В работе рассказывается об основных обычаях и традициях татарского народа
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9 города Димитровграда Ульяновской области имени Г.Ф.Полнова»
«Обычаи и традиции татарского народа»
Выполнила:
ученица 6в класса
МБОУ СШ №9
им.Г.Ф.Полнова
Ханеева Амира
Руководитель:
Абрамова Ольга
Геннадьевна
2024 год
Оглавление
1.Введение
2. Обычаи и традиции татарского народа
2.1 Гостеприимство.
2.2 Свадебный обряд.
2.3 Обряды татар при рождении ребенка
2.4 Похоронные обряды и традиции
3.Заключение
4.Литература
Введение
Татары — это представители огромного тюркоязычного этноса. Они населяют практически всю Россию, страны СНГ и даже дальнее зарубежье.
Традиции и обычаи татарского народа представляют собой уникальное сочетание различных культур и обрядов, которые передаются из поколения в поколение. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные обычаи и традиции продолжают и продолжают жить.
Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь». В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.
До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.
Основная часть
2.1 Гостеприимство.
Обычаи татарского народа отражают их историческое наследие, религиозные убеждения и жизненные уклады.
Пожалуй, главная — это гостеприимство. При визите гостя татары по традиции расстилают праздничную скатерть дастархан и подают самые лучшие угощения: обычай требует обязательно накормить пришедшего в дом. Это может быть как полноценный обед или ужин, так и бесконечно долгое чаепитие со сладостями. В древние времена его разливали из самовара и пили из красивых пиал. В наши дни люди предпочитают использовать обычные чашки. Однако начищенный до блеска самовар все равно украшает центр стола. К чаю обязательно предлагают разнообразное угощение: конфеты, джем, ягоды и т.д. Больше всего жители Татарстана любят добавлять в напиток соль и молоко, утверждая, что подобное сочетание придает пикантный вкус.
Практически все представители народности настоящие умельцы в процессе заваривания чая. Ведь по их заверениям, от этого во многом зависит вкус напитка. Чтобы он получился насыщенным и ароматным требуется фарфоровый чайник, предварительно ополоснутый кипятком. Затем в емкость кладут небольшое количество заварки и заливают кипяченой водой на 1/3. Накрывают сосуд крышкой и укутывают. Через несколько минут в чайник доливают водицы. Для добавления в напиток используют только парное молоко, причем оно должно быть горячим. В этом случае заварка делается максимально крепкой. Сначала в чашку наливают ее, затем вводят сливки либо молоко, в конце добавляют кипяток.
2.2 Свадебный обряд.
Сватовство – яучы, заключалось в том, что обговариваются условия заключения предстоящего брака. В одежде сватов имелся ряд особенностей, подчеркивающих их функции, в поведении связанных с магическими действиями. Сват обычно заворачивал одну штанину выше колена, а сваха, напротив, выпускала ее поверх голенища сапога. Для успешного сватовства, свой первый визит сват старался сесть под матицу, подложив под себя подушку или свою шапку. Сваты приходили не однократно, прежде чем получали положительный ответ. Во время этих посещений договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Назывались они повсеместно калын, калын малы.
В предсвадебный период проводили встречи, направленные на знакомство будущих родственников, сопровождающиеся взаимными угощениями, обменами даров. Широко бытовал обряд кыз- смотрины невесты с участием матери жениха и его родственников. Будущая свекровь передавала чашку чая с опущенным в него золотым кольцом. Невеста выпивала чай, забирала кольцо и возвращала чашку со своим подарком.
В доме жениха собирали его друзей, которых он угощал медовухой. Молодой раздавал гостям мелкие подарки, а в ответ получал деньги.
Характерной чертой свадебных обрядов являлось то, что основная свадьба проводилась в доме невесты. Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания – Никах, для чего приглашали муллу. Особенностью свадьбы у татар являлось то, что проводилась она отдельно для мужчин и женщин. Женщин угощали обычно после того, как расходились мужчины, либо застолье шло одновременно, но в разных половинах дома. Свадьба в доме невесты продолжалась два- три дня. Свадьба в доме жениха устраивалась позже.
Келин тушу
После свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы невеста была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. Входя в дом молодая жена вешала полотенце, затем молодоженов сажали за стол. Молодая должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтобы была мягкая, как масло, сладкой, как мед, т.е. уживчивой покладистой и обязательно выпить пару чашек чаю. Руки молодой погружали в муку, чтобы не знала бедности, недостатка.
2.3 Обряды татар при рождении ребенка
Рождение ребенка для каждой семьи, это важное событие.
Роды проходили в «чистой» половине дома. Повитуха не только принимала роды, выполняла послеродовые процедуры над ребенком и роженицей, но и оставалась необходимой помощницей в первое время после родов, а затем особо чтимым человеком на долгие годы. Она обрезала пуповину, купала новорожденного. В воду для купания добавляла соль и серебряную монету, которую после забирала себе. Именно в этот день повитухе дарили отрез на платье. После первого купания ребенка заворачивали в рубашку отца, чтобы ребенок был близким ему и любимым или в подол бабушкиного платья, чтобы младенец дожил до ее лет. В тот же день топили баню, которая называлась баней новорожденного. В баню приглашали родственниц, соседок, мылись всей семьей. После бани их угощали чаем. Почетной гостьей в день родов была мать роженицы, для первенца она приносила детское приданое, состоящее из подушки , одеяла и пеленок, а также угощения. Было такое поверье что, чем больше придет женщин с угощением, тем больше молока будет у мамы. Новорожденного всегда клали в бишек- колыбель .
Спустя несколько дней в доме, где родился ребенок, устраивали обряд исем кушу (имянаречения). Приглашали муллу и гостей – мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке ребенка, и он обращался к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и произносил имя новорожденного. Имена детям подбирали, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела.
В народе довольно стойко бытовала вера в то, что первые 40 дней жизни младенца особо опасны. И поэтому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу. Ребенка мазали сажей, к ручке привязывали яркую нитку. В случае большой смертности в семье новорожденного называли именем, составной частью которого было слово тимер- «железо» ( например Тимерша). Каждому мальчику делали обрезание. Этот обряд возможен от 7-го дня до 20-летнего возраста. В этот день его одевали во все новое, соседи одаривали его деньгами.
К древним общинным традициям татар относится обряд угощения бябяй ашы. В продолжение нескольких дней подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения, а иногда и подарки. Бябяй ашы (мае) существует и сейчас
2.4 Похоронные обряды и традиции
Однако не все обряды связаны с праздниками. Если в семье случилось горе, то прощание с умершим происходит в соответствии с древними традициями татар. По исламским традициям похороны проводят либо в день смерти, либо на следующий. По умершему не следует рыдать и причитать. Скорбь должна быть благородной и тихой. Близким следует читать молитвы за упокой души почившего и вспоминать его добрым словом. По татарским обычаям обмывают почившего только после известия о том, что копание могилы завершено. Обмытого умершего облачают в ритуальную рубаху, оборачивают в саван, называемый кафеном, и выносят на кабыке (специальных носилках).
Перед выносом тела мулла читает молитву, а всем присутствующим раздаётся садак. Садак – это особый вид подарка или милостыни, которую правоверные мусульмане раздают на похоронах. У современных татар садаком служат деньги, мыло, носовые платки, полотенца или вещи почившего. Садкак могут раздавать при выносе тела, непосредственно на кладбище или на поминках по почившему. Эту “милостыню” можно раздавать вплоть до 40 дня. Также, по желанию, близкие умершего могут заменить раздачу вещей добрыми делами, направленными на благо близких и мусульманской общины.
После того как тело усопшего вынесено, домочадцы почившего проводят в доме тщательную уборку, а также стирают постель умершего. Ранее в доме, где находился покойный, нельзя было готовить пищу в течение трёх дней. У современных татар это ограничение действует один день.
Поминки проводят на третий, седьмой и сороковой день. В первую дату приходит мало людей. В основном это мужчины преклонного возраста. На седьмые сутки посетить поминальный обед разрешается женщинам. На сороковину и годовщину приходят все желающие почтить память покойного.
Заключение
Исходя их всего сказанного можно сделать вывод, что татары Ульяновской области не потеряли свой язык, культуру, традиции, И не потеряли связь со своим народом и не отошли от своих традиций. Проживая продолжительное время на одной территории с русскими, эти два народа оказывали друг на друга большое влияние, постепенно стирая национальные грани. Татарский народ имеет богатое культурное наследие. Без знания обычаев и без соблюдения традиционных правил можно нажить беду. Эти знания помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Велика роль поверий, традиций и обычаев, связанных с дорогой в жизни татар. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их. Основная задача молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям..
Литература
1.Арсланов Л.Ш. «Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья». 1995г.
2. Баязитова Ф.С. «Духовное наследие татар-мишарей».- Саранск 2003г
3. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. – Казань, 2004
4.Рашитов Ф.А. «История татарского народа» - Саратов, 2001г
5. https://dmvo.tilda.ws/tatary#trad

Сказка "Морозко"

Есть в осени первоначальной...

Несчастный Андрей

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного