Исследовательская работа об истории возникновения и развития шахмат в Калмыкии.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 360.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Калмыцкие шахматы - шатр
Подготовила:
Каруева Баина Владимировна
ученица 6 «б» класса
МБОУ «СОШ №4»
Руководитель:
Настаева Клавдия Борисовна,
учитель калмыцкого языка и литературы
МБОУ «СОШ №4»
Элиста - 2025
Содержание: стр.
I. | Введение | 3-4 |
II. | Основная часть: 2.1. История шахмат 2.2. История шахмат в Калмыкии 2.3.Калмыцкие шахматы – шатр 2.4. Изобразительные сюжеты калмыцких шахмат | 5-6 7-9 10-11 12-14 |
III. | Заключение | 15 |
IV. | Список литературы | 16 |
V. | Словарь по теме «Шатр» | 17 |
VI. | Приложения | 18 |
Введение
В начальной школе на уроке шахмат я впервые познакомилась с этой удивительной игрой. Учитель сказал нам тогда: «Шахматы, как любовь или музыка, способны сделать человека счастливым». С тех пор я начала учиться этой великой игре. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным.
Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Но не только безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и профессий. Шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. В шахматах никому не удается избежать ошибок, достичь совершенства, и вместе с тем каждый может попробовать свои силы в этом увлекательном интеллектуальном спорте, каждый может заглянуть в обширную шахматную теорию.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают выработать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений.
По всему земному шару в шахматы играют миллионы людей. Шахматы имеют свой язык, и с тех пор как я стала играть в шахматы, у меня появились десятки друзей, с которыми я общаюсь посредством фигур и квадратов на доске.
Цель моей работы – исследовать историю возникновения и последующего развития шахмат в Калмыкии.
В процессе своего исследования я поставила перед собой следующую задачу:
2.1. История шахмат
ШАХМАТЫ – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» что значит король (шах) умер (мат).
О истории возникновении шахматной игры существует легенда.
Давным-давно жил в Индии деспотичный раджа. Один из приближенных решил показать властителю, насколько зависит он от подданных, и придумал игру, где король (царь, шах) хотя и является главной фигурой, однако мало что значит без поддержки и защиты других фигур.
Игра оказалась удивительно интересной, и не заметивший нравоучительного намека раджа предложил создателю любое вознаграждение.
И, как гласит легенда шахмат, последний выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первое поле шахматной доски ему дали одно зернышко, за второе — два, за третье — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.
Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумною изобретателя. Такова легенда о мудрой шахматной игре и его создателе.
Как бы там ни было, история шахмат начинается в Азии, а родиной шахмат действительно считается Индия. Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.
Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии.
После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.
Затем noсредством завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и вообще в Европу.
К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.
Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в.
2.2. История шахмат в Калмыкии
В мире насчитывается 50 разновидностей шахмат. Калмыцкие шахматы называются «шатр». Шахматы настолько были популярны в народе, что у калмыков даже существовала поговорка: «Для обучения шахматам и золота не жаль».
Известный путешественник и этнограф П.С.Паллас писал: «Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны».[1] Б. Бергман, посетивший в 1802-1803 гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки играют с большой лёгкостью». [2]
Профессор У.Э.Эрдниев на основе собранных полевых материалов утверждает, что «весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле или на подводах (мажарах), подстелив под себя кошму или ширдик, а зимой, по вечерам до поздней ночи, в кибитке. Хотя калмыки не имели никакого представления о теории игры, но среди них встречались сильные игроки. В 1862 году, вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А.Д.Петрова, в которых он сообщает: «В 1821 году, у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока».[3]
Первый чемпионат республики по шахматам состоялся в 1935 году. Об этом есть свидетельства в периодической печати того времени. Газета «Ленинский путь» от 22 августа 1935 года сообщает: «В октябре в Элисте организуется областной шахматный турнир. На турнире будут участвовать победители улусных и городских турниров по шахматам… Победителю областного турнира будет присвоено звание чемпиона области по шахматам. Занявшие первые три места будут премированы ценными подарками. На турнир приглашён для определения категории шахматистов бывший чемпион Поволжья по шахматам тов. Гречкин».[4]
Победителем турнира стал Хонин Косиевич Косиев (1892-1942), известный деятель культуры, просветитель, педагог, организатор народного образования в Калмыкии. Х. Косиев с 1935 по 1938 г. занимал должность заместителя министра просвещения Калмыцкой АССР. Им написаны учебники, буквари, методические пособия. Профессор Б.К.Пашков писал в 1957 г.: «Рассвет калмыцкой школы тесно связан с высокой научно-педагогической и культурно-просветительской деятельностью Х.К. Косиева. Его научно-педагогические труды имеют важное значение для истории калмыцкого языка, калмыцкой школы и калмыцкой культуры вообще».[5]
В годы сталинских репрессий Х.Косиев был оклеветан и в феврале 1938 года арестован. Он обвинялся в «проведении контрреволюционной буржуазно-националистической деятельности». В тюрьме он умер, а в 1957 году его дело было пересмотрено, и он полностью реабилитирован.
Хонин Косиев очень любил шахматы, он не только активно играл на турнирах, но и был организатором соревнований, кружков, популяризатором древней игры.[6]
Следующий чемпионат республики состоялся в 1938 г., когда Косиев сидел в тюрьме. В последующие годы по известным причинам (репрессии, война, ссылка калмыцкого народа) эта деятельность прекратилась, но возобновилась после восстановления автономии калмыцкого народа и возвращения его из ссылки. Чемпионаты республики стали проводиться регулярно.
В 1995 году Президент Республики Калмыкия первым из россиян был избран Президентом ФИДЕ – Международной шахматной федерации, объединяющей более 150 стран. Одним из первых шагов К.Н.Илюмжинова как Президента Калмыкии был указ о государственной поддержке шахмат и введении факультативного шахматного всеобуча в школах республики. Александр Рошаль, главный редактор журнала «64 – шахматное обозрение» пишет: «Сейчас в Калмыкии более 30 кандидатов в мастера, 6 мастеров, гроссмейстер Эрнесто Инаркиев – чемпион Европы среди юношей, чемпион России до 20 лет и чемпион Европы в составе клуба «Томск-400». А кто не знает вундеркинда Санана Сюгирова, чемпиона России, Европы и мира! Юные калмыцкие шахматисты все чаще поднимаются на пьедестал почета крупнейших детских соревнований».[7]
В Элисте построен Город шахмат – Сити - Чесс, где проводятся крупные международные соревнования и местные первенства города и республики.
2.3. Калмыцкие шахматы - шатр
За многие столетия сложились свои национальные правила игры, наименования фигур отличались от международных. Названия шахматных фигур, их изображение (форма) отражали быт, уклад жизни, хозяйственную деятельность народа.
Король назывался «хан», и изображался в виде сидящего в величественной позе владыки.
Ферзь именовался «берсн», и изображался военачальником в боевых доспехах. Этот термин, очевидно, заимствован у среднеазиатских народов, так как у таджиков и узбеков ферзь именовался «фарзин», а у таджиков «перзи».По-видимому, «берсн» - это видоизмененное тюркское слово «фарзин» или «перзи».
Фигура слона была заменена на привычную в повседневной жизни верблюда и называлась «темән» (верблюд). И это понятно, так как верблюд был одним из главных четырех видов скота, разводимых калмыцким народом. Он – такое же неуклюжее, сильное и большое животное, ка слон.
Ладью заменили на телегу - подводу, которая использовалась ойрат-калмыками как основной наземный вид транспорта, а изображали ее в виде быка - основного тяглового животного.
Пешки — многочисленные фигуры на шахматной доски - ассоциировались с самым массовым скотом в хозяйстве калмыков, и потому их изображали в виде овец, а называли «кѳвүн». Это можно объяснить тем, что пешка – малая по размерам, удобная как для шахматной, так и для шашечной игры, а также тем, что легко заставлять «көвүн» быть посыльным, т.е. вступать первым в боевое соприкосновение с противником.
Единственная фигура, оставшаяся без изменения по названию и форме – конь («мөрн»).
Шахматная доска - шатрин бетк - изготавливалась из дерева с росписью или из тесненной кожи, которую затем наклеивали на небольшой столик с резным орнаментом. Рокировка в игре не применялась. Слово «шах» обозначался термином «шалх» - подразнить, испытать, парализовать, хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного хана (без других фигур) игра продолжалась.
2.4. Изобразительные сюжеты калмыцких шахмат
Шахматы – это интеллектуальный поединок противников, воплощенный в бескровном сражении, которое разворачивается между двумя армиями на поле битвы из 64 клеток. Шахматные баталии олицетворяют суть человеческих отношений – вчерашняя пешка становится вдруг важной фигурой, а ферзь, ещё сильный и властный, низводится до положения статиста.
Однако у этой игры есть другая увлекательная сторона. На протяжении многих веков шахматные фигуры будоражили воображение художников и мастеров прикладного искусства разных стран. Повсюду, где эта игра была известна, вид миниатюрного шахматного войска отображает дух и культуру народов, которые их создавали.
Шахматы наших дней, говорил шестой чемпион мира Михаил Ботвинник, пожалуй, является и игрой, и искусством. Они, видимо, стали искусством тогда, когда появились и подлинные художники, и публика, способная ценить красоту шахмат.
В Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н.Пальмова можно познакомиться с удивительной коллекцией шахмат.
Среди калмыцких мастеров, плодотворно работающих с деревом и металлом, необходимо в первую очередь отметить Григория Савельевича Васькина. Среди работ Г.С. Васькина - многочисленные изделия из серебра и рога, деревянные предметы традиционной калмыцкой утвари, культовые произведения. В них своеобразно сочетаются вековые художественные традиции кочевого народа и творческая индивидуальность автора. Таковы калмыцкие шахматы «шатр», изготовленные мастером в 1991 году к 100-летию со дня рождения Киирба Бадакова. Они во многом схожи с шахматами из слоновой кости, привезёнными из Джунгарии и подаренные Эркетинскому храму. Сохранив канонические требования, мастер привнёс в произведение своё понимание традиционной формы.
Кочевой уклад жизни ойратов-калмыков и традиционные виды скота получили отражение в изобразительных сюжетах калмыцких шахмат.
Шахматы Григория Васькина изготовлены из альпийского и кавказского бука с инкрустацией мельхиором. Доска вырезана из красного ганского дерева и инкрустирована рогом и берцовой костью буйвола. Традиционно калмыцкая шахматная доска выделывалась из тисненой кожи (такая была в Эркетинском храме), а фигурки хранили в кожаном мешке. Ножки деревянной шахматной доски, расположенные по диагонали её плоскости, стилизованы в форме дракона «лу», символизирующего силу и мощь. Верхняя плоскость доски по периметру ограничена орнаментом «жунгарин зег» (джунгарский). По углам поверхности нанесён растительный орнамент «онцкин зег» (угловой). Связкой между ними является «эля зег» (орлиный), вол свободы и степного пространства. Клетки очерчены инкрустацией мельхиором в виде линий, чередующихся с узорами «аргмҗ зег» (аркан) и «сартг зег» (трилистник»). Доска обработана пчелиным майским медом с целью выявления текстуры дерева.
Шахматные эпизоды и сцены встречаются в произведениях таких писателей, как Шекспир, Сервантес, Рабле. Широкую популярность приобрела написанная на латыни «Поэма о шахматной игре» итальянского поэта Марка Иеронима Виды. Различные сюжеты, связанные с шахматами, изображали художники на своих полотнах и на рисунках.
Во многих европейских языках стали возникать пословицы и поговорки, отражавшие увлечение шахматной игрой. Например, английская пословица гласила: в мире существуют три жизненно необходимые вещи: жена, шахматная доска и арфа.
А есть ли калмыцкие загадки про шахматы? Есть, и очень выразительные. Вот они: «В безводной местности бескровные воины воюют» (Шахматы).
Делтрин чигә hазрт дөрвд, торhуд хойр дәәлдҗ — на площади размером с подпотник сражались торгуты и дербеты (шатр наадлhн - игра в шахматы).
Заключение
До каких пор будет продолжаться в шахматном мире битва двух королей? Наверно, пока существует мир людей, ведь играя в шахматы, человек учится смело смотреть в глаза опасности, отражать угрозы и в свою очередь наносить противнику самые неожиданные удары.
«В здоровом теле здоровый дух». Эта старинная латинская поговорка очень подходит к шахматам. Хорошее самочувствие рождает бодрое настроение, а при таком настроении и играется лучше: легко обдумывать планы, приходят в голову оригинальные идеи, придумываются красивые комбинации. Для серьезной игры в соревнованиях нужно иметь крепкие нервы и крепкое здоровье. Ведь партия длится несколько часов подряд, шахматист занят в это время напряженной умственной работой.
Шахматное состязание и подготовка к нему воспитывают в человеке силу воли, выдержку, сосредоточенность внимания, мужество, стойкость и другие качества. «Посредством шахмат я воспитал свой характер», - писал Александр Алехин.
Шахматная игра приносит людям утешение в несчастье, дает эмоциональную разгрузку, которую академик Петр Капица объясняет так: «Шахматы приводят душу в состояние равновесия».
Таким образом, проведя данное исследование, я:
Я считаю, что шахматы – это благородное искусство.
Список литературы
Словарь по теме «Шатр»
Жид - пат
Жидлх - патовать, объявить мат
Идх – рубить
Йовх, нүүх - одить, делать ход
Келн-улсин спортивн наадд - национальные спортивные игры
Кѳвүн - пешка
Мад - мат
Мадлх - матовать
Мѳрн - конь
Темән - слон
Тергн – ладья
Хан - король
Хатн – королева, ферзь
Шаг –шах
Шаглх – объявить шах, шаховать
Шалһата цаг, бүрткәтә цаг – контрольное время
Шатр –шахматы
Шатрин марһан – шахматный турнир
Шатрин бетк – шахматная доска
Шатрин закан – шахматный кодекс
Шатрцан – партия
Шатрч – шахматист
Приложения

Шахматы калмыцкие. Дерево, резьба, тонирование

Виктор Дорджиев. Шахматы. Кость, резьба
[1] П.С.Паллас. Путешествие по разным провинциям Российской империи. – СПб., 1809
[2] Б.Бергман. Шахматы в СССР. – Москва, 1965, №2
[3] У.Э.Эрдниев, К.Н. Максимов. Калмыки. Историко-этнографические очерки. – Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2007
[4] «Ленинский путь». - 1935 год. - 22 августа.
[5] «Известия Калмыкии». – 2004. – 12 ноября
[6] Там же.
[7] Известия Калмыкии. – 2006. – 2 июня

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Развешиваем детские рисунки дома

Каргопольская игрушка

Именинный пирог

Хитрость Дидоны