• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль семьи в  формировании здорового образа жизни детей и подростков

Опубликовано Козловских Екатерина Валерьевна вкл 18.03.2025 - 10:03
Козловских Екатерина Валерьевна
Автор: 
Липашаов Рустам Нальбиевич

Краевая научно-практическая конференция для обучающихся СПО

«Взгляд в будущее: молодёжь и социально-экономическое будущее России»

Направление: Семья как основа нравственности и национальной ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_i_semya_lipashaov_aatt.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Н. Липашаов

ГБПОУ КК ААТТ, г. Армавир, Краснодарский край

Научный руководитель Е.В. Козловских

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Актуальность темы моей работы обусловлена рядом социальных и медицинских факторов, связанных с ухудшением здоровья подрастающего поколения. В современном мире, где высокие темпы жизни, доступность интернет-технологий и ухудшение экологической ситуации приводят к распространению вредных привычек и недостатку физической активности, важность здорового образа жизни становится как никогда актуальной. Семья является первой социальной средой, в которой формируются привычки и установки ребенка. Родительский пример, семейные традиции, стиль питания и физической активности существенно влияют на здоровье детей и подростков. Несмотря на это, многие семьи сталкиваются с трудностями в привитии здоровых привычек, что зачастую приводит к проблемам с весом, физической активностью и психоэмоциональным состоянием молодежи.

Целью работы является:

1. Изучение влияния семейных установок и традиций на формирование у детей и подростков здоровых привычек.

2. Анализ факторов, способствующих и препятствующих внедрению здорового образа жизни в семьи.

Семейные традиции играют важную роль в формировании образа жизни, ценностей и привычек членов семьи. Они оказывают значительное влияние на физическое, эмоциональное и психологическое здоровье. Одной из основных семейных традиций является совместное питание. Исследования показывают, что регулярные обеды и ужины в кругу семьи способствуют более здоровым пищевым привычкам. Дети, которые едят вместе с родителями, чаще потребляют свежие овощи, фрукты и менее подвержены избыточному весу и ожирению. Кроме того, внимание к развитию кулинарных традиций, таким как приготовление блюд, из натуральных ингредиентов, способствует формированию здорового отношения к пище.

Семейные традиции, связанные с физической активностью, играют важную роль в поддержании здоровья. Совместные выезды на природу, прогулки, занятия спортом или активные игры в выходные дни способствуют не только физическому, но и эмоциональному благополучию. Физическая активность в компании близких людей может повысить уровень мотивации, сделав занятия спортом более регулярными и приятными.

Семья — это опора, которая помогает справляться с жизненными трудностями. Традиции общения, такие как вечерние беседы или совместные мероприятия, позволяют укреплять семейные связи и предоставляют каждому члену семьи возможность поделиться своими переживаниями. Это, в свою очередь, помогает снизить уровень стресса и тревожности, что является важным аспектом поддержания психологического здоровья.

Семейные ритуалы, будь то празднование дней рождения, традиционные праздники или просто воскресные завтраки, создают позитивную атмосферу и ощущение стабильности. Эти моменты укрепляют связь между членами семьи, формируют чувство принадлежности и доверия. Психологическое здоровье напрямую связано с уровнем удовлетворенности, и наличие здоровой, поддерживающей семейной среды может способствовать улучшению общего состояния.

Семейные традиции также связаны с передачей жизненных ценностей и знаний от поколения к поколению. Воспитание уважения к здоровью, физической активности и осознанного подхода к питанию может быть заложено в рамках традиций. Например, приучение детей к регулярному медицинскому осмотру или к занятиям спортом с раннего возраста может предотвратить множество заболеваний в будущем.

Родительский пример — это мощный инструмент для формирования здорового образа жизни у детей. Заботясь о своем здоровье и демонстрируя правильные привычки, родители закладывают основы для будущего своих детей. Важно помнить, что диалог и вовлеченность родителей в жизнь ребенка могут сделать процесс формирования здоровых привычек не только полезным, но и увлекательным. А значит, здоровое общество начинается с каждой семьи.

Дети учатся через подражание. Они наблюдают за поведением родителей и впитывают в себя их привычки, отношения к еде, физической активности и общему образу жизни. Например, если родители ведут активный образ жизни, занимаются спортом и правильно питаются, то шансы, что их дети будут следовать этому примеру, значительно возрастают. Напротив, если в семье преобладает малоподвижный образ жизни и нездоровая диета, это может привести к тому, что дети также переймут эти привычки.

Родители, которые активно заботятся о своем питании и принимают осознанные решения по выбору продуктов, закладывают здоровый фундамент для своих детей. Важно не только самим придерживаться правильного рациона, но и вовлекать детей в процесс приготовления пищи. Совместные походы в магазин, выбор свежих и полезных продуктов, приготовление блюд могут сделать питание более интересным и познавательным. Дети, которые участвуют в приготовлении пищи, скорее всего, будут более открытыми к употреблению разнообразных и полезных блюд.

Физическая активность — еще один важный аспект здоровья. Родители могут стать для своих детей примерами активности, вовлекая их в спортивные занятия, прогулки на свежем воздухе или поездки на vélo. Делая физическую активность естественной частью повседневной жизни, родители формируют у детей отношение к спорту как к чему-то приятному и незаменимому.

Родительский пример важен не только в вопросах физического здоровья, но и психического. Родители, которые умеют справляться со стрессом, показывают своим детям, как важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Открытые обсуждения эмоциональных состояний, регулярное время для отдыха и заботы о себе, демонстрация способности справляться с трудностями учат детей гибкости и устойчивости в сложных ситуациях.

Как уже отмечалось, во многом здоровье обусловлено повседневным поведением, направленным на сохранение здоровья, а основным его регулятором является сам человек и то, какой образ жизни он ведет. Согласно данным исследования СеДО-2018, большая часть респондентов-родителей (63,5–62,1 % отцов и 64,8 % матерей) согласны с этим и считают, что немалую часть ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей несут они сами. По данным ВЦИОМ, в плохом самочувствии и ухудшении здоровья россияне также склонны винить самих себя (47 %). Однако действия людей по сохранению и улучшению здоровья нередко идут вразрез с их пониманием того, что необходимо предпринимать для этого. Родители считают здоровье одной из главных жизненных ценностей. При ранжировании набора из 15 ценностей по степени важности каждой из них для себя 46 % опрошенных поставили здоровье на первое место (51,9 % матерей и 39,5 % отцов). Средний ранг ценности «здоровье для себя» – 3,2 (незначительно уступает ценности «семья» – 3,1; следующая группа ценностей существенно отстает от первых двух со средними значениями рангов не меньше. Еще более значимой ценность здоровья становится, если речь идет о здоровье детей. При ответе на вопрос: «Что должны, на ваш взгляд, наиболее сильно ценить ваши дети?», 61 % опрошенных называет «здоровье» (средний ранг ценности «здоровье для детей» – 2,5; для сравнения «семья» – 4,8). В целом родители не считают свое здоровье плохим (лишь 1,6 % матерей заявили об этом, а среди отцов таких не нашлось вовсе) и оценивают его как хорошее (53,3 %). Подавляющее большинство удовлетворено своим здоровьем (36,9 % – полностью, 54,1 % – частично) и здоровьем своих детей (51,2 % – полностью, 40,2 % – частично)

Понятие ЗОЖ является довольно сложным, многомерным и вместе с тем целостным, его элементы тесно связаны друг с другом. ЗОЖ включает в себя рациональное питание, отказ от вредных привычек, физическую активность, культуру сексуального поведения, профилактику заболеваний и т.д. Помимо физико-биологических аспектов также следует сказать о психологических моментах, таких как минимизация стресса, позитивное мышление, умение взаимодействовать с людьми и т.д. Вместе с тем здоровый образ жизни неправомерно сводить исключительно к индивидуальным аспектам. Социологические подходы к изучению ЗОЖ делают акцент на социальных причинах, социальных институтах и моделях поведения, которые приводят к формированию тех или иных установок.

Анализируя эти данные, можно выделить следующие тенденции:

1. Влияние родительских установок и поведения: родители, соблюдающие здоровый образ жизни (правильное питание, занятия спортом), чаще передают эти привычки своим детям.  Наблюдается положительная взаимосвязь между активным образом жизни родителей и физической активностью их детей.

2. Роль семейных традиций: семейные мероприятия, такие как, совместные занятия спортом или приготовление здоровой пищи, способствуют укреплению здоровых привычек на уровне всей семьи. Проявление заботы через совместные трапезы и обсуждения здоровья формирует более осознанное отношение к питанию и физической активности.

3. Поддержка и мотивация: эмоциональная поддержка со стороны семьи может сыграть ключевую роль в мотивации подростков к занятиям спортом и выбору здоровой пищи. Открытое общение о здоровье и важности физических активностей способствует лучшему пониманию детей значимости этих аспектов.

4. Образовательные инициативы: семьи, которые вовлечены в образовательные программы по здоровому образу жизни, лучше информированы о здоровье и чаще применяют полученные знания на практике.

5. Влияние на психическое здоровье: наличие поддерживающей атмосферы в семье способствует снижению уровня стресса и тревожности у детей и подростков, что, в свою очередь, влияет на их общий образ жизни и здоровье.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Ключевая роль семьи: семья является основным институтом, формирующим начальные привычки у детей и подростков, и ее влияние невозможно переоценить.

2. Необходимость вовлечения: успешное формирование здорового образа жизни требует активного участия всех членов семьи. Необходима совместная работа по развитию и поддержанию здоровых привычек.

3. Образование как приоритет: важно разрабатывать программы и ресурсы, направленные на обучение семьи основам здорового образа жизни и поддерживать эту работу на протяжении всего детского и подросткового возраста.

4. Социальные и культурные факторы: рассмотрение социальных и культурных контекстов семьи может выявить дополнительные барьеры или возможности для формирования здорового образа жизни.

5. Программа поддержки: необходимы программы, направленные на поддержку семей в разработке и внедрении здоровых привычек, включая доступ к информации, ресурсам и активности на уровне сообщества.

Эти тенденции и выводы подчеркивают важность активной роли семьи в формировании устойчивых привычек, способствующих здоровью и благополучию детей и подростков.

Формирование здорового образа жизни у детей и подростков — это сложный и многогранный процесс. Семейное окружение влияет на здоровье и поведение молодежи, задавая основы их привычек, отношения к физической активности и питанию. Таким образом, семья играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни, обеспечивая не только знания и привычки, но и поддержку, которая важна в этот критически важный период развития детей и подростков.

Список использованных источников

  1. Журавлева И.В. Здоровье молодежи: возможно ли его улучшить? // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М.К. Горшков. - М.: Новый Хронограф, 2017. С. 419-436. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=5054 (дата обращения 01.03.2025).
  2. Здравоохранение в России: стат. сборник. – М.: Росстат, 2017.
  3. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья  школьников XXI века / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. – М., 2017. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://niigd.ru/pdf/HBSC_2017.pdf (дата обращения 03.03.2025).
  4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать? – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg/ (дата обращения 01.03.2025).
  5. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. - М., 2010. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/un_rus.pdf (дата обращения 07.03.2025).


Поделиться:

Как зима кончилась

Выбери путь

Карандаши в пакете

Соленая снежинка

Попробуем на вкус солёность моря?