• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

« Сколько весит рюкзак школьника»

Опубликовано Десятова Валентина Дорофеевна вкл 27.10.2025 - 9:12
Десятова Валентина Дорофеевна
Автор: 
Калистратов Арсений

школьный портфель и его влияние на здоровье младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_shkolnogo_portfelya.docx35.9 КБ
Office presentation icon shkolnyy_ranets.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования и науки РБ

МБОУ ООШ № 6 г. Гусиноозерска

 Детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ

«Первые шаги в науку»

Направление: культурология

Тема: « Сколько весит рюкзак школьника»

Автор работы:

Калистратов Арсений

ученик 2  класса

МБОУ ООШ № 6

Руководитель:

Десятова Валентина Дорофеевна

учитель начальных классов,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Сэлэнгэ»,

МБОУ ООШ № 6

г. Гусиноозерск

2024г.

Содержание

  1. Вводная часть. Актуальность  исследования
  2. Основная часть.
  1. Методика исследования
  2. Результаты исследования
  3. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся, учителей (составление памятки).
  1. Заключение. Выводы
  2. Литература
  3. Приложения

Вводная часть

Актуальность исследования

Школьные портфели, сумки, ранцы нужны ученикам, чтобы носить всё необходимое на занятия. Но каждый раз, собирая школьные принадлежности, я начал понимать, что с каждым классом, портфель становится всё тяжелее. А пронаблюдав за учащимися начальных классов, пришел к выводу, что они носят ежедневно неимоверно тяжелые сумки, так как многие из них по утрам идут, очень сильно ссутулившись. Возникают вопросы: «Почему же младшие школьники носят такие тяжелые ранцы, хотя по расписанию у них по 4-5 уроков?», «Как это отражается на здоровье школьников?»

Всем известно, что правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие  правильное вертикальное формирование позвоночника. Среди множества факторов, влияющих на осанку, является ношение тяжелых ранцев, особенно портфелей. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Подсчитано, что для маленького ребенка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что. Если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

Поэтому в моем исследовании я рассматривал следующие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку школьника? Соответствует ли вес ранцев санитарно-гигиеническим нормам?  

Объект исследования – ученики 2 класса.

Предмет исследования –  школьный портфель и его влияние на здоровье младшего школьника.

Цель исследования – изучить влияние школьного портфеля на здоровье младшего школьника и составить рекомендации для родителей и памятку для детей по сбережению здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Для реализации цели были решены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по санитарно-гигиеническим нормам к школьным портфелям и описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм школьника, к каким последствиям это может привести.
  2. Провести исследование среди учащихся 2  класса «Соответствие учебных пособий, школьных ранцев санитарным нормам».
  3. Выработать рекомендации для родителей.
  4. Изучить полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза исследования –  не все школьные портфели соответствуют санитарным нормам, тяжёлый ранец вредит здоровью.

Методы исследования – эксперимент, наблюдение, анализ полученной информации.

Основная часть

Методика исследования

  1. Изучение и анализ информации по теме исследования
  1. Санитарно-гигиенические нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.
  2. Влияние веса школьного портфеля на здоровье ученика.
  1. Проведение эксперимента во 2 классе по следующему плану:
  1. Измерить вес учебников.
  2. Измерить вес ранцев со школьными принадлежностями у учеников.
  3. Измерить вес ранцев без школьных принадлежностей у учеников.
  4. Измерить вес самих учеников.
  5. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  6. Подвести итоги по номинациям:

- самый правильный ранец (до 0,5 кг);

- самый легкий ранец;

- самый тяжелый ранец;

- самый тяжелый ранец с принадлежностями;

- самый легкий ранец с принадлежностями;

- самый тяжелый учебник;

- самый «тяжелый» учебный день;

- самый «легкий» учебный день.

3. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся, учителей

Результаты исследования

  1. Изучение и анализ информации по теме исследования
  1. Изучив санитарно-гигиенические требования к портфелям, ранцам, я выяснил следующее: год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С февраля 2003 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы:


Вес издания не должен быть более:

• 300 г - для 1 - 4 классов;

• 400 г - для 5 - 6 классов;

• 500 г - для 7 - 9 классов;

• 600 г - для 10 - 11 классов.

Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.

Для каждого возраста есть также свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями:

1-2 класс – 1,5 кг; 3-4 классы – 2,5 кг; 5-6 классы – 3 кг; 7-8 классы – 3,5 кг; 9-11 классы – до 4 кг.

Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10 % от массы тела (вычисляется по формуле: раздели свой вес на 10).

1.2. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, ученик физически утомляется, утомление плохо сказывается на работоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает. В ближайшем будущем ношение тяжестей приведет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит. Также избыточный вес портфеля увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих непосильный груз, может развиться плоскостопие. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек – будущих мам.

2. Результаты эксперимента

Эксперимент. Изучив литературу по нашей теме, мы провели эксперимент во 2 классе нашей школы. В эксперименте участвовало 8 школьников. Всего было исследовано 8 ранцев.

По первому пункту плана эксперимента мы измерили все учебники, по которым обучаются школьники 2 класса. Данные измерения занесли в таблицу 1. Из которой видно, что во 2 классе самый тяжелый учебник (не соответствует нормам) – учебник бурятского языка – 450 гр., остальные соответствуют норме.

Во-вторых, мы измерили вес каждого ученика, вес портфеля каждого ученика 2  класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Данные замеров поместили в таблицу 2 .

В-третьих, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 2 класса, исходя из веса тела и норматива о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, правильный вес портфеля ученика

был рассчитан по формуле:
Правильный вес портфеля = ВУ*10/100, где
ВУ – вес ученика, кг
и сопоставлен с фактическим средним весом портфеля каждого ученика соответственно.

           Результаты эксперимента даны
в Приложении 1-2, в таблицах 1,2.  

Из таблицы 2 видно, что во 2 классе почти все ученики ежедневно носят слишком тяжелые ранцы: свыше 1,5 кг. По номинациям получаем такие результаты:

- самый правильный ранец (до 0,5 кг) – Тиунов Витя, Пастухова Ксюша;

- самый легкий ранец – Колодин Саша, Кандаков Арсентий;

- самый тяжелый ранец – Федоров Витя;

- самый тяжелый ранец с принадлежностями – Владимирова Алина, Перетолчин Коля;

- самый легкий ранец с принадлежностями –Оленников Ярослав;

- самый тяжелый учебник – учебник бурятского языка;

- самый «тяжелый» учебный день – вторник;

- самый «легкий» учебный день - пятница.

А если проанализировать данные эксперимента по весу ученика (портфель должен весить 10% от веса ученика), то видим такие результаты: соответствует нормативам ранцы Колодина Саши и Тиунова Вити, у остальных опять-таки не соответствие нормативам.  Таким образом, наш эксперимент во 2 классе показал неутешительный результат.

3.Разработка рекомендаций для родителей, учащихся, учителей

Используя данные изученной литературы, Интернет-источников, эксперимента, я составил памятки для родителей, учащихся, учителей 

Заключение. Выводы

Работая над темой исследования, я пришел к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
            Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на работоспособности: усталый ребенок не сразу может

включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
           Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
           Подводя итог высказанным предложениям, а также выражая свое мнение, я считаю, что для того, чтобы облегчить портфель ребенка необходимо:

  1. Купить второй набор учебников для школы. Но есть аргументы «против» - многие школы и так не могут полностью обеспечить полным набором учебников, не говоря о втором.
  2. Оборудовать в школе места для хранения личных вещей. Аргументы «против» - маленькая площадь аудиторий и беспорядок. В специальных полочках, ящичках и шкафчиках можно хранить краски, альбомы, кисточки, пластилин, цветную бумагу, папку для труда, физкультурную форму, сменную обувь. Правда, многие учителя считают, что для младших школьников это не вариант.
  3. Носить один комплект учебников на парту. Аргументы «против» - неудобно работать.
  4. Выбирать легкий рюкзак. Аргумент «против» - облегченные дешевые рюкзаки весом 500 грамм плохо действуют на здоровье ребенка (часто школьники сами жалуются на усталость в спине и боль), а облегченный ортопедический рюкзак за 5-6 тысяч рублей – не всегда по карману родителям. Средний правильный рюкзак с ортопедической спинкой весит около 1,5 кг.
  5. Следует переходить на электронные носители информации: ноутбуки. Весь мир уже использует это как систему обучения. Это удобно, легко и просто, а главное, это возможно.
  6. Просто не носить в портфелях ничего лишнего
  7. Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.
  8. При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, так как в один день портфель может быть тяжелый, а в другой – легкий.
  9. Совет для родителей – не покупать своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов.

Использованная литература

  1. Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989
  3. 3. Ранец [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86
  4. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 51с.
  5.  «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007

 

 


Приложение 1. Таблица 1.

  Вес учебников во 2 классе и их соответствие санитарным нормативам.

Класс

Название учебника

Вес учебника по нормативу

Реальный вес учебника, гр

2 класс

Математика

300 гр

200

Русский язык

250

Литературное чтение

250

Бурятский язык

450

Бурятская литература

150

Английский язык

300

Окружающий мир

250

Рабочая тетрадь по русскому языку

150

Рабочая тетрадь по литературному чтению

150

Рабочая тетрадь по окружающему миру

150

Рабочая тетрадь по английскому языку

250

Приложение 2. Таблица 2.

  Вес школьного ранца и соответствие его нормативам. 2 класс

№

Фамилия, имя ученика

Вес ученика, кг

Вес   портфеля (в граммах), рекомендуемый по возрасту

 

Вес портфеля (в гр), рекомендуемый по весу самого ученика

Вес пустого портфеля (в граммах) – по норме не более 500 г

Вес полного портфеля (в граммах) - по норме –

2 кл -1,5 кг

 

По норме- по формуле: свой вес/10

Реальный рез-т (средний результат: суммируем ежедневные измерения и делим на 6 (кол-во дней)

п

вт

с

ч

пт

1

Владимирова Алина

26,1

800

3800

4600

3400

4500

1600

2610

3470

2

Перетолчин Коля

27,9

350

2900

3800

3050

3950

1400

2790

2830

3

Федоров Витя

25,0

600

4200

4300

3960

4000

1950

2500

3640

4

Колодин Саша

26,8

500

2840

2900

2700

2750

1150

2680

2490

5

Пастухова Ксения

23,3

500

2850

3350

3000

3050

1400

2330

2720

6

Кандаков Арсентий

24,1

300

2950

3600

3050

3550

1380

2410

2710

7

Оленников Ярослав

23,5

300

3050

3200

2900

3800

1470

2350

2820

8

Тиунов Витя

32,4

900

3250

4150

3150

3400

1200

3240

2770


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Калистратов Арсений ученик 2 класса МБОУ ООШ №6, г. Гусиноозерска Руководитель:Десятова Валентина Дорофеевна Министерство образования и науки РБ МБОУ ООШ № 6 г. Гусиноозерска Детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку» «Сколько весит рюкзак школьника»

Слайд 2

Актуальность исследования Всем известно, что правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие правильное вертикальное формирование позвоночника. Среди множества факторов, влияющих на осанку, является ношение тяжелых ранцев, особенно портфелей. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Подсчитано, что для маленького ребенка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Поэтому в нашем исследовании я рассматривал следующие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку школьника? Соответствует ли вес ранцев санитарно-гигиеническим нормам?

Слайд 3

Объект исследования – ученики 2 класса. Предмет исследования – школьный портфель и его влияние на здоровье младшего школьника. Цель исследования – изучить влияние школьного портфеля на здоровье младшего школьника и составить рекомендации для родителей и памятку для детей по сбережению здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Для реализации цели были решены следующие задачи : Изучить литературу по санитарно-гигиеническим нормам к школьным портфелям и описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм школьника, к каким последствиям это может привести. Провести исследование среди учащихся 2 класса «Соответствие учебных пособий, школьных ранцев санитарным нормам». Выработать рекомендации для родителей. Изучить полученные результаты и сделать выводы. Гипотеза исследования – не все школьные портфели соответствуют санитарным нормам, тяжёлый ранец вредит здоровью. Методы исследования – эксперимент, наблюдение, анализ полученной информации.

Слайд 4

Методика исследования 1. Изучение и анализ санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующие вес школьного портфеля. 2. Проведение эксперимента во 2 классе по следующему плану: Измерить вес учебников. Измерить вес ранцев со школьными принадлежностями у учеников. Измерить вес ранцев без школьных принадлежностей у учеников. Измерить вес самих учеников. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. Подвести итоги по номинациям: - самый правильный ранец (до 0,5 кг); - самый легкий ранец; - самый тяжелый ранец; - самый тяжелый ранец с принадлежностями; - самый легкий ранец с принадлежностями; - самый тяжелый учебник; - самый « тяжелый » учебный день; самый « легкий » учебный день. . 3. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся, учителей

Слайд 5

Анализ информации С февраля 2003 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособи я для каждой возрастной группы: Вес издания не должен быть более: • 300 г - для 1 - 4 классов; • 400 г - для 5 - 6 классов; • 500 г - для 7 - 9 классов; • 600 г - для 10 - 11 классов. Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г. Для каждого возраста есть также свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями: 1-2 класс – 1,5 кг; 3-4 классы – 2,5 кг; 5-6 классы – 3 кг; 7-8 классы – 3,5 кг; 9-11 классы – до 4 кг. Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10 % от массы тела (вычисляется по формуле: раздели свой вес на 10).

Слайд 6

Результаты эксперимента 2 класс 8 учащихся

Слайд 7

№ Фамилия, имя ученика Вес ученика, кг Вес портфеля (в граммах), рекомендуемый по возрасту Вес портфеля (в гр), рекомендуемый по весу самого ученика Вес пустого портфеля (в граммах) – по норме не более 500 г Вес полного портфеля (в граммах) - по норме – 2 кл -1,5 кг По норме - по формуле: свой вес/10 Реальный рез-т (средний результат: суммируем ежедневные измерения и делим на 6 (кол-во дней) п вт с ч пт 1 Владимирова Алина 26,1 800 3800 4600 3400 4500 1600 2610 3470 2 Перетолчин Коля 27,9 350 2900 3800 3050 3950 1400 2790 2830 3 Федоров Витя 25,0 600 4200 4300 3960 4000 1950 2500 3640 4 Колодин Саша 26,8 500 2840 2900 2700 2750 1150 2680 2490 5 Пастухова Ксения 23,3 500 2850 3350 3000 3050 1400 2330 2720 6 Кандаков Арсентий 24,1 300 2950 3600 3050 3550 1380 2410 2710 7 Оленников Ярослав 23,5 300 3050 3200 2900 3800 1470 2350 2820 8 Тиунов Витя 32,4 900 3250 4150 3150 3400 1200 3240 2770 Вес школьного ранца и соответствие его нормативам 2 класс

Слайд 8

Выводы Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на работоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость. Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся. Используя данные изученной литературы, Интернет-источников, результаты эксперимента, я составил памятки для родителей, учащихся, учителей.

Слайд 9

Мы во 2 классе

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Ералаш

Рисуем "Ночь в лесу"

Где спят снеговики?

Весёлая кукушка

Денис-изобретатель (отрывок)