В настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается, прежде всего, в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальнАктуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен. Безграмотные тексты песен, насыщенные ошибками, порой становятся нормой речевого общения молодого поколения.
ых и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. Тексты современных песен оказывают особое влияние на состояние речевой культуры: слова, подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там, формируя орфографические формулы и модели. Поэтому любые нарушения норм современного русского литературного языка в текстах песен в сознании слушателя являются вокальным выражением.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.86 КБ | |
| 1.02 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа № 4» г. Горно-Алтайска»
Секция «Общественно-гуманитарные науки»
Предметное отделение: Русский язык
Тема: «Языковая речь
современных песен»
Выполнила: ученица 8 класса
Гаврилина Виктория Владимировна Руководитель: Герасимова
Жанна Мурайкановна
г. Горно-Алтайск
2025 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Тексты современных песен и нормы русского литературного языка……………………………………………………………….…………6
Глава 2. Нарушение языковых норм в текстах современных песен..………………………………………………………………………..8
Глава 3. Социологический опрос обучающихся 8-11 классов…………..14
Заключение…………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………..….19
Приложение 1………………………………………………………………20
Введение
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.
Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, задачами и содержанием общения.
Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
Не секрет, что на сегодняшний день особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Именно они для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Не являются исключением и тексты современных песен: слова, подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там, формируя орфографические формулы и модели. Поэтому любые нарушения норм современного русского литературного языка в текстах песен в сознании слушателя вокальным выражением.
Смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей. Проблематика песен, звучащих по радио и телевизору, их тематическое разнообразие – все это вызывает интерес у молодого поколения. Своеобразный язык, его ненормативность, экспрессивность легко запоминаются несмотря на многочисленные нарушения языковых норм. Простые мелодии, примитивный ритм становится навязчивыми.
Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен. Безграмотные тексты песен, насыщенные ошибками, порой становятся нормой речевого общения молодого поколения.
Гипотеза: современные песни отличаются простотой содержания, отсутствием глубокого смысла. В текстах современных песен встречаются разного рода ошибки, нарушаются языковые нормы, что негативно влияет на слушателей разных возрастов
Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)
Предмет исследования: тексты современных песен.
Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах современных песен.
Перед собой мы поставили несколько конкретных задач:
1. Проанализировать тексты популярных современных песен с точки зрения норм литературного языка.
2. Подобрать и изучить по данной теме научную и методическую литературу.
3. Провести анкетирование учащихся 8-11 классов и определить,
какую роль в их жизни играет песня;
4. Классифицировать выявленные нарушения
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ современных песен, анкетирование слушателей.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может использоваться на уроках русского языка. В качестве примера для исправления всякого рода ошибок часто выступают предложения из школьных сочинений. Не менее интересно и эффективно использовать примеры из текстов песен, знакомых ребятам. И они (мы) будут с большей требовательностью относиться к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Глава 1.
Тексты современных песен и нормы русского литературного языка.
Все мы с детства любим слушать песни, напеваем понравившуюся мелодию, подпеваем любимому исполнителю, когда слышим песню по радио или телевизору. Но задумываемся ли мы, что слова в песнях зачастую это отражение процессов, которые происходят в языке? Какие чувства и мысли выражены в современных песнях? Именно это подтолкнуло нас исследовать язык современных песен последних 5 лет. Язык современных песен с каждым днём становится всё более и более скудным. Из-за большого количества сокращений, заимствованных слов из других языков слов и прочего текст теряет смысл. Поэтому текст песен не всегда стоит рассматривать как единый, связный и целостный текст.
«Нам песня строить и жить помогает», «Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полета», «Песня не прощается с тобой!» - действительно, песня всегда с человеком – от колыбели до конца жизненного пути. Недаром, когда–то ее считали массовой культурой, а сейчас это попса, то есть популярное, незатейливое искусство для самой широкой аудитории, в первую очередь - молодежной.
Поп-музыка («современная популярная развлекательная музыка») — самая популярная музыка в России. Конечно, сам жанр популярной песни имеет в основном развлекательные функции. Тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Тем не менее, это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений. Ведь те ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей. Конечно, на современной российской эстраде есть много исполнителей, тексты песен которых интересны по содержанию, составлены грамотно.
Авторами здесь выступают профессиональные поэты и композиторы. Однако не меньшим числом представлены те музыканты, к чьим песням можно предъявить претензии на предмет соответствия их содержания нормам современного русского литературного языка.
Обычно песня рождается в тройственном содружестве композитора, поэта и певца-исполнителя. Время от времени разгораются споры о том, что важнее в массовой песне – музыка или текст. Качество последнего, как было упомянуто, часто оставляет желать много лучшего.
В связи с тем, что тексты современных песен с точки зрения лингвистики мало изучены, поэтому большую помощь моему исследованию оказала работа, доктора филологических наук, профессора Костомарова Виталия Григорьевича «Язык текущего момента: понятие нормы», а также статья кандидата филологических наук Головиной Элеоноры Дмитриевны «Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современной популярной песни)»
Образцовым вариантом национального языка является литературный язык, он подчинен строго определенным правилам, которые именуются нормой. По мнению профессора, доктора филологических наук Костомарова Виталия Григорьевича норма литературного языка – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Отклонения от норм могут свидетельствовать об элементарной неграмотности, недостаточной речевой культуре. Резкое и немотивированное отступление от литературной нормы – квалифицируется как ошибка. В ортологии – науке о литературных нормах – выделяют следующие разновидности норм: стилистическая, лексическая, грамматическая, орфоэпическая. Это те нормы, которые необходимы для формирования речевой культуры.
Глава 2.
Нарушение языковых норм в текстах современных песен.
Нарушения литературных норм воздействует на подсознание и речь подрастающего поколения. А именно в этот период человеческий мозг обладает наибольшей активностью, и все знания, приобретённые в этот период, в том числе и музыкальные, усваиваются лучше всего. Значит, нарушения литературных языковых норм в песенных текстах, прослушиваемых подростками, практически невозможно «извлечь» из памяти или заставить подростка осознать их именно как нарушения. Это приводит к засорению и оскудению, формированию далёкой от идеала речевой культуры подростков.
Приступая к практической работе, был проведен текстовой анализ современных песен, а также разновидности нарушений норм литературного языка. Выявлены и классифицированы наиболее типичные ошибки.
В процессе анализа нами не раз отмечались разного рода отступления от норм русского языка, связанные с общей неразвитостью речевой культуры авторов текстов. Прежде всего, обратим внимание на нарушение этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом и о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей. («Давай сдохнем», «Перережу вены», «Умирай», «Ненавижу»).
Во время исследования мы выявили следующие «болезни» языка.
- Нарушение норм ударения
Ты звОнишь ей домой, ты хочешь погулять («Студент», группа «Руки вверх»)
- Нарушение норм произношения
Чоп вы подавились кофем, упыри… («Дружбан», гр. «Ляпис Трубецкой»). И шо, вы думаете, она сказала? («Танкист» группа «Жуки») Из целого ряда грамматических ошибок мы выделяем следующие: --
Нарушение падежного образования слова
Быть на фронту нелегко! Gantz Самый грустный парень на (в) своем районе («Френдзона» «Пурпурное небо»);
-Ошибки при употреблении местоимений
Остановилось время в этом месте… (на этом) (Потап и Настя Каменских «Почему молчишь»); А может быть тебе про всё забыть… (обо всём) (Потап и Настя Каменских «Почему молчишь»);
-Неправильное употребление форм прилагательных
Кирпично новое лицо
И костяное колесо («Гражданская оборона» «Ангел устал»);
-Неправильное образование форм глагола
По району на мигалках проплыло НЛО (Егор Крид);
Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические:
-Нарушение норм словоупотребления
Не могу найти, хотя бы пары слов (пара может быть одна) («Мозги»);
-Нарушение лексической сочетаемости
Привет, Катюш, пишу тебе письмо не запинаясь. (Честный)
Не научился погребальному терпенью — караул ангел устал («Гражданская оборона» « Ангел устал»);
-Речевая избыточность, многословие
«Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале» (Ёлка); Он хорошо взлетел и крайне удачно сел (Елка «А пока разлучает разлука»);
Речевая недостаточность
На работу встают не в восемь, а в пять и по кругу опять (Homie« В городе, где нету тебя»);
-Ненормативная лексика
Ну и фиг с тобой, не в первый раз обломала ты меня («Ленинград» «Ну и фиг с тобой»)
-Употребление слов-паразитов
Нет на свете принцесс – это сказки для дураков» (группа «Каста»);
-Сленг, арго, жаргон
На трубе пара незнакомых пропущенных звонков (Егор Крид);
На низких частотах едет басота (Нурминский);
-Смешение фразеологизмов
Всё продали, всё пропили, гори всё пропадом (гори все синим пламенем) (Егор Крид);
-Образование просторечных форм слова
Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись… (что) (Эльвира Тугушева «Он не для тебя»);
Ошибки логические:
-двусмысленность:
На бокале от помады след я оставлю на пустом столе (И. Аллегрова, «Столик на двоих»)
-Неоправданное использование анафоры (единоначалие):
На ресницах дождь и на душе печально,
На ресницах дождь оставишь на прощанье, На ресницах дождь меня не пожалеешь На ресницах дождь как раньше не согреешь… (Наталья Шаталова «Дождь до слез»)
-Нарушение благозвучия:
Нарисуй любовь. Сердце, не молчи., дай мне свой пароль.
Нарисуй любовь. Вновь сойти с ума без твоих частиц. (Антон Демянников «Нарисуй любовь»)
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи.
-Неоправданные повторы:
Ты живи, рисуй-рисуй свой Голливуд, свой Голливуд. (Алексей Каштанов «Прежний мир»)
В данных произведениях повторы дублируют смысл.
- Нарушение грамматических, речевых и смысловых норм русского языка
Я люблю свою подружку, она ездиет на джипе.
У неё всего полно, думал, сварит мене супа… (Игорёк. «Подождём»)
Она такая, никакая, никакая, ну шо ты в ней нашёл? («Мадам Брошкина». Алла Пугачёва)
Рассея от Волги и до Енисея (Любэ «Россия»)
*Дойти к тебе, дойти б к тебе… (дойти до тебя или прийти к тебе) (Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
*Звёзды в небе горят… (звёзды на небе горят) (Юлианна Караулова «Ты не такой»)
*Сколько на подушку дней я плакала (в подушку) (Бьянка «Лёха»)
*Ото всех пропала, на меня запала (от всех убегают, а пропадают для всех) (Д. Билан – «Мулатка»)
*А я лежу на пляжУ… (на пляже) (Потап и Настя Каменских - «Где ты, лето»)
*Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще… (В. п. – на апельсин) (группа «UMA2RMAN» -«Ты ушла»)
*Мне не нужны с неба звёзды даже,
Только твои губы шоколада слаже… (слаще) (Artik& Asti «Очень-очень»)
*Ты мой самый лучший враг… (Юлианна Караулова «Лучший враг»)
*Едь на такси, но нечем платить… (правильнее сказать «поезжай, езжай»)
(«Чили» - «Преступление»)
*Здрасьте, я такой же масти… (здравствуйте) (Макsim - «Научусь летать»)
*И нету сил – закрываю, я глаза закрываю… (нет) (группа «UMA2RMAN» «Проститься»)
Таким образом, в современной эстрадной песне отразились такие речевые проблемы XXI века, как
-упрощение (междометизация);
-огрубление (вульгаризация, нарушение благозвучия);
-варваризация;
-нарушение языковых норм.
Исследовав тексты собранных нами песен, мы пришли к неутешительным выводам: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять "разумное, доброе, вечное", воспитывать и пробуждать "чувства добрые", не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка.
Глава 3.
Социологический опрос обучающихся 8-11 классов
Мы провели анкетирование среди учащихся Кадетской школы № 4. Основной задачей опроса можно назвать выявление информации о подростках, интересующихся современной музыкой, и насколько они уделяют свое внимание на нарушение языковых норм в текстах современных песен.
В анкетировании принимали участие ученики 8-11 классы. Им было предложено анонимно ответить на 4 вопроса. (см. Приложение 1)
Результаты анкетирования показали, что молодые люди, слушая тексты песен, не стремятся определить их тему и основную мысль. Школьников больше привлекает музыка, а не содержание песен. Современный песенный текст состоит из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания, поэтому быстро принимаются и запоминаются слушателями. Именно поэтому такой текст влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения молодых людей. Одной из главных угроз является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы. Тексты песен насквозь пронизаны использованием средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций.
Анализ показал, что в песнях наметилась тенденция к безграмотному составлению текстов. Стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. В песнях наших дней рифма отходит на второй план, в них доминирует мелодия.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к нарушениям культуры речи в текстах песен. Мы считаем, что если активно пропагандировать хорошую песню, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, то слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.
1.Любите ли вы слушать современную музыку?

2. Что важнее для вас в современных песнях: текст или музыка?

3.Замечали ли вы ошибки в песнях современных исполнителей?

4. Как вы считаете, важна ли грамотность в текстах песен?

Заключение
Своей работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов. Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много.
Понятно, что спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.
Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа мы бы хотели рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.
Таким образом, нами установлено, что современный песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодежи, формирует негативные культурные и ценностные ориентиры у слушателей. Лингвисты это называют «функциональным оскудением» русского языка.
Мы пришли к выводу, что сегодня одной из признанных должна быть наука лингвоэкология, которая будет определять степень «загрязненности современной песенной лингвистики. Недаром Тургенев писал: «Берегите чистоту языка как святыню».
Своей нынешней работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов. И если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными.
Список используемой литературы.
1. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.
2. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971. – 272 с.
3. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.
4. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.
5. Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).
6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Составитель М.В. Панов. М., 1984. – 352 с.
Приложение № 1
Анкета для учащихся 8-11 классов
1.Любите ли вы слушать современную музыку?
А) да
Б) нет
2. Что важнее для вас в современных песнях: текст или музыка?
А) Музыка
Б) Текст
В) Одинаково важны текст и музыка
3.Замечали ли вы ошибки в песнях современных исполнителей?
А) Нет
Б) Да, когда вслушиваюсь в текст, замечаю ошибки
В) Затрудняюсь ответить
Г) Замечаю, но редко
4. Как вы считаете, важна ли грамотность в текстах песен?
А) Да, очень важна грамотность
Б) Нет, мне не мешает это слушать любимые песни
В) Я не обращаю внимание на ошибки
Слайд 1
Тема: «Языковая речь современных песен». Подготовила ученица 8А класса, МАОУ «Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска» Гаврилина ВикторияСлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен. Безграмотные тексты песен, насыщенные ошибками, порой становятся нормой речевого общения молодого поколения.
Слайд 3
Основная цель работы заключается в том, чтобы обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах современных песен Перед собой мы поставили несколько конкретных задач: 1. Проанализировать тексты популярных современных песен с точки зрения норм литературного языка. 2. Подобрать и изучить по данной теме научную и методическую литературу. 3. Провести анкетирование учащихся и определить, какую роль в их жизни играет песня; 4. Классифицировать выявленные нарушения.
Слайд 4
Методы и средства: а нализ современных песен, анкетирование слушателей Гипотеза: современные песни отличаются простотой содержания, отсутствием глубокого смысла. В текстах современных песен встречаются разного рода ошибки, нарушаются языковые нормы, что негативно влияет на слушателей разных возрастов. Объект исследования : современная музыка (стиль: поп-музыка) Предмет исследования : тексты современных песен
Слайд 6
Практическая значимость проекта: материалы данной работы могут быть использованы при изучении раздела «Культура речи» на уроках родного русского языка, при проведении бесед просветительского характера классными руководителями, учителями музыки со школьниками с целью повышения уровня их речевой и музыкальной культуры и воспитания вкуса. Тема, предложенная нами, будет интересна тем носителям русского языка, которым не безразлична его судьба. Предполагаем, что современная молодёжь будет более критично относиться к современным песням, а также к произведениям собственного сочинения.
Слайд 7
« Нам песня строить и жить помогает», «Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полета», «Песня не прощается с тобой!» песня всегда с человеком – от колыбели до конца жизненного пути.
Слайд 8
В связи с тем, что тексты современных песен с точки зрения лингвистики мало изучены, поэтому большую помощь моему исследованию оказала работа, доктора филологических наук, профессора Костомарова Виталия Григорьевича «Язык текущего момента: понятие нормы», а также статья кандидата филологических наук Головиной Элеоноры Дмитриевны «Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современной популярной песни)». « Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современной популярной песни)» «Язык текущего момента: понятие нормы» Элеонора Дмитриевна Головина, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка ВГГУ Костомаров Виталий Григорьевич, доктор филологических наук, профессор
Слайд 9
«Болезни языка»: - Нарушение норм ударения «Ты звОнишь ей домой , ты хочешь погулять» («Студент», группа «Руки вверх») «Нас не разлУчат нет!», («Музыка нас связала», группа Мираж)
Слайд 10
- Нарушение норм произношения «И шо , вы думаете, она сказала?» «От солнца, шоп не жмуриться»
Слайд 11
-Нарушение норм словоупотребления « Не могу найти, хотя бы пары слов » «Ты моя супермодель , мой сумасшедший коктейль » ( Айдамир Мугу ) « Не забывай пламя огня, Где мы с тобой греем себя» ( Ю. Савичева «Высоко»)
Слайд 12
-Речевая избыточность, многословие « Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале»(Ёлка) «Он хорошо взлетел и крайне удачно сел» (Ёлка) -Речевая недостаточность На работу встают не в восемь, а в пять и по кругу опять ( Homie «В городе, где нет тебя»);
Слайд 13
-Употребление слов-паразитов «Я могу запрыгнуть в Uber , или тупо улететь» ( Toxsi $) Нет на свете принцесс – это сказки для дураков » (группа «Каста»); -Сленг, арго, жаргон «На трубе пара незнакомых пропущенных звонков» (Егор Крид ) « Лобовуха в хлам, таз сидит низ» ( Тимати )
Слайд 14
Неоправданное использование анафоры (единоначалие): На ресницах дождь и на душе печально, На ресницах дождь оставишь на прощанье, ресницах дождь меня не пожалеешь На ресницах дождь как раньше не согреешь… (Наталья Шаталова «Дождь до слез»)
Слайд 15
-Неоправданные повторы: «Ты живи, рисуй-рисуй свой Голливуд, свой Голливуд .» «А нам еще с тобою еще о многом надо помечтать» (группа "Руки вверх!")
Слайд 16
Любите ли вы слушать современную музыку?
Слайд 17
Что важнее для вас в современных песнях: текст или музыка?
Слайд 18
Замечали ли вы ошибки в песнях современных исполнителей ?
Слайд 19
Как вы считаете, важна ли грамотность в текстах песен?
Слайд 20
Р ечевые проблемы XXI века: -упрощение ( междометизация ); -огрубление (вульгаризация, нарушение благозвучия); - варваризация ; -нарушение языковых норм.
Слайд 21
« Берегите чистоту языка как святыню ». И.С. Тургенев.
Слайд 22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Сказка "Морозко"

Астрономический календарь. Май, 2019

Компас своими руками

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Щелкунчик