• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Экономный или жадный? Правила экономии в среде подростков"

Опубликовано Бахчёва Ольга Валерьевна вкл 18.03.2025 - 16:24
Бахчёва Ольга Валерьевна
Автор: 
Прокофьев Тихон

Проект «Экономный или жадный? Правила экономии в среде подростков»(тип проекта: социальный) знакомит с проблемами в подростковой среде – небрежным отношением к финансам. Проект позволяет узнатьо разнице в понятиях – экономный и жадный. Автор систематизировал материал, рассмотрел советы по экономии. Проект является межпредметным, так как в ходе его создания автору пригодились его знания по информатике (использование информации сайтов интернета), обществознанию, финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Индивидуальный проект

Тип проекта:социальный

Тема проекта:

Экономный или жадный?

Правила экономии в среде подростков.

Автор проекта:

Наставник проекта:

г. Златоуст 2024

Содержание

АННОТАЦИЯ НАСТАВНИКА        3

ВВЕДЕНИЕ        4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        6

1.1. Экономия и подростки        6

1.2.Экономия и жадность: в чем различие?        7

1.3.Причины жадности        7

1.4. Почему важно быть экономным        8

1.5. Как быть экономным        8

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        10

2.1. Проведение социологического опроса        10

2.2.Буклет “Правила экономии в среде подростков”        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        12

Приложения        13

АННОТАЦИЯ НАСТАВНИКА

Проект «Экономный или жадный? Правила экономии в среде подростков»(тип проекта: социальный) знакомит с проблемами в подростковой среде – небрежным отношением к финансам. Проект позволяет узнатьо разнице в понятиях – экономный и жадный. Автор систематизировал материал, рассмотрел советы по экономии. Проект является межпредметным, так как в ходе его создания автору пригодились его знания по информатике (использование информации сайтов интернета), обществознанию, финансовой грамотности.

Продукт проекта, буклет –имеет практическое применение не только на уроках обществознания, но и математики.

Проект будет интересен и учителям,  и обучающимся, и родителям.Работа учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических с помощью средств ИКТ, является мотивационным полем в изучениифинансовой грамотности. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает коммуникативные навыки, умение искать, анализировать и систематизировать информацию.

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - это человек, который копит деньги ради цели. У него она есть, и выражена в чем-то конкретном.Он знает, что есть базовые вещи, на которых нельзя экономить,потому как это чревато проблемами. Им движет не жадность, а холодный расчет. Тратит деньги с удовольствием, но старается не покупать лишнего и следит, чтобы выделяемая сумма соответствовала качеству и полезности товара. Он живет обычной жизнью, охотно тратит деньги на хобби и отдых в кругу друзей и семьи. Это не мешает ему преуспевать: грамотное отношение к финансам позволяет чувствовать себя увереннее. [1]

ЖАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК -это человек, у которого выражается слабая степень в желании иметь немного больше благ, чем можно использовать. Она присуща почти каждой личности. Нежелание тратить становится навязчивой идеей. Человек экономит на всем. Лишение себя малой части накопленного приводит личность к нервному расстройству, злости, раздражительности. Невротическое состояние лишает человека душевного покоя. Жадина старается брать от жизни все. Но, увы, удовлетворения не получает по причине своей ненасытности (при этом стоит отметить, что жадность относится не только к вещам, но и моральным, духовным благам).[1]

Высокий уровень финансовой грамотности – это гарант оказания положительного влияния на экономику региона и страны, на уровень доходов и благосостояния всех граждан. Этот показатель влияет на повышение эффективности использования финансовых продуктов, увеличение числа добросовестных заемщиков, уменьшение кредитных рисков банков и других кредитных организаций, повышение благосостояния благодаря правильному использованию семейного бюджета, получение навыков управления деньгами на протяжении всей жизни, повышение безопасности людей и защита от мошенничества.

Цель проекта: воспитание финансовой грамотности и развитие навыков экономии среди подростков.

Проблема: Многие подростки не обладают навыками экономии и финансовой грамотности. Они тратят деньги на ветер и не умеют разумно распоряжаться ресурсами. Это может привести к финансовым проблемам и неправильным приоритетам.

Задачи проекта:

1. Подготовка образовательных материалов по правилам экономии и финансовой грамотности.

2. Узнать какой человек является жадным, а какой экономным. Понять разницу между этими терминами.

3. Узнать какие правила экономии существуют в среде подростков и научиться их использовать.

4. Создание ресурсов и материалов для самостоятельного изучения темы.

Продукт: В результате проекта создан буклет с материалами по правилам экономии и финансовой грамотности “Правила экономии в среде подростков”.

Практическая ценность: проект может помочь в изучении финансовой грамотности и использоваться в качестве дополнительного материала на уроках математики и обществознания.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Экономия и подростки

Википедия говорит нам, что:«Экономия - это система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов».

Однако  стоит расширить это объяснение.

Экономия - это, конечно, процесс, который приводит к сбережению, и этот процесс осуществляется, главным образом, путем изменения расходов во времени. Таким образом, экономию можно назвать отказом от текущего потребления с надеждой на более крупные расходы в будущем.

Поэтому вместо того, чтобы покупать то, что нам нравится или нужно сегодня, мы решаем отложить деньги, потратить их на что-то еще в будущем. В связи с тем, что мы обычно предпочитаем потреблять сейчас, а не в неопределенном будущем, мы ожидаем, что мы сможем потреблять больше за деньги, которые мы тратим сегодня, а завтра мы сможем потреблять меньше.

Сегодня подросток должен знать, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как родители зарабатывают денежные средства на содержание семьи. Детям необходимы знания о профессиях, связанных с экономикой, таких как экономист, бухгалтер, финансист и др. Недостаточное внимание, уделяемое экономическому воспитанию, приводит к экономической безграмотности подростков, к неправильному выбору будущей профессии в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями и убеждениями. Чтобы подросток сделал правильный выбор будущей профессии, необходимо расширить и углубить пропаганду экономического воспитания в семье, образовательных учреждениях, СМИ и т.д.

Учащимся подросткового возраста необходимо понимать и знать, как работает рынок, что такое потребление: доходы, расходы, кредит и т.п. Через средства массовой информации подростки часто слышат такие сложные для них понятия, как ценные бумаги, акции, биржи, фирмы. До подростков необходимо в доступной форме довести данные понятия, ознакомить с ними, а также необходимо помочь им повысить уровень экономической грамотности, а главное - повернуть их к вопросам, касающимся экономики, заинтересовать их экономической наукой. Потому так важно экономическое воспитание в семье и образовательных учреждениях, чтобы будущее страны с развитой рыночной экономикой было в руках экономически воспитанного поколения.

Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод о том что, актуальность экономического воспитания подростков в настоящее время заключается в том, чтобы помочь подросткам адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, а в дальнейшем соответствовать повышенным требованиям, которые предъявляются к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики - их активности,        самостоятельности.

1.2.Экономия и жадность: в чем различие?

Жадный человек негативно воспринимает любые расходы, в том числе необходимые.

Обычно жадность приводит к одиночеству и скуке. В современном мире практически все развлечения требуют выделения денежных средств.

Жадным людям свойственно покупать самые дешевые товары, пользоваться некачественными услугами. Основной критерий выбора для них – цена, остальное второстепенно.

Скупой человек любит собирать и хранить старые, ненужные вещи, В результате жилье со временем начинает напоминать склад, на который все пребывает и пребывает всевозможный хлам от которого никакой пользы.

Экономный человек тратит деньги разумно,на действительно востребованные вещи.

У экономного человека таких проблем нет. Он может выручить с деньгами и потратить необходимое на себя.

Экономный человек тоже учитывает стоимость товаров и услуг, но для него цена является лишь одним из нескольких критериев. Обязательно учитывается полезность вещи, качество и прочее.

Экономные люди не покупают вещи, которыми не будут пользоваться, даже если те стоят копейки. Первое правило экономного человека – не покупать лишнего, второе – бережно относиться к купленным вещам.

1.3.Причины жадности

Неразлучным спутником жадности является страх, стресс, депрессия.

Скупость часто возникает из-за раннего негативного опыта, например недостатка родительской любви, чувства лишения или наоборот, чрезмерной опеки.

Наша жизнь переменчива, поэтому каждый из нас в обязательном порядке имеет хоть малейший, но запас чего-нибудь. Но что касается жадин из-за страха, то здесь налицо неуверенность в завтрашнем дне.

1.4. Почему важно быть экономным

Экономный образ жизни дает больше свободы. Если вы внимательно относитесь к тому, как тратите свои деньги, то вам не нужно будет работать сверхурочно, подвергаться стрессам и испытывать лишнее напряжение. Это дает вам больше свободы делать то, что вы хотите.

Экономные люди всегда побеждают транжир. Когда дело доходит до покупок, экономные люди совершают гораздо более выгодные сделки и получают более качественные продукты, чем транжиры. Транжиры, как правило, не обращают внимания на скидки, а иногда и на качество, и они часто подвергаются воздействию заманчивой рекламы. [2]

1.5. Как быть экономным

Ставить себе цели и откладывать на них. Нужно поставить себе цель, ради которой вы будете откладывать деньги, и не сбиваться с курса. Так вы сможете развить привычку к экономии. [3]

Быть расчетливым. Тратить деньги с умом, то есть покупать качественные товары или услуги по выгодным ценам.

Избегать соблазнов. Многие не могут устоять перед соблазном жить пропорционально доходу. Когда он растет — растут и запросы.

Снижать свои расходы. Экономные люди, которые сами сделали себя богатыми, делали все, чтобы минимизировать свои расходы.

Избегать общения с транжирами. Если вы хотите перенять полезные денежные привычки, все просто: нужно общаться с теми, у кого эти привычки есть, и оградить себя от тех, у кого их нет.

Делайте деньги невидимыми. Сделайте «сейф», из которого вы точно не возьмёте денег. Каждый раз, когда вы получаете деньги, немедленно кладите туда определенную сумму. Так вы сможете накопить на ваши дальнейшие цели.

Также, к таким правилам можно отнести бережное отношение к потреблению воды и электроэнергии, ходить за продуктами на полный желудок, покупать продукты реже, но более крупными партиями, ставить цель и продумывать план покупок заранее, узнавать о скидках или акциях, использовать метод шести конвертов при построении планов расходов и т. д.

Таким образом, учиться правильно распоряжаться деньгами нужно учиться с детства. Рано или поздно в жизни каждого подростка наступает момент, когда нужно задуматься, как правильно потратить денежные средства. Поэтому важно вовремя научиться управлять финансами и развить важное отношение к деньгам, осознать ценность денег и понять, что это не бесконечный ресурс.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проведение социологического опроса

Работа над проектом началась с социологического опроса. В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, понимаютли учащиеся нашей школы понятия – экономный и жадный.Ответить на мои вопросы согласились 45 учащихся 7 и 10  классов.

Вопросы анкеты для учащихся:

  1. Считаете ли Вы себя экономным человеком?
  2. Экономный и жадный – это одно и то же?
  3. Какие у подростка могут быть источники дохода?
  4. На что может потратить деньги подросток?
  5. Какие правила экономии вы знаете?

Результаты опроса (Приложение I) показали, что считают себя экономными 64% опрошенных, то есть 29 человек. 100% считают, что экономный и жадный – это не одно и то же. Большинство опрошенных считают, что подросток может самостоятельно заработать на раздаче листовок – 30%, подработкой в трудовом лагере и после уроков – 28%, заработать в интернете – 18%. Потратить деньги подросток может на еду и сладости – 20%, развлечения – 17%, одежду – 16%, игры – 15%. Подростки знают следующие правила экономии: тратить разумно – 41%, копить, откладывать – 32%, экономить на еде, воде и т.д. – 27%.

2.2.Буклет “Правила экономии в среде подростков”

В качестве методического пособия я создал буклет с материалами по правилам экономии и финансовой грамотности “Правила экономии в среде подростков”.Буклет — один из самых популярных и актуальных типов полиграфической продукции, листовое издание, представляющее собой сложенный в несколько сгибов лист бумаги разных форматов: А4, А5, А6 и т. д.

Вся основная работа делалась в программе MicrosoftOfficeWord 2010. В этой программе можно вставить изображения и текст.Я постарался сделать буклет интересным и познавательным, чтобы после его прочтения у моих одноклассников появилось желание не только разумно экономить, но и познакомить с правилами экономии своих близких.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над этим проектом, мною были получены следующие результаты: изучены и проанализированы литературные и интернет источники по теме проекта; проведены исследования в форме анкетирования среди обучающихся нашей школы; проанализирована вся полученная информация и сделаны выводы. Выявлена проблема, которая заключалось в том, что особенности экономического сознания подростков, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте страны взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Сегодня эти подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут специалистами в какой-то области или предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится финансовая привычка управлять своими финансами, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою жизнь и карьеру.

Я пришел к выводу, что в подростковом возрасте происходит активная подготовка к самостоятельной жизни, построение иерархии ценностей мировоззрения, а также профессиональный выбор будущей деятельности. Умение правильно распоряжаться финансовыми средствами - это гарант не только будущего личного благосостояния, но и положительного влияния на экономику региона, и даже страны.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что в проектной работе был изучен и систематизирован материал, касающийся изучения правил экономии в подростковой среде. Данный проект можно использовать школьниками для повышения образовательного уровня при изучении предмета обществознание, раздела “Экономика и финансовая грамотность”.

Итоговым продуктом проекта является памятка в виде буклета, в которой представлены некоторые правила экономии в подростковой среде. Данный буклет можно раздать подросткам для повышения их финансовой грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования [Электронный ресурс]// ГСНТИ 14.27.01 Код ВАК 13.00.02 Россия, Екатеринбург URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-ekonomicheskogo-vospitaniya-podrostkov-v-usloviyah-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya
  2. Nika-info.ru [Электронный ресурс]// Правила экономии для подростков URL: http://nika-info.ru/economiaforteen/  Zaochnik.com [Электронный ресурс]// Метод анкетирования URL: https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/metod-anketirovanija/
  3. Kontext.ru [Электронный ресурс]// Размеры и форматы рекламных буклетов.URL: https://www.kontext.ru/poleznaja-informacija/razmery-i-formaty-reklamnyh-bukletov
  4. Yandex.ru[Электронный ресурс]// Фоны для презентаций. URL: https://yandex.ru/images/search?pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fphotoshop-kopona.com%2Fuploads%2Fposts%2F2018-02%2F1518275458_blue-9.jpg&text=фоны+для+презентаций&rpt=simage&lr=101628&source=wiz


Приложения

Приложение I

  1. Считаете ли Вы себя экономным человеком?

  1. Экономный или жадный – это одно и то же?

  1. Какие у подростка могут быть источники дохода?

  1. На что может потратить деньги подросток?

  1. Какие правила экономии вы знаете?

Приложение II

Многие подростки хотят побыстрее стать самостоятельными и жить отдельно от родителей. Большую роль в этом моменте играет финансовая составляющая. Многие подростки из-за стремления к самостоятельности идут на работу, однако не всегда находят место работы. [4]

В финансовом вопросе главную роль играет не сколько заработок, сколько экономия. Важно не то, сколько человек зарабатывает, а то, как он их тратит. Как экономить подростку?

Определиться с источниками дохода.  Какие у подростка могут быть источники дохода? Это может быть стипендия в учебном заведении, зарплата от подработки, карманные деньги, проценты от банковского вклада. Необходимо тщательно проанализировать все свои  источники дохода.

Если хочется увеличить источники дохода, то необходимо подумать о подработке.

Определиться со статьями расходов.  На что может тратить деньги подросток? Статьи расходов индивидуальны. Их необходимо сгруппировать по категориям. Например:

  1. Траты на питание
  2. Траты на хозяйственные нужды
  3. Траты на коммунальные платежи
  4. Траты на развлечения
  5. Траты на книги/учебу

На этом этапе необходимо подумать о том, какие расходы можно сократить. Лучше не отказываться от чего-то, а заменить более затратный вариант более экономным. Например, ходить в кино утром, когда сеансы дешевле. Или же вовсе устроить домашний киновечер! Также можно отказаться от частых походов кафе, а вместо этого научиться самостоятельно готовить вкусные блюда.

Сравнить доходы и расходы.  Экономия выражается в том, что доходы превышают расходы. Можно вести учет расходов и доходов ежедневно/еженедельно/ежемесячно. Для этого можно использовать блокнот или файл в телефоне.

Откладывать 10% от дохода. Золотое правило экономии очень просто: при получении дохода необходимо отложить от 5% до 15% от суммы и не трогать ее до определенного  периода. Нужно забыть про эти деньги на год, например! За год накопления могут быть даже очень внушительными. Их можно будет вложить в себя. Например, оплатить курсы, купить книгу, вложить в путешествие, высшее образование.

Где хранить деньги? Кто бы что ни говорил, но лучше всего хранить деньги в наличности. Банковские карты не надежны, так как деньги можно потерять в любую минуту.

Человек учится экономить всю свою жизнь, но первые шаги делает в подростковом возрасте, когда начинает распоряжаться деньгами.


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Мороз и заяц

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Будьте как солнце!