• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Географические координаты и методы их определения

Опубликовано Олейник Должид Ракшаевна вкл 09.01.2025 - 8:49
Олейник Должид Ракшаевна
Автор: 
Олейник Элина

 

Реферат по дисциплине:

«География»

 

По теме:

«Географические координаты и методы их определения»

 

 

 

Исполнитель:

Олейник Элина ученица 8в класса

Проверил:

Олейник Д.Р. учитель географии

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изучение координатной плоскости очень важно ваше время . Ведь координаты- это тоже самое , что адрес. В жизни и в речи взрослых мы иногда слышим такую фразу: “Оставьте мне свои координаты”. Это означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, это считается координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным можно найти человека.

Именно в этом суть координат . Это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Метод координат помогает при решении геометрических задач . При работе с координатной плоскостью мы неоднократно можем менять расположение точек, размеры единичных отрезков и, это развивает логическое мышление.

В окружающем нас мире сущест­вует много явлений и объектов , ко­торые можно использовать для составления зада­ний на метод координат. Если на уроках математики, каждой точке на числовой прямой ставилась в соответствии единственная координата (единственный адрес), то на уроках географии каждой точке на карте соответствуют уже два адреса, две координаты – долгота и широта.

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место
  • система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы)
  • в экономике - разнообразные системы координат применяются для построения графика спроса и предложения.
  1. Географические координаты любого объекта на Земле состоят из двух частей: широты и долготы, именно в таком порядке. 

               Географическая широта — координата, которая определяет положение точки на земной поверхности относительно экватора.

Широта имеет значения от 0° до 90°. На нулевой широте находится линия экватора. Параллельные экватору линии широты называют параллелями. Те широты, что расположены выше экватора, называются северными, а те, что ниже, — южными. Полюса находятся на максимальной широте — 90°.

Порядок определения географической долготы

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определить полушарие, в котором расположен объект (Западное или Восточное).
  3. Определить 2 ближайших меридиана, между которыми расположен объект.
  4. Определить шаг измерения: из большего значения меридиана вычесть наименьшее.
  5. Делим расстояние между обозначенными меридианами на столько частей, сколько получилось в предыдущем вычислении.
  6. Определить меридиан, на котором расположен объект.

 

 

Географическая долгота — координата, определяющая положение точки на земной поверхности относительно Гринвичского (начального) меридиана.

Долгота имеет значения от 0° до 180°. Меридианы — линии долготы, перпендикулярные параллелям, которые проходят с севера на юг по поверхности Земли и сходятся в одну точку на её полюсах. Долгота может быть западной (от нулевого меридиана на запад до 180°) и восточной (от нулевого меридиана на восток до 180°).

 

Порядок определения географической долготы

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определить полушарие, в котором расположен объект (Западное или Восточное).
  3. Определить 2 ближайших меридиана, между которыми расположен объект.
  4. Определить шаг измерения: из большего значения меридиана вычесть наименьшее.
  5. Делим расстояние между обозначенными меридианами на столько частей, сколько получилось в предыдущем вычислении.
  6. Определить меридиан, на котором расположен объект.

 

 

Если решение о том, что широту логично измерять относительно экватора, далось людям легко, то договориться насчёт начального меридиана было несколько сложнее. Сначала картографы выбирали в качестве точки отсчёта те географические объекты, которые казались значительными лично им и находились в их родной стране. В итоге к концу XIX века существовало более 20 нулевых меридианов, что создавало проблемы для тех, кто читал карты.

 

Этому разнообразию положила конец Международная меридианная конференция, которая прошла в 1884 году. На ней собрались представители 25 стран и вместе определили нулевой меридиан, который стал общепринятым. Он проходит через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне, а потому так и называется — Гринвичским. На картах он выделен ярче, чем другие меридианы, как и экватор среди других параллелей.

 

 

 

 

 

 Экватор и нулевой меридиан

  

 

2. Измерение координат

Географические широта и долгота измеряются в градусах. Градусом широты называют 1/180 часть меридиана. Градусом долготы — 1/360 часть экватора. Для более точных измерений существуют более мелкие единицы: минуты и секунды. 1 минута равна 1/60 градуса, а 1 секунда — 1/60 минуты.

Обозначения единиц измерения:

 

градус — °,

 

минута — ′,

 

секунда — ″.

 

Примеры записи координат различных городов России:

 

Новосибирск — 55°01′ с. ш. 82°55′ в. д.,

 

Казань — 55°47′27″ с. ш. 49°06′52″ в. д.,

 

Екатеринбург — 56°50′ с. ш. 60°35′ в. д.

 

 

 

 

 

 

 

3.Методика работы с глобусом

Особым картографическим пособием является глобус. Это модель Земли. На нем земная поверхность изображается без искажений, выдерживается единый масштаб. Он используется наряду с картами, чтобы сформировать правильные представления о форме и величине географических объектов.
Глобус незаменим при изучении формы Земли, ее суточного и годового движения (для этого используется прибор с глобусом — теллурий), при изучении географических координат, при проведении измерений расстояний, для определения географического положения объектов и ознакомления с картографическими проекциями. По содержанию глобусы бывают физическими и политическими.

Глобус одно из наиболее важных наглядных географических пособий. Это модель земного шара, на которой в миниатюре изображены все главные черты его поверхности. Глядя на глобус, можно судить о форме Земли, о вращении ее вокруг оси, видеть угол наклона земной оси к плоскости орбиты. На глобусе можно производить различные измерения: расстояния, площади, можно определять направления по сторонам горизонта и т. д. Глобус находит применение и незаменим в трех случаях: в классных занятиях по географии, в кружковой работе и дома.
Объем работы с глобусом в классе определяется программой, и новая программа довольно сильно расширяет его, а также опытом и методическим мастерством учителя. В некоторых случаях применение глобуса абсолютно необходимо, например, при изучении многих тем в 5 и 6 классах. В других случаях им можно пользоваться при объяснении отдельных вопросов, которые с помощью глобуса иллюстрируются лучше, чем с помощью географической карты.

В современной общеобразовательной школе используются главным образом физические глобусы трех размеров: большие демонстративные глобусы – в масштабе 1:30 000 000, глобусы для индивидуальной работы на уроке в масштабе 1:50 000 000 и глобусы небольшие – в масштабе 1:83 000 000. Последние могут быть рекомендованы в качестве домашнего пособия. В школах используются также глобусы, поверхность которых окрашена в черный цвет, так называемые индукционные глобусы, предназначенные для изучения по ним элементов градусной сетки, географических координат и т.п.
В начальном курсе географии глобус применяется почти на всех уроках. На вводном уроке показывают материки и части суши, известные европейцам в разные исторические эпохи, маршруты выдающихся путешественников (Х.Колумб, Ф.Магелан и  др.). В теме «Карта – второй язык географии» с помощью глобуса удается более наглядно раскрыть относительно сложные для школьников понятия о форме и размерах Земли, о карте полушарий, о градусной сетке, о географических координатах.

Изучение этих понятий обычно сопровождается упражнениями с глобусами, размещенными на столах учащихся. По масштабу различают большой демонстрационный глобус 
(масштаб 1 : 30 млн) и малые ученические глобусы (масштабы 1: 50 млн и 1 : 83 млн). Понятия «меридиан», «параллель», «полюс», «экватор», «широта», «долгота» и другие формируют путем упражнений с так называемым индукционным (черным) глобусом, имеющим черную поверхность. На такой глобус учащиеся мелом наносят нужные обозначения параллелей, меридианов и полюсов. Служат для изучения географических координат. Имеются также проекционные глобусы с градусной сеткой, сделанной из проволоки или стекла без сплошной поверхности. Служат для ознакомления с картографическими проекциями. 
Особенно полезен глобус при узучении начального курса географии, географии материков и стран.

Одним из приемов работы с географической картой является выработка 
пространственных и масштабных ориентиров. Учащиеся должны прочно усвоить местоположение наиболее важных объектов и желательно запомнить их размеры. Такими масштабными ориентирами могут служить протяженность Черного моря с запада на восток (1000 км), Каспия с севера на юг (1000 км), расстояние Минск—Москва (700 км), длина острова Сахалина (1000 м), длина Красного моря (2000 км) и др. Пространственные и масштабные ориентиры являются ориентирами для нахождения других объектов, определения их размеров, порядка величины, что дает возможность находить объекты на картах различного масштаба, различной тематики.

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его масштаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действительным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пунктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Глобусы также привлекают для изучения таких вопросов, как размещение вулканов на земной поверхности, Мировой океан и его части и др. Незаменим глобус и при изучении тепловых поясов Земли, различий в нагревании и освещении поверхности Земли в течение года. При изучении этих тем в школе, кроме обычных глобусов, используют теллурий, составной частью которого служит маленький глобус.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он находится в ориентированном положении. Обычно ось глобуса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33' к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Горизонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте - на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив северный конец его оси в Полюс мира. На всех других широтах обычный глобус не ориентируется.

Глобусы используются в 6 классе, 7 классе при изучении климата, географического положения материков, 8 классе при определении географического положения РФ, поясного времени, 9 и 10 классах при изучении географического положения стран, изучении международных связей.

Применение глобуса должно служить выработке у учащихся правильных пространственных представлений, связанных с шарообразной формой Земли. К изучению какой бы темы глобус не привлекался в качестве средства обучения и наглядного пособия, важно упражнение с ним сочетать с использованием разнообразных географических карт. Это требуется для преодоления методических недостатков карт, обусловленных их плоской формой и наличием картографических искажений. Например, при изучении тепловых поясов Земли в 6 классе нельзя обойтись одной лишь картой полушарий, необходимо также демонстрация поясов и на глобусе. 
В курсе «Материки и океаны» (7-8 классы)  глобус используют   при изучении таких общепланетарных явлений, как пассаты, природные зоны, климатические пояса. Глобус – главное наглядное пособие при изучении разномасштабности мировых карт и карт полушарий. Полезно привлекать глобус и при изучении вопросов географического положения материков и отдельных стран. 
В 9-10 классах  глобус используют реже. Но все же его целесообразно применять при изучении географического положения России, при объяснении особенностей географического положения государств, характеризующихся большой площадью территории.

Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной стороны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с другой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географических элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда приходится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении пространственных отношений.
Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга.
Уже самая первая встреча детей с глобусом в IV классе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус привлекается для того, чтобы облегчить формирование первого понятия о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе.
Особенности ориентирования на картах, как известно, отличаются от тех, какие имеются на планах. Основные направления на картах находят по линиям меридианов и параллелей. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляемой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наблюдателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирования на картах.
Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий видны значительные различия в отражении формы и сравнительных их размеров по причине сильных искажений рисунка на картах. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.
Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. Естественно, что учитель должен предусмотреть возможность неправильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус. Для того чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к горизонтальной плоскости сделать равным широте этого места. Так, например, в Москве, расположенной на 55°45' с. ш., угол наклона оси глобуса должен быть 55°45', а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вертикальное положение.

Ориентирование глобуса можно выполнить следующим образом. Установите глобус так, чтобы населенный пункт, где вы живете, был в зените, т. е. на самом верху. В таком положении подложите под основание глобуса какой-нибудь предмет, и ваш глобус будет ориентирован. Впрочем, подставку вы можете сделать заранее из треугольного бруска. Угол у основания этого бруска должен соответствовать разности величины угла наклона оси глобуса и значения широты вашего населенного пункта. Если, например, вы живете на широте Москвы, то разность составит примерно 11°(66°33' - 55°45').

Работая с глобусом, вы, наверное, убедились, что по нему трудно изучать континенты и моря Южного полушария. В самом деле, чтобы, например, изучить Антарктиду, а тем более определить координаты антарктических станций и других объектов, нужно перевернуть глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! Здесь рекомендуем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца. Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности должен быть примерно равен параллели 40°. Кольцевая подставка служит очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части. Она дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Поворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, в котором хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории моря и выполнять необходимые измерения.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят в соответствии с масштабом в действительное расстояние в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.

Очень удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое легко изготовить самим. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер которого точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых соответствует 1000 км. Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Для измерения расстояния между пунктами кольцо надевают на глобус и разворачивают так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта показывает расстояние между ними.

На второй половине окружности кольца можно нанести градусную шкалу от 0 до 90° в обе стороны. По этой шкале определяют географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта указывает его географическую широту. Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха. На этой полоске даются градусные деления интервала между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы - наоборот. Точность их определения зависит от масштаба. Большой глобус позволяет определять их с точностью до десятых долей градуса. Их можно отсчитать по нашей шкале на глаз.

 

 

  1. Легенды об изобретении системы координат.

Существует несколько легенд об изобретении системы координат, которая носит имя Декарта.

Легенда 1.

Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.

Легенда2.
Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть ее без промаха. И ... придумал, декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.

Легенда3.

Однажды в незнакомый город приехал молодой Декарт.

Его ужасно мучил голод. Стоял промозглый месяц март.

Решил к прохожей обратиться Декарт, пытаясь, дрожь унять:

Где тут гостиница, скажите? И дама стала объяснять:

– Идите до молочной лавки, потом до булочной, за ней

Цыганка продает булавки и яд для крыс и для мышей,

А дальше будут магазины, найдёте в них наверняка

Сыры, бисквиты, фрукты и разноцветные шелка…

Все объясненья эти слушал Декарт, от холода дрожа.

Ему хотелось очень кушать, но звонкий голос продолжал:

– За магазинами – аптека (аптекарь там – усатый швед),

И церковь, где в начале века венчался, кажется, мой дед…

Когда на миг умолкла дама, вдруг произнес ее слуга:

– Идите три квартала прямо и два направо. Вход с угла.

\

  1. КИМ

Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».

1 вариант

 

1.Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места это-

А) меридиан;

Б) географическая долгота;

В) географическая широта;

Г) экватор;

2. Какой бывает географическая широта (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;  

Б) западная и северная;

В) западная и восточная.

Г) южная и западная.

3. Что является началом отсчета географической долготы?

А) экватор;  

Б) нулевой меридиан;

В) северный полюс;

Г) южный полюс.

4. Точки земной поверхности находящиеся в северном полушарии имеют широту –

А)  южную;  

Б) западную;

В) восточную.

Г) северную.

5. Какую широту имеет экватор?

А) 900 с. ш.;  

Б) 0 0с.ш.

6. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор;

7. Может ли быть географическая долгота 1860?

А) Да; 

 Б) Нет?

8. Какое кругосветное путешествие короче?

А) по экватору;  

Б) 50 0 с.ш.;

В) 10 0 с.ш.;

Г)  70 0 с.ш.

9. Географическая широта изменяется…

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

10. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.

Б. Все меридианы. 

В. Все параллели и меридианы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. вариант

 

1.Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места – это:

А) географическая широта;

Б) меридиан;

В) географическая долгота;

Г) азимут;

Д) параллель.

2. Какой бывает географическая долгота (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;  

Б) восточная и северная;

В) западная и восточная;

Г) южная и восточная.

3.Что является началом отсчета географической широты?

А) нулевой меридиан;   

Б) северный тропик;

В) экватор;

Г) южный полюс

4.  Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор.

5.Точки земной поверхности находящиеся в западном полушарии имеют долготу –

А)  южную;  

Б) восточную;

В) западную;

Г) северную.

6. Какую широту имеет северный полюс?

А) 900 с. ш.;

  Б) 0 0 с. ш.

7. Укажите, как можно совершить кругосветное путешествие? Двигаясь только:

А) все время на северо-восток;

Б) все время на северо-запад;

В) с севера на юг;

Г) с запада на восток;

Д) с северо-запада на юго-восток.

8. Может ли быть географическая широта 95 0 ?

А) Да; 

 Б) Нет?

9. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 600 меридиану, чем по 30 меридиану?

А) да;

 Б) нет?

10. Географическая долгота изменяется

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

Ключи:

1 вариант

2 Вариант

1.-Б

1-А

2-А

2-В

3-Б

3-В

4-Г

4-Г

5-Б

5-В

6-Г

6-А

7-Б

7-Г

8-Г

8-Б

9-А

9-Б

10-В

10-Б

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geogr.koordinaty_i_metody_ih_opredeleniya.docx678.28 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по дисциплине:

«География»

По теме:

«Географические координаты и методы их определения»

Исполнитель:

Олейник Элина Дмитриевна

Введение.

Изучение координатной плоскости очень важно ваше время . Ведь координаты- это тоже самое , что адрес. В жизни и в речи взрослых мы иногда слышим такую фразу: “Оставьте мне свои координаты”. Это означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, это считается координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным можно найти человека.

Именно в этом суть координат . Это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Метод координат помогает при решении геометрических задач . При работе с координатной плоскостью мы неоднократно можем менять расположение точек, размеры единичных отрезков и, это развивает логическое мышление.

В окружающем нас мире существует много явлений и объектов , которые можно использовать для составления заданий на метод координат. Если на уроках математики, каждой точке на числовой прямой ставилась в соответствии единственная координата (единственный адрес), то на уроках географии каждой точке на карте соответствуют уже два адреса, две координаты – долгота и широта.

  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место
  • система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы)
  • в экономике - разнообразные системы координат применяются для построения графика спроса и предложения.
  1. Географические координаты любого объекта на Земле состоят из двух частей: широты и долготы, именно в таком порядке.  

            Географическая широта — координата, которая определяет положение точки на земной поверхности относительно экватора.

Широта имеет значения от 0° до 90°. На нулевой широте находится линия экватора. Параллельные экватору линии широты называют параллелями. Те широты, что расположены выше экватора, называются северными, а те, что ниже, — южными. Полюса находятся на максимальной широте — 90°.

Порядок определения географической долготы

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определить полушарие, в котором расположен объект (Западное или Восточное).
  3. Определить 2 ближайших меридиана, между которыми расположен объект.
  4. Определить шаг измерения: из большего значения меридиана вычесть наименьшее.
  5. Делим расстояние между обозначенными меридианами на столько частей, сколько получилось в предыдущем вычислении.
  6. Определить меридиан, на котором расположен объект.

Географическая долгота — координата, определяющая положение точки на земной поверхности относительно Гринвичского (начального) меридиана.

Долгота имеет значения от 0° до 180°. Меридианы — линии долготы, перпендикулярные параллелям, которые проходят с севера на юг по поверхности Земли и сходятся в одну точку на её полюсах. Долгота может быть западной (от нулевого меридиана на запад до 180°) и восточной (от нулевого меридиана на восток до 180°).

Порядок определения географической долготы

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определить полушарие, в котором расположен объект (Западное или Восточное).
  3. Определить 2 ближайших меридиана, между которыми расположен объект.
  4. Определить шаг измерения: из большего значения меридиана вычесть наименьшее.
  5. Делим расстояние между обозначенными меридианами на столько частей, сколько получилось в предыдущем вычислении.
  6. Определить меридиан, на котором расположен объект.

Если решение о том, что широту логично измерять относительно экватора, далось людям легко, то договориться насчёт начального меридиана было несколько сложнее. Сначала картографы выбирали в качестве точки отсчёта те географические объекты, которые казались значительными лично им и находились в их родной стране. В итоге к концу XIX века существовало более 20 нулевых меридианов, что создавало проблемы для тех, кто читал карты.

Этому разнообразию положила конец Международная меридианная конференция, которая прошла в 1884 году. На ней собрались представители 25 стран и вместе определили нулевой меридиан, который стал общепринятым. Он проходит через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне, а потому так и называется — Гринвичским. На картах он выделен ярче, чем другие меридианы, как и экватор среди других параллелей.

 Экватор и нулевой меридиан

   

2. Измерение координат

Географические широта и долгота измеряются в градусах. Градусом широты называют 1/180 часть меридиана. Градусом долготы — 1/360 часть экватора. Для более точных измерений существуют более мелкие единицы: минуты и секунды. 1 минута равна 1/60 градуса, а 1 секунда — 1/60 минуты.

Обозначения единиц измерения:

градус — °,

минута — ′,

секунда — ″.

Примеры записи координат различных городов России:

Новосибирск — 55°01′ с. ш. 82°55′ в. д.,

Казань — 55°47′27″ с. ш. 49°06′52″ в. д.,

Екатеринбург — 56°50′ с. ш. 60°35′ в. д.

3.Методика работы с глобусом

Особым картографическим пособием является глобус. Это модель Земли. На нем земная поверхность изображается без искажений, выдерживается единый масштаб. Он используется наряду с картами, чтобы сформировать правильные представления о форме и величине географических объектов.
Глобус незаменим при изучении формы Земли, ее суточного и годового движения (для этого используется прибор с глобусом — теллурий), при изучении географических координат, при проведении измерений расстояний, для определения географического положения объектов и ознакомления с картографическими проекциями. По содержанию глобусы бывают физическими и политическими.

Глобус одно из наиболее важных наглядных географических пособий. Это модель земного шара, на которой в миниатюре изображены все главные черты его поверхности. Глядя на глобус, можно судить о форме Земли, о вращении ее вокруг оси, видеть угол наклона земной оси к плоскости орбиты. На глобусе можно производить различные измерения: расстояния, площади, можно определять направления по сторонам горизонта и т. д. Глобус находит применение и незаменим в трех случаях: в классных занятиях по географии, в кружковой работе и дома.
Объем работы с глобусом в классе определяется программой, и новая программа довольно сильно расширяет его, а также опытом и методическим мастерством учителя. В некоторых случаях применение глобуса абсолютно необходимо, например, при изучении многих тем в 5 и 6 классах. В других случаях им можно пользоваться при объяснении отдельных вопросов, которые с помощью глобуса иллюстрируются лучше, чем с помощью географической карты.

В современной общеобразовательной школе используются главным образом физические глобусы трех размеров: большие демонстративные глобусы – в масштабе 1:30 000 000, глобусы для индивидуальной работы на уроке в масштабе 1:50 000 000 и глобусы небольшие – в масштабе 1:83 000 000. Последние могут быть рекомендованы в качестве домашнего пособия. В школах используются также глобусы, поверхность которых окрашена в черный цвет, так называемые индукционные глобусы, предназначенные для изучения по ним элементов градусной сетки, географических координат и т.п.
В начальном курсе географии глобус применяется почти на всех уроках. На вводном уроке показывают материки и части суши, известные европейцам в разные исторические эпохи, маршруты выдающихся путешественников (Х.Колумб, Ф.Магелан и  др.). В теме «Карта – второй язык географии» с помощью глобуса удается более наглядно раскрыть относительно сложные для школьников понятия о форме и размерах Земли, о карте полушарий, о градусной сетке, о географических координатах.

Изучение этих понятий обычно сопровождается упражнениями с глобусами, размещенными на столах учащихся. По масштабу различают большой демонстрационный глобус 
(масштаб 1 : 30 млн) и малые ученические глобусы (масштабы 1: 50 млн и 1 : 83 млн).
Понятия «меридиан», «параллель», «полюс», «экватор», «широта», «долгота» и другие формируют путем упражнений с так называемым индукционным (черным) глобусом, имеющим черную поверхность. На такой глобус учащиеся мелом наносят нужные обозначения параллелей, меридианов и полюсов. Служат для изучения географических координат. Имеются также проекционные глобусы с градусной сеткой, сделанной из проволоки или стекла без сплошной поверхности. Служат для ознакомления с картографическими проекциями. 
Особенно полезен 
глобус при изучении начального курса географии, географии материков и стран.
Одним из приемов работы с географической картой является 
выработка 
пространственных и масштабных ориентиров. Учащиеся должны прочно усвоить местоположение наиболее важных объектов и желательно запомнить их размеры. Такими масштабными ориентирами могут служить протяженность Черного моря с запада на восток (1000 км), Каспия с севера на юг (1000 км), расстояние Минск—Москва (700 км), длина острова Сахалина (1000 м), длина Красного моря (2000 км) и др. Пространственные и масштабные ориентиры являются ориентирами для нахождения других объектов, определения их размеров, порядка величины, что дает возможность находить объекты на картах различного масштаба, различной тематики.

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его масштаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действительным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пунктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Глобусы также привлекают для изучения таких вопросов, как размещение вулканов на земной поверхности, Мировой океан и его части и др. Незаменим глобус и при изучении тепловых поясов Земли, различий в нагревании и освещении поверхности Земли в течение года. При изучении этих тем в школе, кроме обычных глобусов, используют теллурий, составной частью которого служит маленький глобус.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он находится в ориентированном положении. Обычно ось глобуса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33' к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Горизонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте - на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив северный конец его оси в Полюс мира. На всех других широтах обычный глобус не ориентируется.

Глобусы используются в 6 классе, 7 классе при изучении климата, географического положения материков, 8 классе при определении географического положения РФ, поясного времени, 9 и 10 классах при изучении географического положения стран, изучении международных связей.

Применение глобуса должно служить выработке у учащихся правильных пространственных представлений, связанных с шарообразной формой Земли. К изучению какой бы темы глобус не привлекался в качестве средства обучения и наглядного пособия, важно упражнение с ним сочетать с использованием разнообразных географических карт. Это требуется для преодоления методических недостатков карт, обусловленных их плоской формой и наличием картографических искажений. Например, при изучении тепловых поясов Земли в 6 классе нельзя обойтись одной лишь картой полушарий, необходимо также демонстрация поясов и на глобусе. 
В курсе «Материки и океаны» (7-8 классы)  глобус используют   при изучении таких общепланетарных явлений, как пассаты, природные зоны, климатические пояса. Глобус – главное наглядное пособие при изучении разномасштабности мировых карт и карт полушарий. Полезно привлекать глобус и при изучении вопросов географического положения материков и отдельных стран. 
В 9-10 классах  глобус используют реже. Но все же его целесообразно применять при изучении географического положения России, при объяснении особенностей географического положения государств, характеризующихся большой площадью территории.

Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной стороны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с другой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географических элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда приходится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении пространственных отношений.
Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга.
Уже самая первая встреча детей с глобусом в IV классе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус привлекается для того, чтобы облегчить формирование первого понятия о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе.
Особенности ориентирования на картах, как известно, отличаются от тех, какие имеются на планах. Основные направления на картах находят по линиям меридианов и параллелей. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляемой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наблюдателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирования на картах.
Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий видны значительные различия в отражении формы и сравнительных их размеров по причине сильных искажений рисунка на картах. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.
Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. Естественно, что учитель должен предусмотреть возможность неправильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус. Для того чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к горизонтальной плоскости сделать равным широте этого места. Так, например, в Москве, расположенной на 55°45' с. ш., угол наклона оси глобуса должен быть 55°45', а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вертикальное положение.

Ориентирование глобуса можно выполнить следующим образом. Установите глобус так, чтобы населенный пункт, где вы живете, был в зените, т. е. на самом верху. В таком положении подложите под основание глобуса какой-нибудь предмет, и ваш глобус будет ориентирован. Впрочем, подставку вы можете сделать заранее из треугольного бруска. Угол у основания этого бруска должен соответствовать разности величины угла наклона оси глобуса и значения широты вашего населенного пункта. Если, например, вы живете на широте Москвы, то разность составит примерно 11°(66°33' - 55°45').

Работая с глобусом, вы, наверное, убедились, что по нему трудно изучать континенты и моря Южного полушария. В самом деле, чтобы, например, изучить Антарктиду, а тем более определить координаты антарктических станций и других объектов, нужно перевернуть глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! Здесь рекомендуем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца. Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности должен быть примерно равен параллели 40°. Кольцевая подставка служит очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части. Она дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Поворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, в котором хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории моря и выполнять необходимые измерения.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят в соответствии с масштабом в действительное расстояние в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.

Очень удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое легко изготовить самим. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер которого точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых соответствует 1000 км. Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Для измерения расстояния между пунктами кольцо надевают на глобус и разворачивают так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта показывает расстояние между ними.

На второй половине окружности кольца можно нанести градусную шкалу от 0 до 90° в обе стороны. По этой шкале определяют географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта указывает его географическую широту. Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха. На этой полоске даются градусные деления интервала между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы - наоборот. Точность их определения зависит от масштаба. Большой глобус позволяет определять их с точностью до десятых долей градуса. Их можно отсчитать по нашей шкале на глаз.

  1. Легенды об изобретении системы координат.

Существует несколько легенд об изобретении системы координат, которая носит имя Декарта.

Легенда 1.

Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.

Легенда2.
Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть ее без промаха. И ... придумал, декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.

Легенда3.

Однажды в незнакомый город приехал молодой Декарт.

Его ужасно мучил голод. Стоял промозглый месяц март.

Решил к прохожей обратиться Декарт, пытаясь, дрожь унять:

Где тут гостиница, скажите? И дама стала объяснять:

– Идите до молочной лавки, потом до булочной, за ней

Цыганка продает булавки и яд для крыс и для мышей,

А дальше будут магазины, найдёте в них наверняка

Сыры, бисквиты, фрукты и разноцветные шелка…

Все объясненья эти слушал Декарт, от холода дрожа.

Ему хотелось очень кушать, но звонкий голос продолжал:

– За магазинами – аптека (аптекарь там – усатый швед),

И церковь, где в начале века венчался, кажется, мой дед…

Когда на миг умолкла дама, вдруг произнес ее слуга:

– Идите три квартала прямо и два направо. Вход с угла.

\

  1. КИМ

Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».

1 вариант

1.Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места это-

А) меридиан;

Б) географическая долгота;

В) географическая широта;

Г) экватор;

2. Какой бывает географическая широта (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;  

Б) западная и северная;

В) западная и восточная.

Г) южная и западная.

3. Что является началом отсчета географической долготы?

А) экватор;  

Б) нулевой меридиан;

В) северный полюс;

Г) южный полюс.

4. Точки земной поверхности находящиеся в северном полушарии имеют широту –

А)  южную;  

Б) западную;

В) восточную.

Г) северную.

5. Какую широту имеет экватор?

А) 900 с. ш.;  

Б) 0 0с.ш.

6. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор;

7. Может ли быть географическая долгота 1860?

А) Да;  

 Б) Нет?

8. Какое кругосветное путешествие короче?

А) по экватору;  

Б) 50 0 с.ш.;

В) 10 0 с.ш.;

Г)  70 0 с.ш.

9. Географическая широта изменяется…

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

10. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.

Б. Все меридианы.  

В. Все параллели и меридианы.

  1. вариант

1.Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места – это:

А) географическая широта;

Б) меридиан;

В) географическая долгота;

Г) азимут;

Д) параллель.

2. Какой бывает географическая долгота (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;  

Б) восточная и северная;

В) западная и восточная;

Г) южная и восточная.

3.Что является началом отсчета географической широты?

А) нулевой меридиан;  

Б) северный тропик;

В) экватор;

Г) южный полюс

4.  Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор.

5.Точки земной поверхности находящиеся в западном полушарии имеют долготу –

А)  южную;  

Б) восточную;

В) западную;

Г) северную.

6. Какую широту имеет северный полюс?

А) 900 с. ш.;

  Б) 0 0 с. ш.

7. Укажите, как можно совершить кругосветное путешествие? Двигаясь только:

А) все время на северо-восток;

Б) все время на северо-запад;

В) с севера на юг;

Г) с запада на восток;

Д) с северо-запада на юго-восток.

8. Может ли быть географическая широта 95 0 ?

А) Да;  

 Б) Нет?

9. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 600 меридиану, чем по 30 меридиану?

А) да;

 Б) нет?

10. Географическая долгота изменяется

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

Ключи:

1 вариант

2 Вариант

1.-Б

1-А

2-А

2-В

3-Б

3-В

4-Г

4-Г

5-Б

5-В

6-Г

6-А

7-Б

7-Г

8-Г

8-Б

9-А

9-Б

10-В

10-Б


Поделиться:

Серебряное копытце

Пока бьют часы

Снежная сказка

Городецкая роспись

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна