• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Язык, пропущенный через Интернет - мясорубку»

Опубликовано Шапиянова Галия Уахасовна вкл 29.04.2025 - 8:26
Шапиянова Галия Уахасовна
Автор: 
Пименов Давид, Кондратьева Ульяна

Интересен ли взрослым интернет- сленг? Действительно ли в связи с его употреблением существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чём причины этой проблемы и каково её будущее?.

Цель проекта: выяснить,  влияет ли Интернет – сленг на снижение уровня культуры речи и грамотности, узнать причину и последствия этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_propushchennyy_cherez_myasorubku_1_-_kopiya.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение - Средняя Общеобразовательная Школа №3 город Красный Кут Саратовская область

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Язык, пропущенный через Интернет - мясорубку»

Выполнили ученики 8 А класса:

Пименов Давид,

Кондратьева Ульяна

Руководитель проекта:

Шапиянова Г.У.

2022 год

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………3

Понятие «жаргон», «сленг»………………………………………………....3

История возникновения сленга……………………………………………..4

Особенности современного интернет-сленга……………………………...4

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………..5

Исследование…………………………………………………………………5

Проведение опроса…………………………………………………………..5

Анализ опроса………………………………………………………………..7

Глава 3. Плюсы и минусы………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….8

Литература и ссылки………………..……………………………………………8

Приложение……………………………………………………………………….9

Введение

Выбор темы нашего проекта «Язык, пропущенный через Интернет-мясорубку» родился, можно сказать, из одного слова. На уроке русского языка кто-то из учеников произнёс слово «кринж». Он, конечно, не хотел кого-то обидеть, оскорбить, а учитель поинтересовался, что это за слово. Ученик ответил, что это обычный сленг и очень популярное нынче слово, означающее «нечто жуткое и отвратительное». Учитель спросил, а знаем ли мы, что означают слова «пруфы», «токсик», «лук», «чилить» и другие. Пришла очередь удивляться нам. Оказалось, что эти слова использует в своей речи внучка учительницы, круглая отличница. Завязался разговор, вернее, спор, можно или нельзя пользоваться Интернет-языком.

Нам стало интересно, и мы задались вопросами: интересно ли взрослым интернет- сленг? Действительно ли в связи с его употреблением существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чём причины этой проблемы и каково её будущее?.

Актуальность работы состоит в том, что с появлением новых слов в сети Интернет сложились проблемы: содержание в письменной и устной речи орфографических ошибок, незнание, как правильно пользоваться словами и другие.

В соответствии с вопросами поставили цель: выяснить, влияет ли Интернет – сленг на снижение уровня культуры речи и грамотности, узнать причину и последствия этой проблемы.

Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Найти понятия «жаргон», «сленг».
  2. Выявить происхождение и особенности интернет-сленга как стиля современного русского языка.
  3. Определить причины использования сленга подростками с помощью опроса.
  4. Узнать точку зрения учителей разных возрастов и учеников с помощью анкетирования.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Понятия «жаргон», «сленг»

Интернет-общение представляется самым известным в мире. Подобный тип общения требует скорости написания сообщений, следовательно, письма отличаются сжатостью и лаконичностью, размер одного сообщения не выше 5–6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи, а также интернет-сленг. А что такое сленг? Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой характеризует сленг как «совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и составляющий слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка». Например, слова из сленга: «имбовый» означает «выигрышный», «мем» - смешная картинка в интернете, «жиза» - жизненно, «вайб» - энергетика, атмосфера, «муд» - состояние/настроение и т. д. Но при чём здесь жаргон? Жаргон — это то, что обязательно возникает, когда люди сбиваются в своего рода «стаи», культурно говоря — социальные группы. И если это веками происходило в реальности, то сейчас Интернет воспроизводит ее в доступных ему формах. Там, где кучкуются (офлайн или онлайн) программисты, любители компьютерных игр, фанаты ЗОЖа, не может не сложиться собственный, почти недоступный непосвященным язык, точнее — вариант языка, жаргон. Тотальное снижение грамотности, дикие написания и пренебрежение знаками препинания – всё это приписывают Интернету. А здесь нет ничего по-настоящему нового. Разнузданная безграмотность процветает везде, где ослаблен контроль. Учительница говорила, что, когда в школьные годы они перебрасывались записочками во время урока, эти тексты тоже не отличались орфографическим и пунктуационным совершенством. Да и то — учительница могла заметить, отобрать и потом долго позорить перед всем классом автора орфографического варианта типа «щас» или «чево». А в Интернете позорить некому и некого: народ надежно укрылся за никами и наслаждается безнаказанной анонимностью.

Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами. Термин «жаргон» означает «социальную разновидность речи, отличающуюся от общепринятой, со специфической лексикой и фразеологией» (по историческому словарю). Например, жаргонные слова «дружбан» означает «друг», «прикол» - шутка, «слинять» - уйти и т. д.

  1. История возникновения интернет-сленга

Как многие расстраиваются, когда в языке появляется что-то новое! А как появился именно современный интернет-сленг? Трудно сказать, когда появился современный интернет-сленг. Вероятнее всего, с появлением интернета. Одной из причин появления новоиспеченных слов в компьютерном сленге является быстрое формирование новых технологий. Дефицит в русском языке значительного числа терминов в этой области и привело к появлению компьютерного сленга. Многие профессиональные термины довольно громоздки и неудобны в повседневном использовании, что порождает желание сжать и упростить слова. Например, «фанфик» (от англ. fun fiction – забавная выдумка) произведение, написанное фанатами книги/фильма с целью представить, что бы произошло в той вселенной, про которую идёт речь, если бы в оригинале события сложились иначе или «рипнуться» (от англ. rest in peace – покойся с миром) означает умереть. Большим родником новых слов также явилось повальное увлечение молодежью компьютерными играми в последнее время. Например, «читер» означает человека, который использует жульнические приёмы в жизни/компьютерных/настольных играх или «тащер» означает хорошего игрока, помогающего товарищам по команде, он может «вытащить» даже провальный матч или «нуб» означает новичка, неопытного человека и т.д.. Очень много слов появилось в результате сокращения фраз, причем это фразы на английском языке. Например, «камон» от английского языка come on, означает призыв к действию или «фэйк» от английского языка fake – поддельная информация и т.д..

  1. Особенности современного сленга.

Несмотря на то, что и как говорят про сленг, он очень интересен. Собирая информацию для проекта, мы удивились метафоричности и выразительности («овер дофига» – много, «инфа-сотка!» - достоверная информация), необычности («запилить»-сделать, организовать) и краткости («изи» - легко, «оч» - очень), экспрессии («орать» - сильно смеяться) и образности («зашквар» - позор) современных слов. Американский лингвист Сэмюэл Хаякава называет сленг «поэзией повседневной жизни». Следовательно, с одной стороны, он считается признаком жизни, обновления языка. С другой стороны, считается, что сленг – вульгарный, грубый язык, обреченный на быстрое вымирание.

К. И. Чуковский, который написал книгу «От двух до пяти» (с детскими смешными выражениями и словами), говорил, что слова из сленга «недолговечны и хрупки».

Русский молодёжный интернет-сленг – лингвистический феномен, к этому выводу мы пришли из проведенного опроса, который описывается далее.

Глава 2. Практическая часть

Исследование

Наш объект исследования – ученики и учителя. Предмет – их языковая культура и использование сленга. Начнём исследование с подростков:

Сленг у подростков объясняется потребностью скрыться от официальной речевой культуры. Уйти от социального контроля – вот главная причина привлекательности сленга у подростков. Но также в подростковой культуре появляется мат. Его использование – это способ преодолеть свои комплексы и страхи. Подросток, использующий мат, кажется себе свободным. Сегодня мат подростки используют не только в интернете, но и в общественных местах, что является некрасивым и, конечно же, недопустимым явлением.

Знают ли наши учителя молодежную интернет-реальность? Или они там и половины слов не поймут? Но родители и прежде речь детей плохо понимали. Вспомним сюжет «Ералаша», где потрясенный школьным жаргоном интеллигент начинал в отчаянии импровизировать на гоголевскую тему: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои». Он был снят задолго до всеобщей компьютеризации — в 1974 году.

Старшее поколение использует сленг прежде всего для того, чтобы быть ближе к юному поколению и не смешиваться с «серой массой», казаться современными.

Проведение опроса

Мы решили провести опрос среди учащихся среднего и старшего звена и учителей разного возраста. Анкетирование позволит установить истинную точку зрения.

Опрос 20 учителей с процентом ответивших:

1. Прочитайте СМС-сообщение Оли подруге Саше. Ответьте на вопрос, понятен ли смысл сообщения и выделенные слова?
А) Да, абсолютно понятно. – 0% (0/20)
Б) Не всё понятно. – 20% (7/20)
В) Всё непонятно. – 80% (13/20)
"Привет, Сашка! Слушай, в школе такое происходило! Я узнала, что наша одноклассница ФОЛОВИТ какого-то странного ЗУМЕРА, который пишет КРИНЖОВЫЕ ФАНФИКИ. Я всем рассказала это, а они стали её ШЕЙМИТЬ... Я совсем этого не хотела. Ещё есть предложение: КАМОН на дискотеку в эту среду. Говорят, там такой будет ВАЙБ, все будут СЛЭЙМИТЬСЯ! Ещё мне КРАШ написал, говорит, что нас ШИППЕРЯТ с ним! Ну я ему ответила "ТРЭШ!", будто меня реально БОМБИТ. Ну, а он поверил, ЛОЛ!"
2. Если вы поняли смысл слов, то по какому признаку?
А) Я их употребляю. – 0% (0/20)
Б) По контексту. – 10 % (7/20)
В) Я не понял(а). – 80% (13/20)
3. Как вы относитесь к тому, что такие слова используют дети?
А) Положительно, новое всегда хорошо. – 0% (0/20)
Б) Нейтрально. – 25 % (3/20)
В) Отрицательно, потому что это портит русский язык. – 75% (17/20)
4. Согласны ли вы с тем, что учителя должны знать такие слова?
А) Да. – 20% (4/20)
Б) Нет. – 80% (16/20)
5. Как вы считаете, имеет ли сленг право на существование?
А) Да. – 0 % (0/20)
Б) Нет. – 100% (20/20)
6. Если бы вы снова стали подростком, вы бы стали использовать эти слова?
А) Да. – 45 % (9/20)
Б) Нет. – 55 % (11/20)
7. Используете ли вы сленг?
А) Да. – 0 % (0/20)
Б) Нет. – 100 % (20/20)

Опрос 20 учащихся с процентом ответивших:

1. Прочитайте СМС-сообщение Оли подруге Саше. Ответьте на вопрос, понятен ли смысл сообщения и выделенные слова?
А) Да, абсолютно понятно. – 80 % (16/20)
Б) Не всё понятно. – 20 % (4/20)
В) Всё непонятно. – 0 % (0/20)
"Привет, Сашка! Слушай, в школе такое происходило! Я узнала, что наша одноклассница ФОЛОВИТ какого-то странного ЗУМЕРА, который пишет КРИНЖОВЫЕ ФАНФИКИ. Я всем рассказала это, а они стали её ШЕЙМИТЬ... Я совсем этого не хотела. Ещё есть предложение: КАМОН на дискотеку в эту среду. Говорят, там такой будет ВАЙБ, все будут СЛЭЙМИТЬСЯ! Ещё мне КРАШ написал, говорит, что нас ШИППЕРЯТ с ним! Ну я ему ответила "ТРЭШ!", будто меня реально БОМБИТ. Ну, а он поверил, ЛОЛ!"
2. Если вы поняли смысл слов, то по какому признаку?
А) Я их употребляю. – 70 % (14/20)
Б) По контексту. – 30 % (6/20)
В) Я не понял(а). – 0 % (0/20)
3. Как вы относитесь к сленгу?
А) Положительно, новое всегда хорошо. – 75% (15/20)
Б) Нейтрально. – 15 % (3/20)
В) Отрицательно, потому что это портит русский язык. – 10 % (2/20)
4. Согласны ли вы с тем, что учителя должны знать такие слова?
А) Да. – 60 % (12/20)
Б) Нет. – 40 % (8/20)
5. Как вы считаете, имеет ли сленг право на существование?
А) Да. – 90 % (18/20)
Б) Нет. – 10 % (2/20)
6. Используете ли вы сленг?
А) Да. – 75 % (15/20)
Б) Нет. – 25 % (5/20)

Анализ опроса

Как мы видим, ответы учителей и учеников на вопросы абсолютно разные. Вот такие выводы мы сделали.

Проведя анкетирование среди учащихся МОУ СОШ №3, в котором участвовали ученики в возрасте 14–16 лет, мы пришли к выводу, что в нашей школе ученики тоже употребляют компьютерный сленг. Они считают, что интернет-сленг – это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и к нему нужно относиться спокойно.

Проводя анкетирование среди учителей разных возрастов, мы убедились, что большинство учителей сходятся во мнении, что данное явление приведет к «угасанию и ослаблению» русского языка.

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, мы выделили как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Глава 3. Плюсы и минусы

Плюсы:

  1. Подросткам очень нравится общаться через сленг. Ели спросить у подростков, почему он использует сленг, они ответят, им так проще общаться. Отсюда появляется и второй плюс.
  2. Сленг помогает понять некоторые слова и сократить речь.
  3. Сленг постоянно обновляется. Молодёжные слова, подобно живому организму, постоянно берут в себя новые черты. Но когда они устаревают, тут же заменяются новыми.
  4. Сленг обладает своим индивидуальным лексическим и словообразовательным богатством.

Минусы:

  1. Из-за частого употребления сленга подростки допускают ошибки, искажают речь не только в интернете, но и в жизни.
  2. Также люди не знают значения многих исконно русских слов, злоупотребляя сленгом.
  3. Сленг ограничен тематически.

Заключение

Мы назвали свою работу «Язык, пропущенный через Интернет-мясорубку» вот почему. Как не следует винить мясорубку в том, что из протухшего мяса получился отвратительный фарш, не надо и на Сеть списывать наши офлайн-грехи. Не лучше ли просто готовить из свежих продуктов? Это значит, что мы сами можем и должны управлять языком.

Мнение о том, что скоро наступит «смерть русского языка», конечно же, сильно преувеличено. И всё-таки о русском языке надо беспокоиться, его надо любить, на нём надо говорить, писать и читать. Эта тема до сих пор дискуссионная, но мы считаем, что русский язык «переварит» всё это и будет развиваться дальше, что-то сохранив, а что-то отбросив.

Литература и ссылки

Кронгауз М. А. «Русский язык на грани нервного срыва»

Калита И. В. «Стилистические трансформации русских субстандартов, или книга о сленге»

Орлова Н. О. «Сленг vs жаргон: проблема дефиниции»

Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер

Приложение

Опрос для учителей

1. Прочитайте СМС-сообщение Оли подруге Саше. Ответьте на вопрос, понятен ли смысл сообщения и выделенные слова?
А) Да, абсолютно понятно.
Б) Не всё понятно.
В) Всё непонятно.
"Привет, Сашка! Слушай, в школе такое происходило! Я узнала, что наша одноклассница ФОЛОВИТ какого-то странного ЗУМЕРА, который пишет КРИНЖОВЫЕ ФАНФИКИ. Я всем рассказала это, а они стали её ШЕЙМИТЬ... Я совсем этого не хотела. Ещё есть предложение: КАМОН на дискотеку в эту среду. Говорят, там такой будет ВАЙБ, все будут СЛЭЙМИТЬСЯ! Ещё мне КРАШ написал, говорит, что нас ШИППЕРЯТ с ним! Ну я ему ответила "ТРЭШ!", будто меня реально БОМБИТ. Ну, а он поверил, ЛОЛ!"
2. Если вы поняли смысл слов, то по какому признаку?
А) Я их использую.
Б) По контексту.
В) Я не понял(а).
3. Как вы относитесь к тому, что такие слова используют дети?
А) Положительно, новое всегда хорошо.
Б) Нейтрально.
В) Отрицательно, потому что это портит русский язык.
4. Согласны ли вы с тем, что учителя должны знать такие слова?
А) Да.
Б) Нет.
5. Как вы считаете, имеет ли сленг право на существование?
А) Да.
Б) Нет.
6. Если бы вы снова стали подростком, вы бы стали использовать эти слова?
А) Да.
Б) Нет.
7. Используете ли вы сленг?
А) Да.
Б) Нет.

Опрос для учащихся

1. Прочитайте СМС-сообщение Оли подруге Саше. Ответьте на вопрос, понятен ли смысл сообщения и выделенные слова?
А) Да, абсолютно понятно.
Б) Не всё понятно.
В) Всё непонятно.
"Привет, Сашка! Слушай, в школе такое происходило! Я узнала, что наша одноклассница ФОЛОВИТ какого-то странного ЗУМЕРА, который пишет КРИНЖОВЫЕ ФАНФИКИ. Я всем рассказала это, а они стали её ШЕЙМИТЬ... Я совсем этого не хотела. Ещё есть предложение: КАМОН на дискотеку в эту среду. Говорят, там такой будет ВАЙБ, все будут СЛЭЙМИТЬСЯ! Ещё мне КРАШ написал, говорит, что нас ШИППЕРЯТ с ним! Ну я ему ответила "ТРЭШ!", будто меня реально БОМБИТ. Ну, а он поверил, ЛОЛ!"
2. Если вы поняли смысл слов, то по какому признаку?
А) Я их использую.
Б) По контексту.
В) Я не понял(а).
3. Как вы относитесь к тому, что такие слова используют дети?
А) Положительно, новое всегда хорошо.
Б) Нейтрально.
В) Отрицательно, потому что это портит русский язык.
4. Согласны ли вы с тем, что учителя должны знать такие слова?
А) Да.
Б) Нет.
5. Как вы считаете, имеет ли сленг право на существование?
А) Да.
Б) Нет.
6. Используете ли вы сленг?
А) Да.
Б) Нет.


Поделиться:

Сказки пластилинового ослика

Лавовая лампа

Выбери путь

Свинья под дубом

Сказка на ночь про Снеговика