• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

цветопись в "Белые ночи" Ф.М. Достоевского

Опубликовано Татьяна Михайловна Хасанова вкл 22.01.2025 - 9:40
Татьяна Михайловна Хасанова
Автор: 
Горбунова Александра

цветопись в "Белые ночи" ф.М. Достоевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoevskiy.pptx169.86 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Цветопись в повести «Белые ночи» Ф.М. Достоевского МАОУ « Талецкая СОШ»

Слайд 2

Актуальность исследования: • психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета; • рассмотрение повести в этом направлении может способствовать повышенному интересу к творчеству Ф.М. Достоевского. • творчество писателя изучается в школе. Цель исследования: провести анализ цветовой символики в повести Достоевского «Белые ночи», определить ее влияние на внутреннее состояние героев.

Слайд 3

• проследить, как по мере развития действия в повести происходит изменение цветового фона(психологическое изменение); • выполнить текстовый анализ повести «Белые ночи»; • методом сплошной выборки выявить, систематизировать и классифицировать языковой материал; • раскрыть особенности символики цвета в повести Достоевского; • показать соотношение между цветом и внутренним миром героя. Задачи:

Слайд 4

Практическая значимость: материалы могут быть использованы учителем и учениками как на уроках литературы при углубленном изучении произведения, написании реферата, так и на элективных курсах по предмету, при подготовке к олимпиаде. Гипотеза: для Достоевского цвет был необходим, чтобы показать среду обитания героя, благодаря которому раскрывается его внутренний мир. Методы и приемы исследования : описательный, сравнительный анализ, метод математической статистики, а также сопоставление цветовых ассоциаций.

Слайд 5

Цветовая символика первой ночи С помощью цветовой гаммы в первой части Достоевский мастерски сумел показать мир героя. Гнетущее звучание приобретает «жёлтый» цвет, видимо, потому, что в первой части романа его синоним – «жёлчный». Этот цвет писатель использует для описания внутреннего состояния героев , в данной ситуации он имеет дополнительный смысл – злой, горький. Но уже здесь видно: «мечтатель» сам, не осознавая того, пытается выбраться из этого однообразного мира. Можно сделать вывод, что именно цвет является главным слагаемым для получения полной картины как города, так и героя.

Слайд 6

Цветовая символика второй ночи Во вторую ночь писатель знакомит нас с историей героев. По-прежнему преобладает желто-коричневая и черно- серая цветовая гамма, однако уже фантастический «розовый луч» заглядывает в его комнату, солнце «светит иным, особенным светом». Город, залитый лучами солнца, – любимый образ Достоевского, но это именно «озарения» Петербурга: «солнце у нас такой редкий гость». Преобладающая цветовая гамма, сопровождающая историю Настеньки, – красная.

Слайд 7

Цветовая символика третьей ночи Дождливый без просвета день - обычное состояние петербургской природы, придает городу соответственное настроение и передает мрачные, «темные ощущения» героя. Третья ночь очень динамична по своему развитию. На протяжении второй и третьей ночи видно бурное развитие действия , они буквально пестрят красками : ЖЕЛТЫЙ-ПРОЗРАЧНЫЙ-ЗЕЛЕЫЙ-КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ-БЛЕДНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ-ЧЕРНЫЙ–РОЗОВЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ-КРАСНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ.

Слайд 8

Цветовая символика четвертой ночи Удивительное по своей глубине цветовое решение можно обнаружить в этой главе. Здесь наблюдается редкое сочетание голубого и желтого цвета. Голубой цвет подает надежду «мечтателю», но эта надежда непременно должна исчезнуть, на что указывает «желтое облако», несущее разлуку. Сочетание синего и желтого цвета в психологическом значении цветовых комбинаций психологи расценивают как эмоциональную зависимость.

Слайд 9

Цветовая символика утра В части «Утро» основными являются четыре цвета: ЧЕРНЫЙ- ЖЕЛТЫЙ-ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ. Черный – боль, желтый – грусть; черный – тоска, белый – возрождение. События в этой главе развиваются очень стремительно. В конце концов, мир для героя становится белым и чистым, полностью уничтожая черноту в душе «мечтателя». Хочется верить, что мечтатель сможет найти в себе силы и начнет новую жизнь, жить и общаться в реальном мире и с реальными людьми.

Слайд 10

Использование определённых цветов в повести «Белые ночи» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию , помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Как истинно тонкий психолог Достоевский сумел с помощью цвета показать и передать читателям атмосферу повести. Следовательно, цвет является главным слагаемым для получения полного понимания книги.

Слайд 11

На основании полученных данных установлено, что в произведении «Белые ночи» Ф.М. Достоевского лидирующее место занимает черно-желтая цветовая гамма . Белый, розовый, красный, зеленый и голубой встречаются реже и составляют меньшинство.

Слайд 12

по мере развития действия происходит изменение цветового фона, который отражает психологические изменения в герое; произведен текстовый анализ повести «Белые ночи»; методом сплошной выборки составлена картотека, материал систематизирован и классифицирован; определены особенности цветовой символики; выявлена связь между символическим значением цвета и внутренним миром героя; выявлена связь между символическим значением цвета и особенностью композиции романа. В процессе исследования получены следующие результаты:

Слайд 13

На основании вышеизложенного можно предположить, что использование цвета в повести не должно рассматриваться как случайное или малозначащее явление, оно является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций . Цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя. Гипотеза о том, что цветовая гамма в повести связана с психологическим состоянием героя, подтверждена. Предположение, что для Достоевского цвет был необходим, является верным.

Слайд 14

продолжить изучение цветосимволик в творчестве Ф.М.Достоевского ; провести сопоставительный анализ цветовой символики повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» (раннее творчество) и романа «Преступление и наказание». Перспективы дальнейшего исследования:

Поделиться:

Калитка в сад

Иван Васильевич меняет профессию

Спасибо тебе, дедушка!

Как нарисовать портрет?

Есть в осени первоначальной...