помогает нам обрести внутреннюю гармонию и покой. Оно способствует развитию осознанности, медитации и других практик, которые помогают нам встретиться с нашим внутренним «Я» и понять свои потребности, страхи и желания. Развивая внутреннюю гармонию, мы становимся более уравновешенными, спокойными и уверенными в себе.
4. Раскрытие потенциала: Духовное развитие помогает нам раскрыть наш полный потенциал. Оно способствует развитию творческого мышления, интуиции и вдохновения. Развитие духовности позволяет нам расширить свои границы, преодолеть ограничения и быть открытыми для новых идей и возможностей.
5. Благополучие и счастье: Духовное развитие также связано с достижением общего благополучия и счастья. Когда мы находим гармонию между своими физическими, эмоциональными и духовными аспектами, мы обретаем чувство удовлетворенности и смысла в своей жизни. Способность жить в согласии со своими ценностями и стремиться к духовному росту позволяет нам проживать более сознательную и осмысленную жизнь.
Важно заметить, что духовное развитие - это индивидуальный процесс, и каждый человек может определить для себя, что оно значит и каким образом развивать свою духовность.
1.4 Роль эмоционального развития в жизни человека
Эмоциональное развитие играет ключевую роль в жизни человека. Оно влияет на нашу способность понимать и управлять своими эмоциями, устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми и иметь общий благополучный образ жизни, лучше понимать себя. Это процесс, в ходе которого человек осваивает и улучшает свои навыки, умения распознавать и понимать свои эмоции, быть стойким в различные ситуации и, стараясь выйти из них, не потерять каких либо качеств.
Вот несколько важных аспектов роли эмоционального развития:
1. Самосознание и самоконтроль: Эмоциональное развитие позволяет нам быть осознанными собственных эмоций и понимать, как они влияют на наше поведение и принимаемые решения. Благодаря этому мы можем более эффективно контролировать свои эмоции и выражать их адекватно в социальных ситуациях.
2. Установление и поддержание здоровых отношений: Эмоциональное развитие способствует развитию навыков эмпатии и понимания других людей. Это позволяет нам устанавливать глубокие и доверительные отношения с окружающими, быть поддерживающими и понимающими. Здоровые межличностные отношения включают в себя умение выражать свои эмоции, а также слушать и уважать эмоции других людей.
3. Управление стрессом и адаптация: Эмоциональное развитие помогает нам развивать навыки управления стрессом и адаптации к переменам в жизни. Понимание своих эмоций и способность эффективно справляться с ними помогает снижать уровень стресса и повышает нашу способность адаптироваться к изменчивым условиям.
4. Мотивация и самоосуществление: Эмоциональное развитие также связано с развитием нашей мотивации и нашей способности осуществлять себя и достигать своих целей. Умение эффективно управлять своими эмоциями и использовать их в качестве источника мотивации позволяет нам более успешно преодолевать трудности и двигаться вперед.
5. Общее благополучие: Эмоциональное развитие имеет важное значение для нашего общего благополучия и качества жизни. Люди, обладающие развитыми эмоциональными навыками, обычно чувствуют себя более удовлетворенными жизнью, счастливыми и уверенными.
Важно понимать, что эмоциональное развитие – это процесс, который происходит на протяжении всей нашей жизни. Мы можем активно развивать свои эмоциональные навыки через самосознание, обучение и практику, и таким образом обеспечить более полноценную и счастливую жизнь.
1.5 Роль интеллектуального развития в жизни человека
Интеллектуальное развитие – формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим. конкретно-историческим, диалектическим и т. д. в их единстве). Оно играет важную роль в жизни человека и может оказывать значительное влияние на его успех, удовлетворение жизнью и общее благополучие.
Вот несколько ключевых аспектов, в которых интеллектуальное развитие имеет особое значение:
1. Умение мыслить критически: Интеллектуальное развитие помогает человеку развивать умение критического мышления, анализировать информацию, выстраивать логические цепочки и принимать обоснованные решения. Эти навыки особенно полезны в современном информационном обществе, где важно уметь осмысливать огромные объемы данных и различать факты от мнений.
2. Развитие творческого мышления: Интеллектуальное развитие способствует развитию творческого мышления и способности находить новые и оригинальные решения проблем. Человек, обладающий развитым интеллектом, может проявлять креативность в различных сферах жизни, включая научные исследования, искусство и предпринимательство.
3. Профессиональный рост: Интеллектуальное развитие помогает человеку улучшать свои профессиональные навыки и компетенции. Обучение новым знаниям и навыкам позволяет совершенствовать свою профессиональную экспертизу, быть востребованным на рынке труда и прогрессировать по карьерной лестнице.
4. Личностный рост: Интеллектуальное развитие способствует развитию личности в целом. Человек, обладающий глубокими знаниями и широким образованием, обычно имеет более гибкий ум и богатый внутренний мир. Он может проявлять большую самоуверенность, самодисциплину и способность управлять своими эмоциями.
5. Развитие социальных навыков: Интеллектуальное развитие помогает улучшить коммуникативные навыки, развить способность к эмпатии и пониманию других людей. Обладая глубокими знаниями, человек может участвовать в общественной жизни, с доверием выступать в публичных выступлениях и лидировать в групповых проектах.
Важно отметить, что интеллектуальное развитие не ограничено возрастом или образованием. Всегда есть возможность расширить свой кругозор, обучиться новым навыкам и постоянно расти на протяжении всей жизни. Это позволяет развивать свои интеллектуальные способности и внести важный вклад в собственную жизнь и общество в целом.
Все вышеупомянутые типы развития тесно связаны между собой и оказывают колоссальное влияние на человека в течении жизни.
\
1.6 Деструктивное влияние СМИ на развитие современного человека
Интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие современного человека играют ключевую роль в формировании его личности и поведения. Однако, современное общество сталкивается с растущими вызовами в виде деструктивных информационных воздействий, которые оказывают негативное влияние на эти аспекты развития.
Сначала рассмотрим интеллектуальное развитие. С развитием технологий и доступом к огромному объему информации, современный человек стал сталкиваться с проблемой информационного перенасыщения. Под деструктивными информационными воздействиями понимается распространение непроверенной, искаженной или негативной информации через различные каналы связи, такие как интернет, телевидение и социальные сети. Это может включать фейковые новости, ненормативный контент и скрытую рекламу.
Такие деструктивные информационные воздействия могут привести к снижению интеллектуальной активности и критического мышления. Люди могут стать подвержены манипуляциям, верить в ложные информацию и принимать неправильные решения. Это отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии общества в целом.
Однако, в условиях деструктивных информационных воздействий, интеллектуальное развитие может быть стимулировано и поддержано. Для этого необходимо улучшить навыки критического мышления и фильтрации информации. Люди должны научиться анализировать и сопоставлять источники информации, проверять факты и проводить независимые исследования. Это поможет им развивать свою интеллектуальную способность и принимать обоснованные и информированные решения.
Эмоциональное развитие современного человека также оказывается под угрозой из-за деструктивных информационных воздействий. Негативная информация, насилие, ненависть и страх, распространяемые через СМИ и социальные сети, оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние людей. Они могут вызывать стресс, тревогу и депрессию, а также ухудшать межличностные отношения и эмоциональное благополучие.
Чтобы противостоять деструктивным информационным воздействиям и развивать эмоциональное благополучие, необходимо построить здоровую эмоциональную грамотность. Это включает в себя осознанность своих эмоций, умение управлять ими и развивать эмпатию. Люди должны учиться распознавать и фильтровать негативное воздействие информации на свои эмоции, а также осознавать свои эмоциональные потребности и искать способы их удовлетворения в здоровых и позитивных источниках. Для этого могут быть полезны практики медитации, релаксации и осознанности, которые помогут людям заполнить свою эмоциональную сферу позитивными и конструктивными контентом.
Духовное развитие также подвержено воздействию деструктивных информационных факторов. Материализм, потребительство, индивидуализм и отчуждение, пропагандируемые через СМИ и социальные сети, могут ослабить духовные ценности, межличностные связи и внутреннюю гармонию. Под деструктивными информационными воздействиями также понимается распространение антинаучной, духовно противоречащей или манипулирующей информации.
Чтобы противодействовать деструктивным информационным воздействиям и продвигать духовное развитие, важно создавать осознанные искусственные пространства, где люди могут обсуждать, развивать и осмысливать свои духовные идеи и ценности. Это могут быть духовные центры, общественные организации, культурные и творческие группы, где люди могут обмениваться идеями, практиковать духовные техники и развивать взаимопонимание.
Кроме того, важно поощрять критическое мышление и исследовательскую активность в духовной сфере. Люди должны самостоятельно искать информацию, проводить собственные исследования, выстраивать свое собственное мировоззрение и ставить перед собой высокие исследовательские и духовные цели.
1.7 Роль живого общения и критического мышления при получении информации
Как уже говорилось выше, информация есть крайне важный для человека ресурс, с которым мы сталкиваемся изо дня в день. К сожалению, ресурс этот не сказать, чтобы слишком стабилен, и используя информацию не в праведных целях можно ввести других людей в неведение, манипулировать ими и многое другое. Чтобы такого не происходило, грубо говоря, необходимо «иметь свою голову на плечах». Говоря иными словами, вне зависимости от того, какая информация поступает в ваше распоряжение, прежде чем с ней каким бы то ни было образом взаимодействовать, необходимо её проанализировать, найти её основания и вывести из неё отдельные умозаключения путём логики. Такой процесс и называется критическим мышлением.
Что такое критическое мышление? Под критическим мышлением подразумевают способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. И ведь действительно, это очень хорошая способность, обладая которой вы сможете мыслить правильно, логично и аргументированно, при необходимости ставя под сомнение даже собственные убеждения, которые могут быть неверны [4].
Но как можно развить это самое критическое мышление? Если подумать, то ответ прост: чтобы ставить под сомнение одну информацию, необходима другая информация, что могла бы её как-либо дополнить, опровергнуть или подтвердить. Но как это выглядит в жизни? Одними из самых хороших способов развития критического мышления будут дискуссии, полемика с людьми разных взглядов, вероисповеданий и возрастов. Ясно как день, что помимо очевидных фактов по типу того, что Земля круглая, очень многое в нашем мире не столь однозначно, а как следствие у разных людей разное мнение, взгляд на вещи.
Так, например, один из современных исследователей Р. Эннис в качестве основных и наиболее важных установок идеального критического мыслителя называет следующие: «ясно выражаться; искать основания; стараться быть хорошо информированным; искать альтернативы; обладать открытостью ума; воздержаться от суждения при недостаточности оснований» [4].
Для получения информации, развития аргументации и критического мышления необходимо использовать общение. Не обычное общение, а именно живое общение с разными людьми, представителями разных взглядов. Живое общение представляет из себя самый лучший способ обмена информации с другими людьми, поскольку оно, предоставляет больший спектр невербальных способов, помогающих выражать «свою» мысль и «читать» вашего собеседника. Крайне полезной вещью так же могут быть полемика и дискуссия. Эти виды общения ставят перед собой конкретные цели, их участники имеют конкретную позицию по обсуждаемому вопросу. Цель дискуссии найти истину. Цель полемики утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу в различных сферах (политической, философской, литературной, художественной). Участники полемики придерживаются определённой линии аргументации, которая, вероятно, позволит увидеть противоречия и существенно расширить кругозор. «Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение» [4].
1.8 Роль книги в современном мире
Посредством чтения можно узнать что-то новое, расширить свой словарный запас, кругозор, фантазию, воображение, что позволит поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но есть ли у книг польза для психического, эмоционального здоровья? И если да, то имеет ли чтение книг больше преимуществ для здоровья человека, чем чтение газет или журналов? Исследователи из Школы общественного здравоохранения Йельского университета изучили записи о привычках чтения 3 635 участников исследования «Health and Retirement Study». Определено следующее. У людей, регулярно читающих книги, риск смерти в течение следующих 12 лет был на 20% ниже по сравнению с теми, кто не читал или читал периодические издания. Это различие сохранялось независимо от расы, образования, состояния здоровья, достатка, семейного положения и депрессии. Таким образом, одно из преимуществ чтения книг заключается в более продолжительной жизни [9].
Однако, современная молодёжь в гораздо меньшей степени приобщена к чтению книг. Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Она обусловлена глобализацией СМИ, развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение и как престижный источник получения информации и как приятную, престижную форму досуга. Поэтому многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой негативной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Однако характер целей, объём и содержание задач, набор вовлекаемых в
решение этих задач общественных институтов и используемых ими средств в разных странах отнюдь не одинаковы, потому что различны как острота самих проблем и порождающие их факторы, так и целевые группы населения, на которые эти программы направлены и которые по тем или иным причинам должны быть приобщены к регулярному чтению.
Одна из причин «не чтения» – исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг. Но это не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением.
Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения
дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читает.
Однако чтение остается самым распространенным способом получения
знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет
выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя задача родителей, учителей, школьной библиотеки.
Книга может рассматриваться с разных позиций. Одни рассматривают ее как повод поговорить, она предмет обсуждения. Другие рассматривают книгу как источник знаний. Третьи считают ее инструментом развития цивилизации, а также средством саморазвития. Для многих она становится другом и советчиком. С развитием информационных технологий всё более широкое распространение получают электронные книги. Это электронные версии печатных книг, которые можно читать на компьютерах или специальных устройствах. Развитие культуры чтения посредством подготовки соответствующей среды и условий является одним из действенных способов увеличения интереса к книгам, чтению.
Еще одним подходом, помогающим решать проблему утраты интереса к чтению является деятельность книжных издательств по изданию карманных книг разной тематики. Небольшой размер книги облегчает её перевозку и позволяет брать с собой. Карманная книга всегда оказывается с нами и отлично заполняет время.
Главной сутью постоянства во времени является изменение и привлечение нового. Абсолютно верно, что появление новых средств массовой информации сузило книжную сферу, однако именно их и надо использовать для расширения интереса к чтению книг. Специалисты по книжному маркетингу в этих виртуальных пространствах могут при помощи эффективных маркетинговых технологий рекламировать и продавать каждую книгу в отдельности. Наличие большого количества компаний, которые изо дня в день посредством новейших технологий, соответствующих социально-культурным условиям, присоединяются с социальными средствами массовой информации, доказывает тот факт, что путём слияния с этими группами можно заниматься рекламой и продажей.
1.9 Как находить достоверную информацию?
Развитие человека напрямую связано с информацией. С тем, откуда он её получает, что она ему даёт, и как он ей распоряжается. Информация по своей сути должна быть достоверна или же не столь далека от истины. К сожалению, ввиду различных факторов, информация не всегда бывает достоверной, полезной и так далее, её необходимо фильтровать, отсеивать, дабы находить то, что действительно необходимо и, вместе с тем, не становится жертвой того информационного мусора, что сваливается на нас каждый день. Рассмотрим основные пункты рекомендаций поиска и работы с информацией для простого обывателя современной информационной среды [8,9]:
Где опубликована информация? Что можно сказать про данный информационный источник? Для начала стоит обратить внимание на то, где именно опубликована информация. Источники могут быть самые разные – от детской энциклопедии до утренних новостей и все они имеют разную степень авторитетности, полноты изложения и различаются по многим другим критериям.
И здесь стоит вспомнить ключевой смысл информации, то, для чего она нужна. Зачем? Суть в том, что информация может преображаться в той или иной степени, пока она идёт из первоисточника, о котором мы поговорим позднее. Более того, информация не из первоисточника может быть подана не под «тем соусом», например, сухие факты, о которых нам говорят в новостях, могут приобретать негативную окраску на неавторитетных интернет-сайтах. Именно авторитет информационного источника может сыграть ключевую роль в поиске достоверной информации, поскольку не всегда, но, как правило, именно такие источники называют официальными и именно там содержится максимально ёмкая, точная и достоверная информация, в которой субъективное мнение не рассматривается в качестве истины, а взамен предоставляются доказательства и взвешенные выводы.
Указан ли первоисточник? Что про него можно сказать? Не менее важным будет и первоисточник, поскольку он может являться, как и неофициальным источником, информация в котором представлена в самом исходном, неизменном виде, возможно даже неполном, так и авторитетным источником, в котором информация представлена в полном виде и в дополнениях обычно она не нуждается.
Приводятся ли факты? Какие аргументы используются? Есть ли в тексте ошибки? Наличие вышеприведённых критериев обычно означает, что источник информации может считаться надёжным, тогда как их отсутствие определённо должно вызывать недоверие. Аргументы и факты цельны и неделимы и их отсутствие подразумевает, что на этот источник не нужно тратить время. Ежели в материале присутствуют ошибки, то он автоматически теряет свой авторитет и лучше найти что-нибудь другое.
Определите цель этого сообщения. Для чего оно создано? Цель сообщения может быть разная, каждый источник несет в себе своего рода информацию, свой замысел, свою цель. Наша задача в данном случае – распознать возможные несостыковки. Задача информации как таковой – проинформировать, как следствие любой другой посыл, будь то побуждение к чему-либо и тому подобное человек рассматривает сам в соответствии со своими взглядами. Подробнее мы разбирали это в прошлом тезисе.
Сравните информацию из разных источников. Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации. Найдите похожие ветки по теме, используйте разные комбинации ключевых слов в запросе. Сравните информацию, факты, о чём говорится на разных источниках. Это даст вам полную широту картины, сделает вас более осведомленным в вопросе, посвятит вас во все тонкости темы и осведомит о возможных нюансах. Следует отметить, что за подбор информации, на основе которой вы можете делать взвешенные умозаключения отвечаете вы и никто больше. Данные правила помогут вам отбирать только необходимую информацию, и, соблюдая их, никакое деструктивное информационное воздействие не повлияет на ваше развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подавляющее большинство членов современного общества получают новости с помощью сети Интернет и цифровых устройств, а не печатных изданий. Снижение интереса к чтению печатных изданий является общемировой тенденцией. Что обусловлено глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение как источник получения информации, как форму досуга. Считаем, что цифровые устройства следует использовать для расширения интереса к чтению электронных версий книг, газет и т.д.
В современном мире телевидение и другие СМИ и СМК становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств. На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный, а также эмоциональный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Интернет как средство донесения информации до широких масс оставляет телевидение в прошлом. Переход новостей из печатных изданий, телевидения и радио в цифровое пространство вызвал огромные нарушения в традиционной индустрии новостей, особенно в печатной. Интернет уже достаточно давно является социальным конструктом, принятие которого было неизбежно с тех пор, как он стал открытым полем для любого высказывания несмотря на статус говорящего, что одновременно является непосредственным проявлением демократии, но также даёт слово, совершенно незаслуживающих того, маргинальным и криминальным элементам, которые разлагают установленные законы.
Окружающий нас мир информации – это часть нашей жизни. Нам важно уметь правильно использовать информацию, научиться защищаться от подстерегающих опасностей, которые есть в мире. Ведь информация, как и всё что нас окружает, может быть, как полезным, так и вредным. Необходимо уметь сравнивать информацию, факты, о чём говорится в разных информационных источниках. Что позволит сформировать полную широту картины, быть более осведомленным в изучаемом вопросе. Необходимо использовать официальные источники информации, в которых содержится максимально ёмкая, точная и достоверная информация. В них субъективное мнение не рассматривается в качестве истины, предоставляются доказательства и взвешенные выводы.
Важное значение для интеллектуального, эмоционального и духовного развития современного человека играют чтение и живое общение. Дискуссия и полемика, как разновидности живого общения, способствуют получению разнообразной информации, развитию аргументации и критического мышления.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник для статистики “Интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие современного человека в условиях деструктивных информационных воздействий”
1. Ваш пол:
- Мужской
- Женский
- Другое
2. Ваш возраст:
- Моложе 18 лет
- 18-25 лет
- 26-35 лет
- 36-45 лет
- 46-55 лет
- Старше 55 лет
3. Как часто вы взаимодействуете с информацией в цифровой среде?
- Ежедневно
- Несколько раз в неделю
- Редко
- Почти никогда
4. Какие типы деструктивных информационных воздействий вы замечаете в своей повседневной жизни? (Выберите все, что подходит)
- Фейковые новости
- Манипулятивная реклама
- Кибербуллинг
- Ненадежные источники информации
- Онлайн-дебаты и конфликты
5. Как эти деструктивные информационные воздействия влияют на ваше интеллектуальное развитие?
- Снижают мою способность к критическому мышлению
- Искажают мое понимание мира
- Не оказывают значительного влияния
- Другое: ______
6. Как эти деструктивные информационные воздействия влияют на ваше эмоциональное состояние?
- Повышают уровень тревоги и стресса
- Влияют на мое настроение и эмоции
- Не оказывают значительного влияния
- Другое: ______
7. Какие стратегии вы используете для защиты от деструктивных информационных воздействий?
- Проверяю источники информации на достоверность
- Уменьшаю время, проводимое в интернете и на социальных сетях
- Развиваю критическое мышление
- Обращаю внимание на свои эмоции и состояние
- Другое: ______
8. Каким образом считаете влияют деструктивные информационные воздействия на ваше духовное развитие?
- Разрушают мои ценности и веру в что-либо
- Затрудняют мой внутренний поиск смысла и гармонии
- Не оказывают значительного влияния
- Другое: ______
9. Как вы выражаете свое интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие в условиях деструктивных информационных воздействий?
- Чтение и изучение надежных источников информации
- Привлечение круга общения, способствующего психологическому росту
- Практика медитации, религиозных или философских практик
- Другое: ______
10. Какие рекомендации вы можете дать другим людям для развития интеллектуальных, эмоциональных и духовных аспектов при существовании деструктивных информационных воздействий?
Спасибо, что уделили время на заполнение нашего опросника! Ваши ответы помогут нам лучше понять влияние деструктивных информационных воздействий на развитие человека и разработать подходы для справления с этим вызовом

Будьте как солнце!

Рисуем "Ночь в лесу"

Муравьиная кухня

Твёрдое - мягкое

Развешиваем детские рисунки дома