• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Опубликовано Кунгурова Ирина Анатольевна вкл 18.03.2025 - 9:55
Кунгурова Ирина Анатольевна
Автор: 
Битухеев Тамир

Актуальность темы «Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков» заключается в том, что большое количество людей в современном мире пользуются компьютером. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, в том числе и школьники. В нашей школе практически у каждого ученика дома имеется компьютер. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при выполнении домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. 

Проблема заключается в том, что вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках и спортивных секциях, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером. 

Так как число пользователей компьютера среди подростков и детей растет, то вопрос о влиянии компьютерных игр на здоровье остается актуальным.  Очень много материала по этой теме в Интернете. И я  решил разобраться, какое влияние оказывают компьютерные игры на здоровье подростков и влияют ли они на агрессивность школьников.

Предмет исследования: компьютерные игры и влияние их на школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_kompyuternyh_igr_na_agressivnost_podrostkov.doc821.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия,

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»

XXVI республиканская научная конференция школьников «Шаг в Будущее»

Секция:______медицина_________

Тема доклада

Влияние компьютерных игр на агрессивность  подростков

Ф.И. исполнителя:

Битухеев Тамир – учащийся 10 класса

МБОУ «Онохойская СОШ №2»

ФИО научного руководителя:

Кунгурова Ирина Анатольевна-

учитель биологии и химии высшей

квалификационной категории

МБОУ «Онохойская СОШ №2»

2025 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……………………..2

Глава 1 Классификация современных компьютерных игр………….…………………....3-4   

Глава 2 Воздействие компьютерных игр на школьника……………...………………...…4-7

  1. Положительное влияние  компьютерных игр………..………………………..4-5

2.2 Отрицательное влияние компьютерных игр……...…………………………...5-7

Глава 3 Практическая часть……….…………………………………………………………7-10

  1. Анкетирование учащихся на выявление воздействия компьютерных игр на школьников………………………………………………..……………………..7-8

3.2  Выявление появления компьютерной зависимости…….………………………8

3.3 Выявление уровня агрессивности обучающихся ……………………………..8-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……............................9-10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...…...... ……..…10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..……………..................11-25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков» заключается в том, что большое количество людей в современном мире пользуются компьютером. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, в том числе и школьники. В нашей школе практически у каждого ученика дома имеется компьютер. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при выполнении домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр. 

Проблема заключается в том, что вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках и спортивных секциях, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером. 

Так как число пользователей компьютера среди подростков и детей растет, то вопрос о влиянии компьютерных игр на здоровье остается актуальным.  Очень много материала по этой теме в Интернете. И я  решил разобраться, какое влияние оказывают компьютерные игры на здоровье подростков и влияют ли они на агрессивность школьников.

Предмет исследования: компьютерные игры и влияние их на школьников.

Объект исследования: самочувствие и возможность развития агрессивности учащихся 8-х и 10 классов под воздействием компьютерных игр.

При написании работы я поставил перед собой следующую цель: выяснить, как увлеченность компьютерными играми влияет на здоровье и возможность развития агрессивности учащихся.

Задачи: 

  1. Познакомиться с историей возникновения и классификацией компьютерных игр;
  2. Найти примеры положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на детей;
  3. Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснить отношение ребят к компьютерным играм, влияние игр на здоровье и возможность развития агрессивности у школьников. 

Методы исследования: Психологическая диагностика (анкетирование).

ГЛАВА 1

1.1 Классификация современных компьютерных игр.

Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. 

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Головоломки — вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. 

Гонки — один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу.

Квесты, или игры-приключения — обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. 

ММОРПГ (от англ. MMORPG — Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры — вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, взаимодействует с другими игроками. Особенности игр состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. 

РПГ (от англ. RPG — Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры — игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности.

Симуляторы — вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. 

Стратегии (стратегические компьютерные игры) — требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. 

Шутеры (от англ. Shoot — стрелять), или «стрелялки» — вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, так и совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Экшены (от англ. Action — действие) — один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. 

Файтинг — жанр видеоигр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной. Важной особенностью файтингов является их нацеленность на соревнование, а не на сотрудничество игроков.

ГЛАВА 2

Воздействие компьютерных игр на школьников

2.1  Положительное влияние компьютерных игр на детей

Положительное влияние компьютерных игр на ребенка оказывается благодаря созданию интересной «оболочки» для игр, занятий, учебы. Например, играя в развивающие игры на компьютере, ребенок изучает алфавит или складывает цифры, выполняет задания на развитие мышления или памяти. Логические игры учат сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. Особое место среди таких игр занимают стратегии.  Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится каждому не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.  Таким образом, развивающие компьютерные игры для школьников в увлекательной, интересной и простой форме преподносят детям знания по истории, литературе и другим предметам.

Дополнительные плюсы -  это развитие быстроты реакции (в развивающих играх и «стрелялках») и зрительно-моторной координации. Играющие люди способны одновременно следить за пятью объектами. К слову, обычный человек может следить одновременно только за тремя. Улучшается также скорость визуальной обработки данных.

Улучшению творческих навыков способствуют различные раскраски, музыкальные игры и переделки. Музыкальные игры, в которых необходимо повторить мелодию, позволят развить музыкальный слух. В некоторых даже можно создавать собственную музыку. Игры-переделки предложат игроку украсить что-то по своему вкусу или, например, создать интерьер комнаты.

Подростковый возраст — это подготовка к взрослой жизни. И то, чему ребенок научится в этот период, может определить его будущее. В школе, к сожалению, не учат тому, что понадобится человеку в жизни: строить карьеру, зарабатывать деньги, общаться с клиентами. Играя в компьютерные игры, школьники научатся принимать самостоятельные решения, оценивать ситуацию и решать логические задачи. Они смогут попробовать себя в разных профессиях, определить свои таланты и познакомиться с новыми предметами, явлениями и занятиями. Пользу от компьютерных игр в этом деле трудно переоценить.

2.2. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей

Наряду с положительным влиянием есть и отрицательные моменты влияния компьютерных игр на детей. 

Отрицательное влияние компьютерные игры  оказывают

  • На психическое, эмоциональное состояние;
  • На физическое здоровье детей.

Психическое, эмоциональное состояние

Компьютерная зависимость. Детские психиатры высказывают опасения по поводу «пассивного возбуждения», которому подвержены любители компьютерных игр. Во время игры у ребенка находятся в постоянном возбуждении структуры мозга, отвечающие за получение удовольствия, и может возникать зависимость. Кроме того, заядлые компьютерные игроки характеризуются сниженной способностью к самоконтролю. 

Сужение кругозора. Наша жизнь многообразна, и мы можем выбирать в каждой ситуации одно из множества решений. А в некоторых играх сюжет чаще всего один, без вариантов или их несколько. Поэтому кругозор сужается, фантазия не нужна, воображение отключается.

Параллель реальности  и игры. Дети склонны переносить в жизнь то, что видят на экране телевизора или компьютера. Поэтому, если ребенок видит, что герой игры погибает, а у него остаются еще «жизни» или падает с высоты и остается целым и невредимым, или скачет по веткам и стенам, как обезьяна, то он вполне может попробовать повторить то же самое в жизни. 

Агрессия, жестокость. В большинстве компьютерных игр сюжет состоит в том, чтобы выжить, выиграть, превзойти соперников. Для этого нужно их уничтожить: убить монстра, убить всех соперников и т.д. Причем это относится не только к «стрелялкам», но зачастую и к другим видам игр. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

Одиночество и эгоизм. Компьютер, также как и телевизор, иногда используется родителями, как способ занять ребенка на какое-то время, чтобы он «не мешал» родителям. Одно из последствий – одиночество. Кроме того, если говорить об играх, то в игре каждый выживает, как может, каждый сам за себя. Такая модель поведения переносится в жизнь. Отсюда – цинизм и эгоизм, изолированность.

Изменение картины мира. У детей, которые много времени проводят за компьютером, меняется картина мира. Кроме того, что мир начинает видеться им более агрессивным и жестоким, некоторые дети вообще начинают его воспринимать через экран компьютера.

Проблемы социализации. Если раньше у кого-то из детей были трудности в общении, то  он старался как-то исправить себя, своё поведение. А сейчас очень легко можно с головой уйти в компьютер, это легче. Здесь можно говорить уже не только об играх, но и об Интернете. Тем более при общении в сети сохраняется анонимность, а значит соблюдать социальные нормы не обязательно: можно оскорблять, хамить, и т.д. 

Физическое здоровье

Переутомление. Увлекшись компьютерными играми, дети испытывают состояние эмоционального подъема. В силу возраста утомление наступает достаточно быстро, ребенок не замечает наступившей усталости и продолжает играть. В результате ребенок раздражен, устал, не может успокоиться, с трудом засыпает, плохо спит.

Напряжение органов зрения. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Она предназначена для восприятия предметов исключительно в отраженном свете. Изображение же букв, цифр и рисунков на экране дисплея составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а, из светящихся и мерцающих точек. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге. Еще менее контрастными делает их слишком яркое внешнее освещение. И если дисплей невысокого качества, то у пользователя неизбежно ухудшается зрение, появляется головная боль, утомление, двоение изображения, т.е. возникает компьютерный зрительный синдром. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед компьютером требует от молодых глаз серьезного напряжения.

Негативные последствия для мышц рук. Во время занятий за компьютером возникает значительное статическое и динамическое напряжение кистей рук. Однотипные движения и длительное нахождение рук в одной позиции приводят к стойкому утомлению мышц рук, нарушению кровообращения. В результате, помимо болей в суставах рук, могут возникать нарушения координации пальцев, судороги кисти и предплечья. 

Перенапряжение шейного отдела позвоночник. Длительное напряжение мышц шеи, особенно при неправильной позе во время работы за компьютером, приводит к ухудшению кровоснабжения. В свою очередь, это приводит к кислородному голоданию мозга. Могут развиться стойкие головные боли.

Статичная поза во время работы, нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя компьютера, которые сопровождаются многочисленными симптомами. Это могут быть боли или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов могут быть признаками остеохондроза.

Глава 3

Практическая часть

3.1. Анкетирование учащихся на выявление воздействия компьютерных игр, их продолжительности на здоровье школьников

С целью  исследования мнения учащихся 8а, 8б и 10 классов (58 человек) о воздействии компьютерных игр, длительности игр на здоровье школьников мной был проведен опрос в форме письменных ответов на предложенную анкету (Приложение 1)

Вывод. Проанализировав полученные результаты, было выяснено, что компьютер нужен для того, чтобы: общаться –35 %, для прослушивания музыки – 32 %, играть в компьютерные игры – 28 %; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты – 2

Наши ученики считают, что от игр есть польза: игры развивают кругозор, позволяют скоротать время,  развивают координацию пальцев, можно получить новую информацию. Но также было отмечено, что у компьютерных игр есть отрицательная сторона: ведут к ухудшению зрения, малоподвижному образу жизни, тратится без пользы время, вызывают компьютерную зависимость.

Предпочитаемые жанры игр: симуляторы - 30% , стрелялки – 35% и стратегии – 28%. В обучающие и логические игры играют всего около  2% опрошенных. 

Также я выяснил, что 60% подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 3 часов в день; 38% - до 2 часов в день. На компьютерные игры уходит более 3 часов у 19% школьников, от 1 до 3 часов – у 44%, до 1 часа – у 36%. Таким образом, подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, а не общению с друзьями или другим видам досуга. 

Большинство учащихся  (63%) считает,  что компьютерные игры влияют на психику человека. Это доказывает тот факт, что 32% опрошенных признались, что могут грубо ответить на телефонный звонок, если их отвлекли от важного момента в игре и 5% учащихся испытывают раздражение во время воздержания от компьютерных игр.

44% опрошенных ответили, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на здоровье человека. В основном это влияние проявляется в виде головной боли (28%), болях в глазах (26%), болит спина (14%), немеют руки (14%). Следовательно, мой опрос все-таки подтверждает мнение многих исследователей о том, что компьютерные игры влияют на состояние как психического, так и физического здоровья. На это стоит обратить внимание не только школьникам, но и их родителям, так как 47% родителей не контролируют время, проводимое детьми за компьютером. 

Проведенный  опрос  показал,  что  большинство  наших школьников  увлечено компьютерными играми. Они знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, но все равно продолжают очень много играть. 

  1. Выявление  компьютерной зависимости от времени игры на компьютере

Я провел своё небольшое исследование с целью выяснения влияния времени игр на компьютере на развитие компьютерной зависимость. Объектами для исследования были взяты обучающиеся 8-х и 10 классов. (Приложение 2)

Анкетирование обучающихся 8-х и  10 классов нашей школы показало, что у нас существует такая проблема, как компьютерная зависимость, так как у 6% опрошенных нами учащихся, на лицо компьютерная зависимость. Большей части наших школьников нужно ограничить время «общения» с компьютером. А вот время на занятия спортом, прогулки  на свежем воздухе, чтение  книг,  другие увлечения, встречи с друзьями необходимо увеличить. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.

4.3 Выявление уровня агрессивности обучающихся 8-х и 10 классов

Для определения агрессивности подростков использовали «Опросник исследования уровня агрессивности», авторы А.Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А.Хваном , Ю.И.Зайцевым и Ю.А.Кузнецовой (Приложение 3) 

А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды агрессии, которые образуют суммарный индекс агрессии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не

направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем

возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так

и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Проанализировав полученные результаты, пришли в выводу:

Суммарный индекс агрессивных реакций в пределах нормы:47 человек

Суммарный индекс агрессивности, имеющий пограничное значение: 8 человек

Суммарный индекс агрессивных реакций повышен: 3 человека

Выявление в ходе проведенного опроса учащихся с повышенным уровнем агрессивности  является сигналом о необходимости проведения консультаций среди учеников о степени негативного воздействия компьютерных игр, связанных с насилием, на психику подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставив результаты моего исследования можно сделать вывод о том, что влияние компьютерных игр на школьников неоднозначно. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их неиграющие сверстники. Использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, умение находить закономерности. Кроме того, при разумном подходе польза от компьютерных игр может быть явной: одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры школьников посредством Интернета развивают навыки общения. В то же время я убедился в том, что длительные компьютерные игры вредно воздействуют на психическое и физическое здоровье школьников. Вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием. Сами же по себе компьютерные игры не обладают особыми признаками вредности или полезности, точно так же, как любая другая игрушка. 

Мною были разработаны рекомендации для детей и родителей по проблеме исследования (Приложение 4). 

Обобщая теоретическую и практическую части исследования, я могу сделать следующие выводы: 

  1. Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред. 
  2. Нерациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на агрессивность учащихся и их здоровье. 
  3. Следует стараться переключать внимание с чрезмерного просиживания за экраном монитора на проведение активного, здорового досуга, приучать себя к подвижному образу жизни, что само собой положительно скажется не только на здоровье, но и  на успеваемости. 

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую: 

  • ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой; 
  • свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать. 

Результаты данной исследовательской работы также можно использовать  классным руководителям, социальному педагогу при проведении классных часов и родительских собраний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агрессивность и компьютерные игры. Блинов С. // Граждановедение. 2006, №10
  2. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Войскунский А. Е.  Психол. журн. – 2004. – № 1.
  3. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость / Г.Д. Сугутская // Виртуал. реальность. – 2003. – Вып.3.
  4. Влияние компьютерных игр на поведение подростков // Сидорова А. Воспитание школьников. 2007, №7.
  5. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. Жураковская А.Л. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.
  6. Диагноз – Интернет-зависимость // Янг К.С. Мир Интернет / 2000, №2.
  7. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Войскунский А. Е. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: материалы конференции. М., 2001.
  8.  Зависимость от компьютера // Решетникова О. Школьный психолог. 2006, №19.
  9.  Компьютерные игры: новая область психологических исследований. Шапкин А. Психологический журнал, 1999. №1.
  10.  Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  11.  Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков /Мир психологии.– 2004.– № 1.
  12.  Увлечение или диагноз?/ Дмитриева У. Школьный психолог. 2008, №1.                                                                                                                                                                          

   Приложение 1

1.  Какими компьютерными программами ты пользуешься?

а) для рисования;

б) для ввода и распечатки текста;

в) для прослушивания  музыки;

г) для поиска информации в Интернете и общения;

д) компьютерные игры.

2.Компьютерные игры - это хорошо или плохо?

а) хорошо;

б) плохо;

3. Какие твои любимые компьютерные игры?

а) Аркады;

б) Головоломки;

в) Гонки;

г) Квесты;

д) Стратегии;

е) Шутеры «Стрелялки».

4. Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

а) 1 час; б) 2 часа; в) 3 часа; г) более

5.  Сколько времени  в сутки  ты тратишь на компьютерные игры?

а) до 1 часа; б) от 1 до 3 часов;  в) более 3 часов.

6.Считаете ли вы, что игры связанные с убийствами влияют на детскую психику?

а) Да.

б) Нет.

7.Вы можете грубо ответить на телефонный звонок, если звонящий отвлёк вас от важного момента в игре?

а) Да.

б) Нет.

8.Во время воздержания от компьютерных игр ты часто раздражен?

а) Да.

б) Нет.

9. Считаешь ли ты, что играя на компьютере в игры здоровье ухудшается?

а) Да;   б) Нет;  в) Затрудняюсь ответить.

10. Что ты чувствуешь во время компьютерных игр?

а) болит голова;

б) болят или хуже видят глаза;

в) головокружение;

д) болит спина;

е) болят или немеют руки;

11. Контролируют ли родители время, проведенное за компьютером?

а) Да.

б) Нет.

Результаты анкетирования:

№

Вопрос

Количество человек

1

Используемые компьютерные программы

(чаще всего –выбрать один вариант ответа)

а) для рисования;

б) для ввода и распечатки текста;

в) для прослушивания  музыки;

г) для поиска информации в интернете и общения;

д) компьютерные игры

0

3

18

20

26

2

Игры: хорошо или плохо

а) Да;

б) Нет

44

14

3

Какие твои любимые компьютерные игры?

а) Аркады;

б) Головоломки;

в) Гонки;

г) Квесты;

д) Стратегии;

е) Шутеры «Стрелялки»

з) иные игры

7

6

11

3

10

19

2

4

Время в день за компьютером

а) 1 час 

б) 2 часа 

в) 3 часа и  более

3

23

32

5

В сутки на игры

а) до 1 часа                  

б) от 1 до 3 часов           

в) более 3 

19

28

11

6

Влияют ли игры на психику?

Да

Нет

36

22

7

Можете грубо ответить на звонок?

Да

Нет

19

39

8

Раздражены ли во время воздержания от игр?

Да

Нет

16

42

9

Играя, здоровье ухудшается?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

23

14

21

10

Что чувствуешь во время игр?

а) болит голова

б) болят или хуже видят глаза

в) головокружение

д) болит спина

е) болят или немеют руки

11

6

                   1

                  9

9

11

Контролируют ли родители?

Да

Нет

31

27

Результаты тестирования на диаграммах даны в процентах (%) от общего количества опрошенных учащихся (58 человек)

 

 

 

Приложение 2

Тест на выявление компьютерной зависимости

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

- ежедневно – 3 балла;
- один раз в два дня – 2 балла;
- только когда нечего делать – 1 балл.

2.  Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

- более 2-3 часов – 3 балла;
- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
- не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда начинаю засыпать – 3 балла;
- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

- конечно, на компьютер – 3 балла;
- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

- да, было такое – 3 балла;
- случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
- нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о компьютерных играх:

- почти все время думаю об этом – 3 балла;
- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

- компьютер - для меня все – 3 балла;
- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много – 2 балла;
- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Результат теста оценивался по сумме баллов.

Результат:        о зависимости нет и речи - 8-12 баллов

                   зависимости пока нет - 13-18 баллов

                   на лицо компьютерная зависимость - 19-24 балла

Результаты анкетирования

№

Вопрос

8а

8б

10

1

Часто ты проводишь время за компьютером?

3 балла

11

5

2

7

6

8

10

7

2

2 балла

1 балл

2

Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

3 балла

10

6

4

5

7

6

8

9

3

2 балла

1 балл

3

В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

3 балла

-

5

18

1

4

12

1

2

15

2 балла

1 балл

4

Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

3 балла

3

10

6

4

7

6

6

11

5

2 балла

1 балл

5

Пропускал ли важные мероприятия ради игры в компьютерные игры?

3 балла

4

2

13

3

-

15

3

4

11

2 балла

1 балл

6

Насколько часто ты думаешь о компьютерных играх?

3 балла

5

11

7

3

6

9

2

8

7

2 балла

1 балл

7

Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

3 балла

-

9

8

1

5

11

-

8

10

2 балла

1 балл

8

Когда ты приходишь домой, то первым делом…

3 балла

3

11

6

5

7

8

4

9

5

2 балла

1 балл

Результат:

о зависимости нет и речи

8-12 баллов

5

11

2

9

8

1

6

14

2

зависимости пока нет

13-18 баллов

на лицо компьютерная зависимость

19-24 балла

Приложение 3

«Опросник исследования уровня агрессивности», авторы А.Басс и А. Дарки ( на русском языке стандартизирован А.А.Хваном , Ю.И.Зайцевым и Ю.А.Кузнецовой

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные

угрызения совести

да нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить

его

да нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными

обстоятельствами

да нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне

несколько более дружественно, чем я ожидал

да нет

15. Я часто бываю не согласен с людьми да нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему

наперекор

да нет

21. Меня немного огорчает моя судьба да нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет

26. Я не способен на грубые шутки да нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не

зазнавались

да нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет

30. Довольно многие люди завидуют мне да нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их

"щелкнули по носу"

да нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не

расстраиваюсь

да нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с

которым нелегко работать

да нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей

делать что-нибудь приятное для меня

да нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет

54. Неудачи огорчают меня да нет

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал

попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я

в это не верю

да нет

60. Я ругаюсь только со злости да нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу,

я применяю ее

да нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того

заслуживает

да нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или

оскорбить меня

да нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить

угрозы в исполнение

да нет

72. В последнее время я стал занудой да нет

73. В споре я часто повышаю голос да нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

Обработка результатов.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием

полученных ответов.

Физическая агрессия да- № 1, 25, 33, 48,55, 62, 68, нет- № 9,17,41

Косвенная агрессия да № 2,18,34,42, 56,63, нет № 10, 26, 49

Раздражение да № 3,19, 27, 43,50, 57, 64, 72, нет № 11, 35, 69.

Вербальная агрессия да № 7, 15, 23, 31,46, 53, 60. 71, 73, нет № 39, 74, 75

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе

образуют суммарный индекс агрессивных реакций.

Нормой агрессивности является величина еѐ индекса, равная 21 плюс – минус 4.  При этом обращается внимание на возможность достижения определѐнной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Приложение 4

Рекомендации для детей и родителей по проблеме исследования

Некоторые правила техники безопасности для родителей

• Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.

• Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.

• От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.

• Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

• Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.


Поделиться:

Рисуем зимние домики

Красочные картины Джастина Геффри

Музыка космоса

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Ночная стрельба