• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект_Экология русского языка

Опубликовано Беляева Алевтина Фёдоровна вкл 09.03.2025 - 22:49
Беляева Алевтина Фёдоровна
Автор: 
Овчинникова Лиана
Актуальность заключается в том, что многие ученые еще с давних пор начали изучать русский язык и его экологию. Люди начали использовать и употреблять жаргонизмы, диалекты, молодежные сленги и слова, которые плохо сказываются на характере человека. Исследователи пытаются подробнее изучить русский язык и то, как его спасти. На данный момент это очень важно, ведь сейчас каждый пятый человек использует сленговые слова, которые вредят нашему языку.         

Цель проекта:

Целью моего проекта является изучении влияния молодежных сленгов на русский язык и правильное использование русского языка.

 

 

Задачи проекта:

1) Изучить историю возникновения русского языка, что представляет собой это язык.

2) «Что такое экология русского языка?»

3) Изучить исследователей и ученых, которые занимаются экологией языка.

4) Узнать разные виды засорения и истребления русского языка.

5) Изучить причины засорения языка.

6) Устроить опрос об использовании молодежных сленгов, о правильном употреблении русского языка.

7) Сделать заключение.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект_Экология русского языка90.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Политехнический лицей-интернат»

Исследовательский проект

 по русскому языку

на тему: «Экология русского языка»

                                                                                                         Автор исследовательской работы:

ученица 9 «В» класса

ГБОУ РМЭ

                                                                       «Политехнический лицей-интернат»

Овчинникова Лиана.

Научный руководитель-

Беляева А. Ф.

2023-2024 г.г.

                                        Содержание

Введение        3

Актуальность проекта:        4

Цель проекта:        4

Задачи проекта:        4

Гипотеза исследования:        5

Глава 1 «Русский язык – это что?»:        6

1. Что представляет собой русский язык:        6

2. Происхождение русского языка:        6

3. Превосходство русского языка:        7

Глава 2 «Экология русского языка»:        8

1. Что такое экология языка?        8

Ученые, занимающиеся экологией русского языка:        9

Известные личности, внесшие в клад в русский язык:        9

Глава 3 «Засорение и истребление русского языка»:        10

1. Виды засорения русского языка:        10

2. Причины засорения русского языка:        11

3. Опрос девятиклассников об экологии русского языка:        13

4. Зачем нужно беречь русский язык:        16

Заключение:        17

Список литературы:        18

Введение

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем.

Русский язык начал выделяться из числа других восточнославянских языков приблизительно в ХIV-XV вв. Язык, бытовавший на территории Европейской части России того времени, принято называть старорусским языком(древнерусским).

Он включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и случаи отклонения от общепринятой нормы). Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.

В современном обществе в России русский язык играет огромную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН). Авторы всегда отмечали огромное количество выразительных средств, существующих в русском языке.

                                 

Актуальность проекта:

Актуальность заключается в том, что многие ученые еще с давних пор начали изучать русский язык и его экологию. Люди начали использовать и употреблять жаргонизмы, диалекты, молодежные сленги и слова, которые плохо сказываются на характере человека. Исследователи пытаются подробнее изучить русский язык и то, как его спасти. На данный момент это очень важно, ведь сейчас каждый пятый человек использует сленговые слова, которые вредят нашему языку.

       

Цель проекта:

Целью моего проекта является изучении влияния молодежных сленгов на русский язык и правильное использование русского языка.

Задачи проекта:

1) Изучить историю возникновения русского языка, что представляет собой это язык.

2) «Что такое экология русского языка?»

3) Изучить исследователей и ученых, которые занимаются экологией языка.

4) Узнать разные виды засорения и истребления русского языка.

5) Изучить причины засорения языка.

6) Устроить опрос об использовании молодежных сленгов, о правильном употреблении русского языка.

7) Сделать заключение.

Гипотеза исследования:

Русский язык разнообразен со всех сторон. С давних времен русский язык приобретал все новые и новые слова. Язык развивался, что в дальнейшем появлялись слова, которые пришли к нам из другого языка, то есть заимствованные слова. Таким образом, слова в русском языке изменяются, одни слова появляются, другие – исчезают. Язык должен сохранится, а люди для этого должны бережно относиться и не употреблять молодежные сленги и заимствованные.

Глава 1 «Русский язык – это что?»:

1. Что представляет собой русский язык:

Русский язык — это один из самых древних и важных языков в мире. Он является официальным языком России, одним из шести официальных языков ООН и насчитывает более 250 миллионов носителей по всему миру.

Русский язык является частью исторического культурного наследия России. Русская культура бережет множество традиций, народных песен, стихов и литературных произведений, написанных на русском языке. Русский язык также играет важную роль в сохранении национальной идентичности.

Является основным средством общения во многих частях мира. Русский язык объединяет культуры и народы, которые говорят на нем. Это позволяет людям общаться, делиться знаниями и опытом, преодолевая языковые и культурные барьеры.  Наконец, русский язык стал инструментом развития. Он дает людям возможность общаться, изучать науку и технику, делать бизнес и расширять свой кругозор. Знание русского языка может принести множество преимуществ в карьере и образовании.

Русский язык является важным элементом культурного наследия России, средством общения и инструментом развития. Он имеет большое значение не только для российского народа, но и для всего мирового сообщества. Важно сохранять и развивать русский язык для будущих поколений и использовать его потенциал для улучшения нашей жизни и общества.

2. Происхождение русского языка:

Русский язык- один из древнейших языков и имеет многовековую историю развития, которая начинается с появления письменности. Создатели славянской азбуки – проповедники христианства, просветители братья Кирилл и Мефодий. В 863г. они были приглашены из Византии князем Ростиславом, где занимались переводом на славянский язык греческих богослужебных книг. Новая азбука получила название кириллицы.

        Первые упоминания о русском языке встречаются в сохранившихся до наших времен письменах. Они датированы 2-1 тысячей лет до нашей эры. Именно тогда индоевропейский язык начал разделяться на праславянский и другие диалекты.

Современный русский язык, которым мы с вами пользуемся, также известный как литературный язык, появился в XVII-XVIII веках, после чего подвергся серьезному вмешательству в 1918 году, реформой из алфавита были удалены буквы “десятеричное и”, “фита” и “ять”, вместо которых появились, соответственно, буквы “и, “ф” и "е", кроме того было отменено использование твердого знака на концах слов. В приставках стало принято писать букву “с” перед глухими согласными, а перед гласными и звонкими согласными - “з”. Так же были приняты некоторые другие изменения, касавшиеся использования окончаний в разных падежных формах и замены ряда словоформ на более современные.

3. Превосходство русского языка:

Русский язык — один из богатейших языков мира. Он относительно сложен для изучения (для иностранцев, чей родной язык не относится к славянской группе), содержит большое количество производных однокоренных слов, синонимов. Особенно сложны для иностранцев ударения в русском языке: хотя русское ударение тяготеет к предпоследнему-последнему слогу, реально оно может быть где угодно, по сложным правилам со множеством исключений (пример: слова «болото», «золото» и «долото» различаются всего одной буквой, но ударение в каждом из них ставится на разные слоги).

Превосходство русского словарного запаса по сравнению с остальными языками можно проследить на примере тавтограмм. Тавтограмма — это текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Пример тавтограммы на букву «П»: «Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий». На русском языке сочиняют тавтограммы практически любой длины и на самые разные буквы. На русском языке пишутся даже целые романы, где все слова начинаются на одну букву. Понятные тавтограммы такой длины невозможно составить ни на одном языке мира.

Богатство и гибкость русского языка весьма способствовали развитию русской поэзии, русской литературы и русской культуры в целом. И наоборот, расцвет русской литературы в XVIII—XIX веках во многом способствовал становлению современного литературного русского языка.

Русский литературный язык, по некоторым оценкам, насчитывает более 150 тысяч слов, без учёта слов из местных диалектов, а также жаргонизмов (русские словарные традиции не учитывают подобные слова — в отличие от английских). Если учесть и их, то лексический запас русского языка возрастёт до 400 тысяч.

Глава 2 «Экология русского языка»:

1. Что такое экология языка?

Экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения.

Именно благодаря такой науке наш великий и могучий русский язык не на грани существования. Ученые исследователи изучают язык и выявляет какие-то минусы употребления незнакомых, заимствованных слов, которые в дальнейшем могут не только испортить язык, но и людей, которые разговаривают на этом языке.

По аналогии с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология – направление в изучении современного русского языка, ставшее в последнее время чрезвычайно актуальным. Лингвистическая экология призвана дать объективную картину состояния национального языка, проанализировать доминирующие тенденции, предупредить о возникающих «болезнях», уберечь язык как важнейшее средство общения.

Исследования современных лингвистов фиксируют, к сожалению, неблагополучную экологию нашей языковой среды. Как считают ученые, это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Засилье слышимых и видимых неправильных текстов (в основном, это реклама, тексты в СМИ, в соцсетях, теле- и радиопрограммы) приводят к снижению уровня языковой культуры, в итоге – к деформированию личности, к развитию агрессивного, разрушительного характера.

Ученые, занимающиеся экологией русского языка:

Эколингвисты – люди, занимающиеся экологией русского языка, изучением отношения языка и людей. Сейчас эколингвистов немного, но их число растет, так как экология языка всегда волнует общество.

Экология – это наука о доме. В науку этот термин впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов с окружа­ющей средой. Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфоло­гия организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, ку­да мы относим в широком смысле все «условия существо­вания». Они частично органической, частично неоргани­ческой природы; но как те, так и другие… имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе».

 Если упомянуть одно из высказываний великого философа XX века М.Хайдеггера о том, что «Язык есть дом бытия, живя в котором, человек показывает, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей». Не только наша планета, где живёт человек, есть наш общий материальный дом, но и язык тоже является нашим домом, домом духовным. Наша планета представляет собой некое единство духовных и природных элементов. Она вовсе не мёртвое тело, она населена духом. В. Хёсле отмечает, что «… угроза существованию нашего земного дома связана и с разрушением дома идеального. Итак, только восстановление идеального здания, т. е. возвращение на метафизическую родину, поможет нам, людям технической цивилизации, жить долго в нашем планетарном доме, какой бы необходимой и предпочтительной при всём том ни казалась в ближайшем будущем работа над отдельными деталями, чем, без сомнения, должны заниматься конкретные науки».

Известные личности, внесшие в клад в русский язык:

1. М.В. Ломоносов — великий ученый, поэт, художник и        ремесленник —первооткрыватель и реформатор во многих областях человеческого знания. М.В. Ломоносов был ученым-энциклопедистом и ведущим литератором своего времени. Первый русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев справедливо называл М.В. Ломоносова «насадителем русского слова». М.В. Ломоносов стоял у истоков современного русского литературного языка. Он являлся автором первой грамматики, автором трудов, заложивших основу современной науки о диалектах русского языка. Им была дана классификация славянских языков, подтверждающая родство русского, украинского и белорусского языков.М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка «теорию трех штилей». В ней ученый подробно описал жанровые особенности русской литературы: высокий стиль (ода, героическая поэма, трагедия); средний стиль (элегия, драма, сатира); низкий стиль (письмо, песня, комедия, басня).Реформа русской словесности имело важное историческое значение. Она помогла упорядочить употребления языковых средств. Стилистическая теория М.В. Ломоносова послужила средством борьбы со злоупотреблениями иностранными словами.

2. Именно с творчества Александра Сергеевича Пушкина принято отсчитывать появление современного русского языка, т. к. поэт писал свои произведения языком, максимально близким и доступным всему народу. Он узаконил особенности русского общенародного языка, придал ему особое звучание, гибкость, живость.

А.С. Пушкин является основоположником современного русского литературного языка. «Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым…» – писал И.С.Тургенев.

Глава 3 «Засорение и истребление русского языка»:

1. Виды засорения русского языка:

• Обеднение лексикона и фразеологических ресурсов. В последнее время исследователи говорят о сужении культурного пространства в молодежной среде. Это выражается в отрицании прежних ценностей, ранее общепринятых норм в различных сферах нашей жизни. Так, мы утратили формы обращения друг к другу.

• Жаргонизация речи.

• Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.

• Массовая безграмотность. Причем наблюдаются повсеместно не только ошибки в написании или произношении слов, но и ошибки синтаксические, лексические, стилистические.

• Снижение уровня владения письменной и устной речью. Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.

• Замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями, которые можно разделить на две категории: необходимые заимствования, отвечающие потребностям самого языка, и заимствования, не носящие характер необходимости, которых можно было бы избежать при более бережном отношении к родному языку. Конечно, усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети интернет, развитие мирового рынка, информационных технологий – все это не могло не привести к вхождению в русский язык новых слов – в основном, английских. Заимствованные слова – это молодежные сленги. Которые сейчас на данный момент наиболее употребляемые обществом.

2. Причины засорения русского языка:

Первым и самым главным источником «словесного мусора» является, безусловно, интернет. Самый популярный и массовый источник информации в мире губительно влияет на дальнейшее развитие современного русского языка.

Во-первых, сейчас очень много людей, которые ведут видеоблоги и соцсети, где большинство людей выражается молодежными сленгами, нецензурными словами, жаргонизмами.

Во-вторых, интернет меняет сознание в сторону американизации, то есть американской современной культуры, которая постепенно окутывает весь мир «с головы до пят». Все слова “LOL”, “OMG”, “cool” и т.д. также негативно влияют на языковую культуру и на развитие культуры молодежи. Конечно, от заимствования «иностранных слов» не стоит отказываться, но когда заимствуется «иностранный сленг», да ещё и в таком количестве, что скоро русскому слову негде будет пристроиться.

Для того чтобы не «порвать», не «потерять нити» современного русского языка, нужно контролировать свою речь, как в обыденной разговорной речи, так и в интернете. Нужно стараться держать баланс между свободой и ответственностью перед языком, между чрезмерным заимствованием и исконно русскими словами.

Вторым источником загрязнения языка является телевидение, которое сегодня пока ещё не уступает интернету, но последний уже является явным лидером в молодёжной среде.

Третьим источником является отчасти периодическая печать в гламурных журналах, отчасти внутренняя языковая этика людей. К последнему относится молодёжь, которая в большинстве своём хранит, так называемый, молодёжный сленг из поколения в поколение. Причём сленг этот с каждым «новой волной» людей трансформируется и образует новые слова и выражения, приобретая новые формы языковой структуры. Что касается «слов-паразитов», то здесь люди всех социальных групп используют этих «вредителей» в качестве заполнения пустоты в своей речи.

   

3. Опрос девятиклассников об экологии русского языка:

В опросе поучаствовали 64 ученика(это лицеисты 9-ых классов)

 

По вертикали-количество человек;

По горизонтали-слова.

4. Как переводятся наиболее употребляемые слова на русский язык:

кринж – испанский стыд;

треш – ужас;

рофл – шутка;

краш – человек, который нравится;

токсик – токсичный человек;

7 человек не употребляют вообще молодежные сленги.

Выводы:

1) Большинство учеников считают, что молодежные сленги вредят русскому языку и лишь половина утверждает иначе.

2) 85,5 % употребляют молодежные сленги, лишь 12,5 % их не употребляют.

3) Наиболее употребляемые молодежные слова: кринж, треш, рофл.

4) Ученики считают, что отменять молодежные сленги не нужно.

4. Зачем нужно беречь русский язык:

Русский язык – основа русской культуры и достояние русского народа, которое необходимо беречь.

С чего начинается сохранение языка, так это с образования людей, постоянного повышения уровня их грамотности. Каждый человек должен стараться делать свой собственный язык богаче, а словарь шире. Именно это помогает языку сохранять всё то, что уже есть в языке. Вместо того, чтобы заимствовать слова из других языков, нужно начать читать книги, интересоваться языкознанием, и это гарантированно улучшит речь и её понимание. Нужно стараться не говорить жаргонными словами. Повышение грамотности одного человека приводит к тому, что он делится своими знаниями с другими людьми. Так происходит сохранение языка.

Сберечь русский язык необходимо потому, что на нем написано много произведений, ценных не только для русского народа, но и для понимания исторических фактов, ценность этих произведений имеет общемировое значение.

Александр Куприн писал: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Каждый житель своей страны обязан беречь свой родной язык. Так и россияне обязаны беречь русский язык и должны стараться передавать его своим потомкам чистым.

Русский язык прекрасен и велик. Он часть нашей истории и культуры. Большое количество произведений мировой классики было написано именно на нашем родном языке. Для многих других народностей он является очень сложным для изучения. Мы должны беречь наш язык. Многие люди сегодня не могут и не хотят грамотно писать и говорить. Слова произносятся с ошибками.

 Все больше иностранных слов проникают в нашу речь, но ведь наш язык и так многогранен. С помощью русского языка можно описать свои чувства, переживания, красоту родного края. Мы должны беречь и любить свой язык, ведь как сказал Ломоносов «каждый язык красив, но родной язык себе дороже».

Заключение:

Русский язык – основа русской культуры и достояние русского народа, которое необходимо беречь.

С чего начинается сохранение языка, так это с образования людей, постоянного повышения уровня их грамотности. Каждый человек должен стараться делать свой собственный язык богаче, а словарь шире. Именно это помогает языку сохранять всё то, что уже есть в языке. Вместо того, чтобы заимствовать слова из других языков, нужно начать читать книги, интересоваться языкознанием, и это гарантированно улучшит речь и её понимание. Нужно стараться не говорить жаргонными словами.

Для того чтобы не «порвать», не «потерять нити» современного русского языка, нужно контролировать свою речь, как в обыденной разговорной речи, так и в интернете.

Существует лингвистическая экология – направление в изучении современного русского языка, ставшее в последнее время чрезвычайно актуальным. Лингвистическая экология призвана дать объективную картину состояния национального языка, проанализировать доминирующие тенденции, предупредить о возникающих «болезнях», уберечь язык как важнейшее средство общения.

Именно благодаря такой науке наш великий и могучий русский язык не на грани существования. Ученые исследователи изучают язык и выявляет какие-то минусы употребления незнакомых, заимствованных слов, которые в дальнейшем могут не только испортить язык, но и людей, которые разговаривают на этом языке.

Русский литературный язык, по некоторым оценкам, насчитывает более 150 тысяч слов, без учёта слов из местных диалектов, а также жаргонизмов (русские словарные традиции не учитывают подобные слова — в отличие от английских). Если учесть и их, то лексический запас русского языка возрастёт до 400 тысяч.

Молодежные сленги вредят русскому языку, ведь эти слова пришли к нам из других стран. Люди, в большинстве случаев это подростки, используют их в качестве общения, лишь малый процент не употребляет молодежные сленги.

Беречь свой язык – это значит, оберегать свой дом, свою семью и свою страну! Важно употреблять только правильные слова и не нарушать современный русский язык. Цените великий и родной наш русский язык!

Список литературы:

1. https://www.susu.ru/ru/news/2023/06/06/pushkin-nashe-vsyo-vnevremennost-i-aktualnost-ego-proizvedeniy

2. https://cyberleninka.ru/article/n/m-v-lomonosov-

3. https://studfile.net/preview/1445671/page:34/

4. https://ru.wikipedia.org/

5. http://library.fa.ru/

6. https://ru.wikipedia.org/wiki

7. https://ru.wikipedia.org/wiki

 


Поделиться:

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Соленая снежинка

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Как Дед Мороз сделал себе помощников