• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Баргай наадан как этнокультурное богатство бурятского народа

Опубликовано Лхамацыренова Дарима Цыденовна вкл 14.03.2025 - 9:11
Лхамацыренова Дарима Цыденовна
Автор: 
Аюров Балдан Баирович

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего народа и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей школьного возраста средством приобщения к национальной культуре являются игры.

Баргай, так называют таранную кость КРС, имеет одинаковую форму с шагай, но превышает его в несколько раз по размеру и весу. Настольная игра шагай превращается в напольную баргай. Однако, шагай продолжает свое развитие параллельно с баргай, т.е. игра не должна вытеснить шагай. Она проходит на площадке размером четыре на четыре метра. Вместо удара указательным пальцем, как в шагай, игроки ударяют по кости молоточком с длинным черенком, называемым «мунса». Удар наносят, стоя во весь рост. При этом должен быть удар, а не толчок. Правила игры схожи с «Шагай наадан». 

Мы хотим и желаем изучить, применить, адаптировать для разных возрастных групп, а также распространить новую игру «Баргай наадан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_bargay_naadan_kak_etnokulturnoe_bogatstvo_buryatskogo_naroda_ldts.docx726.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им. Г.Ж.Цыбикова»

Тема:  «Баргай наадан» как этнокультурное богатство бурятского народа»

Направление:  этнокультурное

 Выполнил(а):АюровБалдан,

Ученик 11  классаМБОУ «Урда-Агинская СОШ»

Научный руководитель:Лхамацыренова Д.Ц.,

учитель МБОУ«Урда-Агинская СОШ»

с.Урда-Ага

Оглавление

Введение

Основная часть

  1. Бурятская культура и игра «Баргай».
  2. Связь игры «Баргай» с играми других народов.
  3. Реализация бурятской игры «Баргай» в школе.
  4. Рекомендации по популяризации игры «Баргай» среди учащихся, молодежи и старшего поколения.

Заключение

Литература

Приложение

Введение

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего народа и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей школьного возраста средством приобщения к национальной культуре являются игры.В этом мы видим актуальность нашей работы.

Баргай, так называют таранную кость КРС, имеет одинаковую форму с шагай, но превышает его в несколько раз по размеру и весу. Настольная игра шагай превращается в напольную баргай. Однако, шагай продолжает свое развитие параллельно с баргай, т.е. игра не вытесняет шагай. Игра «Баргай»проходит на площадке размером четыре на четыре метра. Вместо удара указательным пальцем, как в шагай, игроки ударяют по кости молоточком с длинным черенком, называемым «мунса». Удар наносят, стоя во весь рост. При этом должен быть удар, а не толчок. Правила игры схожи с «Шагай наадан». 

Проблема исследования заключается в подробном изучении особенностей игры, в сравнении с идентичными играми разных народов, адаптировании правил игры для разных возрастных групп, в создании атрибутов игры, в распространении и популяризации новой игры «Баргайнаадан»  среди учащихся, молодежи и старшего поколения. При этом считаем важным выявление влияния игры на развитие подрастающего поколения, а также возможностей использования игры как средства передачи традиций и ценностей бурятского народа.

Цели исследования: изучение культурного значения игры «Баргай», определение её места в бурятской культуре, выявление ее роли в воспитании подрастающего поколения.

Объект  исследования: особенности игры «Баргай».

Предмет  исследования: «Баргайнаадан» как этнокультурное богатство бурятского народа».

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, статьи и исследования о бурятской культуре и игре «Баргай», а также провести наблюдения за игрой в разных регионах Бурятии, чтобы выявить возможные вариации правил.
  2. Проанализировать, как разные культуры используют игры для передачи традиций и ценностей, выявить связь игры «Баргай» с играми других народов.
  3. Разработать рекомендации по популяризации игры «Баргай» среди учащихся, молодежи и старшего поколения.
  4. Систематизировать полученные данные и подготовить отчет о результатах исследования.

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре. Провести интервью с местными жителями, старейшинами по бурятским традициям; провести опросы среди участников и зрителей игры (учащихся), чтобы оценить их мнение о значении «Баргай» в современном обществе. Исследовать другие национальные игры, такие как «Кокбору» (в Киргизии) или «Улан-батор» (в Монголии), для выявления сходств и различий.

Практический метод: сбор  костяшек-лодыжек (шагай), создание игры, разучивание игры «Баргайнаадан»; турнир  лучших игроков «Баргайнаадан» среди школьников.

Исследование игры «Баргай» как вида бурятской национальной игры позволит глубже понять её культурное значение, а также выявить способы, которыми игры могут способствовать сохранению культурного наследия и социальной сплоченности в современном обществе.

Основная часть

1.        Бурятская культура и игра «Баргай».

Все народы земного шара сопровождают свои праздники, мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления. Бурятский народ богат своей культурой, национальными традициями. Он  на протяжении многих столетий создавал свое самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. При этом, чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре и истории бурятского народа. Все это сохраняется и передается нам, детям, через устное народное творчество -фольклор, игры, в котором отражены национальные особенности.

Игра - это школа воспитания, в ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Все коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству.

Изучение этимологии игры «Баргай» показало, что она создана ведущим научным сотрудником Агинского национального музея им. Г. Цыбикова Б.Д. Дугаржаповым в конце 2022 года.   Правила игры те же, что и в настольном варианте «шагай», только выигранные кости игрок складывает в сумочку, которая должна быть на плече игрока. Судья следит за тем, чтобы удар был произведен с одной стойки: либо с правой, либо с левой для всех игроков. Стойку в процессе всей игры запрещается менять. Необходимо подбирать выигранную кость определенной рукой, не задевать кости ногой. Бить только клюшкой, прицелившись. Есть вариация игры «Талаантобшонаадан». ЖаргалСакияев и Владимир  Бутуханов  разработали   правила и подготовили  необходимый инвентарь. На центральном стадионе столицы Бурятии испытали удачу и меткость учащиеся Мариинской школы и просто любители этой игры. Сегодня игра «Баргай» стала популярной среди молодёжи и представителей старшего поколения.

2.        Связь игры «Баргай» с играми других народов.

Сравнительный анализ игр показал, что они являются важными культурными символами своих народов, отражая их исторические корни, ценности и традиции. Несмотря на различия в правилах и формате игры, они обе способствуют укреплению социальной сплоченности и передаче культурного наследия. Поддержка и развитие этих игр имеют важное значение для сохранения идентичности монгольского, бурятскогои киргизского народов в современном мире.В этом анализе мы рассмотрели их историю, правила, социальное значение и культурные аспекты.

Игры «Баргай» в Бурятии и «Кокбору» в Киргизии (Приложение 1)  представляют собой традиционные спортивные состязания, имеющие глубокие корни в культуре своих народов. Обе игры не только развлекают участников, но и служат важным элементом идентичности и культурного наследия.

Игры «Баргай» в Бурятии и «Улан-Батор» в Монголии (Приложение 2) представляют собой важные элементы культурного наследия бурятского и монгольского народов. Оба вида спорта имеют глубокие корни в традициях и обычаях своих народов, но отличаются по правилам, структуре и социальному значению.

3.        Реализация бурятской игры «Баргай» в школе.

Нами составлен и  реализован проект «Я учусь играть в «Баргай». Провели анкетирование на знание этой игры. Участвовали 48 ученика. Итоги были таковы:

Вопросы анкетирования

Ответы

Да

Нет

Знаете что-нибудь об игре «Баргай»?

21

27

Умеете ли играть в игру «Баргай»?

15

33

Знаете ли как набирать баллы?

15

33

Развивает ли игра «Баргай» меткость, ловкость, зоркость?

40

8

Интересно ли вам игра «Баргай»?

28

20

Интервью местных жителей и старейшин показало, что одним из основных бурятских традиций было почитание 5 хушуун мал, которые ярко отражены в игре «Шагай». Многие старейшины знают игру «Шагай наадан», но не слышали о новой игре «Баргай». При знакомстве с игрой они увидели много схожего с этой игрой и отметили, что игра знакомит с таким бурятскими традициями, как связь с природой, уважение труда и любовь ко всему живому.

В ноябре в день Матери мы пригласили своих мам в свой класс для поздравления и совместных мероприятий. На этом мероприятии мы своих мам учили играть в лодыжки. Им очень понравилась игра «Баргай». Осенью у нас традиционно проводится неделя бурятского языка. Мы организовали турнир по игре среди учащихся 5-9-х классов, где выявили лучших игроков. Все учащиеся заинтересовались игрой, узнали правила, научились играть. В дни национального праздника Сагаалган также будем организовывать турнир по «Баргайнаадан». Проект, реализованный нами, воспитывает уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Мы думаем, что проект важен для будущего, так как он способствует возрождению и популяризации бурятской игры, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыка позитивного досуга в свободное время. В Интернете мы прочитали о том, что игра в лодыжки представляет одну из разновидностей игр с костями и по некоторой степени напоминают своеобразные игры в кости греков и римлян. Узнали о том, что игры в кости отмечены этнографами у многих народов: монголов, пермяков, киргизов, калмыков, грузин, армян, бурят, русских.

После проведения всех мероприятий в соответствии с планом (Приложение 3) мы провели повторное анкетирование.

Вопросы анкетирования

Ответы

Да

Нет

Знаете что-нибудь об игре «Баргай»?

48

0

Умеете ли играть в игру «Баргай»?

48

0

Знаете ли как набирать баллы?

48

0

Развивает ли игра «Баргай» меткость, ловкость, зоркость?

48

0

Интересно ли вам игра «Баргай»?

48

0

Мы вовлекаем в игру «Баргай» всех учащихся школы, а также учим игре односельчан и всех желающих.

4.        Рекомендации по популяризации игры «Баргай» среди учащихся, молодежи и старшего поколения

1. Включение игры «Баргай» в учебные программы по физической культуре и бурятскому языку и литературе. Это поможет учащимся узнать о традициях своего народа. Организация дней, посвященных бурятской культуре, на которых игра «Баргай» будет центральным элементом программы.

2. Проведение мастер-классов для учителей и студентов, где они смогут изучить правила игры, ее историю и значение.

3. Проведение ежегодных фестивалей, посвященных игре «Баргай», с соревнованиями между школамии местными сообществами. Это создаст платформу для взаимодействия разных поколений.

4. Создание на сайте школы блог, где можно найти информацию о правилах игры, видеоуроки и истории участников. Активное продвижение игры через социальные сети с помощью видеороликов, постов и конкурсов, которые будут привлекать молодежь.

5. Организовать сотрудничество с домами культуры и другими организациями для организации совместных мероприятий и обучения.Привлечение старшего поколения к приобщению молодежи к процессу сохранения традиции и ценностей бурятского народа посредством игры «Баргай».

6. Создание клуба по интересам в школе, где молодые люди смогут регулярно практиковать игру «Баргай».

7. Формирование межпоколенческих групп, где участники разных возрастов смогут играть вместе, обмениваться опытом и учиться друг у друга.

8. Издание буклетов и брошюр о правилах игры, её истории и культурном значении, которые будут доступны в школе. Создание документальных фильмов или обучающих видео о «Баргай», которые можно использовать в школе.

9. Организация театрализованных представлений или выступлений, где игра «Баргай» будет показана как часть культурного наследия.Проведение выставок, посвященных бурятской культуре, с акцентом на игру «Баргай» как важный элемент традиций.

Заключение

Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом свих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие. Игра «Баргай» - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Бурятский народ не только все время работал, но и отдыхая, в процессе игры передавал детям ценный жизненный опыт народа.  Ведь в игре развиваются такие качества личности, как умение мыслить быстро и логично, фантазия, воображение, лидерство и уступчивость. Ко всему прочему игра способствует физическому развитию. Способом игры мы познаем, что хорошо, что плохо, в коллективных играх – ценность взаимопомощи и важность держаться вместе.

Сохранение и популяризация игры «Баргай» требуют комплексного подхода, включающего образовательные инициативы, культурные мероприятия и активное вовлечение всех поколений. Благодаря игре «Баргай» мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе обстановку мира и согласия. Мы начали, учимся, и учим этой игре своих друзей, родителей, всех желающих. Рекомендации помогут укрепить связь между прошлым и настоящим, а также создать устойчивую традицию, которая будет передаваться будущим поколениям.Возродим традиции бурятского народа!

Литература

  1. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр.85-90.
  2. Бурхинов Д.М. «Народная педагогика и современная национальная школа» Улан-Удэ, 1997г. стр. 90-91
  3. Дондокова Ц.-Д.Д. «Барбаадай», Улаан-Удэ, 1987 г.стр.78
  4. Журнал «Одон» №6 2016 г.
  5. Номтоев Ц.Ц. «Шагай наадан», Улаан-Удэ, 1996 г. стр.4-5, стр.16-17.
  6. Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 1994
  7. Интернет ресурсы

Приложения

Приложение 1

Сравнительный анализ игр «Баргай» наадан в Бурятии и «Кокбору» в Киргизии

Игры «Баргай» и «Кокбору» представляют собой традиционные спортивные состязания, имеющие глубокие корни в культуре своих народов. Обе игры не только развлекают участников, но и служат важным элементом идентичности и культурного наследия. В этом анализе мы рассмотрим их историю, правила, социальное значение и культурные аспекты.

1. Исторический контекст

• Баргай: Игра «Баргай» (или «Бурятская наадан») возникла среди бурятского народа и имеет долгую историю, уходящую корнями в древние времена. Она часто ассоциируется с праздниками и обрядами, проводимыми в честь урожая или в честь предков.

• Кокбору: Игра «Кокбору» (или «Борьба за козла») также имеет древние корни и является традиционным киргизским спортом, который развивался среди кочевых племен. Игра часто проводилась на праздниках и служила способом демонстрации силы и ловкости.

2. Правила игры

• Баргай: игра проходит между двумя командами, каждая из которых состоит из равного числа участников. Основная цель — захватить флажок соперника, используя тактические приемы, силу и скорость. Игроки могут использовать различные стратегии для обмана противника и защиты своего флажка.

• Кокбору: в «Кокбору» два всадника соревнуются за контроль над козлом (или его аналогом), который служит мячом. Игроки должны схватить козла и попытаться забросить его в ворота соперника. Игра требует высокой физической подготовки, ловкости и умения управлять лошадью.

3. Социальное значение

• Баргай: игра способствует укреплению связей внутри сообщества, передаче традиционных знаний от поколения к поколению. Она также помогает развивать командный дух и сотрудничество среди участников.

• Кокбору: эта игра считается символом мужества и силы. Она играет важную роль в формировании национальной идентичности киргизского народа и часто рассматривается как способ воспитания молодежи в духе патриотизма и уважения к традициям.

4. Культурные аспекты

• Баргай: игра сопровождается традиционной музыкой и танцами, что делает её важной частью культурных праздников. Участие в игре часто подразумевает ношение национальной одежды.

• Кокбору: вокруг игры существует множество обрядов и ритуалов. Например, перед началом состязания могут проводиться специальные церемонии для обеспечения удачи команде.

5. Современное состояние

• Баргай: в последние годы наблюдается возрождение интереса к игре среди молодежи, что связано с усилиями по сохранению бурятской культуры. Проводятся турниры и фестивали, которые привлекают внимание не только местных жителей, но и туристов.

• Кокбору: игра продолжает оставаться популярной в Киргизии и активно поддерживается государством. Проводятся чемпионаты и международные турниры, что способствует популяризации игры за пределами страны.

Приложение 2

Сравнительный анализ игр «Баргай» наадан в Бурятии и «Улан-Батор» в Монголии

Игры  представляют собой важные элементы культурного наследия бурятского и монгольского народов. Оба вида спорта имеют глубокие корни в традициях и обычаях своих народов, но отличаются по правилам, структуре и социальному значению. В этом исследовании мы рассмотрим их исторический контекст, правила, культурные аспекты и современное состояние.

1. Исторический контекст

• Баргай: игра «Баргай» (или «Бурятская наадан») имеет древние корни и является частью бурятских традиций. Она часто проводилась во время праздников, таких как Сагаалган (буддийский Новый год) и другие культурные события. Эта игра служила не только развлечением, но и способом демонстрации физической силы и ловкости.
• Улан-Батор: игра «Улан-Батор» представляет собой традиционное монгольское состязание, которое также имеет долгую историю. Название связано с столицей Монголии, где проводятся крупные турниры. Эта игра, как и «Баргай», была важной частью кочевого образа жизни монголов и служила для укрепления общинных связей.

2. Правила игры

• Баргай: игра проходит между двумя командами, каждая из которых состоит из равного числа участников. Основная цель — захватить флажок соперника, используя тактические приемы, силу и скорость. Игроки могут применять различные стратегии для обмана противника и защиты своего флажка.

• Улан-Батор: в игре «Улан-Батор» также участвуют две команды, но правила могут варьироваться в зависимости от региона. Основная цель — захватить определенный объект (например, флаг или мяч) и принести его на свою территорию. Игра требует высокой физической подготовки, командной работы и стратегического мышления.

3. Социальное значение

• Баргай: игра способствует укреплению связей внутри сообщества и передаче традиционных знаний от поколения к поколению. Она помогает развивать командный дух и сотрудничество среди участников, а также является способом воспитания молодежи в духе уважения к традициям.

• Улан-Батор: эта игра считается символом единства и силы монгольского народа. Она играет важную роль в формировании национальной идентичности и часто рассматривается как способ воспитания молодежи в духе патриотизма. Важным аспектом игры является её способность объединять людей разных возрастов и социальных слоев.

4. Культурные аспекты

• Баргай: игра сопровождается традиционной музыкой и танцами, что делает её важной частью культурных праздников. Участие в игре часто подразумевает ношение национальной одежды, что подчеркивает культурную идентичность.

• Улан-Батор: вокруг игры существует множество обрядов и ритуалов. Например, перед началом состязания могут проводиться специальные церемонии для обеспечения удачи команде. Игра также сопровождается традиционными песнями и танцами, что добавляет ей культурного значения.

5. Современное состояние

• Баргай: в последние годы наблюдается возрождение интереса к игре среди молодежи благодаря усилиям по сохранению бурятской культуры. Проводятся турниры и фестивали, которые привлекают внимание не только местных жителей, но и туристов.

• Улан-Батор: игра продолжает оставаться популярной в Монголии и активно поддерживается государством. Проводятся чемпионаты и международные турниры, что способствует популяризации игры за пределами страны.

Заключение

Сравнительный анализ игр показал, что они являются важными культурными символами своих народов, отражая их исторические корни, ценности и традиции. Несмотря на различия в правилах и формате игры, они обе способствуют укреплению социальной сплоченности и передаче культурного наследия. Поддержка и развитие этих игр имеют важное значение для сохранения идентичности бурятского и киргизского народов в современном мире.

Приложение 3

План-график выполнения проекта

Сроки

Что будет сделано

Кем будет реализовано

с 2-14сентября

Сбор материалов об игре, сбор лодыжек

Учащиеся 11 класса

с 16-28сентября

Изучение и обработка материалов.

Анкетирование, интервью.

Учащиеся 11 класса

с 30-12октября

Изготовление игры. Разучивание игр. Распределение заданий по группам

Консультант – учитель Лхамацыренова Д.Ц.

с 14-26 октября

Составление презентации.

Турнир «Баргайнаадан»

Учащиеся 9-11 классов по группам

с 28-9 ноября

Научить игре учащихся 5-8-го классов

Консультант – учитель Лхамацыренова Д.Ц., АюровБалдан,

учащиеся 11 класса

с 11-23ноября

Провести турнир между  учащимися 5-8 классов на лучшего игрока.

Консультант – учитель Лхамацыренова Д.Ц.,

АюровБалдан, учащиеся 11 класса

Приложение 4

Особенности игры «Баргай»

Игра «Баргай» является одной из традиционных бурятских игр, обладающей уникальными характеристиками и значением в культуре бурятского народа. Вот основные особенности этой игры:

1. Исторические корни и культурное значение

• Традиция: «Баргай» имеет глубокие исторические корни и является частью бурятского фольклора. Она передавалась из поколения в поколение и отражает традиционные ценности и обычаи бурят.

• Социальное значение: игра служит средством укрепления социальных связей, способствует взаимодействию между участниками и созданию общего культурного пространства.

2. Правила игры

• Цель игры: основная цель «Баргай» заключается в том, чтобы продемонстрировать ловкость, скорость и стратегическое мышление участников.

• Игровое поле: игра обычно проходит на открытом пространстве, где заранее обозначается игровая площадка.

• Участники: игра может быть как индивидуальной, так и командной. Участники делятся на команды, которые соревнуются друг с другом.

3. Механика и элементы игры

• Инвентарь: в зависимости от варианта игры могут использоваться различные предметы, такие как мяч или другие снаряды, которые бросаются или передаются между участниками.

• Движения: игра включает в себя различные физические активности, такие как бег, прыжки и ловкость, что делает её динамичной и увлекательной.

4. Тактические аспекты

• Стратегия: участники должны проявлять стратегическое мышление, планируя свои действия и предугадывая ходы противника.

• Командная работа: в командных вариантах игры важна координация действий между членами команды для достижения общей цели.

5. Соревновательный дух

• Соревнования: «Баргай» часто проводится в рамках культурных мероприятий и праздников, что создает атмосферу соревнования и веселья.

• Награды: победители могут получать призы или награды, что подчеркивает значимость достижения в игре.

6. Культурные аспекты

• Музыка и танцы: игра может сопровождаться традиционной музыкой и танцами, что усиливает её культурное значение и делает её более привлекательной для зрителей.

• Общение и взаимодействие: во время игры участники общаются, обмениваются опытом и учатся друг у друга, что способствует укреплению общественных связей.

7. Актуальность в современном обществе

• Возрождение традиций: в последние годы наблюдается возрождение интереса к традиционным играм, включая «Баргай», что способствует сохранению культурного наследия бурятского народа.

• Вовлечение молодежи: игра становится популярной среди молодежи, что помогает им лучше понять свою культуру и идентичность.

Таким образом, игра «Баргай» представляет собой не только увлекательное развлечение, но и важный элемент бурятской культуры, способствующий сохранению традиций и укреплению социальных связей. Её особенности делают её уникальной и значимой как для участников, так и для зрителей.

Приложение 5

Сравнительный анализ игры «Баргай» с бурятской народной игрой  «Шагай наадан»

При изучении материала о народной игре, встречаясь со старожилами, мы выяснили, что эта игра в старину  была очень популярной самобытной игрой бурятских скотоводов.  «Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног).  Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Мы узнали, что собирателями лодыжек обычно являлись  дети, но играли  все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт.  В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота -табанхушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных.  «Шагай наадан», как мы узнали  из «Тематического словаря традиционного быта бурят»  Бабуева С.Д., Ц.-М Б.Аюшеевой « Шагай наадан» (2019г) и Бальжинимаевой Ц. Ц., имеет много разновидностей: «шагай шγγрээн», «хонгоордолго», «шагай няһалалга», «таалсалга», «хумпараахаялга», «мори урилдаан», «алагмэлхэй», «хонхобγхэтγγлгэн», «дγрбэнбэрхэ», «хоёр лама хориншγдхэр», «табаршаалга», «шагай шγγрэлгэ», «шагай харбалга», «ёрхо»,  «хорёобарилга», «алтансэргэ».   В данное время нам посчастливилось научиться и научить игре в лодыжки таких разновидностей: «Шагай няһалалга», «Таалсалга», «Мори урилдаан».   Например, игра «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более. Для начала  участники игры поровну разделяют  шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру.  Первый, собрав все  шагай на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в  другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет.  Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность,  внимательность, ловкость, меткость. «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук.  В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.  

Сравнительный анализ игр «Шагай» и «Баргай» показал, что у них много схожего в атрибутах, правилах, роли и значении.


Приложение №6

hello_html_22eaf7e9.png

Пояснения к рисунку:

Хонин -  «бүхэ»- (горбатая) кость, упавшая выпуклой стороной вверх –это овечка

Ямаан-«хонхо» (с выемкой) кость, упавшая вогнутой стороной вверх – это козлик

Морин – «конь» упавшая на бок – на ребро ровной стороной – это лошадь

Үхэр - «корова» упавшая на бок резкой стороной – это бычок

– Тэмээн это кость, упавшая в сидячем положении или вставшая на дыбы или берцом – это верблюд. Положение «верблюда» не учитывается, так как при броске косточки обычно не принимают такое положение.


Поделиться:

Нечаянная победа. Айзек Азимов

Денис-изобретатель (отрывок)

Рисуем пшеничное поле гуашью

Свинья под дубом

Астрономический календарь. Июнь, 2019