• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как алхимики философский камень искали

Опубликовано Ражева Светлана Владимировна вкл 30.05.2025 - 16:07
Ражева Светлана Владимировна
Автор: 
Елисов Александр, Калинина Эвелина, Чечкова Вероника

Исследование посвящено трансформации идеи создания философского камня от первых попыток до наших дней.            Ключевые слова: алхимия, наука, философский камень, химический элемент, химия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_alhimiki_filosofskiy_kamen_iskali.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

КАК АЛХИМИКИ ФИЛОСОВСКИЙ КАМЕНЬ ИСКАЛИ.

Калинина Эвелина Леонидовна,  Елисов Александр Валерьевич

Руководитель:  Ражева Светлана Владимировна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Российский колледж традиционной культуры»

Аннотация: исследование посвящено трансформации идеи создания философского камня от первых попыток до наших дней.            Ключевые слова: алхимия, наука, философский камень, химический элемент, химия.

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро...

Дал нам Космос на добро.

Злато, олово, свинец...

Сын мой, сера - их отец.

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть - родная мать.

В наши дни, когда уже заканчивается первая четверть двадцать первого века, секреты алхимиков до сих пор вызывают неподдельный интерес, несмотря   на все научные достижения и передовые технологии, которыми овладело человечество.

Гипотеза: работа над созданием Философского камня способствовала развитию современной химии как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Цель исследования: проследить развитие идеи создания Философского камня от первых попыток до современности.

Задачи:

  1. Определение понятия Философский камень
  2. Исторический обзор попыток создания Философского камня
  3. Роль поисков Философского камня в развитии современной химической науки.

       Репутация средневековой алхимии сегодня серьезно подмочена, ее приравняли к шарлатанству. Но и в наши дни ученые нередко действуют вслепую, проводят эксперименты, не зная, чем они закончатся. Через сто-двести-тысячу лет их тоже могут признать наивными. На самом деле алхимики сделали для науки очень многое – открыв большое количество веществ, сплавов, они дали определение химическому процессу.

       Слово «алхимия» заимствовано европейцами из арабского языка الكيمياء‎‎(’al-khīmiyā’). Слово khīmiyā, khemeia произошло, по одной версии, от древнего названия Египта — Кем, и по-видимому, означало «египетское искусство». По другой, более распространенной версии, оно произошло от греческого χυμός — сок растения, соответственно, khemeia означает «искусство выделения соков».

Философский камень (лат. lapis philosophorum)  — это легендарное вещество, которое, по мнению средневековых алхимиков, обладало способностью превращать неблагородные металлы в золото, излечивать болезни и даровать вечную жизнь. 

Философский камень, он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления трансмутации металлов в золото (Великое делание), а также для создания эликсира жизни.

Философский камень называется так из-за мистического содержания и тех смыслов, которые в него вкладывались 

По сути, поиски философского камня касались абстрактных вещей, выходящих за пределы обыденности. Алхимик пытался проникнуть в главную тайну мироздания — сущность жизни и смерти и обрести власть над материей.

Также в эзотерическом смысле философский камень символизировал трансмутацию низшей, животной, природы человека в высшую, божественную.

Описания философского камня многочисленны и разнообразны. Согласно алхимическим текстам, камень философов бывает двух видов, получаемый почти идентичным способом: белый (для получения серебра) и красный (для получения золота), причем белый камень представляет собой менее зрелую версию красного камня.  Некоторые древние и средневековые алхимические тексты содержат сведения о внешнем виде камня философов, в частности, о красном камне. Часто упоминается, что он оранжевого (цвета шафрана) или красного цвета, если его растереть в порошок. В твердом виде он представляет собой нечто среднее между красным и фиолетовым, прозрачный и похожий на стекло. Говорят, что он тяжелее золота, растворяется в любой жидкости и не горит в огне. Не полностью готовый к использованию, то есть недозревший, камень обладал белым цветом и мог превращать неблагородные металлы лишь в серебро.  В огне субстанция не горит, в любых жидкостях полностью растворяется, а по весу превосходит золото. В Средние века символами желаемой всеми алхимиками субстанции являлись:

  • лев, глотающий солнце;
  • змей Уроборос, заглатывающий собственный хвост;
  • Ребис, рожденный от объединения Короля Серы и Королевы Ртути.

Философский камень создается с помощью алхимического метода, известного как Magnum Opus, или Великое Делание. Инструкции по созданию философского камня, которые часто выражаются в виде последовательности изменений цвета или химических процессов, разнообразны.

       Впервые о философском камне заговорили в 3000-ом году до нашей эры. Платон называл вещество первоматерией. Из нее затем появились основные элементы воздух, огонь земля и вода. В трактате Рогеруса «Различные ремесла» основой субстанции называли василисков. Алхимики были в Китае, Индии, в исламских странах. Например, в Поднебесной алхимические традиции самые древние.

Восточные алхимики полагали, что любой металл – сочетание основных элементов в определенных пропорциях. Для преобразования одного вещества в другое достаточно лишь изменить это соотношение. По уверениям Джабира аль Хайана, при помощи полученного им красного порошка аль-иксира успешно проходит любая трансмутация. Это предположение раскритиковал знаменитый Авиценна, но от арабского «аль-иксир» произошло известное «эликсир».

      В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната из белой глины, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тотчас бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Рецепт получения философского камня, описан в книге «Великий Гримуар». Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза.

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигедрируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.

В этом рецепте говорится о получении ацетона из ацетата свинца, в котором растворяются и иные производные (например, карбины) распада органики при пиролизе.

Алхимией увлекались даже средневековые монахи. Святой Альберт Великий писал в 13-ом веке, что смог создать магическое вещество. Правда, никаких описаний процесса он не предоставлял. Все шаги получения эликсира описаны в труде Джорджа Рипли «Книга двенадцати врат» в 15-ом столетии. За первоматерию английский алхимик взял бром.

Далеко не все исследователи мечтали из олова и свинца получать золото, чтобы разбогатеть. Философский камень обещал создателям полную свободу и исцеление от всех болезней. Универсальное лекарство гарантировало возврат молодости, жизненной силы и даже бессмертие. Приготовленный на основе эликсира золотой напиток принимать важно было постоянно. На этом возможности философского камня не заканчивались.

С его помощью можно было:

  • получать вечно горящие лампы;
  • превращать в драгоценные камни простые булыжники;
  • воскрешать даже давно засохшие растения;
  • создавать гомункулов.

Об удачном завершении своих опытов писали многие алхимики. В числе получивших эликсир адептов были и женщины. Первой женщиной-алхимиком стала Мария Префетисса, жившая в I либо II столетии нашей эры. Она основала алхимическую александрийскую школу.

Ее изыскания продолжила жительница Александрии, египтянка Клеопатра Алхимистика в II- IV веках. Однако нет никаких документальных подтверждений их успеха.

В наше время ученые добились преобразования простых металлов в благородные путем ядерной реакции. Опыты по получению золота из ртути завершились успехом в 1941 году. Но ликование длилось недолго: спустя несколько часов благородный металл снова превратился в ртуть. 

Список открытий, сделанных алхимиками, довольно большой. В числе главных – порох. В Европе ими был открыт заново фарфор, так как его доставка из Китая была слишком дорогой. Майсенский фарфор – продукция первой в Европе мануфактуры, которая долгое время считалась ведущим предприятием Германии. Открытие фосфора тоже заслуга алхимиков. Гамбургский ремесленник Бранд пытался сделать философский камень по имеющемуся у него рецепту, согласно которому нужно было использовать человеческую мочу. Он ее выпаривал, дистиллировал. Философского камня у него не получилось, но иногда оставался светящийся осадок. Затем рецепт фосфора выкупил знаменитый немецкий ученый Лейбниц, его он и пытался выдать за свое открытие. Алхимики придумали паровую баню, благодаря этой технологии впоследствии были созданы пароварки и мультиварки. Алхимики занимались не только химическими изысканиями, но и лечили людей. Применение алхимии в медицине, по сути, представляло собой битву эксперимента против теории. Ведь в средневековой Европе считалось, что в университете нет места наукам практическим. Также заслуга алхимиков в том, что они открыли массу красителей и чернил. Есть их вклад и в парфюмерию. Именно благодаря алхимикам формируется понятие рецепта. Словом, алхимия – это часть истории науки. Ее изучение помогает понять то, как менялись представления людей о мире. Волшебный порошок Рисунки алхимиков могут поведать много интересного.

Если правильно следовать указаниям, «достойные алхимики» смогут создать эликсир, благодаря которому «все страдания нищеты будут обращены в бегство, а те, кто страдает от какой-либо болезни, обретут здоровье».

Лите6ратура

 Азимов А. Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра. Центрполиграф,2015.

Гофман К. Можно ли сделать золото? Мошенники, обманщики и ученые в истории химических элементов. Химия. 1984.

Кин С. Исчезающая ложка или удивительные истории из жизни периодической таблицы Менделеева. ЭКСМО, 2015.

Курамшин А. Жизнь замечательных устройств. АСТ., 2018.


Поделиться:

Весёлые польки для детей

Простые новогодние шары из бумаги

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Лиса и волк

Валентин Берестов. Аист и соловей