Материал посвящен исследованию истории Старообрядческого храма Святой Троицы в поселке Кумская Долина. В условиях современных вызовов авторы подчеркивают важность обращения к духовному наследию и традициям предков для обретения душевного спокойствия и оптимизма. Актуальность темы определяется недостаточной изученностью истории создания храмов, особенно новых. Исследование рассматривает вопросы, связанные с историей и деятельностью храма, и представляет собой первую попытку детального анализа данного объекта.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.35 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Исследовательская работа
«Путешествие по страницам истории: Старообрядческий храм
Св. Троицы п. Кумская Долина»
Работу подготовил:
ученица 8 класса
Султанахмедова Александра
Преподаватель: учитель истории
Киселева А.В.
пос.Кумская Долина, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История старообрядчества, предпосылки создания Старообрядческого храма Пресвятой Троицы в поселке Кумская Долина……5
1.1.История старообрядчества…………………………………………………... 5
1.2.Предпосылки создания храма……………………………………………… . 6
Глава 2. История строительства храма Святой Троицы и его деятельность….8
2.1.История строительства храмов……………………………………………….8
2.2.Деятельность храма Святой Троицы…………………………………………9
2.3.Роль храма в духовном возрождении жителей поселка Кумская Долина. .10
Заключение……………………………………………………………………… . 12
Литература…………………………………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, как никогда, в поисках ответа на вызовы эпохи мы обращаемся к святыням нашего края: традициям наших предков, духовному наследию, религии, церкви, и обретаем на этих путях утраченное, казалось бы, навсегда, душевное спокойствие, жизнерадостность и оптимизм. Мы считаем, что будущее поколение должно не только изучать, но и хранить память о прошлом своего края, своей страны и о малой родине.
Актуальность вышесказанногоопределила тему исследования: «Путешествие по страницам истории.Старообрядческий храмСв. Троицы п. Кумская Долина»
На сегодняшний день история создания храмов вообщеи в частности, исследована недостаточно. В большей мере исследования затрагивают старые церкви и храмы. Старообрядческий Храм Святой Троицы в поселке Кумская Долина довольно «молодой» и новизна нашего исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка проследить историю его создания и деятельности.
Некоторые вопросы истории создания храма в поселке и его деятельности освещены, в основном, в периодических изданиях Левокумского района. Так, в газете «Светлый путь» за 1964 год говорится о начале строительства храма, с участием активистов: первого священнослужителя старообрядческого храма Епископа Елисютикова Ильи Елонтивича; Бабаева Тимофея Петровича и Федора Елисютикова. В этом же издании, но боле позднем выпуске газеты от 1966 года публикуется статья об открытии храма.
В связи с вышесказанным, в большей мере в исследовательской работе мы опирались на воспоминания жителей поселка, прихожан старообрядческого храма Святой Троицы: Валуевой Акилины (Лины) Федоровны 1962.г.р. учителя физики и математики МКОУ ООШ №14 с. Бугрун-Маджары, прихожанки храма рассказавшей о предпосылках создания храма из историй памяти своих родных;Гаврилова Филиппа Тимофеевича,пенсионера, активиста по созданию храма, поведавших об участниках строительства. Также источником информации послужили материалы из библиотек МКОУ СОШ №5,МКУК «ЛРБ»ЛМР СК, Центра традиционной культуры казаков – некрасовцев (п. Новокумский), фотоматериалы об открытии храма, беседы с настоятелем храма и прихожанами.
Отсюда, мы выделили проблему исследования: история создания храма в поселке и его роль в духовном возрождении жителей.
Решение данной проблемы определило цель исследования: изучение истории старообрядчества. Строительство старообрядческого храма Святой Троицы в поселке и его деятельности по духовному возрождению жителей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Объект исследования: Старообрядческий храм Святой Троицы.
Предмет исследования: история создания и деятельности храма Святой Троицы.
Хронологические рамки исследования: период с 1962 года по 2024 годы.
Методы исследования: изучение статей в книгах и газетах, беседы с очевидцами, личное участие.
Практическая значимость исследовательской работы: материалы исследования могут быть использованы для оформления экспозиции в музее МКОУ СОШ №5 по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Структура исследовательской работы:определились с логикой исследования и поставленной целью. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и приложения.
Глава 1. История старообрядчества, предпосылки создания Старообрядческого храма Пресвятой Троицы в поселке Кумская Долина.
1.1.История старообрядчества.
Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать,что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев»,вставших в оппозицию государству и обществу,замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир …. Нет!
История старообрядчества –это история русского народа,принявшего святое крещение в 988 году. Это история каждого, чьи предки родились и жили на Русской земле. История русского государства с православными самодержцами и простыми верующими .История народа ,просиявшего великими святыми.
Церковный раскол XVII века лишь один из трагичных и сложных этапов истории православия, которое неизменно и непоколебимо сохранилось в Церкви, именуемой ныне старообрядческой.
Термин «старообрядчество » возник вынуждено.В официальных документах долгое время православных, не принявших Никоновых новшеств, именовали « раскольниками ».Позднее в светской литературе XIX века появился термин « старообрядчество »,который подчеркивал сугубое главенство обрядов. Но старообрядцы были убеждены, что Старая Вера –это не только старые обряды,но и совокупность церковных догматов,мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.
1.2.Предпосылки создания храма
У каждого человека есть свой любимый уголок, где он родился, где прошло его детство, где живут его родные и близкие. С поселка Кумская Долина у многих начинается своя история о Родине.
В 60-х годах жизнь в поселках восточной окраины Ставрополья,а именно на Левокумье изменилась. В поселках Кумская Долина и Новокумском были размещены казаки –старообрядцы . Приехавшие из Турции на историческую родину,в Россию, в сентябре 1962 года. Одним из условий их согласия на переезд была просьба свободно исповедовать свою веру. Советская сторона щедро обещала это выполнить.
По приезду на Ставрополье казаки первое время в каждом селе собирались на молитву в простом доме.Вместе со всеми приехали и два некрасовских священника.Таинство богослужения совершали, но храма нет.
Как же жить староверубез храма? Ведь даже на чужбине старообрядцам по сравнению с проживанием на родине повезло. Казаки -некрасовцы вдали от родины имели возможность спокойно исполнять церковные службы в храмах по древнему чину, не опасаясь репрессий, гонений.
Когда осуществлялось возвращение некрасовцев родную обитель (это время пришлось на известные хрущевские годы,те.на время второй волны борьбы с религией в СССР), началось время гонений.
Казаки были неподготовлены к религиозным каким - либо притеснениям со стороны власти.Однако с этим им пришлось столкнуться на родной земле.
В советское время антирелигиозная пропаганда вытесняет «Закон Божий» из жизни верующих .
Страна существует в коммунизме,развивается наука, растет культура людей…Партия и государство заботится о воспитании человека нового общества,свободного от идеалистических, в том числе и религиозных предрассудков.
Община хотела сохранить самобытную культуру: свой традиционный уклад жизни, исполнение религиозных обрядов в традициях русского старообрядчества,праздничные одеяния, языковые формы в хоровом пении и фольклор,уклад жизни.В школах где обучались дети селян и вернувшихся старообрядцев насильственным образом срывались нательные кресты, высмеивались элементы национальной одежды.
Эти действия для некрасовцев казались страшными, непостижимыми. Казаки пытались оказывать сопротивление,но оно было безуспешным.
Повсеместно по всей территории нашей страны происходит постепенное и планомерное сокращение церковных институтов: отделов епархий,приходов,монастырей, духовных учебных заведений. Следует заметить что, православие на Ставропольской земле, вообще слабое. Здесь нет чтимых в народе святых мест,знаменитых монастырей.
Казаки потихонькужили продолжая верить в Бога,совершая таинство богослужения в домах селения. Жизнь каждого члена общины была связана с жизнью храма.Чтобы хоть как-то улучшить тяжелое положение старообрядческой общины казаков – некрасовцев, представители общины обратились с ходатайством в Москву к Никите Сергеевичу Хрущеву и им действительно разрешили зарегистрировать свои общины, и выделили земли под строительство храмов.Так казаки приступили к возведению двух храмов: в поселке Новокумском и в Кумской Долине.
«Никому не дано выбирать время, в котором жить, но сегодняшние непонятные и стремительно изменяющиеся реалии требуют наличия в каждом человеке духовного стержня. А дать его может только вера. Православие – исконная вера русских людей. С именем Бога в сердцах и ликом Христа на знаменах пращуры наши шли на защиту Святой Руси».
Таким образом, можно выделить следующие предпосылки строительства храма в поселке: создание общности людей без традиций и обычаев, стремление жителей к духовному развитию.
Отсюда, мы видим, что жизнь, которую налаживали в поселке, заставила жителей задуматься над тем, что надо ее менять, иначе у нас не будет будущего» Акилина Валуева.
Первый год был самый трудный из–за отсутствия постоянного помещения. Молебны и акафисты первые два месяца проходили в помещении временного размещения переселенцев, а затем администрация поселка стала расселять людей уже в новые построенные квартиры и дома. «Службы» стали совершаться при дворах.
Люди искренне помогали становлению церкви. Не один раз будущие прихожане обращались с просьбой к администрации построить храм. Вскоре, казаки, жители поселка Кумская Долина, обратились в Донскую и Кавказскую Епархию Старообрядческой Церкви с просьбой, о строительстве церкви. Епархия, рассмотрев прошение селян, обратилась к власти нашей страны и в Митрополию Русской Православной Старообрядческой Церкви. Было принято решение построить в поселке храм. Казалось, ждать осталось совсем недолго. Но вот сдвинуть дело с «мертвой точки» почему-то никак не удавалось.
Издревле на Руси строили храмы всем миром, пожертвовать на храм Божий считалось делом чести каждого христианина.
Если кто хотел пожертвовать на храм,ночью приводили тайно бычка или овечку и привязывали к дереву или простой церковной оградке. Жители поселка своими силами собрали около 50 тысяч рублей. Немало пожертвовали и руководители совхоза: помогали стройматериалами, транспортом.
Строительство храма завершалось в 1966 году, из Москвы из цента Старообрядческой церкви были переданы иконы, книги. Что-то жертвовали старообрядцы из других храмов и общин казаков. Все то достояние которое было в их храмах в Турции,им не разрешили взять с собой на Родину.Хотя малую часть все же удалось вывезти. Книги и иконы в храм казаки пожертвовали свои собственные.
«Это просто чудо! На наших глазах люди здесь трудились с утра до самой ночи. Жители поселка сажали цветы, приводили в порядок газоны и дорожки», говорит Анна Ивановна Бабаева (прихожанка храма).
Мы считаем, что только большое желание моих односельчан, их стремление к чистоте и совершенству, молитвы, с которыми все обращались к Богу о помощи, помогли выстроить храмы.
2.2.Деятельность храма Святой Троицы
Прихожане до сих пор не могут поверить, что церковь открылась так быстро. В новый открытый Храм Св. Троицы в 1966 году был назначен настоятелем некрасовский священник Свято-Троицкого Храма Феофан Кирсанович Бандеровский, который ранее еще в 1964 году был переведен в лоно Старообрядческой Церкви из патриархии Константинопольской Старообрядческой церкви.Духовным наставником для отца Феофана стал архиепископ Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой Иосиф.
Совместно прихожане, двух общин, провожали в последний путь своих одноверцев. При вступлении в брак молодые некрасовцы, обязательно венчались .Казаки совершают в храме таинство крещения своих детей и по сей день .
Местное население Левокумского района, прекрасно зная о существовании храма, не все,правда,понимали что храм старообрядческий, приходили на службу. По традиции православия,хоть в СССР это было под запретом, приводили своих детей на таинство крещение в храм.
Начинается процесс крещения в храме всех желающих,включая представителей районного партийного руководства. Это способствовало смягчению взаимодействия священников с местными властями.Правда данная практика могла иметь плохие последствия со стороны духовного руководства Старообрядческой церкви, имеющей строгие правила взаимоотношений старообрядцев с иноверцами. Поэтому в курс дела был поставлен возглавивший в те годы епархию епископ Анастасий.Будучи человеком мудрым, рассудительным он разрешил священникам проводить в поселке крещение людей, но обязал в качестве крестного брать своего старообрядца,т.е. кого-то из некрасовцев. Так выстраивалось взаимодействие общины через церковь с местным населением.
Большим событием для храма и прихожан было возведение в протоиереи в 2002 году отца Феофана митрополитом Московским и всея Руси Алимпием.В наш маленький поселковый храм неоднократно приезжали представительные люди . На одну из Литургий в день Рождества Богородицы приехал настоятель Старообрядческого Московского Кафедрального собора отец Леонид (Леонид Гусев), который в торжественной церемонии возложил на голову священника Феофана протоиерейскую шапку.
В день Троицы жители приезжают на праздничную литургию. Этот праздник является престольным. И все, от мала до велика, в этот день спешат попасть в храм: помолиться за благополучную жизнь, за духовную радость, сказать спасибо Господу Богу нашему за то все, что он нам дает. На каждый престольный праздник общиной казаки ездят кдруг другу в гости.
2.3.Роль храма в духовном возрождении жителей поселка Кумская Долина.
В Свято – Троицком храме настоятеля на данный момент нет.Таинство службы проводит Гаврилов Филипп Тимофеевич. Его пастырское служение вызывает уважение и почитание у прихожан. Люди приходят в храм на службу, также со своими желаниями, своими проблемами, и всех их Филипп Тимофеевич выслушает, утешит, страждущих добрым, мудрым словом, советом, наставлением.
Мы считаем, что наша совместная работа поможет подрастающему поколению стать духовнее, добрее, верить в правду, творить чистые дела. Ведь мы должны следить не только за своим телесным ростом, но и нашим духовным развитием.
Наш храм помогает нам проникать в мир национальной духовной культуры, осознать ее и принять.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы рассмотрели предпосылки и историю возникновения Старообрядческого храма Святой Троицы в поселке Кумская Долина Левокумского района, изучили его роль в духовном возрождении жителей.
Мы увидели, как негативная атмосфера в поселке Кумская Долина заставила жителей задуматься над своим будущим. О том, что храм нужен в нашем поселке, поняли все, поэтому путь от первых высказываний о необходимости храма, до освящения храма длился хотя и два года, но ознаменовался всеобщей радостью.
Также храм очень важен для духовного развития подрастающего поколения, будущего поселка. Большую роль в этом играет деятельность Настоятеля храма.
Материалы, которые нами собраны об истории создания и деятельности Старообрядческого храма Святой Троицы, будут храниться в школьном музее. Они помогут учащимся лучше понять историю своего поселка, узнать о деятельности нашего храма. Школьники узнают, что могут всегда прийти в храм и найти утешение и благословение на любое дело. И, быть может, кто-то найдет свою дорогу к храму, к Богу.
Литература
Неопубликованные источники.
Воспоминания
Валуевой Акилины (Лины) Федоровны 1962.г.р. учителя физики и математики МКОУ ООШ №14 с. Бугрун-Маджары.,прихожанки храма рассказавшей о предпосылках создания храма с памяти своих родных;
Гаврилова Филиппа Тимофеевича, пенсионера, активиста по созданию храма, поведавшего об участниках строительства;
Также источником информации послужили материалы из библиотек МКОУ СОШ №5,МКУК «ЛРБ» ЛМР СК;
Материалы из Центра традиционной культуры казаков – некрасовцев (п. Новокумский), фотоматериалы об открытии и храма, и беседы с Настоятелем храма и прихожанами.

Сорняки

Сверчок

У меня в портфеле

Этот древний-древний-древний мир!

Несчастный Андрей