В условиях глобализации международные образовательные программы обмена студентами играют ключевую роль в развитии человеческого капитала, формировании межкультурной компетентности и повышении конкурентоспособности выпускников российских вузов. Данный проект направлен на всесторонний анализ текущего состояния, перспектив развития и влияния международных образовательных программ обмена студентами, реализуемых в российских университетах, на формирование профессиональных навыков и личностных качеств, востребованных на международном рынке труда.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.7 КБ |
![]() | 36.71 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №196
ПРОЕКТ
на тему
«Международные образовательные программы обмена студентами в России»
Выполнил: Стуликова Диана Алексеевна, ученица 11 «Б» класса Руководитель: Кузнецова Юлия Александровна, учитель английского языка |
г. Новосибирск
2024 г.
Содержание…………………………………………………………………...2 |
Введение……………………………………………………………………....3 |
Актуальность международных программ обмена студентами в России…5 |
Обзор предоставленных университетом НГУ программ………………….7 |
Преимущества участия в международных программах обмена…………..9 |
Недостатки участия в международных программах обмена……………..12 |
Рекомендации по повышению информированности о программах обмена………………………………………………………………………...15 |
Заключение……………………………………………………………...……18 |
Список литературы…………………………………………………………..21 |
В последние годы международные программы обмена студентами становятся все более актуальными и востребованными в России. С учетом глобализации образования и стремления к интеграции в международное образовательное пространство, такие программы открывают перед студентами уникальные возможности для получения знаний, практического опыта и культурного обмена. В 2023/2024 учебном году наблюдается значительное увеличение числа программ, предлагаемых как российскими, так и зарубежными учебными заведениями. Это создает новые горизонты для студентов, желающих расширить свои академические и профессиональные перспективы.
Актуальность данной работы обусловлена не только растущим интересом к международным программам обмена, но и недостаточной информированностью студентов о существующих возможностях. Многие молодые люди не осознают, какие преимущества могут быть получены от участия в таких программах, и как они могут повлиять на их карьерные перспективы и личностное развитие. В условиях современного мира, где международное сотрудничество и межкультурная коммуникация становятся важными аспектами профессиональной деятельности, знание о возможностях, предоставляемых программами обмена, является необходимым для успешной адаптации студентов на рынке труда.
В рамках данной работы будет проведен обзор международной программы обмена для студентов в России, представленной университетом НГУ. Эта программа предоставляет студентам возможность не только получить теоретические знания, но и практический опыт в различных областях, что является важным аспектом подготовки будущих специалистов. Проживание и питание, покрываемые в рамках программы, делают ее доступной для более широкого круга студентов, что также подчеркивает значимость таких инициатив.
Кроме того, работа будет посвящена анализу преимуществ и недостатков участия в международных программах обмена. Участие в таких программах может значительно обогатить образовательный опыт студентов, способствуя развитию их языковых навыков, межкультурной компетенции и профессиональных навыков. Однако, наряду с преимуществами, существуют и определенные недостатки, такие как возможные трудности с адаптацией в новой культурной среде, финансовые затраты и необходимость преодоления языкового барьера.
В заключении, работа предложит рекомендации по повышению информированности студентов о доступных международных программах обмена. Это может включать в себя создание информационных ресурсов, проведение семинаров и встреч с выпускниками, прошедшими через программы обмена, а также активное использование социальных сетей и других платформ для распространения информации. Таким образом, данное исследование не только осветит существующие международные программы обмена, но и предложит пути для их популяризации среди студентов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию образовательной среды в России и укреплению международных связей.
Международные программы обмена студентами в России претерпели значительные изменения за последние годы. После событий 2022 года многие международные программы обмена студентами прекратили сотрудничество с Россией. В 2023 году эти программы становятся более доступными и разнообразными, что отвечает растущему интересу к образованию за границей со стороны российских студентов.
Собственные требования к участию в программах определяются каждым университетом. Студенты могут быть как бакалаврами, так и аспирантами, что позволяет самым разным группам молодежи принимать участие в международных обменах. Это расширение аудитории подтверждается на практике: в 2017 году около 2200 россиян участвовали в программе Эразмус, одной из самых известных международных программ обмена, что указывает на её популярность.
По данным на 2023/2024 учебный год, наблюдается рост числа заявок на программы обмена, в частности, это явным образом видно в Высшей школе экономики (ВШЭ), где студенты могут выбирать из 17 зарубежных партнеров. Такой выбор позволяет находить программу, наиболее подходящую под индивидуальные учебные и карьерные цели. Кроме того, увеличивающееся число иностранных студентов в России также свидетельствует о том, что страны привлекают внимание как места для образования, что создает взаимный интерес и обмен опытом между культурами.
Не менее важным аспектом является то, что программы обмена позволяют студентам не только получить академические знания, но и погрузиться в другую культуру, улучшить языковые навыки и наладить полезные международные связи. Многие участники программ отмечают, что подобный опыт меняет их восприятие мира и расширяет горизонты.
Участие в международных программах обмена становится всё более актуальным и в условиях глобализации, когда молодые люди стремятся к транснациональному опыту. Для университетов же такие инициативы могут служить показателем их конкурентоспособности и привлекательности на мировом образовательном рынке. Важно отметить, что в условиях текущих экономических и политических реалий, программы обмена также могут представлять собой площадку для преподавания международного сотрудничества и налаживания дипломатических отношений через образование.
Таким образом, перспективы для международных программ обмена студентов в России выглядят многообещающе, и они становятся важной частью образовательной экосистемы страны. Продолжение развития и оптимизация этих программ повлияют не только на качество образования, но и на увеличение возможностей для студентов в будущем.
Разновидности программ обмена
Международный студенческий обмен – относительно новое явление. Но оно уже приняло глобальный характер и продолжает завоевывать страны по всему земному шару. Все больше государств понимают важность международного взаимодействия. Сейчас у студентов есть возможность учиться в разных уголках планеты. В настоящий момент большой популярностью пользуются страны: США, Европы, Латинской Америки, Азии.
С течением времени программы обмена для студентов делились на различные группы в зависимости от того, что нужно учащимся. И в настоящее время есть такие варианты:
- Программы обмена между ВУЗами. Включают в себя обучение в иностранном колледже в течение определенного промежутка времени. Чаще всего это семестр или целый учебный год. В некоторых программах студент может выбрать период времени от нескольких месяцев до двух лет. Также бывают случаи, когда время уже определено организаторами, и молодым людям придется выбирать варианты с наиболее подходящим для них временем.
- Работа. Самый яркий пример программы обмена для студентов, где можно заработать – work and travel. Действует она в летнее время. Длительность примерно 4 месяца. Может возникнуть вопрос: почему эту программу причисляют к студенческому обмену? На самом деле принимать участие имеют право только студенты-очники. Те, кто не является студентом или является студентом заочником, к сожалению, принять участие не смогут. В этой программе студенты получают возможность работать в сфере обслуживания, после чего отправиться в путешествие по Америке. Получаются замечательные каникулы. Некоторые предпочитают отказаться от путешествия в пользу работы, либо поехать домой.
- Au-pair. Эта программа приобрела колоссальную популярность в последнее время. Принять участие могут только девушки. Им предстоит оказаться в роли няни в принимающей семье. Взамен будет оплачено обучение девушки в колледже. Искать принимающие семьи можно самостоятельно, для этого есть специальные сайты. Либо семью найдет агентство, но это может длиться долго.
- Языковые курсы. Этот пункт тоже можно сюда добавить, поскольку многие организации по международному обмену также оказывают услуги по подбору языковых курсов. Это очень популярный способ за короткое время существенно повысить свои навыки владения иностранным языком. Полное погружение в языковую среду не может не дать результаты даже в случае с самыми ленивыми учащимися (хотя такие люди редко принимают участие в подобных программах). В этом случае длительность обучения выбирает сам участник. Она может длиться от двух недель до года или двух лет. Бывают также летние и зимние языковые курсы
Участие в международных программах обмена студентами в России открывает множество преимуществ, которые могут оказать значительное воздействие на личное и профессиональное развитие участников. Одним из самых ощутимых плюсов является знакомство с другими культурами. Студенты, принимающие участие в программах обмена, имеют уникальную возможность взаимодействовать с людьми из разных стран, что способствует расширению их кругозора и понимания мировой многообразности.
Следующим важным аспектом является улучшение карьерных возможностей. Опыт учебы за границей часто рассматривается работодателями как признак целеустремленности и готовности к новым вызовам. Участники программ обмена могут выделяться на фоне своих сверстников благодаря наличию международного опыта, что делает их резюме более привлекательным. Кроме того, получение кредитов за границей, которые затем засчитываются в родном вузе, значительно упрощает учебный процесс и позволяет быстрее продвигаться по образовательной траектории.
Не менее важным является и улучшение языковых навыков. Погружение в языковую среду дает возможность студентам практиковать язык в реальных ситуациях, что, безусловно, способствует более глубокому и качественному освоению иностранного языка. Этот навык становится особенно ценным в условиях глобализации, когда знание нескольких языков открывает новые горизонты в профессиональной сфере.
Участие в программах обмена также способствует развитию самостоятельности и ответственности. Студенты, которыe проводят время в новой стране, часто сталкиваются с необходимостью решать различные текущие задачи самостоятельно: от поиска жилья и организации своего бюджета до адаптации к новым учебным условиям. Этот опыт может существенно повысить уровень уверенности в себе и научить полезным жизненным навыкам.
Опыт международного сотрудничества, полученный через участие в командах и проектах с зарубежными студентами, также обладает высокой ценностью. Это способствует развитию навыков межкультурной коммуникации и улучшает способность к адаптации в многонациональных коллективах, что является важным аспектом в современном мире. Студенты учатся работать в командах, состоящих из представителей различных культур, что в свою очередь углубляет их понимание глобальных проблем и повышает личные компетенции.
К тому же, программы обмена зачастую открывают доступ к образовательным учреждениям с высоким качеством обучения и инновационными подходами к образованию. Студенты получают шанс пройти курсы у лучших преподавателей, что может существенно повысить качество их образования и подготовить к динамичным требованиям будущей профессии. Необъятные перспективы, открывающиеся перед участниками программ обмена, способны кардинально изменить их представление о карьере и дальнейшем обучении, задавая новый вектор для развития и самореализации.
В целом, преимущества участия в международных программах обмена являются многообразными и значительными, внося вклад не только в личностный рост студентов, но и в формирование их будущей карьеры. Это уникальная возможность перейти на новый уровень как в образовательной деятельности, так и в общественной жизни, укрепляя связи с миром и расширяя горизонты.
Участие в международных программах обмена студентами предоставляет уникальные возможности, однако оно также связано с рядом серьезных недостатков. Одним из главных препятствий становится высокая стоимость обучения за границей. Расходы на проживание, питание, транспорт и обучение могут оказаться неподъемными для многих студентов, что часто делает участие в таких программах недоступным. В некоторых случаях эти расходы значительно превышают сумму, с которой студенты рассчитывали работать во время учебы.
Краткосрочные форматы программ обмена, которые обычно длительностью 1-2 месяца, могут не обеспечить студентам возможность глубоко изучить материалы курсов. Так, многие участники отмечают, что такой промежуток времени недостаточен для полноценного понимания учебных дисциплин и адаптации к новым образовательным стандартам. Это, в свою очередь, может привести к дополнительным стрессовым ситуациям, когда студенты вынуждены догонять упущенный материал после возвращения на родину.
Социальная адаптация тоже является сложным аспектом. Длительное нахождение в чужой стране может вызвать острые эмоциональные реакции, такие как одиночество и тоска по дому. Это ощущение ослабляется лишь в случае налаживания непринуждённых отношений с местными студентами и группами единомышленников. Однако языковые барьеры и культурные различия могут в корне затруднить этот процесс. Студенты могут столкнуться с непониманием и предвзятым отношением со стороны местных жителей, что негативно скажется на их психологическом состоянии.
Кроме того, многие программы обмена не обеспечивают студентам полноценной интеграции в образовательный процесс. Некоторые участники обозначают, что, находясь на учебе в другой стране, они не рассматриваются как полноценные студенты университета, что ограничивает их возможности по участию в жизни учебного заведения. Это приводит к ощущению изолированности и снижает возможности для налаживания новых связей.
Программы обмена иногда не учитывают реальные потребности студентов, предлагая стандартные направления обучения, которые могут не соответствовать индивидуальным образовательным целям. Это создает риск участия в курсах, неинтересных и неполезных для конкретного студента. Множество учащихся говорят о разочаровании из-за недостатка разнообразия и ограничения по выбору, что подрывает их мотивацию.
Сложности, связанные с культурной адаптацией, взаимопониманием и языковыми барьерами, имеют значительное влияние на готовность студентов участвовать в международных обменах. Преодоление этих барьеров требует времени и усилий, а также поддержки со стороны учебных учреждений, что может быть проблематичным в условиях ограниченного времени стажировки.
Таким образом, недостатки участия в международных программах обмена представляют собой важные аспекты, требующие внимательного рассмотрения. Это поможет выявить возможные решения, которые могут улучшить общее качество таких программ и увеличить их доступность для студентов. Разработка методов поддержки студентов в преодолении возникающих трудностей, возможно, станет первоочередной задачей для организаторов этих программ, что в конечном итоге будет способствовать развитию образования и культурного обмена в будущем.
Повышение информированности о международных программах обмена студентами в России требует системного подхода, включающего несколько ключевых аспектов. В первую очередь, необходимо активизировать информационную работу в высших учебных заведениях. Учебные заведения должны делать акцент на предоставление студенческой аудитории подробной информации о доступных программах, включая участие, требования и сроки. Специальные встречи, семинары и дни открытых дверей будут способствовать решению этой задачи и позволят студентам задавать вопросы напрямую.
Важной составляющей является использование современных онлайн-ресурсов. Создание и поддержание актуальных веб-сайтов, страниц в социальных сетях и блогов позволяет студентам находить необходимую информацию, обсуждать свои вопросы и делиться опытом участия в программах обмена. Эта форма взаимодействия не только удобна, но и эффективна в плане охвата целевой аудитории.
Сотрудничество с организациями, занимающимися вопросами международной мобильности, также играет центральную роль в повышении информированности. Такие организации могут предоставить информацию о разных возможностях для студентов, включая программы и финансирование. Необходимость в поддержке со стороны грамотных и опытных специалистов в данной области нельзя недооценивать, поскольку они могут помочь в разъяснении вопросов, касающихся требований для участия и подготовки к международным поездкам.
Образовательные мероприятия, такие как выставки и ярмарки образования, становятся эффективной платформой для представления программ обмена. Привлечение студентов-выпускников, которые уже прошли такие программы, может значительно повысить интерес к участию, так как личные отзывы о положительных аспектах позволяют снять множество сомнений.
Финансовые аспекты программ обмена также требуют тщательного освещения. Многие студенты могут быть не уверены в том, как покрывать расходы на обучение, проживание и питание, и это может останавливать их от участия. Поэтому информирование о том, что существуют бесплатные программы или возможности получения грантов, поможет студентам обрести уверенность.
Стимулирование языковой подготовки - это еще один шаг к увеличению интереса к программам обмена. Знание иностранного языка становится почти обязательным требованием для участия в большинстве программ, и предоставление возможности для изучения языков внутри учебного заведения является важным аспектом подготовки студентов к международной мобильности. Курсы, тренинги и специальные учебные модули могут существенно повысить уровень языковой подготовки студентов.
Наконец, важно акцентировать внимание на преимуществах, которые студенты могут получить, участвуя в международных программах обмена. Улучшение языковых навыков, обретение практического опыта за границей, развитие кругозора и положительное влияние на карьеру — это лишь некоторые из выгод, которые могут мотивировать молодежь участвовать в таких инициативах. Убедительная информация о преимуществах сможет увеличить общий интерес и желание студентов к международным программам и возможностям.
Итак, рассмотренные подходы и стратегии окажут влияние на уровень осведомленности студентов о международных программах обмена в России и будут способствовать повышению их вовлеченности. Комплексное применение различных методов, начиная от информационных встреч и заканчивая поддержкой со стороны организаций, существенно упростит студентам процесс выбора и участия в программах обмена.
В заключение данной работы можно подвести итоги, касающиеся актуальности и значимости международных программ обмена студентами в России, а также выявить ключевые аспекты, которые были рассмотрены в ходе исследования. В последние годы наблюдается заметный рост интереса к таким программам, что связано с глобализацией образования и необходимостью подготовки специалистов, способных работать в международной среде. В 2023/2024 учебном году открываются новые возможности для студентов, что подчеркивает важность и актуальность данной темы.
Обзор существующих международных программ обмена показал, что в России имеется множество инициатив, направленных на расширение образовательных горизонтов студентов. Это не только способствует углублению знаний, но и позволяет студентам развивать профессиональные навыки, которые будут востребованы на рынке труда. Проживание и питание, покрываемые в рамках таких программ, делают их более доступными для студентов, что является важным фактором, способствующим участию в международных обменах.
Анализ преимуществ участия в международных программах обмена выявил множество положительных аспектов. Во-первых, это возможность изучения иностранных языков, что является неотъемлемой частью успешной карьеры в современном мире. Во-вторых, студенты получают шанс погрузиться в другую культуру, что способствует развитию межкультурной компетенции и расширению кругозора. В-третьих, участие в таких программах может значительно повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, так как работодатели ценят опыт международного общения и работы в многонациональных командах.
Однако, несмотря на все преимущества, существуют и определенные недостатки участия в международных программах обмена. Одним из основных факторов, сдерживающих студентов от участия, является недостаточная информированность о существующих возможностях. В ходе комплексного анализа результатов анкетирования студентов было выявлено, что многие из них не знают о доступных программах или не понимают, как ими воспользоваться. Это подчеркивает необходимость активного информирования студентов о существующих возможностях, а также о преимуществах, которые они могут получить, участвуя в международных обменах.
Таким образом, международные программы обмена студентами в России представляют собой важный инструмент для подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях глобализации. Участие в таких программах открывает перед студентами новые горизонты, способствует развитию их профессиональных и личных качеств. Однако для того, чтобы максимизировать участие студентов в этих программах, необходимо активно работать над повышением информированности о существующих возможностях и преимуществах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию образовательной среды в стране и укреплению международных связей. Важно, чтобы как образовательные учреждения, так и студенты осознали значимость международного обмена как неотъемлемой части современного образования, что позволит России занять достойное место в глобальной образовательной системе.
1. Спрос россиян на зарубежное образование вырос в 2023 году... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
2. Учеба по обмену — программы для студентов и школьников [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
3. Какие из российских вузов — самые активные в студенческих... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
4. Все о программах обмена для школьников и студентов... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
5. Учеба по обмену 2022-2023: доступные страны для россиян [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
6. Старт конкурса на программы обмена в весеннем семестре... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
7. Программы международного обмена [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
8. Академическая мобильность РУТ (МИИТ) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
9. Учеба за границей по обмену — программы, стоимость... | Дзен [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
10. Программы студенческого обмена в УрФУ [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
11. Международный академический обмен студентами: популярная... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
12. Пять главных преимуществ программы по обмену | British Council [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
13. Академическая мобильность: что это такое, зачем нужно, где... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
14. Школьные международные обмены: плюсы и минусы | Плюсы... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
15. Учеба по обмену — все «за» и «против» — Учительская газета [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
16. Глазами студента: подводные камни программ по обмену... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
17. Международные программы обмена студентами в России... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
18. Образование без границ: эразмус глазами участников... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
19. Оценка готовности студентов неязыковых вузов... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
20. Результаты анкетирования студентов [Электронный ресурс] // - Режим доступа: #1088;езультаты анкетирования студентов , свободный. - Загл. с экрана
21. Будучи студентом по обмену ты проживаешь другую маленькую... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
22. Как я училась по обмену в турецком Университете Абдуллы Гюля [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
23. История девушки, которая уехала учиться в Индию по обмену... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
24. Как поехать по обмену в Индонезию и что там делать технарям... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
25. Учёба по обмену для студентов: всё, что вам нужно знать... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
26. Информационно-познавательный проект " Студенты по обмену..." [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
27. Влияние программ международного обмена студентами... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
28. Международный студенческий обмен: что нужно о нем знать?... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
29. Обучение по обмену. Что нужно знать для обучения за границей... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана
Российский университет дружбы народов (РУДН)
РУДН считается самым международным университетом России, здесь учатся студенты из 160 стран мира. Вуз также является российским лидером по количеству и качеству программ международного студенческого обмена, стажировок, научных коллабораций и программ двойных дипломов.
РУДН имеет 250 соглашений о партнерстве с университетами следующих стран:
Всего РУДН реализует 176 совместных образовательных программ с зарубежными партнерами. В РУДН программы академической мобильности доступны студентам бакалавриата, магистратуры и докторантуры по разным специальностям.
Обучение за рубежом по программе обмена является бесплатным. В некоторых случаях программа частично покрывает другие расходы студентов.
Московский государственный университет (МГУ)
МГУ – это один из самых интернациональных университетов России, который стремится к развитию межкультурных связей и укреплению своих позиций в международном образовательном пространстве.
Принять участие в программах студенческого обмена МГУ с партнерскими вузами могут:
Студенты МГУ могут учиться по обмену в течение 1-2 семестров в зарубежных вузах следующих стран:
У МГУ есть партнерские соглашения с топовыми университетами, такими как Болонский университет, Пекинский университет, Сеульский национальный университет, Ближневосточный технический университет и другие.
Программы академической мобильности МГУ предполагают бесплатное обучения за границей, но все остальные расходы (транспортные расходы, виза, страховка, проживание и питание) покрываются за счет студента.
Томский государственный университет (ТГУ)
Томский государственный университет отправляет своих студентов учиться в партнерские вузы за рубежом в течение 1 семестра с последующим зачетом оценок, полученных за границей.
Студенты могут поехать на учебу в университеты следующих стран:
Прием заявок на программы академической мобильности проходит два раза в год, зимой и летом.
Студенты ТГУ учатся за рубежом бесплатно, но сами оплачивают расходы на транспорт, проживание, питание, визу и страховку.
Высшая школа экономики – это еще один столичный вуз, ориентированный на международное сотрудничество. Помимо головного корпуса в Москве, университет также располагает учебными отделениями в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Перми.
Сегодня учащиеся ВШЭ могут отправиться по обмену в партнерские университеты следующих стран:
В рамках партнерских соглашений ВШЭ организует долгосрочные программы студенческого обмена на срок до 1 года, краткосрочные программы обмена на 1 семестр, а также стажировки за рубежом.
При этом существуют программы студенческой мобильности, доступные студентам всех факультетов ВШЭ, и программы, предназначенные для студентов конкретных специальностей.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Будучи ведущим вузом Санкт-Петербурга, СПбГУ предлагает программы мобильности, которые позволяют провести 1 или 2 семестра в другой стране в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая своего обучения в СПбГУ.
Задача этих программ заключается в интернационализации высшего образования и культурной интеграции молодежи разных стран.
Санкт-Петербургский государственный университет осуществляет программы студенческого обмена по линии Минобрнауки РФ, по линии межуниверситетского сотрудничества, в рамках межуниверситетских соглашений СПбГУ по отдельным направлениям и в рамках общих международных программ академической мобильности.
Программы международной академической мобильности СПбГУ осуществляются с партнерскими вузами следующих стран:
Для участия в программе обмена студент должен подать заявку на конкурс, доказать уровень владения иностранным языком и представить мотивационное письмо с описанием деятельности по своему академическому направлению (учеба, участие в конференциях, написание научных работ).
Программы академической мобильности осуществляются по самым разным предметным направлениям, включая международные отношения, экономику, право, медицину, менеджмент, иностранные культуры и языки.
Кубанский государственный университет (КубГУ)
Кубанский государственный университет отправляет своих студентов за границу на обучение, стажировки, языковые курсы и практику.
Среди партнерских университетов КубГУ за рубежом – вузы в следующих странах:
Помимо партнерских зарубежных университетов, студенты могут самостоятельно найти и подать заявку на обучение по обмену в другом вузе, не сотрудничающем с КубГУ.
Для этого между учебными заведениями должна быть достигнута договоренность, и студент должен получить приглашение от зарубежного университета.
Уральский федеральный университет (УрФУ)
Каждый студент УрФУ может принять участие в программах студенческой мобильности и поехать в партнерский вуз за границей на 1 или 2 семестра.
Студентам УрФУ доступны программы международной академической мобильности в вузах следующих стран:
Всего Уральский федеральный университет насчитывает более 160 вузов-партнеров по всему миру, которые принимают студентов разных специальностей.
Принимающие партнерские вузы не берут со студентов плату за обучение, а прием заявок на программы мобильности происходит каждый семестр.
Для участия в программах обмена у студента не должно быть задолженностей, он должен иметь высокую успеваемость и владеть иностранным языком на уровне не ниже B2. Подавать заявку могут студенты бакалавриата (начиная со 2-го курса), магистратуры (начиная со второго семестра 1-го курса) и аспиранты (начиная со 2-го года обучения, при полном согласовании с научным руководителем).
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Новосибирский государственный университет предлагает своим студентам многочисленные опции обучения за рубежом по обмену. Это прекрасная возможность получить новые знания, навыки и перспективы за рубежом.
Студенты НГУ могут отправиться на учебу в партнерские университеты следующих стран:
НГУ также сотрудничает с многочисленными университетами стран ближнего зарубежья, включая Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Конкурсы на участие в программах студенческого обмена проводятся дважды в год - в октябре и в апреле. Участвовать в конкурсе могут все студенты бакалавриата и специалитета (начиная со 2-го курса), а также магистратуры (все курсы) НГУ вне зависимости от их гражданства, обучающиеся как на платной, так и на бюджетной основе. При отборе победителей конкурса учитывается успеваемость, мотивация и уровень владения иностранным языком.
Для обучения за рубежом по обмену нужно заполнить форму-заявку, представить академическую справку, мотивационное эссе, сертификат о владении иностранным языком и рекомендации от научного руководителя или ректора. Отправляясь на учебу за границу, студенты оплачивают только личные расходы, а образование за рубежом для них является бесплатным.
Южный федеральный университет (ЮФУ)
Южный федеральный университет предлагает программы академической мобильности для студентов бакалавриата 2-3-го курса, специалитета 2-4-го курса и магистратуры 1-го курса. Учиться за границей по программе обмена могут студенты с высокой успеваемостью и уровнем иностранного языка не ниже В1.
ЮФУ реализует программы студенческого обмена с партнерскими вузами следующих стран:
В университете даже есть специальная ректорская стипендия в размере ₽200,000, которая предназначена для учащихся программ международного обмена и частично покрывает расходы студента на проживание за рубежом.
Казанский федеральный университет (КФУ)
КФУ известен обширным международным сотрудничеством и имеет партнерские соглашения о студенческом обмене с университетами по всему миру.
Своим учащимся Казанский федеральный университет предлагает краткосрочные и долгосрочные программы обучения за рубежом продолжительностью от 1 до 12 месяцев.
КФУ отправляет своих студентов на учебу по обмену в партнерские университеты следующих стран:
КФУ проводит программы научного обмена с университетами Германии, в том числе со Свободным университетом Берлина, и с австрийским Университетом Инсбрука.
После выбора подходящего зарубежного вуза и программы студент КФУ должен подать специальную заявку на участие в программе обмена. Для этого необходимо заполнить форму-заявку, представить студенческое резюме, мотивационное эссе, сертификат о прохождении языкового экзамена и выписку из зачетной книжки.
Кто может принять участие в программе студенческого обмена?
Принять участие в программах академической мобильности могут студенты российских вузов, которые:
Данные условия являются ориентировочными и должны быть уточнены на сайте вашего университета.
Как поехать учиться за рубежом по программе обмена?
В большинстве случаев для участия в программе академической мобильности вам нужно будет:
1. Узнать о доступных программамах обмена
В каждом университете есть каталог вузов-партнеров и доступных программ международного студенческого обмена. Изучите программы обмена для вашего факультета и специальности и выберите те, которые вам интересны.
2. Пройти отбор внутри факультета
Для участия в программе обмена вы должны пройти отбор внутри вашего факультета и получить рекомендацию к участию в программе с указанием среднего балла вашей успеваемости за подписью декана.
3. Собрать документы для участия в программе
Стандартный список документов для программы студенческого обмена:
*В некоторых случаях достаточно справки от языковой кафедры, подтверждающей владение иностранном языком на достаточно высоком уровне.
4. Подать заявку на программу обмена
Подайте заявку на участие в программе академической мобильности лично в университете или онлайн в соответствии с установленными требованиями и дедлайнами.
5. Пройти конкурс на участие в программе обмена
Обычно конкурс на участие в программах обмена состоит из 2 этапов:
По итогам собеседований комиссия отбирает студентов для участия в программах международного обмена и отправляет им письма.
На полученное письмо необходимо ответить и подтвердить свое желание участвовать в программе.
6. Подать заявку в зарубежный партнёрский университет
После утверждения для участия в программе обмена вы получите чёткие инструкции от своего российского вуза и зарубежного партнерского вуза о том, как и когда нужно пройти процедуру оформления на учебу за границей.
7. Собрать документы для издания приказа о направлении на программу обмена
Для участия в программе академической мобильности ваш российский университет должен издать официальный приказ о вашем направлении на программу обмена.
Стандартный список документов для издания приказа:
Данная процедура и списки документов являются ориентировочными и должны быть уточнены на сайте вашего университета.
Сколько стоит обучение за рубежом по обмену?
Если студент российского вуза едет учиться за границу по обмену в рамках партнерской программы двух университетов, обучение за рубежом для него является бесплатным.
При этом студент должен сам оплатить расходы на:
В некоторых университетах есть стипендии и гранты, которые частично покрывают расходы студентов на обучение за границей по обмену.
➤➤➤Стипендии и гранты на обучение за рубежом
Что делать после обучения за рубежом по обмену?
После обучения за рубежом по обмену вы должны вернуться к учебе в своем вузе до дедлайна, указанного в приказе о направлении на программу обмена.
Вам также нужно будет представить документы для издания приказа о вашем возвращении:
Данная процедура и список документов являются ориентировочными и должны быть уточнены на сайте вашего университета.
Рисуем "Ночь в лесу"
Большое - маленькое
Иван Васильевич меняет профессию
Композитор Алексей Рыбников
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)