В исследовательской работе по теме «Графы в математике», я планирую познакомиться с историей теории графов, изучить основные понятия и виды графов, рассмотреть методы решения математических задач с помощью графов, что, по моему мнению, достаточно актуально для тех, кто любит решать логические задачи разной сложности, в том числе и олимпиадные.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 298.31 КБ | |
| 803.99 КБ |
Слайд 1
ТЕМА: Графы в математике Выполнила: ученица 10 класса Ткаченко Маргарита Руководитель: Алексеева Светлана ВалерьевнаСлайд 2
Цель работы: изучить метод графов и рассмотреть типы задач, решение которых требует применения теории графов., в том числе задач олимпиадного уровня
Слайд 3
Задачи: изучить основные понятия теории графов, виды графов и их основные свойства и характеристики ; проанализировать использование графов в решении задач по математике ; рассмотреть способы решения олимпиадных задач с помощью графов .
Слайд 4
Методы: работа с различными источниками информации; сбор , сравнение и систематизация материала; поиск , анализ и сравнение задач.
Слайд 5
Граф – это конечное множество точек – вершин, которые могут быть соединены линиями – ребрами. схемы авиалиний схема метро генеалогическое дерево схема городской телефонной сети структура алмаза схема
Слайд 6
степенью вершины Число ребер, которое принадлежит одной вершине, называется степенью вершин графа
Слайд 7
Свойства графов : Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить в той же вершине . 2. Граф с двумя нечетными вершинами тоже можно начертить одним росчерком. Движение нужно начинать от любой нечетной вершины, а заканчивать на другой нечетной вершине.
Слайд 8
Свойства графов : Граф с более чем двумя нечетными вершинами невозможно начертить одним росчерком . Число нечетных вершин графа всегда четное . 5. Если в графе имеются нечетные вершины, то наименьшее число росчерков, которыми можно нарисовать граф будет равно половине числа нечетных вершин этого графа.
Слайд 9
Типы задач, решаемых с помощью графов: Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком . Задачи о мостах. Задачи о колодцах. Задачи о "правильном" раскрашивании карт. Логические задачи. Задачи на рукопожатия. Задачи про города и дороги.
Слайд 10
Типы задач, решаемых с помощью графов: Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком .
Слайд 11
Решаем олимпиадные задачи: Задача 1. ( Всероссийская олимпиада по математике, 2007, 8 класс ) В классе учится 15 мальчиков и 15 девочек. В день 8 Марта некоторые мальчики позвонили некоторым девочкам и поздравили их с праздником (никакой мальчик не звонил одной и той же девочке дважды). Оказалось, что детей можно единственным образом разбить на 15 пар так, чтобы в каждой паре оказались мальчик с девочкой, которой он звонил. Какое наибольшее число звонков могло быть сделано?
Слайд 12
Решаем олимпиадные задачи: Задача 2. ( олимпиада «Турнир городов», 2013/2014, весенний тур, 8 – 9 класс) Из кубиков 1×1×1 склеен куб 3×3×3. Какое наибольшее количество кубиков можно из него выкинуть, чтобы осталась фигура с такими двумя свойствами: - со стороны каждой грани исходного куба фигура выглядит как квадрат 3×3 (глядя перпендикулярно этой грани, мы не увидим просвета – видны 9 кубиков фигуры); - переходя в фигуре от кубика к кубику через их общую грань, можно от каждого кубика добраться до любого другого?
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Чапланово
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Графы в математике»
Автор: Ткаченко Маргарита Алексеевна
ученица 10 класса
Научный руководитель:
Алексеева Светлана Валерьевна, учитель математики и информатики МАОУ СОШ с.Чапланово
г. Холмск, 2021
Оглавление
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Теория графов. Основные понятия. 5
1.4. Типы задач, решаемых с помощью графов 10
1.4.1. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком. 10
1.4.5. Задачи на рукопожатиях. 12
1.4.6. Примеры олимпиадных задач с помощью графов. 13
«В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления…»
Е. И. Игнатьев
При подготовке к математическим олимпиадам и просто при решении задач мы часто сталкиваемся с проблемой, каким методом решить задачу. Хочется найти такой метод, чтоб он был интересен, и с помощью него можно было бы решать большой круг задач.
На одной из подготовок к олимпиаде по математике, при решении задач нам были рассмотрены два способа ее решения. Один был табличный, а другой – графический. Графический способ содержал в себе метод, основанный на теории графов. Этот метод мне показался интересным и увлекательным. И я решила поближе его изучить и поделиться с этим с одноклассниками.
В исследовательской работе по теме «Графы в математике», я планирую познакомиться с историей теории графов, изучить основные понятия и виды графов, рассмотреть методы решения математических задач с помощью графов, что, по моему мнению, достаточно актуально для тех, кто любит решать логические задачи разной сложности, в том числе и олимпиадные.
Объект исследования: типы математических задач, решаемые с применением метода графов.
Предмет исследования: раздел математики «Теория графов».
Гипотеза. Мы предполагаем, что изучение теории графов может помочь учащимся решать логические задачи по математике определённого типа, что в свою очередь определит их дальнейшие интересы.
Цель исследовательской работы: изучить метод графов и рассмотреть типы задач, решение которых требует применения теории графов, включая задачи повышенной трудности.
Цель определила следующие задачи:
В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как:
1) Работа с различными источниками информации.
2) Описание, сбор, систематизация материала.
3) Анализ и сравнение задач.
Теория графов – наука сравнительно молодая.
Родоначальником теории графов считается Леонард Эйлер. В 1736 году в одном из своих писем он формулирует и предлагает решение задачи о семи кёнигсбергских мостах, ставшей впоследствии одной из классических задач теории графов.
В дальнейшем над графами работали Юлиус Кениг (1774-1833), Уи́льям Ро́уэн Гамильтон (1805-1865), из современных математиков – Клод Берж (1926-2002), Ойстин Оре (1899-1968), Александр Александрович Зыков (1922-2013).
Термин «граф» впервые ввел в 1936 году венгерский математик Денеш Кениг (1884-1944), назвав графами схемы, состоящие из множества точек и связывающих эти точки отрезков прямых и кривых. 
Широкое развитие теория графов получила с 50-х годов 20 века в связи со становлением кибернетики и развитием вычислительной техники.
До конца XIX в. графы применялись лишь при решении некоторых занимательных задач и не привлекали серьёзного внимания. Однако с начала XX в. теория графов оформилась в виде самостоятельной математической дисциплины, находящей в настоящее время широкое применение в автоматике, телемеханике, кибернетике, электронике, физике, биологии, и других областях науки.
В качестве наглядных примеров графов могут выступать чертежи многоугольников, электросхемы, схематичное изображение авиалиний, метро, дорог генеалогическое дерево и т.п.

структура алмаза схема городской телефонной сети

генеалогическое дерево схема метро схемы авиалиний
Рис. 2 Примеры графов
В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение. Мы же обсудим только самые основные понятия, свойства графов и некоторые способы решения задач.
В математике определение графа дается следующим образом:
Граф – это конечное множество точек – вершин, которые могут быть соединены линиями – ребрами.

Рис. 4

Рис. 5 Рис. 6

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13
Два ребра называются смежными, если они выходят из одной вершины (рис. 16).
Два ребра называются кратными, если они соединяют одну и ту же пару вершин (рис. 17).

Ребро называется петлей, если его концы совпадают (рис. 18). 
Степени вершин
Число ребер, которое принадлежит одной вершине, называется степенью вершины графа. Если степень вершины нечетное число, вершина называется – нечетной. Если степень вершины число четное, то и вершина называется четной (рис. 19).

Рис. 19
Вершина называется изолированной, если она не является концом ни для одного ребра. Вершина называется висячей, если из неё выходит ровно одно ребро (рис. 20).

Имея даже общие представления о графе, иногда можно судить о степенях его вершин. Так, степень каждой вершины полного графа на единицу меньше числа его вершин. При этом некоторые закономерности, связанные со степенями вершин, присущи не только полным графам.
1. Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком (т.е. не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии) начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить в той же вершине.
2. Граф с двумя нечетными вершинами тоже можно начертить одним росчерком. Движение нужно начинать от любой нечетной вершины, а заканчивать на другой нечетной вершине.
3. Граф с более чем двумя нечетными вершинами невозможно начертить одним росчерком.
4. Число нечетных вершин графа всегда четное.
5. Если в графе имеются нечетные вершины, то наименьшее число росчерков, которыми можно нарисовать граф будет равно половине числа нечетных вершин этого графа.
Выделяют несколько типов задач решаемых с помощью графа:
Рассмотрим эти задачи и способы их решения.
Задачи на проведение эйлеровых линий, т.е. задачи о воспроизведении изображённых линий без повторений и без отрыва карандаша от бумаги, являются излюбленной темой математических развлечений олимпиад. Фигуры, которые можно будет вычертить одним росчерком называются – Эйлеровыми графами. Для решения задач данного типа следует пользоваться свойствами графа.
Рассмотрим рисунок 21:
Задача о Кенигсбергских мостах:
К XVIII в. через реку Прегель, протекавшую по городу Кенигсберг (Сегодня Калининград), было построено 7 мостов, которые связывали её берега с двумя островами, расположенными в черте города. Однажды один из жителей города спросил у своего соседа, сможет ли он пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к тому месту, откуда начал прогулку. Многие горожане заинтересовались этой задачей, однако придумать решение никто не смог. Однажды этой задачей заинтересовался Леонард Эйлер.
В ходе решения этой задачи Эйлер установил четыре свойства графа указанные в пункте 1.4. Он доказал, что нельзя пройти по всем мостам один раз и закончить путь там, где он был начат, поскольку число нечётных вершин графа равно четырём, то такой граф нельзя начертить одним росчерком пера.

В задаче о семи кенигсбергских мостах все четыре вершины соответствующего графа нечетные, т.е. нельзя пройти по всем мостам один раз и закончить путь там, где он был начат. 
Основой применения графов для решения логических задач служит выявление и последовательное исключение возможностей, заданных в условии. Это выявление логических возможностей часто может быть истолковано с помощью построения и рассмотрения соответствующих графов.
При решении мы будем выделять группы объектов и элементы к ним относящиеся – вершины графа, далее из условия задачи устанавливаем между ними отношения – ребрами графа.
Задача
Аркадий, Борис. Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано?
Решение:
Точки А, Б, В, Г, Д называются вершинами графа, а отрезки линий, соединяющие эти точки — ребрами графа. В задаче необходимо подсчитать число ребер графа, изображенного на рисунке 24. Это число и будет равно количеству совершенных рукопожатий между пятью молодыми людьми. Их 10.
Лемма о рукопожатиях
В любом графе сумма степеней всех вершин равна удвоенному числу ребер.
Из леммы о рукопожатиях вытекает следующий факт:
В любом графе число вершин нечетной степени четно.
Задача 1.
Задача 2.
Проведенный анализ литературы показал, что графы – замечательные математические объекты, с их помощью можно решать очень много различных, внешне не похожих друг на друга задач. В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение. Я же рассмотрела только самые основные понятия, свойства графов и некоторые способы решения задач.
А так же, я привела примеры решения олимпиадных задач, решаемых с помощью графов, и убедилась, что знание простейших свойств графов может помочь учащимся без особого труда решать логические задачи по математике.
Теория графов в школьном курсе математики не рассматривается, но широко применяется при решении олимпиадных задач.
В дальнейшем я планирую глубже изучить теорию графов и рассмотреть задачи по информатике решаемые при помощи графов.

Снежный всадник

Лист Мёбиуса

Твёрдое - мягкое

Снег своими руками

Ребята и утята