Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, меняются взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но остается память, то, чем мы можем гордиться. История развивается по спирали, и придёт тот день, когда настоящее станет прошлым. Историю делает личность. Большую роль в ее становлении играет школа, общественность, детские организации. Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Одним из таких движений в советское время было пионерское движение.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Колесовская средняя общеобразовательная школа»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
ИСТОРИЯ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Выполнил:
Варфоломеев Кирилл, ученик 10 класса.
Научный руководитель:
Муравьева Людмила Константиновна,
учитель русского языка и литературы.
Введение
Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, меняются взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но остается память, то, чем мы можем гордиться.
Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Одним из таких движений в советское время было пионерское движение.
С какой целью была создана пионерская организация в нашей стане? Какую роль играла в жизни подрастающего поколения? Как нынешнее поколение относится к пионерскому движению? Эти и другие вопросы возникли у меня, когда на классном часе мы знакомились с историей школы.
Цель моего исследования: изучить историю Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и выяснить, как развивалось пионерское движение в нашей республике, в нашем районе, в нашей школе.
19 мая 2022 года исполнится 100 лет со дня создания пионерской организации нашей страны, в октябре 2023 года – 105 лет ее «старшему брату» - комсомолу. Эти праздничные даты объединяют не одно поколение россиян, граждан разных стран, людей родом из детства, мира фантазии, творчества, радости. Также данное исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране. Для воспитания патриотизма юных граждан необходимо знать историю, в том числе историю пионерского движения. Приобщение подростков к общечеловеческим ценностям невозможно без демонстрации примеров и подвигов того поколения, чьё детство и юность прошли в пионерии и комсомоле.
Глава I. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина
1. История создания Всесоюзной пионерской организации
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская организация в СССР. Была образована решением II Всероссийской конференции РКСМ, принявшей 19 мая 1922 года резолюцию «Детское движение». С тех пор 19 мая отмечался в Советском Союзе как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Руководство деятельностью пионерской организации осуществлял ЦК ВЛКСМ.
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций. Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму, видя в нём своего соперника. Уже на 1 съезде РКСМ в 1919 году было принято решение о роспуске скаутских отрядов[1].
Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Надеждой Константиновной Крупской, она предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения. И. Жуков (лидер скаутов Дальневосточной республики) предложил для новой организации название «пионеры»[2].
2 февраля 1922 года бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 13 февраля, бывший скаутмастер и член РКСМ, 19 - летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта группа обычно считается первым пионерским отрядом .
2.Структура Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс - отряд, школа - дружина). Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Чаще всего пионерские отряды объединяли учеников одного класса, а дружины - учеников одной школы.
Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности.
Высший орган дружины, отряда, звена - пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда - совет отряда, сбор звена - звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республиканские) или один раз в 2 - 3 года (краевые, областные, окружные, городские и районные). Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города.
3. Символы и атрибуты всесоюзной пионерской организации
Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!». При вступлении в пионерскую организацию дети давали Торжественное обещание пионера. Также учили Законы пионеров. Была и специальная пионерская форма.
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
Глава II. Пионерия шагает по стране
Пионерская организация, родившаяся на заре становления нового советского государства в 1922 году, стала единственной детской организацией во многих регионах бывшего СССР, в том числе и в Республике Бурятия.
Для того чтобы пионерские организации появлялись не только в центральных районах страны, но и в отдаленных, затрагивая крестьянских детей, началась подготовка национальных кадров. На V Всероссийском съезде РКСМ были определены цели и задачи детского движения, а также формы работы, содержание и методика.
Днем рождения первого пионерского отряда в Бурятии считается 27 апреля 1923 года. В начале марта на совещании прибайкальского Губкома РКСМ было принято решение: «Организовать отряд инструкторов по детдвижению при Губкоме РКСМ из комсомольцев г. Верхнеудинска. Распустить скаутскую организацию и приступить к организации отрядов юных пионеров». Организовали его 18 марта 1923 г. инструкторы, приехавшие по специальной программе из Москвы. Первым инструктором стала инструктор комсомола Мила Славнина, первыми вожатыми были назначены Газис Урманчеев, бывший скаутмастер, и Феня Ершова. Как вспоминал пионер первого отряда П.И. Соколов: «Собралось нас человек 60 прямо на улице. Мила Славнина рассказала нам о пионерской организации, что значит быть пионером, чем будем заниматься. Тогда в пионеры просто записывали, но многие побоялись записаться. Осталось нас 22 человека». Сначала отряды разбивались на звенья мальчиков и девочек, но уже через год появляются смешанные звенья, а численность пионеров достигает 6 отрядов в количестве 160 детей младшего и подросткового возраста[3]. Буквально за два года к 1925 году в пионерской организации Бурятии насчитывалось более 6000 детей. В пионеры, как правило, принимались дети с 9-летнего возраста и состояли в ней до 14-летнего возраста, когда начинался приём в комсомол[4].
Итогом конца 20-х годов стали Пионерские слеты, которые прошли по всей стране и доказали всем, что в Советском Союзе появилась массовая детская организация, имеющая большой авторитет среди общества. В Бурятии в этот период детское движение имело свои особенности, оно успешно распространялось в сельской местности. Пионерская организация становилась массовой, улучшалась социальная база движения, деятельность организации расширялась.
С началом Великой Отечественной войны пионерские организации Бурятии, как и всей страны, изменяют направленность своей работы. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал главным и единственным для всех. Как и все пионеры страны, пионеры Бурятии были заняты на общественно- полезной работе. За четыре года на сельскохозяйственных работах было задействовано 113,7 детей.[5] Не отставали пионеры Бурятии и в такой акции, запущенной советскими школьниками, как сбор средств на строительство военной техники.
Огромную работу пионеры и школьники проводили в госпиталях. К 1945 году только в Улан-Удэ было открыто 14 эвакогоспиталей, а еще в Кяхте, Бабушкине, Кабанске, Заиграево, Каменске и в других поселениях. Пионеры помогали медицинским работникам, писали письма родным раненых солдат, организовывали концерты, читали книги и даже отдавали свою кровь. А между сменами ездили разгружать вагоны с углем и дровами, предназначенными для отапливания госпитальных помещений.[6]
И конечно, нельзя оставить без внимания тимуровское движение, развернувшееся в годы войны. Возникло это уникальное явление после выхода в свет книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», в которой была предложена уникальная форма организации ребят - полезная и самостоятельная. Деятельность тимуровцев в это трудное время была очень разносторонней: помогали эвакуированным детям, расчищали дороги, собирали теплые вещи, отсылали их на фронт. В 1945 году в Бурятии действовало 25000 тимуровцев, команды были созданы во всех дружинах республики.[7]
Летом победного 1945 года , 10 июня, открыт пионерский лагерь в районе Большой Речки. Сотни ребятишек – дети участников войны и отличники учёбы – получили право беззаботного отдыха: с пионерским костром, под звуки горна и барабана, с чудесной романтикой страны пионерии. А организатором этого была вожак районной молодёжи, секретарь райкома комсомола Маша Шадрина.
В Колесовской школе была создана пионерская дружина имени Павлика Морозова. С 1968 года она работала на марше Юных ленинцев «Всегда готов!». В рамках марша разрабатывалось несколько маршрутов: «В страну знаний!», «Моя родина-СССР», «Салют, Победа!», «Пионерстрой», «Сильные, смелые, ловкие» и «Мир и солидарность».
Старшей пионерской вожатой на протяжении 20 лет была Корытова Татьяна Степановна, которая вложила в работу с пионерской организацией не только свой профессионализм, но и душу. За свою добросовестную работу она была награждена поездкой в Болгарию и Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок».
Какие только мероприятия не проводились в школе! Пионеры проводили пионерские линейки, пионерские сборы, вели большую тимуровскую работу. Дети выступали с концертами на полях, фермах, птичниках перед тружениками птицефабрики «Кабанская». Ежегодно проводился сбор макулатуры и металлолома, вырученные деньги переводились в Фонд мира. Осенью оказывали посильную помощь птицефабрике в уборке урожая. За хорошую работу наша дружина четырежды была награждена правофланговыми лентами Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина.
Традиционно в феврале проводилась военно-патриотическая игра «Зарница», где все ученики школы делились на две больших команды «Синие» и «Зелёные» и шли на штурм крепости: горы Исаковки. Все пришивали на верхнюю одежду погоны соответствующего цвета, и во время «боя» нужно было, как можно больше сорвать погонов у соперников: от этого зависела победа. Также нужно было захватить знамя противника, которое очень бережно охранялось. Сколько было здорового духа, ярких и радостных эмоций!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая исследование, я пришёл к выводу, что опыт пионерской работы открыл широкие возможности для дальнейшей творческой педагогической и общественно-значимой деятельности.
Беседуя с людьми, чьё детство прошло в пионерской организации, понимаешь, что в их памяти хорошо сохранились события пионерского детства. Все они жалеют о том, что этого не было у их детей, и нет у их внуков. Об этом же свидетельствует социальный опрос среди людей разного возраста, где был задан вопрос: «Нужна ли России сейчас пионерская организация, которая была при СССР?» 75 ответили - да, нужна; 18% - нужна, но другая; 6 % - , не нужна. Цифры говорят сами за себя. Пусть пионерия канула в лету, но не забыта её идея. Детское движение является средой воспитания личности, потому что его цели и содержание деятельности имеют социально преобразующий характер, система отношений и взаимодействия в детских объединениях обеспечивает личностно значимое участие в жизнедеятельности первичного детского коллектива и имеет гуманистическую направленность.
День пионерии никто не отменил. Сегодня, спустя уже 100 лет, о тех временах не забыли. И, несмотря на то, что этот праздник детский, отмечают его все, потому что у каждого взрослого было свое пионерское детство. Время романтики, время костров и песен, время настоящей пионерской дружбы!
Список литературы
Интернет-ресурсы
[1] Басов Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. - М.: Просвещение, 1984. -207.
[2] Всесоюзная Пионерская организация//БСЭ
[3]3А.Н. Балакирев. Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии.[Текст]/ВЕСТНИК БГУ Выпуск ИСТОРИЯ 7 / 2014.
[4]4 Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: «Воспитание школьников». [Текст]/1986 г, №5., 38-40 с.
[5]Кузнецов И.И. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны
войны .[Текст] / И. И. Кузнецов, Т. П. Кузнецова. - Иркутск : Изд-во Иркут.ун-та, 1985. - 176 с.
[6]Как Бурятия спасла тысячи солдат во время ВОВ[ Электронный ресурс ]: Моя Бурятия- новости.URL:https://my-buryatia.ru/obshchestvo/kak-buryatiya-spasla-tysyachi-soldat-vo-vremya-vov
[7] Балакирев А.Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991 гг.) [Текст] / А. Н. Балакирев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Бурятский гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2014. – 188с.

Тигрёнок на подсолнухе

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Рисуем домики зимой

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Астрономический календарь. Январь, 2019 год