Работа была представлена на Научно-практической конференции "Шаги в науку" 17 февраля 2025 года. Диплом 2 степени.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.94 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН»
МАОУ «МЫСОВСКАЯ СОШ №56
XXVII Республиканская научная конференция школьников
«Шаг в Будущее»
Секция: Английский язык
Концепт-символ «ROSE» в языковой картине мира англичан.
Вильдякскина Полина, ученица 9Б класса
Научный руководитель: Степанова Е. Д.,
учитель английского языка
МАОУ «Мысовская СОШ №56», к.ф.н.
2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепт-символ и языковая картина мира…………………………………………...4
1.2. Символизм в литературе………………………………….………………………...4
Глава 2. Концепт «Роза» в языковой картине мира англичан …………………………….…..5
2.1. Исторические предпосылки закрепления концепта-символа ……..………….….5
2.2. Символизм «Розы» в литературе…………………………………………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….….9
Введение
Роза, величественный цветок, известный своей непревзойденной красотой, на протяжении веков остается одним из самых узнаваемых и многозначных символов в мировой культуре. Этот прекрасный цветок, с его нежными лепестками и острыми шипами, стал универсальным символом, воплощающим в себе целый спектр человеческих эмоций, культурных традиций и философских концепций. Для англичан каждый бутон имеет индивидуальное символическое значение.
Актуальность темы национальной символики обусловлена возрастающим интересом к культуре и истории других стран, а также к сохранению своей национальной самобытности.
Цель нашей работы – исследовать и провести анализ образа цветка розы с точки зрения истории, литературы, культуры английского языка. Установить значения употребления.
Задачи:
Объектом исследования является национально-культурная специфика растения - символа.
Предметом исследования выступает многообразие значений Розы в языковой картине мира англичан.
В ходе работы применялись следующие методы и приемы исследования: описательный метод, культурологический анализ, метод сопоставительного и компонентного анализа; поиск данных в Интернете, метод классификации.
Теоретическая ценность работы состоит в том, что материалы, представленные в ней наблюдения и выводы могут служить полезной информацией для преподавателей и изучающих английский язык.
Практическая значимость обусловлена тем, что материалы работы могут быть использованы на уроках английского языка, истории и литературы, страноведения.
В ходе исследования была проведена параллель между розой, объектом устного и литературного творчества, розой – растением и розой – эмблемой страны Англии. В результате сравнения и анализа истории происхождения растения - символа было выявлено, что выбор розы в качестве символа Англии обоснован конкретным историческим событием.
Глава 1. Концепт - символ и языковая картина мира
Согласно Д.В. Бердниковой, языковая картина мира –это отражённый средствами языка образ сознания - реальности, модель знания о концептуальной системе представлений, выражаемых языком [2]. Языковую картину мира принято отграничивать от концептуальной или когнитивной модели мира, которая является основой языкового воплощения, словесной концептуализации знаний человека о мире. В нашей работе мы будем опираться на определение Языковой или наивной картины мира, как отражения обиходных, обывательских представлений о мире.
Идея наивной модели мира состоит в следующем: в каждом естественном языке отражается определённый способ восприятия мира, навязываемый в качестве обязательного всем носителям языка. Эта наивная картина мира ярко отражается в фольклоре и литературных произведениях.
Говоря о языковой картине мира нам необходимо рассмотреть термин "концепт".
Концепт — это система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Существует много работ, посвящённых исследованию концептов (Ю.С. Степанов, К. Леви-Стросс и В.О. Ключевский, Д.С. Лихачёв и др.). Ю.С Степанов определяет концепт так:
«С внешней стороны, концепты — это просто фразы, обрывки фраз и узелков, но это «тонкие фразы», такие, за которыми в нашем сознании возникает как бы уже давно знакомое содержание» [3].
Подробно исследованы социальные концепты; духовные концепты в английском языке: Монархия, Мир, Семья, Гордость. В нашей работе мы остановимся на концепте «Роза», это биологический концепт, тесно связанный с историческими событиями. Британцы бережно хранят и чтят историю своей страны. И безусловно, каждому известно, что Великобритания включает в себя несколько государств, и у каждого из этих государств есть свои растения - символы. Например, в Ирландии национальным символом является трилистник, в Шотландии это чертополох, а в Англии это красная роза. Все эти растения так или иначе фигурировали в английской литературе, но больше всего в сердцах англичан отзывается красная роза. Рассмотрим почему именно красная роза является символом Англии.
1.2. Символизм в литературе.
Символизм — это литературный прием, при котором объект или идея имеют символическое значение. Эти объекты и идеи используются в литературе для передачи эмоций или в качестве предзнаменований, предвещающих события, которые произойдут позже в тексте. Например, если мы постоянно сталкиваемся с воронами или грозовыми облаками в тексте, у нас есть довольно хорошее представление о том, что, скорее всего, произойдет что-то плохое. С другой стороны, если внезапно засияет солнце или птица, которую мы видим, окажется голубем, мы чувствуем, что вероятным результатом будет мир и примирение.
Белая и Красная роза, соединенные на гербе, всегда имели отношение к двум великим английским династиям. Белая относилась к Йоркам, а алая - к Ланкастерам.
Задолго до войны между Ланкастерами и Йорками красная роза уже использовалась, как определенный символ. Так, с 1189 года этот знак часто применялся Ричардом Львиное Сердце, как отличительный символ его войск. В период крестовых походов о красной розе Ричарда узнал весь мир. Об этом гербе слагались легенды, песни и баллады. В дальнейшем при коронации английских королей роза передавалась из рук Папы Римского в руки нового монарха, как знак одобрения и признания королевской власти [5].
Символ, который сегодня прочно ассоциируется с Англией, возник после окончания кровопролитной войны. Красная роза с белыми и светлыми вкраплениями – это цветок Тюдоров, которые одержали победу в этой войне. Символ так полюбился англичанам, что используется уже много веков.
Глава 2. Концепт «Роза» в языковой картине мира англичан
2.1. Исторические предпосылки закрепления концепта-символа
Война Алой и Белой Розы (1455-1485) – династический конфликт между английскими монархами и дворянством, который продолжался четыре десятилетия непрекращающихся военных действий, казней, и заговоров. Английское дворянство поделилось на две противоборствующие королевские семьи, каждая из которых была потомками Эдуарда III (1327-1377) из династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков.
В 1485 году Ричард Третий был окончательно повержен. В стране наступил мир, который Генрих скрепил брачным союзом с дочерью Эдуарда Йорка Четвертого [7].
Новый герб был нарисован в честь окончания 30-летней войны, а также в честь примирения сторон. Круглый стол в замке Генриха тоже был изменен и перекрашен в соответствии с новым символом. В истории Англии есть легенда, что именно этот стол впоследствии стал столом Короля Артура, где король проводил свои советы с рыцарями круглого стола.
Историки называют события тех лет, когда зародился символ, войнами Роз. Но в исторических документах времен Ричарда Третьего такое название не использовалось. Оно появилось благодаря литераторам, которые через века воспевали события столетней давности. Роза – романтизированный образ, покрытый ореолом таинственности. В итоге, Война Алой и Белой Розы оставила неизгладимый след в истории и культуры Англии, а многочисленные козни, заговоры, интриги, казни, взлеты и падения королевских семей и по сей день вдохновляют на написание произведений художественной литературы. Как известно «историю пишут победители», так и Тюдоры пытались приукрасить свой триумф и изобразить Йорков в неблагоприятном свете, а своих королей - победителями. Уильям Шекспир (1564-1616) много писал про тот период, что и стало поводом для написания таких исторических пьес как «Генрих VI» и «Ричард III», в которых присутствуют одноименные персонажи, а строчки этих пьес цитируются и по сей день. Даже в XXI веке, Война Роз вдохновила Джорджа Р.Р. Мартина на написание современных романов в стиле фэнтези, по мотивам которого снят известный телесериал «Игра Престолов».
2.2. Символизм «Розы» в литературе.
От древних цивилизаций до современного цифрового мира, роза продолжает очаровывать и вдохновлять людей, неся в себе глубокий символизм, который выходит далеко за рамки её ботанических характеристик. Будь то символ страстной любви, чистоты души или национальной гордости, роза демонстрирует удивительную способность адаптироваться к различным контекстам, сохраняя при этом свою основную сущность – символ красоты и совершенства.
Уникальность розы как символа во многом обусловлена сочетанием её прекрасных цветков с острыми шипами. Эта двойственность отражает философскую идею о неразрывной связи красоты и боли, удовольствия и страдания. Шипы розы напоминают о том, что даже в самом прекрасном могут таиться опасности, а достижение красоты часто требует преодоления трудностей.
В древнеримской культуре роза была символом секретности и конфиденциальности. Фраза "sub rosa" (буквально "под розой") означала, что разговор должен оставаться конфиденциальным. Это значение сохранилось до наших дней, делая розу символом тайны и скрытых истин.
В викторианской Англии каждый цветок считался имеющим особое значение. Если вы отправляли кому-то букет, вам приходилось учитывать «язык цветов», чтобы убедиться, что цветы, которые вы отправляете, представляют правильные эмоции.
Розы, в частности, имели разные значения, связанные с их цветом. Этот язык до сих пор часто используется авторами — цвет лепестков розы может дать важные подсказки о том, что думает или чувствует персонаж.
Литература полна примеров символизма роз. Вот несколько самых известных цитат о розах со значениями.
‘What’s in a name? That which we call a rose
By any other name would smell as sweet.’
(Romeo and Juliet’ by William Shakespeare)
Это один из наиболее часто цитируемых отрывков, когда-либо написанных Шекспиром. Здесь он использует розу, чтобы представить тот факт, что название чего-либо не оказывает никакого влияния на его красоту и добродетель. Джульетта желает, чтобы ее семья могла ценить Ромео как личность, а не определять его по имени семьи, из которой он происходит.
‘Earth yields no scents like those;
But he that dare
Should never crave the rose.’
(The Narrow Way’ by Anne Bronte)
Это популярная метафора розы в литературе — идея о том, что шипы являются неотъемлемой частью розы. В этом стихотворении Энн Бронте напоминает нам, что у всего есть как отрицательная, так и положительная сторона. Если мы выбираем что-то из-за его положительных качеств, мы должны принять и его отрицательные стороны.
Проанализировав различные произведения литературы и устного народного творчества, мы создали таблицу, в которой собрали примеры и выделили значение употребления концепта-символа «Роза».
Значение | Пример | интерпретация |
Символ Девы Марии | Христианский фольклор: в ряде гимнов и стихотворений она упоминается как "Роза без шипов". | В католической традиции роза символизирует чистоту и материнскую любовь. |
Символ двойственности | Пословицы: В английском языке есть пословица "Every rose has its thorn" (У каждой розы есть шипы), not all roses – идиома | что означает, что в любом хорошем моменте могут быть и трудности. If a situation is not all roses, there are unpleasant things to deal with as well as the pleasant ones |
Символ любви и красоты | - Уильям Шекспир в "Ромео и Джульетте": "What's in a name? That which we call a rose / By any other name would smell as sweet." | Здесь роза символизирует любовь и красоту, подчеркивая, что суть не меняется, независимо от имени. |
Символ смерти и печали | У Кристофера Марлоу в "Тамплиере" есть выражение "The rose of youth" (роза молодости) | Выражение может быть использовано для описания ускользающей юности. Марлоу использует образ розы для изображения краткости жизни и неизбежности смерти. |
Символ любви и утраты. | Эмили Дикинсон: в стихотворении "A Rose for Emily" | В её стихах часто встречаются образы природы, в том числе розы, которые символизируют любовь и утрату. В данном стихотворении роза становится символом утраченного времени и скрытых чувств. |
Символ любви и страсти. | - Примеры из песен: Множество песен использует образ розы, например, "Kiss from a Rose" (Seal), где роза символизирует любовь и страсть. | |
Символ Праздника Святого Валентина | A White Rose THE red rose whispers of passion, And the white rose breathes of love; Oh, the red rose is a falcon, And the white rose is a dove. But I send you a cream-white rosebud, With a flush on its petal tips; For the love that is purest and sweetest Has a kiss of desire on the lips | «Roses are Red» (с англ. — «розы красные») — короткое стихотворение, популярное в англоязычной среде. Традиционно связано с празднованием Дня святого Валентина и используется в валентинках. |
Символ Успеха | coming up roses - идиома | If something is coming up roses, it is happening successfully. |
Символ Здоровья | put the roses (back) into someone's cheeks - идиома | If something puts the roses back into your cheeks, it makes you look healthy, especially after an illness |
Заключение
Образ розы в английском языке и литературе многозначен и насыщен символизмом. Она может олицетворять как красоту и любовь, так и уязвимость и печаль. Использование этого символа помогает авторам передать глубокие чувства и идеи в своих произведения.
Разнообразные примеры показывают нам лишь несколько из множества различных способов использования роз в качестве формы литературного символизма. Мы также можем увидеть, насколько важен контекст, когда дело доходит до понимания того, что символизирует роза и как это соотносится со смыслом текста. Из созданной нами таблицы очевидная двойственная природа концепта Роза, которая прослеживается и в историческом контексте.
Результаты нашей работы могут использоваться на уроках английского языка, истории и культурологии. Исследование имеет междисциплинарный характер. В перспективе интересно было бы рассмотреть больше примеров из современной литературы, чтобы проследить как изменялась структура концепта, какие дополнительные смыслы может иметь «Роза»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ёжикина Радость

Усатый нянь

Фильм "Золушка"

Рождественские подарки от Метелицы

Почему Уран и Нептун разного цвета