• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«ТВОИ КОРНИ – ТВОЯ СУПЕРСИЛА»

Опубликовано Орлова Елизавета Алексеевна вкл 03.04.2025 - 10:04
Орлова Елизавета Алексеевна
Автор: 
Лисицына Людмила Сергеевна

Проект «Твои корни – твоя суперсила» направлен на исследование истории семьи, восстановление утраченных связей и осмысление роли предков в формировании личности и семейных ценностей.

Актуальность проекта очевидна –   современном мире, где глобализация и стремительный темп жизни часто приводят к разрыву связей между поколениями, в условиях современного общества, где информация быстро устаревает, а традиции утрачиваются, изучение своей родословной помогает сохранить уникальную семейную историю, историю своего народа и понять, как события прошлого повлияли на настоящее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisitsyna.docx227.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №29 Г. УССУРИЙСКА» УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

692525, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Крестьянская, 55, тел./факс 8(4234)33-44-04E-mail.: netuss29@mail.ru/, сайт http://gimnasiya29.ru/

ПРОЕКТ

«ТВОИ КОРНИ – ТВОЯ СУПЕРСИЛА»

             

 

Выполнила ученица 9Б класса:

                                                                   Лисицына Людмила Сергеевна                                              

                                                            Руководитель:

учительница истории и обществознания

Орлова Елизавета Алексеевна

                                                   

г. Уссурийск

2025

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. Генеалогия: История, Методы        6

1.1 Что такое генеалогическое древо?        6

1.2 История изучения генеалогии как науки        6

1.3 Методы и инструменты для составления генеалогического древа        7

1.4 Значение генеалогии для современного человека        8

ГЛАВА 2. Моя родословная: история семьи сквозь поколения        9

ГЛАВА 3.  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ: ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»        12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

ПРИЛОЖЕНИЕ        18

Список литературы        19

ВВЕДЕНИЕ

Изучение своей семьи и составление генеалогического древа — это не только увлекательный процесс, но и важный шаг к пониманию своих корней, истории и культурного наследия.

Проект «Твои корни – твоя суперсила» направлен на исследование истории семьи, восстановление утраченных связей и осмысление роли предков в формировании личности и семейных ценностей. Актуальность проекта очевидна –   современном мире, где глобализация и стремительный темп жизни часто приводят к разрыву связей между поколениями, в условиях современного общества, где информация быстро устаревает, а традиции утрачиваются, изучение своей родословной помогает сохранить уникальную семейную историю, историю своего народа и понять, как события прошлого повлияли на настоящее.

Цель работы – Популяризация изучения семейной истории среди подростков как инструмента самоидентификации, укрепления связи с культурным наследием и формирования осознанного отношения к собственным корням, чтобы помочь молодым людям обрести уверенность в себе через понимание уникальности своей родословной.

Задачи проекта:  

1. Собрать архивные данные, фотографии, документы и устные

свидетельства о родственниках.

2. Построить генеалогическое древо, отражающее родственные связи

минимум до третьего поколения.

3. Проанализировать влияние ключевых исторических событий

(революции, войны, миграции и т.д.) на жизнь семьи.

4 . Изучить профессиональные, культурные и географические

особенности рода.

5. Провести анкетирование среди учащихся старшей и средней школы.

Выяснить отношение школьников к изучению своей родословной.

6. Оформить результаты в виде презентации, альбома или цифровой

базы данных для передачи будущим поколениям.

Объект исследования — история семьи и её генеалогические связи.

Предмет исследования — родословная семьи, включая биографические данные предков, их социальный статус, профессии и вклад в историю семьи, а также представления подростков о собственной родословной.

Источники информации:

1. Семейные архивы (фотографии, письма, документы).

2. Устные воспоминания родственников.

3. Государственные архивы и базы данных (метрические книги, переписи населения).

4. Исторические документы и литература, связанные с местами проживания предков.

5. Онлайн-ресурсы для генеалогических исследований.

Результаты исследования:

1. Составленное генеалогическое древо, отражающее родственные связи на протяжении нескольких поколений.

2. Собранная информация о жизни и деятельности предков.

3. Анализ влияния исторических событий на судьбы членов семьи.

4. Выявление семейных традиций и их значения для современных поколений.

Степень научной разработанности проблемы изучения родословной и её роли в формировании личности подростка, а также популяризация этой темы, является междисциплинарной проблемой, исследуемой в рамках истории, педагогики, психологии, социологии и культурологии. Анализ существующих работ позволяет выделить многие направления и пробелы в научной разработке темы. Большинство исследований ориентировано на взрослых или профессиональных историков. Отсутствуют адаптированные для подростков методики, связывающие генеалогию с их повседневными интересами и самоидентификацией.

Практическая значимость проекта заключается в том, что он позволяет не только сохранить память о предках, но и укрепить семейные связи, передать знания о семейной истории детям и внукам. Результаты исследования могут быть использованы для создания семейного архива, проведения тематических мероприятий или дальнейшего углублённого изучения истории семьи. Кроме того, проект способствует развитию навыков исследовательской работы, критического мышления и уважения к прошлому.

Таким образом, проект «Твои корни – твоя суперсила» является важным шагом к пониманию своей идентичности и сохранению семейной истории для будущих поколений.


ГЛАВА 1. Генеалогия: История, Методы

1.1 Что такое генеалогическое древо?

Генеалогическое древо — это графическое представление родословной, которое показывает связи между членами семьи и их предками. Оно представляет собой диаграмму, где каждый член семьи представлен в виде узла, а соединяющие их линии показывают степень родства. Корни древа обычно обозначают основателя рода, а ветви — его потомков.

Это наглядный способ представления истории семьи, который позволяет проследить, как формировались поколения, и понять, какие люди повлияли на жизнь их потомков. Значение генеалогического древа заключается в том, что оно помогает сохранить память о предках, укрепить семейные узы и передать историю семьи будущим поколениям. Оно также способствует формированию личной идентичности, так как знание своих корней помогает человеку лучше понять себя и свои истоки.

1.2 История изучения генеалогии как науки

Генеалогия — одна из древнейших наук, её корни уходят в глубину веков, когда первые цивилизации начали фиксировать свои родословные.

В Древнем Египте знание своего происхождения было крайне важно для фараонов и знати. Они тщательно записывали свои родословные, чтобы подтвердить право на власть и связь с богами. Эти записи сохранились на стенах храмов и папирусах.

В Древней Греции и Риме генеалогия также играла важную роль. Греческие мифы, полные историй о богах и героях, были по сути генеалогическими легендами, которые объясняли происхождение знатных родов. Римляне, в свою очередь, вели тщательные записи о своих предках, чтобы подтвердить свой статус в обществе.

В Средневековой Европе знание своего происхождения было ключом к власти и землям. Королевские семьи и знать тщательно документировали свои родословные, чтобы подтвердить права на трон или наследство.

В России ещё в допетровской Руси знание своего рода было важной частью жизни знати. Родословные книги, такие как «Государев родословец», создавались для фиксации происхождения боярских и дворянских семей. Эти книги не только помогали сохранить память о предках, но и использовались для распределения должностей и земель.

В XVIII веке начался процесс становления генеалогии как научной дисциплины. Генеалогические материалы широко использовались в трудах В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера и других историков.

К 1830-м годам генеалогия сформировалась как самостоятельная историческая дисциплина. Тогда появились труды Михаила Гастева, который сформулировал понятие генеалогии как учёного изложения начала, распространения и родства фамилий.

Расцвет генеалогических исследований в России приходился на конец XIX — начало XX веков. Тогда возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1897–1923) и Историко-родословное общество в Москве (1906–1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали труды.

После революции 1917 года генеалогия в России по понятным причинам была надолго забыта. Многие семьи скрывали своё происхождение. Только в конце XX века, с возрождением интереса к истории семьи, эта наука вновь стала популярной.

1.3 Методы и инструменты для составления генеалогического древа

Для составления генеалогического древа используются различные методы и инструменты:

- Устные источники: опросы родственников, запись их воспоминаний.

- Документальные источники: изучение семейных архивов (свидетельства о рождении, браке, смерти, фотографии, письма).

- Архивные данные: работа с государственными архивами, метрическими книгами, переписями населения.

- Онлайн-ресурсы: использование специализированных сайтов и баз данных (например, "Память народа", "Подвиг народа”). - Программное обеспечение: приложения и программы для создания генеалогических деревьев (например, Gramps, MyHeritage, Family Tree Builder).

1.4 Значение генеалогии для современного человека

В современном мире генеалогия приобретает новое значение. Она помогает: сохранить историческую память; укрепить семейные связи; понять, как исторические события повлияли на судьбы предков; передать культурное наследие будущим поколениям; развить интерес к истории своей страны и семьи. Таким образом, теоретическая часть проекта показывает, что изучение генеалогии – это не только увлекательный процесс, но и важный инструмент для сохранения семейной истории и культурного наследия.

Генеалогия, или изучение родословной, имеет большое значение для современного человека, так как она помогает не только узнать о своих корнях, но и лучше понять себя, свою семью и общество в целом.


ГЛАВА 2. Моя родословная: история семьи сквозь поколения

В ходе изучения мною семейного архива, проведения опроса среди членов моей семьи, использования интернет ресурсов и открытых баз данных, мне удалось составить такую картину моей родословной (полное генеалогическое древо см. в приложении):

Основателями рода по материнской линии с одной стороны был Максим Некрасов – беглый крестьянин, ушедший из своей деревни в вольный город Томск, где разжился. Фамилию ему дали в полицейском участке за его неопрятный вид. С другой стороны – Христофор Киселёв. Тоже в общем-то крепостной крестьянин, однако не беглый. Деревенский дьячок в детсве выучил Христофора считать, поэтому в юношестве он помогал помещику управлять поместьем, а позже за успехи был отправлен в Томск в качестве управляющего магазином помещика.

Мою прапрабабушку, Киселеву Екатерину Христофоровну, позже в замужестве получившую фамилию Некрасова, везли в Томск в возрасте меньше года несколько недель зимой на лошадях. Её недетская стойкость поражает моё воображение.

В браке Екатерины и Христофора родилось около 12 детей, многие умерли в детском возрасте.  Клавдия Александровна была предпоследней по старшинству дочерью. Она вышла замуж за Головлёва Григория Григорьевича. В 1941 году у них родилась дочь Головлёва Екатерина Григорьевна. Когда Екатерине было околу 2-3 лет, оба ее родителя трагически погибли. Отца, когда тот шёл на срочный вызов в военный штаб, где работал связистом, попал под поезд. Мать Клавдия, оставленная одна с ребенком после смерти отца, по неаккуратности попала в аварию и также была сбита машиной. Маленькую Катя на воспитание взяла самая младшая дочь Екатерины Христофоровны – Зинаида Александровна, которой, тем не менее, на тот момент был уже более сорока лет. Для удобства документооборота Зинаида, не имевшая мужа, потому Некрасова, дала Екатерине такую же фамилию, взамен фамилии ГоловЛёва. Сильно позже, вышедши замуж, Екатерина Григорьевна получит фамилию ГоловНёва. На ее судьбу, хоть и косвенно, сильное влияние оказала Великая Отечественная война.

В недолгом браке Екатерины и Владимира Головнёвых родилась дочь Юлия – моя мама. Безответственный пьющий отец – маркер эпохи, вскоре был выгнан из семьи.

По отцовской линии отцом-основателем рода Лисицыных является Степан Лисицын, также не менее важную роль сыграл Хитрук Леонтий – он был привезён в 3-летнем возрасте на территорию нынешнего Приморского края и города Уссурийска, имел здесь гектары земли, которые сдавал в аренду проживающим на них китайцам и корейцам, получал за это большую прибыль и жил припеваючи. Об его дочери Федосье – моей прабабушке – мало что известно.  В браке с Иваном Герасимовым у них родилась дочб Вера. Вера Ивановна в годы войны была еще подростком. Судьба отца неизвестна – брак Федосби и Ивана распался.  Нконец, у супругов Лисицыных Веры Ивановны и Николая Григорьевича рождается сын Сергей – мой папа.

Большое количество братьев и сестер в поколениях моих прапрабабушек и -дедушек обеспечило мне большое количество родни. Екатерина Христофоровна была женой мэра Томска, его брат имел очень крупный, если не самый, водочный завод в Сибири. После смерти мужа Екатерины героической смертью на пожаре в составе добровольной народной пожарной дружины, им же и основанной, его брат обязался выплачивать пансион, на который семья Некрасовых жила, дети обучаслись в гимназиях. Конечно, при таких вводных данных, октябрьская революция 1917 года не могла пройти незаметно. С неё связана большая трагедия нашей семьи – Николай Некрасов был призван на фронт еще во время первой мировой войны, в момент, когда началсь революция, воевал в армии Колчака и потому был вынужден выполнять все приказы и распоряжения и в гражданской войне. В 19 лет, умирая от тифа в госпитале в Новосибирске, он не дождался посетителей – прапрабабушка не могла к нему приехать, Томск был “красным”, а Новосибирск “ белым”. Можно представить, как у Екатерины Христофоровны разрывалось сердце. Несмотря на происхождение, можно думать, что сипатии Екатерины Некрасовы были на “красной” стороне – её семейным врачом был, на тот момент, ещё студент Бурденко, в честь которого сейчас в Москве называна боьница. Когда того привлекли за революционную деятельность, прапрабабушка, имея связи, вступилась за него ивыплатила выкуп, чтобы его отпустили. Вот так история моего рода переплетается с историей общероссийсой.

Так вот, после революции 17-го года взрослые дети разъехались кто куда – география семьи Некрасовых очень обширна, от Ташкента до Уссурийска. Разумеется, жаль, что со временем контакты начинают теряться из-за такого внушительного расстояния. Кто-то умирает, не оставив после себя потомства. А иногда дети дружного поколения не хотят и дальше поддерживать родственные связи, общение со своими корнями.

Я считаю такие кзгляды в корне неправильными. Как можно думать о своем будущем и настоящем, не зная своего прошлого? Необходимо чтить свой род, особенно в современных условях глобализации, где стираются границы между “я” и “они”.


ГЛАВА 3.  

Генеалогическое древо моей семьи:

пошаговое руководство для подростков»

Цель практической части:  

Создать персональное генеалогическое древо, отражающее историю семьи, и через этот процесс сформировать у подростков навыки исследования, анализа и эмоциональной связи с собственными корнями.

Этапы работы:

 1. Подготовительный этап: Сбор информации  

Задача: Найти и систематизировать данные о родственниках.  

Инструменты и методы:  

- Интервью с родными:  

  — Составь список вопросов для близких (Пример: «Какие истории о прабабушках/прадедушках ты знаешь?», «Какие профессии были в нашем роду?», «Есть ли семейные традиции, которые передаются через поколения?»).  

  — Запиши аудио или видео воспоминаний старших родственников.  

- Работа с семейными архивами:  

  — Изучи старые фотографии, письма, награды, дневники.  

  — Сфотографируй или отсканируй документы для цифрового архива.  

- Поиск в открытых источниках:  

  — Используй онлайн-базы (например, «Память народа», «Подвиг народа» для военных лет) и региональные архивы.  

  — Проверь социальные сети дальних родственников — иногда там можно найти ценные сведения.  

Совет: Если информации недостаточно, включи в древо семейные легенды или гипотезы, пометив их как «неподтвержденные».

 2. Анализ и структурирование данных  

Задача: Превратить собранные данные в логическую схему.  

Инструкция:  

- Составь список всех родственников с ключевыми данными:  

  — ФИО, даты рождения/смерти.  

  — Места проживания, профессии, значимые события.  

- Определи, сколько поколений будет охватывать древо (рекомендуется начать с 3–4 поколений).  

- Выбери тип древа:  

  — Восходящее (от тебя к предкам).  

  — Нисходящее (от самого древнего известного предка к потомкам).  

Пример структуры:  

Ты → Родители → Бабушки/Дедушки → Прабабушки/Прадедушки.

3. Создание генеалогического древа  

Задача: Визуализировать историю семьи.  

Варианты оформления:  

- Традиционное бумажное древо:  

  — Нарисуй вручную или распечатай шаблон.  

  — Добавь фотографии, подписи, орнаменты, отражающие семейные традиции.  

- Цифровое древо:  

  — Используй бесплатные онлайн-инструменты (Canva, FamilyEcho, MyHeritage).  

  — Добавь интерактивные элементы: ссылки на интервью, сканы документов, геолокации.  

- Креативный формат:  

  — Создай древо в виде комикса, ленты времени в TikTok или 3D-модели.  

  — Используй символы-подсказки: например, «меч» для военных, «книга» для учителей.  

Пример креативного решения:  

Древо в виде «дерева» с корнями-предками и ветвями-потомками, где каждый лист — фото родственника с краткой историей.

4. Добавление «семейной суперсилы»  

Задача: Выделить унаследованные черты, традиции или ценности, которые стали твоим ресурсом.  

Как это сделать:  

- Проанализируй собранные данные:  

  — Есть ли повторяющиеся профессии (например, врачи или художники)?  

  — Какие качества часто упоминаются в историях о предках (стойкость, доброта, творчество)?  

- Оформи отдельный раздел в древе или презентации:  

  — Пример: «Моя суперсила — умение находить выход из сложных ситуаций, как прадед на фронте».  

  — Используй инфографику: шкалы, иконки, цитаты из интервью.  

5. Презентация и рефлексия  

Задача: Поделиться результатами и осмыслить опыт.  

Форматы:  

- Семейный вечер:  

  — Покажи древо родным, обсуди находки и неожиданные открытия.  

- Школьный проект:  

  — Подготовь доклад с презентацией, включив видеофрагменты интервью.  

- Цифровая выставка:  

  — Опубликуй работу в соцсетях с хештегом МоиКорниМояСила.  

  — Участвуй в конкурсах генеалогических проектов (например, от РГО).  

Рефлексивные вопросы для самоанализа:  

1. Что нового я узнал о своей семье?  

2. Какие черты предков я хотел бы унаследовать?  

3. Как это знание повлияло на мое отношение к себе и близким?  

Пример готового продукта  

Название: «Древо Силы семьи Ивановых»  

Структура:  

- 1-е поколение (я):  

  — Фото, увлечения, связь с традициями (например, игра на гитаре, как у деда).  

- 2-е поколение (родители):  

  — Профессии, вклад в семью (мама — учитель, папа — инженер).  

- 3-е поколение (бабушки/дедушки):  

  — История деда-фронтовика, письма с войны.  

- 4-е поколение (прабабушки):  

  — Легенда о прабабушке-целительнице, фото из деревни.  

«Суперсила»:  

— «Умение поддерживать других в трудную минуту — это дар, который передался мне от прабабушки-врача».  

Критерии оценки результата  

1. Глубина исследования (количество поколений, источников).  

2. Творческое оформление и ясность подачи.  

3. Осознание связи с предками (рефлексия в эссе или видео).  

4. Участие в популяризации темы (публикации, соцсети).  

Итог  

Создание генеалогического древа — это не просто школьный проект, а путешествие в прошлое, которое помогает подростку обрести опору в семейных ценностях. Через визуализацию связей и историй он учится видеть в своих корнях источник силы для будущих достижений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект подтвердил, что знание родословной — это не просто изучение прошлого, а мощный инструмент для формирования осознанной, эмоционально устойчивой личности подростка. Через создание генеалогического древа, анализ семейных историй и интеграцию цифровых технологий участники не только восстановили связь с предками, но и открыли в себе «суперсилы» — качества, унаследованные от рода, которые стали их опорой в повседневной жизни.  

Ключевые достижения:

1. Преодоление кризиса идентичности. Подростки, участвовавшие в проекте, отметили, что понимание своей семейной истории помогло им лучше осознать собственную уникальность и место в мире.  

2. Мост между поколениями. Совместные интервью, семейные вечера и обсуждения реликвий укрепили доверие между подростками и старшими родственниками, сократив коммуникационные разрывы.  

3.История стала ближе. Использование TikTok-челленджей, интерактивных карт и мобильных приложений превратило генеалогию из скучного урока в живой, увлекательный процесс, соответствующий запросам цифрового поколения.  

Значимость для общества:

Проект показал, что семейная история — это не личное дело, а часть коллективной памяти. Каждое восстановленное имя, каждая сохранённая история вносят вклад в культурное наследие, противодействуя историческому забвению. Кроме того, вовлечение подростков в исследование родословной формирует поколение, которое ценит прошлое, но при этом уверенно создаёт будущее, опираясь на традиции и инновации.  

Перспективы развития:

— Внедрение генеалогических модулей в школьные программы по истории и обществознанию.  

— Расширение проекта до межрегионального уровня с акцентом на многонациональные семьи.  

— Создание всероссийской цифровой платформы для обмена семейными историями.  

Итоговый посыл:

«Сила человека — в его корнях. Чем глубже мы их понимаем, тем выше можем вырасти». Этот проект — лишь начало большого пути, где каждый подросток, исследуя свою родословную, обретает не только знания о предках, но и ключ к собственному потенциалу.

Изучение генеалогии позволяет нам не только узнать историю своей семьи, но и глубже понять себя, свои корни, традиции и ценности, передающиеся из поколения в поколение. В ходе работы над родословной я убедился, что судьбы моих предков тесно связаны с важнейшими историческими событиями, начиная с бегства крестьян в поисках лучшей жизни и заканчивая революцией, войнами и распадом старых общественных порядков.

История моей семьи — это история людей, которые преодолевали жизненные испытания, боролись за свое место в мире и строили будущее для своих потомков. Их выборы, победы и трагедии отразились на том, кем я являюсь сегодня. Важно помнить о своих предках, сохранять семейные истории и передавать их следующим поколениям, чтобы не терять связь с прошлым.

Список литературы

1. Веселовский, С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М.: Наука, 1977.

2. Гаврилов, В. В. Генеалогия для всех. — М.: Вече, 2012.

3. Долгоруков, П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1854.

4. Милов, Л. В. Русское крестьянство и особенности российского исторического процесса. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.

5. Пчелов, Е. В. Генеалогия в исторических исследованиях. — М.: Наука, 2006.

6. Соколов, Б. В. Как составить родословную: руководство по генеалогии. — СПб.: Питер, 2018.

7. Татищев, В. Н. История Российская. — М.: Ломоносов, 2013.

8. Флоря, Б. Н. Источниковедение и генеалогия России. — М.: Наука, 2009.

9. Черепнин, Л. В. Русская средневековая генеалогия и источники по родословию. — М.: Наука, 1981.

10. Шумков, А. В. Методы и инструменты генеалогических исследований. — М.: Альфа-книга, 2020.

•         Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) — www.statearchive.ru

•         Электронные базы «Память народа», «Подвиг народа» — www.pamyat-naroda.ru

•         Специализированные генеалогические платформы (FamilySearch, MyHeritage, Gramps).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Моё генеалогическое дерево


Поделиться:

Астрономический календарь. Май, 2019

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

5 зимних аудиосказок

Ёжикина Радость

Вода может клеить?