В последнее время вырос интерес к истории нашей страны, к изучению и переосмыслению военных событий. Каждый гражданин обязан знать прошлое своего государства, своей родины, и в этом нам помогают не только исторические документы, но и наша богатая русская культура и литература. Эти знания школьники получают из уроков «Разговоры о важном», занятий в патриотических кружках, классных часах, из уроков истории и литературы.
Интерес к данной теме проявился потому, что 2025 год объявлен в России Годом Защитника Отечества. Тема стихотворения «Бородино» — подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года, о защитниках Отечества.
Актуальность данного исследования в том, что изучение литературы и языка формирует историческое и культурное сознание подрастающего поколения. Тема защиты Отечества была, есть и будет актуальной в любые времена.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 70»
Городской конкурс научно-исследовательских работ
«ШАГИ В НАУКУ»
Военная лексика
в стихотворении
М.Ю. Лермонтова “Бородино”
Автор: Тугузов Алексей Сергеевич, ученик 5 класса МБОУ СШ № 70
Наставник: Куксова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 70
г.Дзержинск
2025
Содержание
Страница
Ведение…………………………………………………………….…..1
1.Военная лексика в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”………………………………………………………….….2
1.1. Военная биография поэта ………………………………………..2
1.2. История создания стихотворения «Бородино» …………….…...2
1.3. Исследование и анализ военной лексики ….…………………....2
1.4. Анализ результатов опроса………………………………….…....4
Заключение…………………………………………………………....5
Список источников и литературы …………………………………...6
Приложения…………………………………………………….…..….7
Введение.
С этакими молодцами — и отступать!
Михаил Кутузов
Если бы у меня были казаки — я завоевал бы весь мир.
Наполеон Бонапарт
В последнее время вырос интерес к истории нашей страны, к изучению и переосмыслению военных событий. Каждый гражданин обязан знать прошлое своего государства, своей родины, и в этом нам помогают не только исторические документы, но и наша богатая русская культура и литература. Эти знания школьники получают из уроков «Разговоры о важном», занятий в патриотических кружках, классных часах, из уроков истории и литературы.
Интерес к данной теме проявился потому, что 2025 год объявлен в России Годом Защитника Отечества. Тема стихотворения «Бородино» — подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года, о защитниках Отечества.
Актуальность данного исследования в том, что изучение литературы и языка формирует историческое и культурное сознание подрастающего поколения. Тема защиты Отечества была, есть и будет актуальной в любые времена.
Гипотезой исследования является предположение, что у современных школьников недостаток понимания военной лексики и его возможное влияние на восприятие исторических событий.
Объектом исследования являются военная терминология как раздел лексикологии.
Предметом исследования является стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино.
Цель. Выявить и проанализировать военную лексику в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" и исследовать её восприятие современными школьниками.
Задачи. 1. Познакомиться с военной биографией поэта и историей создания стихотворения «Бородино».
2. Определить понятие военной лексики.
3. Выделить слова и термины, относящиеся к военной тематике из стихотворения
4. Зафиксировать толкование слов из различных источников информации.
5. Провести опрос среди школьников на понимание военной лексики.
6. Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.
7. Составить диаграммы, таблицы по результатам работы.
Ресурсы. Материальные: книги Лермонтова, учебные материалы; ресурсы сети Интернет, словари; временные: 2 месяца на сбор информации, исследование и анализ данных.
Роли в проекте. Ученик, научный руководитель, рецензент, участники опроса.
Целевая аудитория. Учащиеся 5-6 классов, преподаватели литературы, истории.
Основой военной лексики является военная терминология, которую используют в нормативных документах, законодательных актах, в военных энциклопедиях. Основное в термине – это способность точно называть предметы, свойства и процессы в определенной области науки, искусства и техники и военного дела.
В данной работе обратимся к более глубокому анализу военной лексики в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» и рассмотрим толкование военных терминов. 1
Для этого мы используем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и «Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова, Википеедию, «Фразеологический словарь русского литературного языка” А.И. Фёдорова.
1.Военная лексика в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”
1.1. Военная биография поэта
С детства в имении бабушки поэта с фамильных портретов смотрели на юного Мишу его предки – офицеры и генералы. Основатель рода Лермонтовых в России шотландец Георг Лермонт был профессиональный наемник. Служил у поляков, но в 1613 году перешел на государеву службу. Дед поэта по матери Михаил Васильевич Арсеньев был капитаном гвардии, а его брат Афанасий получил в награду золотую шпагу с надписью “За храбрость” и участвовал в Бородинском сражении.
Гувернером Миши был отставной наполеоновский гвардеец Жан Капе. Военная биография Михаила Юрьевича Лермонтова началась в 1832 году, когда он поступил в юнкерскую школу в Санкт-Петербурге. В ноябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в гусарский полк, стоящий в Царском Селе. В 1837 году царь Николай I велел перевести поэта на Кавказ за стихи на смерть Пушкина, здесь корнету Лермонтову пришлось участвовать в жарких боевых стычках.
1.2. История создания стихотворения «Бородино»
С детства будущего поэта окружали люди, которые пережили битву на Бородинском поле: Афанасий Столыпин, брат бабушки Лермонтова, гувернер-француз Капе, крестьяне из бабушкиного имения. Все они делились воспоминаниями о победоносном сражении. Позже Михаил Юрьевич попал на службу в Гусарский полк, где тоже служили участники Бородина. В 16 лет Лермонтов написал стихотворении «Бородинское поле», оно стало основой для стихотворения «Бородино». В 1837 г, к 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов создал произведение, посвященное этому событию.
Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России. В отличие от раннего произведения «Бородино» звучит реалистичнее и написано более живым языком. Важно отметить, что М. Ю. Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. Поэт зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова, стихами о войне 1812 года. Одарённый необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий.
1.3. Исследование и анализ военной лексики.
Военная терминология — формализованная система установленных военных терминов (слов, словосочетаний и тому подобное), каждый из которых имеет строго определённое значение с чётко очерченными рамками применения и научным обоснованием (6). 2
Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» были зафиксированы слова, относящиеся по значению к военной лексике. Среди них есть слова, которые к военным терминам можно отнести лишь в определенным контексте. Они могут употребляться также за пределами военной отрасли. Кроме того, обнаружены многозначные слова, и в нашем исследовании мы указывали именно то значение, которое касается нашей темы.
Ведь были ж схватки боевые, СХВАТКА - вооруженное столкновение, стычка (6).
Богатыри — не вы! БОГАТЫРЬ - герой русских былин, совершающий воинские подвиги (3).
Досадно было, боя ждали, БОЙ - вообще действие глаг. бить, биение, битье; Битва, сражение, брань, побоище (1).
Что ж мы? на зимние квартиры? ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ - место временного размещения военнослужащих на постой, в населенных пунктах во время маневров, учений, походов и в других случаях. (6).
Не смеют, что ли, командиры КОМАНДИР - начальник воинской части, подразделения, военного корабля, военизированной организации, стройотряда (3).
Чужие изорвать мундиры МУНДИР - военная или гражданская форменная одежда. (3).
О русские штыки? ШТЫК - колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола винтовки, ружья (3).
Построили редут. РЕДУТ - полевое укрепленье, место, окруженное рвом и валом, временное укрепленье, для защиты чего-либо (2, 151).
Чуть утро осветило пушки ПУШКА - длинноствольное артиллерийское орудие с отлогой траекторией для стрельбы на дальние расстояния (3).
Забил заряд я в пушку туго ЗАРЯД - снаряд огнестрельного оружия вместе с нужным для выстрела количеством пороха (4).
Уж постоим мы головою… ПОСТОЯТЬ ГОЛОВОЮ устар. - мужественно, не щадя своей жизни, защищать кого-либо или что-либо (5).
Два дня мы были в перестрелке. ПЕРЕСТРЕЛКА - одновременная стрельба друг против друга (3).
Пора добраться до картечи! КАРТЕЧЬ - начинённый круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии. (2, 152).
И вот на поле грозной сечи СЕЧА - устар., бой, битва, сражение (2, 152)
Прилег вздремнуть я у лафета, ЛАФЕТ - пушечный стан, станок под артиллерийское орудие (2, 152).
Но тих был наш бивак открытый: БИВАК, - Стоянка войск под открытым небом для отдыха или ночлега (2, 152).
Кто кивер чистил весь избитый, КИВЕР - высокий круглый головной убор из твердой кожи (2, 152).
Сверкнул за строем строй СТРОЙ - ряд, шеренга; воинская часть, построенная рядами (4).
Полковник наш рожден был хватом:
ХВАТ — удалой, смелый человек (2, 152)
3
ПОЛКОВНИК - офицерское звание или чин рангом выше подполковника и ниже генерал-майора, а также лицо, имеющее это звание (3)
Слуга царю, отец солдатам… СОЛДАТ - рядовой военнослужащий, первоначально вольнонаемный (4).
Да, жаль его: сражен булатом, БУЛАТ, -а, м. Старинная, твердая и упругая, с узорчатой поверхностью, сталь для клинков (3).
Уланы с пестрыми значками, УЛАН - военный из частей лёгкой кавалерии, вооружённых пиками (2, 153).
Драгуны с конскими хвостами, ДРАГУН - конный воин, по оружию и приёмам способный также для пешего боя (1).
Вам не видать таких сражений!.. СРАЖЕНИЕ — столкновение двух армий или флотов (6).
Носились знамена, как тени, ЗНАМЯ - определённого цвета (или цветов) широкие полотнища на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству (3)
Рука бойцов колоть устала, БОЕЦ - участник военного боя (воен.) (4).
И ядрам пролетать мешала ЯДРО - старинный орудийный снаряд в виде круглого литого (первонач. каменного) тела (4).
Изведал враг в тот день немало, ВРАГ - 1.Человек, который находится в состоянии вражды с кем-нибудь, противник. 2. Военный противник, неприятель (3).
Наш рукопашный бой… РУКОПАШНЫЙ БОЙ - рациональное применение грубой физической силы с использованием специальных приёмов борьбы, ударной техники (6).
Смешались в кучу кони, люди КОНЬ - то же, что лошадь. Боевой конь. По коням! (кавалерийская команда: призыв, распоряжение всем присутствующим ехать, отправляться; разг.) (3).
И залпы тысячи орудий ЗАЛП - одновременный выстрел из нескольких огнестрельных орудий, из ручного оружия (3).
ОРУДИЕ - военная пушка и вообще всякое крупное огневое оружие (1).
Вот затрещали барабаны БАРАБАН - военно-музыкальное орудие: высокая обечайка и два дна из телячьей шкуры, на обручах, стягиваемых поперёк обечайки бечёвкой, чем и даётся барабану строй (1).
И отступили бусурманы. БАСУРМАН - неверный, нехристианин; особ, мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец (1).
1.4. Анализ результатов опроса
Современные школьники не всегда могут понять лексическое значение некоторых военных терминов. Чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, мы провели социологический опрос учащихся 5А, 5Б, 5В, 6А, 6Б, 6В классов нашей школы, предоставив опрошенным дать толкование слов «лафет», «картечь», «кивер», «строй», «басурман», «штык», «богатырь», использованных М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».
4
Из 100 школьников только (Приложение 1)
6% определили лексическое значение слова «лафет»,
11 % определили значение слова «картечь»,
15 % – значение слова «кивер»,
19 % – значение слова «басурман»,
34 % – значение слова «штык»,
36 % – значение слова «строй»,
76% – значение слова «богатырь»,
Таже были опрошены 8 педагогов нашей школы. Это учителя литературы и истории.
Заключение
Итак, в завершении нашей работы мы можем сделать выводы:
1. Мы познакомились с военной биографией поэта и историей создания стихотворения «Бородино».
2. Определили понятие военной лексики.
3. Выделили слова и термины, относящиеся к военной тематике из стихотворения.
4. Зафиксировать толкование слов из различных источников информации.
5. Выяснили, что к военной терминологии относятся слова, не только собственно военной лексической группы, но и общеупотребительные.
6. Толкование военных терминов в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и более поздних словарей: «Толкового словаря русского языка» Д.И. Ушакова и «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, отличаются несущественно. Но в словарях и других источников нового поколения лексическое толкование военных терминов более понятно и широко доступно для современного человека (Приложение 2).
7. Большинство современных школьников может определить лексическое значение общеупотребительных слов, используемых в качестве военных терминов в художественной литературе, в отличие от собственно военных терминов.
8. В учебнике литературы для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной даны толкования восьми слов. Всего нами зафиксировано 35 слов (Приложение 3).
Наша работа зародила интерес у одноклассников к изучению исторических произведений. Многие ребята стали находить и выписывать из текстов слова военной тематики и узнавать их толкование.
В результате был создан словарик военной лексики, который поможет учащимся понять военную лексику и лучше воспринимать историческое событие. Словарь поможет и педагогам в их профессиональной деятельности.
5
Список литературы и источников.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://slovardalja.net/
2. Коровина В.Я. Учебник. Литература, 5 класс, ч. 1, Москва “Просвещение”, 2013
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. http://ushakovdictionary.ru/
5. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. 2008. https://rus-phraseology-dict.slovaronline.com/
6. Википедия https://ru.wikipedia.org
6
Приложение 1
Приложение 1
7
Приложение 2
Учебник литературы | Словарь В.И.Даля | Словарь С.И.Ожегова | Словарь Д.Н.Ушакова | Википедия | Словарь А.И.Фёдорова |
редут | бой | богатырь | заряд | схватка | |
сеча | драгун | командир | строй | зимние квартиры | постоять головою |
лафет | орудие | мундир | боец | сражение | |
битва | барабан | штык | ядро | рукопашный бой | |
кивер | басурман | пушка | солдат | ||
хват | булат | ||||
улан | знамя | ||||
картечь | враг | ||||
конь | |||||
залп | |||||
перестрелка | |||||
полковник | |||||
8 | 5 | 12 | 5 | 4 | 1 |
Всего | 35 слов | ||||
8
Приложение 3

9

Три коробки с орехами

Девочка-Снегурочка

Как я избавился от обидчивости

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Рисуем космос